Рабочая программа русский язык 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Омышева Анна Сергеевна

Рабочая программа русский язык 9 класс С. Г. Бархударов -105 часов (календарно-тематическое планирование и пояснительная записка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno.docx66.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                  Рабочая программа по русскому языку для 9 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2014 – 2015 год». Примерной программы по русскому языку, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

Программа по русскому языку входит в образовательную область «Филология».

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК: Бархударов С. Г. Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений/С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков. Л. Ю. Максимов и др. – 29 издание. – М.: Просвещение, 2006 , имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников

Курс русского языка в 9 классе рассчитан на 3 часа в неделю, что в объеме составляет 102 часов в год. В том числе: контрольных работ – 6, уроков по развитию речи – 10.

Риски: курсовая подготовка; актированные дни; семинары; праздничные дни.

Характеристика программы

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

        Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоениезнаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формированиеуменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Изучение предмета в 9 классе способствует решениюследующих задач:

1) углубление  представления о новом разделе – синтаксисе и пунктуации;

2) углубление  представления об основных синтаксических единицах русского языка – сложном  предложении и тексте, об изобразительно-выразительных средствах языка;

3) систематизация знаний об основных единицах русского языка;

4) формирование и совершенствование умения применять полученные лингвистические  (языковые) знания на практике;

        5) совершенствование навыков правописания основных типов пунктограмм простого предложения и формирование навыков правописания основных типов пунктограмм сложного предложения,  развитие умения находить их в различных текстах;

        6) систематизация орфографических и ранее изученных пунктуационных норм, совершенствование правописных навыков;

        7) формирование  и совершенствование языковой компетенции (владение основными языковыми нормами – фонетическими, лексическими  и грамматическими);

        8) совершенствование навыка стилистически правильно выражать свои мысли;

        9) совершенствование навыка свободного владения письменной и устной формами литературного языка;

10) совершенствование навыков подробного и сжатого изложения текстов публицистического, научно-популярного и художественного стилей; редактирования собственного текста изложения;

11) совершенствование навыков написания сочинения-описания художественного и научного стилей, сочинения-рассуждения публицистического и научного стилей.

При изучении курса русского языка, учитываются особенности класса: в классе одиннадцать обучающихся. После проведения диагностической работы было выявлено. На «4» и «5» занимаются: Вашлаева Ира, Хрипакова Яна, Лихова Алена, Кириллов Саша, Расторгуев Саша – хорошо владеют теоретическим материалом. На удовлетворительно: Егунов Саша, Щетинин Данил, Щетинин Максим, очень слабые знания у Ли Коли. Леймана Сережи, Алексеевой Насти - плохо усваивают пройденный материал. Низкая культура чтения. Отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний этих учащихся. Дополнительные занятия используются для работы. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Задания повышенной трудности используются для индивидуальной работы с сильными обучающимися и проявляющими особый интерес к русскому языку. Учебный процесс, в классе в целом, проводит удовлетворительно, на уроках дети проявляют активность.

Преемственность в обучении прослеживается в продолжение изучения  тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативных и лингвистических (языковедческих), языковыхнавыков.

        Программа базируется на межпредметных связях с курсами литературы, истории, экологии и МХК, что позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку.

        Использование в обучении русского языка системы уроков с содержание национально-регионального компонента способствует усилению интереса к русскому языку,как к языку Великой Державы,  так и своей малой Родины. Применение национально-регионального компонента в обучении русскому языку позволяет увидеть «живой русский язык»,  а не сухую бездушную науку. Изучение русского языка в органической связи с окружающим миром, позволят приобщить учащихся к человеческой культуре в целом. В курсе русского языка 9 класса применяются при изучении тем: «Изложение с элементом сочинения», «Подробное изложение с элементом сочинения», «Тире в бессоюзном предложение», «Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи», «Язык как развивающееся явление», «Русский язык в современном мире. Русский язык как национальный язык», «Государственный язык и язык межнационального общения», «Морфология. Существительное, прилагательное, числительное», «Синтаксис простого предложения. Пунктуация».

