Урок развития речи в 5 классе на тему "Письмо как разновидность текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Кузьменок Ольга Сергеевна

Урок развития речи в форме устного журнала знакомит учащихся с историей письма, особенностями написания адреса и писем. Обучающиеся учатся работать со справочной литературой,  анализируют  тексты в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Кузьменок Ольга Сергеевна

Урок развития речи

Письмо как одна из разновидностей текста

(5 класс)

Цели:

  1. Рассмотреть письмо как одну из разновидностей текста.
  2. Познакомить учащихся с историей появления эпистолярного жанра, видами писем, их композицией, а также особенностями написания писем.
  3. Формировать умение работать со справочной литературой, анализировать письма, заполнять адреса.
  4. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  5. Способствовать повышению интереса к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Оборудование

- Словари: 1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка»;

 2. Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка» (т.3);

3. «Энциклопедический словарь юного литературоведа»/Сост. В. И. Новиков;

4. Тимофеев Л. И. и Тураев С. В. «Краткий словарь литературоведческих терминов».

-Презентация к уроку.

Предварительное домашнее задание (на выбор):

  1. В словарях найти значение слова письмо.
  2. Найти интересные факты из истории почтовой службы.

Индивидуально:

  1. Почтальон Печкин. Сообщение о почтовой службе.
  2. Мальчик из Древней Руси. Сообщение «Русский папирус».
  3. Сообщение «Письма Великой Отечественной войны».

Ход урока

  1. Оргмомент

Любой урок, любая встреча

Всех кладов на земле ценней,

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

 Сегодня мы проводим урок развития речи.

(Стук в дверь.)

  1. Мотивация деятельности в игровой форме

- Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

    - Это я, почтальон Печкин, принёс журналы для ребят.

   - Здравствуйте, Игорь Иванович! Рады Вас видеть, ведь тема нашего урока связана с Вашей профессией.

    - Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке: «Сложу, вложу, за море пущу – и там говорит».

    - Письмо.

(Запись числа и темы урока.)

Письмо как одна из разновидностей текста. ( Слайд 1)

 III. Беседа

-Ребята, есть ли у вас друзья по переписке?

-Кому вы пишете письма, поздравления и с какой целью?

-Как вы считаете, нужно ли писать письма?

-Что такое текст?

-Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Цели урока.

Н. Кузовлёва писала:

                   Прошу тебя, пиши мне письма!

                   В наш громкий век им нет цены. (Слайд 2)

Как вы понимаете эти слова?

IV. Мы отправляемся в путешествие по страницам устного журнала «Почтальон Печкин». (Слайд 3)

-Из какого произведения этот герой?

-Назовите автора.

( Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино» и др.)

   Первая страничка нашего журнала – «Лексическая».

Дома вы нашли значение этого слова в словарях. В каком значении мы употребляем это слово на уроке? (Слайд 4)

а) Письмо - «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н.».(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.«Толковый словарь русского языка»)

б) Письмо – «писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому». (В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

в) В «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» выделяется 2 вида писем: бытовое и литературное. Художественная литература постоянно «оглядывается» на бытовое письмо. Писатели обращаются к письму, которое располагает к разнотемью, многожанровости, стилистической подвижности. Письмо отражает мельчайшие душевные движения автора в определённое время.

«Милый друг Аня, пишу тебе в 8 часов вечера, а сам падаю от усталости. Никогда я больше не страдал усталостью и бессилием, как в эту минуту. Голова кружится, в глазах рябит. Пишу и не вижу, что пишу».

 (Ф. М. Достоевский – А. Г. Достоевской)

  Письмо отражает обстоятельства своего написания и сохраняет их для будущего.

г) Письмо, посланье – греч. epistole.

   Первоначально в 18 веке эпистолярная форма использовалась для описания путешествий. Получил популярность и жанр романа в письмах, дающий возможность достоверно передать мысли и чувства персонажей… (Тимофеев Л. И. и Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов)

Вторая страничка – «Историческая».

