Рабочая программа русский язык 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Омышева Анна Сергеевна

Рабочая программа русский язык с. Г. Бархударов - 140 часов (календарно-тематическое планирование и пояснительная записка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_izmeneniya.docx71.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                              Согласовано:                                 Утверждено:

ШМО учителей                          зам.дир по УВР                             директор МБОУ «КССОШ»

гуманитарного цикла

Ефимова В. Г.

Протокол №1

от 28.09.2014                              Злотникова Т.   А.

                                                     Протокол №1

                                                     от 29.08.2014                                Журавлева Е.Ю.

                                                                                                            Приказ №68/3

                                                                                                             от 01.09.2014

___________________               ________________                        _____________________

___________________               ________________                        _____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Русский язык

2014-2015 учебный год

8 класс

Образовательная область: гуманитарная

Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна

                                                                                           учитель русского языка и литературы

с. Копьево,2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2014 – 2015 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Программа по русскому языку входит в образовательную область «Филология». Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК: Бархударов С. Г. Русский язык для 8 класса общеобразовательных учреждений/С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков. Л. Ю. Максимов и др. – 29 издание. – М.: Просвещение, 2006 , имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников.

Курс русского языка в 8 классе рассчитан на 4 часа в неделю, что в объеме составляет 140 часов в год. В том числе: контрольных работ – 11, уроков по развитию речи – 10.

Риски:

- курсовая подготовка;

-актированные дни;

-семинары;

-праздничные дни.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

            - формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

            - воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

         Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Цели обуславливают следующие задачи:

               - одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями,  формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

            - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

            - развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

            - способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

           - формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.

При изучении курса русского языка, учитываются особенности класса: в классе одиннадцать обучающихся. После проведения диагностической работы было выявлено. На «4» и «5» занимаются: Вашлаева Ира, Хрипакова Яна, Лихова Алена, Кириллов Саша, Расторгуев Саша, владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Егунов Саша, Щетинин Данил, Щетинин Максим, очень слабые знания у Ли Коли. Леймана Сережи, Алексеевой Насти, плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения. Отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные занятия используются для работы. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Задания повышенной трудности использую для индивидуальной работы с сильными обучающимися и проявляющими особый интерес к русскому языку. Учебный процесс, в классе в целом, проводит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.

В структуре курса заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширение и углубление знаний и умений учащихся, в развитии мышдения, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Межпредметные связи:При работе широко используются взаимосвязь предметов гуманитарного цикла, таких как литература, история, иностранные языки и др.

Использование в обучении литературе системы уроков с содержанием национально - регионального компонента способствует усилению интереса к русскому языку, как к языку  великой державы, так и своей малой Родине.  Применение национально-регионального компонента в обучении русскому языку позволяет увидеть «живой русский язык», а не сухую бездушную науку. Изучение русского языка в органической связи с  окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. В курсе русского языка  9 класса задания такого типа широко применяются при изучении тем «Сочинение-характеристика человека», «Сочинение-описание местности», «Назывные предложения», «Однородные и неоднородные определения», «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них», «Особенности обособления предложения», «Публичное выступление», «Сжатое изложение», «Повторение. Словосочетание», «Повторение предложений с обращениями и вводными словами».

Использование компьютерных технологий  в преподавании русского языка позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать интересные задания как практического, так и теоретического характера, осуществлять разные подходы к обучению детей, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Функции русского языка в современном мире

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

СИНТАКСИС.  ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА  РЕЧИ.

Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении; уметь использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения.Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов
наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения; уметь описать архитектурных памятников как вид текста;
структура текста, его языковые особенности.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения

Повторениепройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Уметьинтонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.Уметь писать публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки  препинания при нем.Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Уметь использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами; пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными,   противительными,   разделительными)   и   интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.Вариативность постановки знаков препинания.

Рассуждение на основе литературного произведения(в том числе дискуссионного характера).