Использование компьютерных технологий в преподавании русского языка позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать интересные задания как практического, так и теоретического характера, осуществлять разные подходы к обучению детей, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

Обязательный минимум содержания основных  образовательных программ

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (8 ч + 2 ч) Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения (1 ч)

Союзные предложения (2+2 ч)

Сложносочиненные предложения (8 ч + 2 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Р.К.: особенности построения сложных предложений в говорах

Сложноподчиненные предложения (25 ч + 7 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (89ч + 4 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (2 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (15 ч + 4 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Требования к уровню подготовки выпускников

за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

Знать

  1. изученные разделы науки о языке;
  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь

  1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. адекватно понимать информацию устного сообщения;
  2. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  3. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  4. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  5. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  6. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  7. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  8. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  9. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  10. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  11. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

1.Учебно-тематическое планирование

Параграф учебника

Тема

Количество часов

Введение. Функции русского языка в современном мире

1

1

Повторение изученного в 5-8 классах

10

2

Сложное предложение

5

3

Сложносочиненное предложение

12

4

Сложноподчиненное предложение

25

5

Бессоюзное предложение

13

6

Сложные предложения с разными видами связи

14

7

Общие сведения о языке

4

8

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

14

Резервные часы

3

Всего часов

2.Практические занятия по предмету (контрольные работы и уроки по развитию речи)

№ п/п

Дата

Тема

1.

07.09

Контрольная работа «Проверка остаточных знаний»

(диктант с грамматическим заданием)

2.

22.09

Контрольная работа «Повторение»

(диктант с грамматическим заданием)

3.

28.09-29.09

Р.Р. Сжатое изложение

4.

12.10-13.10

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

5.

27.10

Контрольная работа «Сложносочиненное предложение»

(диктант с грамматическим заданием)

6.

29.10-09.11

Р.Р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

7.

17.11-19.11

Р.Р.Изложение с элементами сочинения

8.

14.01

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» (диктант с грамматическим заданием)

9.

18.01-19.01

Р.Р.Сжатое изложение

10.

15.02

Контрольная работа по теме «Бессоюзное предложение»

(диктант с грамматическим заданием)

11.

16.02-18.02

Р.Р.Сочинение-рассуждение

12.

08.03-10.03

Р.Р.Подробное изложение с элементами сочинения

13.

17.03-21.03

Р.Р.Публичная речь. Основные функции языка в обществе.

14.

12.04-14.04

Р.Р.Сжатое изложение

15.

03.05

Р.Р.Сочинение-рассуждение

16.

17.05

Контрольная работа по теме «Повторение (тестирование)

Нормы оценок письменных и устных ответов учащихся

Оценка «5»ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2»выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнениядополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5»ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Список учебно-методической литературы

Литература для учащихся:

  1. Бархударов С. Г. Русский язык: Учебник для 9 класса/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др. – 29 издание. – М.: Просвещение, 2002 – 143 с.;

Методическая литература для учителя:

  1. Егорова Н. В., Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс./Н. В. Егораева, Горшкова В. Н. – М.: ВАКО, 2014. – 368 с.;
  2. Безденежных Н. В. Новый сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов/Н. В. Безденежных. – Ростов: Феникс, 2013. – 105 с.;
  3. Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы/М. Г. Бройде. – М.: ВАКО, 2014. – 304 с.;
  4. Влодавская Е. А., Итоговые диктанты по русскому языку: 5-9 классы/Е. А. Владовская, М. В. Демина, Л. М. Кулаева, Е. В. Пересветова, Н. П. Шульгина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 223 с.;
  5. Тихонова В. В., Шаповалова Т. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку, 8-9 классы: Метод.пособие/В. В. Тихонова, Т. В. Шаповалова. – М.: Дрофа, 1997. – 144 с.;
  6. Федорова Т. Л. 750 избранных школьных изложений 5-9 класс/ Т. Л. Федорова. – М., «ЛадКом», 2012. – 384с.