  1. Почтальон Печкин расскажет вам о почтовой службе, а ваша задача – составить опорный конспект. (Слайды 5,6,7)

История почтовой службы

   Древнейшая известная нам почтовая система возникла в Древнем Египте. В распоряжении египетских фараонов была курьерская служба, появившаяся в III веке до н. э. Письма обычно начинались с фразы: «Во имя живого царя – скорость».

   В Древней Греции для оповещения о результатах Олимпийских игр использовали почтовых голубей.

   Римский император Август в I веке н.э. сделал почтовую службу конной. Письма доставлялись со скоростью 270 км в день.

   В американских государствах майя и инков послания доставлялись по определённым маршрутам скороходами, передававшими письма по эстафете.

   Частные почтовые системы появились в Европе в начале средних веков. И церковь, и купечество имело собственных курьеров приблизительно с XII века.

   Государственные почтовые системы появились в Европе при Людовике XI в XV веке. Он учредил королевскую конную службу.

   В XVII веке стали взиматься почтовые сборы с частной переписки между Парижем и другими городами Франции.

   В конце XVIII века развитие дорог в Англии позволило перевозить почту в дилижансах, способных за 12 часов преодолеть расстояние в 200 км.

   Первая трансатлантическая почтовая пересылка пришлась на 1833 год.

   В 1911 году из индийского города Аллахабад была отправлена первая в мире официальная авиапочта.

   В 1942 году в Германии правительственным указом были введены почтовые индексы.

  В конце XX века н. э. электронная почта предлагает быструю и надёжную альтернативу почтовым службам. Несмотря на это, почтовые службы продолжают процветать.

Из письма читательницы:

«Как приятно получить письмо от дорогого друга! Тем более когда в дом его приносит знакомый почтальон. Пошарит в своей огромной сумке через плечо: «Вам письмо!»- и, улыбаясь, протянет конверт с разноцветными марками». («Мурзилка», №5, 2006 год, с.24)

  1. Проверка домашнего задания.

Какие интересные факты из истории почтовой службы вы нашли? Свой ответ начните со слов «А знаете ли вы, что…» (слайд 8)

Примерные ответы:

-Впервые номера домов появились в Париже на площади Нотр-Дам в 1463 году.

-В 1860 году была основана Конная почтовая служба, работавшая на западе Америки. За 10 дней команда наездников на сменных лошадях преодолевали расстояние от Сент-Луиса до Калифорнии. В1861 году эту систему вытеснил телеграф.

-Первые в мире почтовые ящики появились в Париже в 1653 году.

-В 1820 году в Англии г-н Бревер изобрёл мешочек для вкладывания туда писем, он получил название конверт.

-Символом российской почты является рожок, он изображается на почтовом флаге, вывесках, печатях.

  1. Перед вами репродукция картины Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» (слайд 9).

   Жил в 13 веке в Новгороде мальчик Онфим, бегал с друзьями по улицам, озорничал, ходил в школу. Интересно, что бы рассказал мальчик, если бы оказался здесь?

«Раз, два, три, картинка, оживи…»

(Появляется мальчик в русском костюме.)

Сообщение о «русском папирусе».

Грамотность в Древней Руси была широко распространена. Подтверждением тому стали берестяные грамоты, обнаруженные в Пскове, Смоленске, Витебске, Новгороде (слайд10). Берестяные грамоты – подлинно народная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и жалобы, адресованные правительству и высшим государственным лицам, и школьные записи, и шуточные тексты.

   Между прочим, придерживались законов построения письма. У каждого послания есть начало и конец:

   «Поклон от Фалея к Есифу. Послал я зо к тоби бересто, написав…»

   В школе писали в берестяных тетрадях. Бересту выделывали так: варили в воде, чтобы она становилась эластичной, расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Обрезали со всех сторон, чтобы лист бересты имел аккуратные прямые углы.