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Повторение изученного об обращении.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.   Одиночные и парные знаки препинания.Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.Публичное выступление на общественно значимую тему.

Уметьинтонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Обособленные члены предложения

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Прямая и косвенная речь

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Уметь выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

           К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Структура курса по предмету

  1. Учебно-тематическое планирование

Параграф учебника

Тема

Количество часов

1

Функции русского языка в современном мире

1

2

Повторение изученного в 5-7 классах

7

3

Словосочетание

2

4

Простое предложение

2

5

Простое двусоставное предложение

18

6

Второстепенные члены предложения

15

7

Простые односоставные предложения

13

8

Неполные предложения

4

9

Однородные члены предложения

15

10

Обособленные члены предложения

21

11

Обращения, вводные слова, междометия

15

12

Прямая и косвенная речь

11

13

Повторение и систематизация пройденного материала за 8 класс

14

Резервные часы

2

Всего уроков

140

  1. Практические занятия по предмету (контрольные работы и уроки по развитию речи)

№ п/п

Дата

Тема

Вид контроля

Контрольная работа или тестирование

Урок развития речи

1.

02.09.2014

Контрольная работа «Проверка остаточных знаний с грамматическим заданием» (диктант с грамматическим заданием)

+

2

10.09.2014

Контрольная работа «Повторение» (диктант с грамматическим заданием)

+

3

29.09.2014

Сочинение-рассказ о храме Василия Блаженного

+

4

15.10.2014

Контрольное тестирование по теме «Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения»

+

5

21.10.2014

Сочинение-характеристика человека

+

6

11.11.2014

Сочинение-описание по местности

+

7

18.11, 19.11.2014

Зачет по теме «Второстепенные члены предложения» (тест  и устный опрос)

+

8

24.11.2014

Контрольное изложение с элементами сочинения

+

9

04.12.2014

Классное сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»

+

10

10.12.2014

Контрольная работа по теме «Односоставное предложение» (диктант с грамматическим заданием)

+

11

23.12.2014

Сочинение о бережном отношении к природе

+

12

27.01.2015

Сочинение по картине ф. А. Васильева «Мокрый луг»

+

13

29.01, 02.02.2015

Зачет по теме «Однородные члены предложения (тест и устный опрос)

+

14

23.02.2015

Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами» (диктант с грамматическим заданием)

+

15

10.03.2015

Зачет по теме «Предложения с уточняющими членами» (тест и устный опрос)

+

16

31.03.2015

Контрольное сжатое изложение

+

17

08.04.2015

Контрольная работа по теме «Предложение с обращениями, вводными словами» (диктант с грамматическим заданием)

+

18

13.04.2015

Публичное выступление

+

19

28.04.2015

Зачет по теме «Прямая и косвенная речь» (тест и устный опрос)

+

20

30.04.2015

Сжатое изложение

+

21

26.05.2015

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» (диктант с грамматическим заданием)

+

Календарно-тематическое планирование 8 класс

Iчетверть

№ пп

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

Глава I:Функции русского языка в современном мире (1): Русский язык в современном мире.

1

1

Функции русского языка в современном мире

01.09

Глава II:Повторение изученного в 5-7 классах (7): Повторение разделов морфемика, словообразование, лексика, фразеология, морфология. Строение текста и стили речи

2

2

Контрольная работа «Проверка остаточных знаний за 5-7 классы»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

02.09

3

3

Повторение и обобщение. Фонетика. Графика. Орфография

03.09

4

4

Морфемика и словообразование. Орфография.

04.09

5

5

Лексика и фразеология. Орфография

08.09

6

6

Морфология. Орфография

09.09

7

7

Р./р. Строение текста. Стили речи.