Контрольные измерительные материалы,

справочники по подготовке к ОГЭ

  1. Егораева Г.Т. ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Тренировочные тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. ОГЭ (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  3. Нефедова Н. А. ОГЭ (ГИА -9) Русский язык 9 класс. Основной Государственный Экзамен. Типовые Экзаменационные задания/ Н. А. Нефедова, Е. Л. Алешникова, Е. В. Заяц, Н. А. Петрова, Ю. А. Чадина – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 93 с.
  4. Сенина Н. А. Русский язык 9 класс. Подготовка к ГИА – 2011: учебно-методическое пособие/Сенина Н. А., Диденко С. А., Гармаш С. В., Кобякова Г. Н. – Ростов: Легион – М, 2010. – 378 с.;
  5. Сенина Н. А. Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные материалы по новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие /Н. А. Сенина, С. В. Гармаш, Г. Н. Кобякова, А. Г. Нарушевич. – Ростов: Легион, 2014. – 375 с.

Календарно-тематическое планирование

9 класс русский язык

Iчетверть

пп

урока

Тема урока

Вид контроля

Дата проведения

Примеча-ние

По плану

По факту

Глава I: Функции русского языка в современном мире (1ч): Функции и место русского языка в современном мире.

1

1

Международное значение русского языка

Анализ текста Д.С. Лихачёва о языке: определить тему, идею, позицию автора.

01.09.2015

Глава II:Повторение изученного в 5-8 классах (10 ч.): повторение пройденных разделов за 5-8 класс – фонетика, состав слова, словообразование, лексика, фразеология, морфология, орфография. Синтаксис простого предложения и словосочетание. Типы сложных предложений.

2

2

Словосочетание и синтаксис простого предложения

Разбор словосочетаний, определение типа связи. Анализ простого предложения.

03.09.2015

3

3

Контрольная работа «Проверка остаточных знаний за 5-8»

Диктант с грамматическими заданиями

07.09. 2015

4

4

Анализ контрольной работы. Основные виды сложных предложений

Таблица «Основные виды сложных предложений»

08.09. 2015

5

5

Фонетика. Графика. Орфография

Устные и письменные разборы

10.09. 2015

6

6

Лексика. Фразеология. Орфография

Устные и письменные разборы

14.09. 2015

7

7

Состав слова и словообразование. Орфография

Устные и письменные разборы

15.09. 2015

8

8

Морфология. Орфография

Устные и письменные разборы

17.09. 2015

9

9

Морфология. Орфография

Устные и письменные разборы

21.09. 2015

10

10

Контрольная работа «Повторение»

Диктант с грамматическими заданиями

22.09. 2015

Глава III: Сложное предложение (3+2 р. р.): Виды сложных предложений в русском языке. Разделительные и выделительные знаки препинания  в сложных предложениях. Сжатое изложение.

11

11

Виды сложных предложений

Тестирование

24.09. 2015

12-13

12-13

Р. Р. Сжатое изложение. Основные виды.

Написание сжатого изложения (Подготовка к ОГЭ)

28.09. 2015

29.09. 2015

Глава IV: Сложносочиненное предложение(10+2 р. р.): Сложносочиненное предложение с разными союзами. Синтаксический разбор сложносочиненных предложений. Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Рецензия.

14-15

14-15

Понятие о ССП. Основные группы ССП по значению и союзам.

Синтаксический, пунктуационный разбор предложений.

01.10. 2015

05.10. 2015

16-17

16-17

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного ССП.

Устный опрос учащихся

06.10. 2015

08.10. 2015

18-19

18-19

Р. Р. Обучение написанию сочинения  -рассуждения.

Сочинение-рассуждение (Подготовка к ОГЭ)

12.10. 2015

13.10. 2015

20

20

ССП с соединительными союзами. Знаки препинания в ССП.