   Надписи на бересте сохранились на века, потому что буквы были процарапаны острыми стержнями. Костяные, металлические или деревянные стержни получили название «писало». С одной стороны они были остро заточены, а с другой имели лопаточку и отверстие для подвешивания к поясу. Увидишь такую «ручку» знай: перед тобой грамотей!

   На примере берестяных грамот становится вполне очевидным, что период с 11 по 15 век был временем массовой грамотности на Руси.

   (Слайд 10). Перед вами берестяная грамота (конец письма Есифа к Фоме, 15 век) и берестяная грамота 14 века.

    Беседа с учащимися:

-Какие факты вас удивили?

-Для чего мы обращаемся к  истории?

(Михаил Анчаров писал: «История складывается из наших биографий. Какие мы – такая история. Другого материала у неё нет!..»)

   

   Следующая страничка нашего журнала – «Лексико-орфографическая». Вам предстоит разгадать кроссворд, слова-ответы запишите в тетрадь. Если всё будет отгадано верно, то по вертикали вы прочитаете слово, обозначающее «в старину сборник образцов для составления писем».

(Слайд 11)

Кроссворд

  1. Упакованная вещь, пересланная кому-нибудь по почте или с кем- нибудь. (Посылка)
  2. Цифровое условное обозначение населённого пункта.

(Индекс)

  1. Надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя. (Адрес)
  2. Работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам. (Почтальон)
  3. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Письмо)
  4. Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение. (Почта)
  5. Заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

    (Конверт)

  1. Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. (Бандероль)
  2. Вместилище для писем, почтовой корреспонденции. (Ящик)
  3. 1)Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. 2) Карточка с художественным изображением.

(Отрытка)

По вертикали: в старину: сборник образцов для составления писем. (Письмовник)

Вспомним ещё два слова, без которых не обойдётся ни одно письмо: слово-приветствие здравствуйте и слово-прощание до свидания.

   

    Мы подошли к одной из важнейших страниц нашего журнала – «Учебной».

  1. У вас на столах лежит текст письма Н. А. Островского к матери. Прочитаем его и проанализируем.

Письмо Н. А. Островского к матери

Милая мама!

     Все твои письма мы прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.

     Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий?

Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как хочешь ты.

     Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

                              Твой любящий сын.

Вопросы для анализа

  1. На какие части можно разделить текст?
  2. К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?
  3. Найдите обращения. Какими знаками препинания они выделены?
  4. Какие чувства выражены в этом письме?

  1. Работа по микрогруппам с письмами, их анализ.

(Отвечать должны все участники группы по очереди полными ответами на вопросы.)(Слайды 15,16, 17)

           или

Индивидуально: напишите письмо на заданную тему.

   Отрывок из письма героя рассказа О. Ф. Берггольц

Дорогой Павлик!

    Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-жёлтым светом,- кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…

    До свидания, Павлик. Пиши мне побольше.

                                                     Твой друг.

     Задания и вопросы

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Кто и кому написал его?
  3. Найдите обращения. Какими знаками препинания они выделены?
  4. С какой целью написано письмо?
  5. Какие чувства в нём выражены?

Письмо Героя Советского Союза
М. В. Водопьянова своему сыну

Мой дорогой Вася!

Итак, мой сын – лётчик. Твоим рукам стал послушен штурвал самолёта, твоей стихией становится воздух. Вместе с тысячами молодых патриотов ты смело и гордо входишь в семью крылатых соколов, а в скором времени, пересев на истребитель или бомбардировщик, будешь боевым лётчиком Великой Отечественной войны.

Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во имя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был.

До свидания, Вася, крепко обнимаю тебя.

                                  Твой отец М. Водопьянов.

    Задания и вопросы

  1. Выразительно прочитайте письмо.
  2. Кто и кому написал его? Используйте справку. (Справка. Письмо написано Героем Советского Союза М. В. Водопьяновым своему сыну, когда тот в 1941 году получил боевой самолёт.)
  3. Найдите вступление и концовку.
  4. С какой целью написано письмо?
  5. Какие чувства выражены в нём?