Задание с определением стилей речи

10.09

8

8

Контрольная работа «Повторение»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

11.09

9

9

Анализ контрольной работы. Строение  и грамматическое значение словосочетании

15.09

Глава III: Словосочетание (2ч): Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

10

10

Строение  и грамматическое значение словосочетании

16.09

11

11

Типы связей слов в словосочетаниях

17.09

Глава IV:Простое предложение (2ч): Грамматическая (предикативная) основа предложения.Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

12

12

Строение и грамматическое значение предложений

18.09

13

13

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

Словарный диктант

22.09

Глава V:Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (14ч + 4 ч р.р): Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Написание сочинения – рассказа о храме Василия Блаженного. Подготовка к написанию домашнего сочинения  по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии».Сочинение-характеристика человека.

14-15

14-15

Главные члены предложения. Подлежащее

23.09-24.09

16

16

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

29.09

17

17

Р./р. Сочинение – рассказ о храме Василия Блаженного

Сочинение-рассказ о храме Василия Блаженного

30.09

18-19

18-19

Составное глагольное сказуемое

01.10-02.10

20-21-22

20-21-22

Составное именное сказуемое

06.10-07.10-08.10

23-24

23-24

Тире между подлежащим и сказуемым.

09.10-13.10

25-26

25-26

Повторение по теме «Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения»

14.10

27

27

Контрольная работа по теме: «Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения»

Контрольное тестирование

15.10

28

28

Анализ контрольной работы

16.10

29-30

29-30

Р.р. Сочинение-характеристика человека.(НРК)

20.10-21.10

Глава VI: Второстепенные члены предложения (11ч + 4 ч р.р):  Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

31-32

31-32

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

22.10-23.10

33-34

33-34

Определение.

27.10-28.10

35-3

36-37

Приложение.

29.10-30.10

II четверть

37

1

Р.Р. Подготовка сочинению-описанию местности.(НРК)

Подготовка к сочинению-описанию родного края

10.11

38

2

Р.р. Сочинение-описание местности.(НРК)

Сочинение-описание родного края.

11.11

39

3

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

12.11

40

4

Основные виды обстоятельств.

13.11

41

5

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения»

17.11

42-43

6-7

Зачёт по теме «Второстепенные члены предложения»

Устный и письменный опрос учащихся

18.11-19.11

44

8

Р.Р. Подготовка к контрольному изложению с элементами сочинения.

Подготовка к изложению с элементом сочинения

20.11

45

9

Р.р. Изложение контрольное  с элементами сочинения.

Изложение с элементом сочинения

24.11

Глава VII: Простые односоставные предложения  (11ч  + 2 ч р/р): Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.Рассказ на свободную тему.Специфика использования страдательных оборотов в односоставных предложениях.

46

10

Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо- личные.

25.11

47

11

Неопределённо-личные предложения.

26.11

48-49

12-13

Безличные предложения.

27.11-01.12

50

14

Закрепление изученного по теме: «Односоставные предложения с главным членом - сказуемым».

02.12

51

15

Р.Р. Подготовка к классному №1 сочинению по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Подготовка к сочинению по картине

03.12

52

16

Р.р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце».

Сочинение по картине

04.12

53-54

17-18

Обобщение по теме «Односоставные предложения».

08.12

09.12

55

19

Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения».

Контрольное тестирование

10.12

56-57

20-21

Анализ контрольной работы. Назывные предложения (НРК)

11.12-15.12

58

22

Закрепление изученного по теме: «Односоставные предложения с главным членом-подлежащим».

16.12

Глава VIII: Неполные предложения (2ч+2ч р.р): Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Написание сочинения.

59-60

23-24

Понятие о неполных предложениях.

17.12.-18.12

61

25

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению  о бережном отношении к природе.

Подготовка к сочинению

22.12

62

26

Р.р. Сочинение о бережном отношении к природе.

Сочинение

23.12

Глава IX: Однородные члены предложения (13ч+2ч р.р):    Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

63-64

27-28

Понятие об однородных членах.