Устный опрос учащихся

15.10. 2015

21

21

ССП с разделительными союзами. Знаки препинания в ССП.

Устный опрос учащихся

19.10. 2015

22

22

ССП с общим второстепенным членом. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль.

Устный опрос учащихся

20.10. 2015

23-24

23-24

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

22.10. 2015

26.10. 2015

25

25

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

27.10. 2015

26-27

26-27

Анализ контрольной работы.Р. Р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Написание рецензии по заданию

29.10. 2015

09.11. 2015

II четверть

Глава V:Сложноподчиненное предложение (20+5 р. р.): Строение сложноподчиненных предложений. Главная и придаточная часть предложения. Виды придаточных частей сложноподчиненного предложения. Написание изложения с элементами сочинения.

28

1

Строение  и особенности СПП. Главное и придаточное предложение.

Устный опрос учащихся

10.11. 2015

29-30

2-3

Союзы и союзные слова в СПП.

Устный опрос учащихся.

12.11. 2015

16.11. 2015

31-32

4-5

Р. Р. Изложение с элементами сочинения. (НРК)

Изложение с элементом сочинения.

17.11. 2015

19.11. 2015

33

6

Виды придаточных предложений в СПП.

Устный опрос учащихся

23.11. 2015

34

7

Указательные слова в СПП.

Устный опрос учащихся

24.11. 2015

35

8

СПП с придаточными определительными.

Устный опрос учащихся

26.11. 2015

36

9

СПП с придаточными изъяснительными.

Тест

30.11. 2015

37

10

Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности.

Сочинение - рассуждение

01.12. 2015

38

11

СПП с придаточными

обстоятельственными.

Устный опрос учащихся

03.12. 2015

39

12

СПП с придаточными образа действия и места

Устный опрос учащихся

07.12. 2015

40

13

СПП с придаточными  времени, места

Устный опрос учащихся

08.12. 2015

41

14

СПП с придаточные условными, причины и цели

Устный опрос учащихся

10.12. 2015

42

15

СПП с придаточными сравнительными, уступительными, следствия

Устный опрос учащихся

14.12. 2015

43

16

Знакомство с деловыми документами (автобиографией, заявлением).

Написание автобиографии

15.12. 2015

44-45-46

17-18-19

СПП с несколькими придаточными.

Устный опрос учащихся. Тест.

17.12. 2015

21.12. 2015

22.12. 2015

47-48

20-21

Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»

Устный опрос учащихся

24.12. 2015

28.12. 2015

IIIчетверть

49

1

Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»

Устный опрос учащихся. Тест

29.12. 2015

50

2

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

14.01. 2016

51-52

3-4

Р. Р. Сжатое изложение.

Написание сжатого изложение (подготовка к ОГЭ)

18.01. 2016

19.01. 2016

Глава VI: Бессоюзное сложное предложение (10+3 р. р.). Пунктуация в бессоюзном предложении. Смысловые взаимоотношения между частями предложения. Синтаксический разбор предложений. Научный и официально-деловой стили  речи. Реферат.

53

5

Основные признаки бессоюзного сложного предложения.

Конспект лекции

21.01. 2016

54-55

6-7

Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые взаимоотношения между частями БСП.

Устный опрос учащихся

25.01. 2016

26.01. 2016

56-57

8-9

Двоеточие в БСП.

Устный опрос учащихся

28.01. 2016

01.02. 2016

58-59

10-11

Тире в БСП.(НРК)

Устный опрос учащихся

02.02. 2016

04.02. 2016

60

12

Р. Р. Научный и официально-деловой стили речи. Реферат фрагмента научной статьи на лингвистическую тему.

Составить оглавление и структуру реферата.

08.02. 2016

61-62

13-14

Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП.