Отрывок из письма Н. Рубцова А. Яшину

    Добрый день, Александр Яковлевич!

    Письмо моё будет коротким. Просто хочу послать Вам привет и, как говорится, весточку.

    Пишу всё из того же села Никольского, откуда написал Вам предыдущее письмо. Вы его получили? Не выезжаю в Москву, в институт потому, что перехожу на заочное. А ещё потому нахожусь именно здесь, что здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле. Много раз ходил на болото. Километров за шесть отсюда есть огромное, на десятки километров во все стороны, унылое, но ягодное болото. Собирал клюкву. Ходил туда до тех пор, пока не увидел там змею, которая на меня ужасно прошипела. Я понял это, как предупреждение. Мол, довольно! И больше за клюквой не пойду. (…)

     До свидания, Александр Яковлевич! От всей души желаю Вам отличного здоровья, всего наилучшего, Вам и Вашей семье. Передайте, пожалуйста, привет Злате Константиновне.

                                          С искренней любовью и приветом Н. Рубцов.

                                                         25.9.64  с. Никольское. Дождь.

     

Задания и вопросы

  1. Выразительно прочитайте письмо.
  2. Кто и кому написал его?
  3. Какое обращение использует Н. Рубцов? О чём это свидетельствует?
  4. Найдите в письме вступление.
  5. О чём говорится в основной части?
  6. В чём особенность концовки?

  1. Отчёты микрогрупп, чтение писем.

4. Составление плана написания письма (слайд 18)

Написать интересное письмо – настоящее искусство.

  1. Как правильно писать письмо?
  2. Из каких частей оно состоит?

План написания письма

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

Здравствуйте, …

  1. Вступление. Вопросы, информация, отражающая интерес к жизни адресата.
  2. Основная часть. Изложение информации, интересующей адресата.
  3. Заключение. Выражение уважения, любви, преданности. Формулы прощания.

Дата.                  

   Писать надо аккуратно, разборчивым почерком. Помните, что «писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». (Л. В. Щерба)

   Посмотрите, какой странный конверт, на нём написано «На деревню дедушке Константину Макарычу».

- Дойдёт ли это письмо до адресата?

- Кто написал это письмо? (Ванька Жуков из рассказа А. П. Чехова)

-Что надо знать, чтобы письмо дошло до адресата?

                   Правила заполнения адреса

От кого: Иванова Петра Ивановича

Откуда: Брянская обл.,

              г. Сураж,

              ул. Мглинская,

              д.3, кв. 6.

              243500

        Кому: Деду Морозу

        Куда: Вологодская обл.,

                  с. Великий Устюг.

               162349

Почтальон Печкин: Ребята, если вы хотите переписываться, то журналы помогут вам найти друзей! (Показывает журналы с письмами ребят.)

         

V. Домашнее задание: написать открытку-поздравление или письмо-поздравление Деду Морозу и Снегурочке.

VI. Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

-Что было интересно?

-Какие трудности возникли?

VII. Рефлексия

   На столах лежат цветные жетоны: красный (радость), зелёный (спокойствие), чёрный (грусть, страх). Какой из них отражает Ваше состояние?

 

Спасибо за урок!

 

 

Литература

Словари

1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах).//Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская Энциклопедия, 1978.- т. 30, с. 20.                        

 2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.

3. Тимофеев Л. И. и Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. // Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев.- М.: Просвещение, 1978.-  с. 213.

4. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков.- М.: Педагогика, 1988.- с. 210-212.

Художественная литература

1.Макуиртер Н. Все достижения человечества; Пер. с англ. Б. Грибанова, И. Чугуновой.- М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.- с. 190-191.

2.Рубцов Н. Видения на холме. Стихи, переводы, проза, письма.- М.: Советская Россия, 1990.- с. 358-359.

3.Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность.- М.: Белый город, 2004.- с. 28-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс

Урок развития речи по русскому языку  (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...