Самостоятельная работа

24.12-25.12

III четверть

65-66

1-2

Однородные и неоднородные определения.(НРК)

Самостоятельная работа

12.01-13.01

67-68-69

3-4-5

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

14.01-15.01-19.01

70-71-72

6-7-8

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. (НРК)

Самостоятельная работа

20.01-21.01-22.01

73

9

Р.Р. Описание картины. Подготовка к сочинению по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг».

Подготовка к сочинению по картине

26.01

74

10

Р.р. Сочинение по картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг».

Сочинение по картине

27.01

75

11

Повторение по теме «Предложения с однородными членами».

28.01

76-77

12-13

Зачёт по теме «Однородные члены предложения».

Устный и письменный опрос учащихся

29.01-02.02

Глава X:Однородные члены предложения (21ч): Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. 

78-79

14-15

Предложения с обособленными членами.

03.02-04.02

80-81

16-17

Обособленные определения.

05.02-09.02

82-83

18-19

Обособленные приложения.

10.02-11.02

84-85-86-87

20-21-22-23

Обособленные обстоятельства.

12.02-16.02-17.02-18.02

88-89

24-25

Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами».

19.02

23.02

90

26

Контрольный диктант  по теме «Предложения с обособленными членами».

Контрольный диктант с грамматическим задание

24.02

91-92

27-28

Анализ контрольной работы. Особенности обособления предложений.(НРК)

25.02-26.02

93-94

29-30

Предложения с уточняющими обособленными членами.

02.03-03.03

95-96-97

31-32-33

Обособление уточняющих членов предложения.

04.03-05.03-09.03

98

34

Зачёт по теме «Предложения с уточняющими членами».

Устный опрос учащихся

10.03

Глава XI:Обращения, вводные слова и междометия (11ч+4ч р.р): Повторение изученного материала об обращении.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.Публичное выступление на общественно значимую тему.

99-100

35-36

Обращение и знаки препинания при нём.

11.03-12.03

101-102

37-38

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

16.03-17.03

103-104

39-40

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями.

18.03-19.03

IV четверть

105-106

1-2

Р. р. Контрольное сжатое изложение

Сжатое изложение

30.03-31.03

107-108

3-4

Вставные конструкции.

01.04-02.04

109-110

5-6

Повторение по теме «Вводные слова и предложения».

06.04-07.04

111

7

Контрольный диктант  по теме «Предложения с обращениями, вводными словами».

Контрольный диктант с грамматическим заданием

08.04

112-113

8-9

Анализ контрольной работыР.Р. Публичное выступление.

09.04-13.04

Глава XII:Прямая и косвенная речь (9ч+2чр.р): Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

114-115-116

10-11-12

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

14.04-15.04-16.04

117

13

Предложения с косвенной речью.

20.04

118-119

14-15

Замена прямой речи косвенной.

21.04-22.04

120-121

16-17

Цитаты и знаки препинания при них.

23.04-27.04

122

18

Зачёт по теме «Прямая и косвенная речь».

Устный и письменный опрос учащихся

28.04

123

19

Р.р. Подготовка к сжатому изложению.(НРК)

Подготовка к сжатому изложению

29.04

124

20

Р.р. Сжатое изложение (НРК)

Сжатое изложение

30.04

Глава XIII: Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (16): Повторение пройденного материала за 8 класс

125-126

21-22

Повторение словосочетания.(НРК)

04.05-05.05

127

23

Повторение строения предложений.

06.05

128

24

Повторение двусоставного предложения.

07.05

129-130

25-26

Повторение односоставного предложения.

11.05-12.05

131

27

Повторение неполных предложений.

13.05

132

28

Повторение предложений с однородными членами.

14.05

133-134

29-30

Повторение предложений с обособленными членами.

18.05-19.05

135

31

Повторение предложений с уточняющими членами.

20.05

136-137

32-33

Повторение предложений с обращениями и вводными словами.

21.05-25.05

138

34

Повторение предложений с прямой и косвенной речью.