Устный опрос учащихся

09.02. 2016

11.02. 2016

63

15

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Контрольный диктант с грамматическим заданием

15.02. 2016

64-65

16-17

Р. Р. Сочинение-рассуждение (задание 15.2)

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение

16.02. 2016

18.02. 2016

Глава VII:Сложные предложения с разными видами связи(10+4 р. р.). Культура речи.(1): Сложное предложение с разными видами связями – пунктуация. Синтаксический разбор предложений с разными видами связи. Публицистический и научный стиль. Публичная речь. Изложение с элементом сочинения.

66

18

Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи. Употребление в речи.

Устный опрос учащихся

22.02. 2016

67-68

19-20

Пунктуация в сложном предложениис разными видами связи.(НРК)

Устный опрос учащихся. Тест

23.02. 2016

25.02. 2016

69-70

21-22

Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи при двух рядом стоящих союзах.

Устный опрос учащихся

29.02. 2016

01.03.2016

71-72

23-24

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Устный опрос учащихся

03.03. 2016

07.03. 2016

73-74

25-26

Р. Р. Подробное изложение с элементами сочинения «Скорый поезд»(НРК)

Изложение с элементом сочинения

08.03. 2016

10.03. 2016

75-76

27-28

Знакомство со спецификацией и планом экзаменационной работы по русскому языку.

Устный опрос учащихся

14.03. 2016

15.03. 2016

77-78

29-30

Р. Р. Публицистический и художественный стили речи.

(Подготовка к ОГЭ)

17.03. 2016

21.03. 2016

IVчетверть

79-80

1-2

Р.Р Публичная речь и выступление

Написание публичного выступления и выступление

22.03. 2016

04.04. 2016

Глава VIII: Общие сведения о языке (3+2 р .р.): Функции языка в обществе. Стили русского языка. Русский язык – язык национальный, государственный, межнациональный стиль общения. Сжатое изложение. Составление конспекта.

81

3

Основные функции языка в обществе. Составление конспекта текста.

Работа с текстами. Составление конспекта.

05.04. 2016

82

4

Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Стили русского языка, его богатство.(НРК)

Работа с текстами.

07.04. 2016

83

5

Русский язык в современном мире. Русский язык как национальный язык, государственный и язык меж национального общения.(НРК)

Фронтальная и групповая работа.

11.04. 2016

84-85

6-7

Р. Р. Сжатое изложение.

(Подготовка к ОГЭ)

12.04. 2016

14.04. 2016

Глава IX: Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (14+1 р .р.)) Культура речи (1): повторение материала за 5-9 классы и подготовка учащихся к основному государственному экзамену.

86-87

8-9

Фонетика. Орфография.

Фонетический разбор

слов.

18.04. 2016

19.04. 2016

88-89

10-11

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Словообразовательный разбор.

21.04. 2016

25.04. 2016

90-91

12-13

Морфология. Существительное. Прилагательное. Числительное.(НРК)

Морфологический разбор.

26.04. 2016

28.04. 2016

92

14

Морфология. Местоимение.

Морфологический разбор.

02.05. 2016

93

15

Р. Р. Сочинение-рассуждение.

Сочинение – рассуждение (Подготовка к ОГЭ)

 03.05. 2016

94

16

Морфология. Наречие.

Сообщения учащихся. Морфологический разбор.

05.05. 2016

95-96

17-18

Морфология. Глагол. Причастие. Деепричастие.

Морфологический разбор.

09.05. 2016

10.05. 2016

97

19

Морфология. Предлог. Союз. Частица. Междометие.

Морфологический разбор.

12.05. 2016

98

20

Синтаксис простого предложения.(НРК)

Синтаксический разбор

16.05. 2016

99

21

Контрольное тестирование по теме «Повторение»

Тестирование

17.05. 2016

100-101-102

22-23-24

Подведение итогов года

Пробное тестирование ОГЭ по русскому языку

19.05. 2016

23.05. 2016

24.05. 2016

Приложение

Контрольные работы

(в двух вариантах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...