26.05

139

35

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

Контрольный диктант с грамматическим заданием

27.05

140

36

Работа над пунктуационными и орфографическими ошибками в контрольном диктанте

28.05

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

·  полнота и правильность ответа;

·                 степень осознанности, понимания изученного;

·                 речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

·  обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

·                 обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

·                 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

·  излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

·                 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

·                 излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1»ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3  пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационныхошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за.диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится заработ, в которой не выполнено более половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в б классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

Оценка «5» :

1.    Содержание работы полностью соответствует теме.

2.    Фактические ошибки отсутствуют.

3.     Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведенийпо стилистике).

5.   Достигнуто стилевое единство

 

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»:

В  целом в работе допускается 1 недочет в содержании  и  1 речевой недочет .

1. Содержание работы в основном   соответствует  теме (имеются  незначительные отклонения  от темы)

2.  Содержание в основном достоверно, но   имеются единичные фактические неточности.

3.   Имеются незначительные нарушения   последовательности в изложении мысли.

4..  Лексический и грамматический строй речи в  целом достаточно разнообразен.

5.  Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительность.

    Допускаются:   2 орфографические и   2  пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и  3   пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

1. В целом в работе допускается не более 2  недочетов  в   содержании   и   не более  3 речевых недочетов.

2.  Работа достоверна, в главном, но в ней    последовательности изложения.

3.  . В работе допущены существенные    отклонения от темы.

4.  Беден словарь и однообразны  употребляемые синтаксические   конструкции, встречается неправильное   словоупотребление.

5.  Стиль работы не отличается единством,   речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при   отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок   и  4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические   ошибки.

Оценка «2»

          В целом в работе допускается не более 4    недочетов в содержании и 5 речевых   недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3.    Нарушена .последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4.   Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.    Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических   и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Перечень литературы и средств обучения

Учебники для учащихся

1.Бархударов С. Г. Русский язык: Учебник для 8 класса/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – 29 издание. – М.: Просвещение, 2006 – 208 с.;

Словари

  1. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка/О. С. Ахманова. – М.: Русский язык, 1986. – 448 с.;
  2. Бурцева В. В. Орфографический словарь русского языка/ В. В. Бурцева. – М.: Фирма «Издательство АСТ». – 1999. – 640 с.;
  3. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся 2 издание/ В. П. Жуков, А. В. Жуков. – М.: Просвещение, 1989. – 383 с.;
  4. Лопатин В. В. Орфографический словарь русского языка/ В. В. Лопатин, Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая и др. – М.: Русский язык, 1991. – 414 с.

Методические пособия по русскому языку

1. Трунцева Т. Н. Рабочая программа по литературе по УМК В. Я. Коровиной. 8 класс / Сост. Т. Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 64 с.;

  1. Егорова Н. В., Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс./Н. В. Егораева, Горшкова В. Н. – М.: ВАКО, 2014. – 336 с.;

Контрольные и проверочные работы по русскому языку

  1. Безденежных Н. В. Новый сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов/Н. В. Безденежных. – Ростов: Феникс, 2013. – 105 с.;
  2. Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы/М. Г. Бройде. – М.: ВАКО, 2014. – 304 с.;
  3. Влодавская Е. А., Итоговые диктанты по русскому языку: 5-9 классы/Е. А. Владовская, М. В. Демина, Л. М. Кулаева, Е. В. Пересветова, Н. П. Шульгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 223 с.;
  4. Тихонова В. В., Шаповалова Т. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 8-9 классы: Метод.пособие/В. В. Тихонова, Т. В. Шаповалова. – М.: Дрофа, 1997. – 144 с.;
  5. Федорова Т. Л. 750 избранных школьных изложений 5-9 класс/ Т. Л. Федорова. – М., «ЛадКом», 2012. – 384с.

Приложение

Контрольные работы

(в двух вариантах)

Лист коррекции

№п/п

Дата

Изменения в рабочей программе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...