Элективный курс " Сочинение.Секреты успеха"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Мухаметзянова Фания Наримановна

Элективный курс " Сочинение.Секреты успеха" Курс подготовки к сочинению. ЕГЭ. Часть С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска Республики Татарстан»

                                                           

Авторская программа

«Сочинение. Секреты успеха»

Мухаметзянова Ф.Н.

 – учитель

русского языка и литературы

I квалификационной категории

Буинск 2012

 Оглавление.

          1      Пояснительная записка.

          2      Содержание образования (1-ый год обучения).

  1.    Календарно-тематический план на 1-ый год обучения .
  2.    Содержание образования (2-ой год обучения).
  3.    Календарно-тематический план на 2-ой год обучения .
  4.    Приложение.

   

                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                     

Пояснительная записка.

           Элективный курс предназначен для старшеклассников, которые выбрали социально-экономический профиль. Он является своеобразным сплавом всех видов искусства с литературой, обществознанием и правом.

           Основной работой учителя  в 10-11 классах является подготовка учеников к ЕГЭ. Особенно трудной является для учащихся написание сочинения. Если бы речь шла об основной проблеме текста, данного во время экзамена, комментарии проблемы, позиции автора, то всё было бы прекрасно. Однако ученику необходимо привести собственные доказательства, одно из которых должно быть взято из художественного произведения. Чтобы сочинение было интересным, факт, взятый из книги, должен быть точным, веским, соответствовать раскрываемой теме. Сочинение выпускника всегда должно быть показателем его гражданской зрелости, эрудиции. Поэтому первое полугодие 10 класса посвящено подготовке к правилам написания сочинения, далее следует изучение произведений «малого жанра», во втором полугодии 11 класса следует отработка написания сочинений.

           Современное преподавание литературы в школе отличает нацеленность на освоение базового компонента учебной программы, соответствие заявленным стандартам. Нельзя сказать, что учитель и ученики не имеют права выбора: допускается распределение часов на изучение того или иного произведения по выбору учителя; определение тем уроков внеклассного чтения, типов занятий, приёмов и средств ведения уроков. Очень важно, что в процессе анализа произведения учитель помогает увидеть особенности стиля и языка писателя, определить идею произведения, учит чувствовать, сопереживать на примере литературных героев.

          И всё же школьная практика показывает, что не всегда у учителя есть время для душевной беседы с учениками, особенно нужной для детей, стоящих на пороге взрослой жизни. Они окажутся в жестоком мире и, возможно, растеряются перед трудностями и неожиданными ситуациями, когда необходимо будет сделать нравственный выбор. Поэтому и целесообразно ввести произведения малого жанра, что должно будет поддержать в душах подростков веру, надежду, любовь, способность к милосердию средствами литературы, а также смог бы приблизить детей к реалиям жизни, помочь в выборе правильного жизненного решения.

           Для работы над темами взяты небольшие по объёму литературные произведения, которые могут быть прочитаны к уроку: притчи, рассказы, новеллы,  драматические произведения. Используя малую форму, писатели обращаются к сложнейшим проблемам бытия и, не навязывая собственного мнения, оставляют право выбора читателю, как поступить, каким быть.

          Данный курс предполагает использование живописи и музыки как очень сильного средства воздействия на эмоциональную сферу человека. Этот курс позволит учащимся ответить на вопросы: как относиться к себе? Как найти себя? То есть третья составляющая элективного курса – это попытка осмыслить свои поступки, своё будущее, опираясь на жизненный опыт.

           Курс создаёт условия для образного, ассоциативного, аналитического и диалектического мышления, развивает воображение, творческие способности. Кроме того, на занятиях продолжается совершенствование коммуникативных способностей учащихся, функциональной грамотности в процессе разных видов интеллектуальной деятельности: развёрнутого высказывания по вопросу, создания сочинений разных жанров.

Курс рассчитан на 35 часов в 10 классе и на 34 часа в 11 классе.

Цели курса:

  • формировать личность, способную к правильному нравственному выбору;
  • развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;
  • научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире литературы и искусства;
  • воспитывать эмоциональность, духовность, способность к взаимопониманию, милосердию.

      Задачи курса:

  • расширить и углубить знания по истории литературы;
  • создать условия для формирования у учащихся умений самостоятельно понимать проблемы, поставленные авторами произведений, и принимать решение;
  • ориентировать учащихся на расширение общего кругозора в связи с выбранным профилем;
  • формировать практические навыки успешного эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, вырабатывать на основе этих умений и навыков готовность к позитивному общению.
  • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

 

 Занятия в соответствии с программой предполагают использование разнообразных приёмов и средств обучения с целью свободного высказывания своих мыслей, серьёзного диалога со сверстниками; типы занятий также разнообразны – нестандартные формы: урок-отповедь, урок-откровение, урок-диспут и другие. Уроки состоят из двух частей: обсуждение темы, практическая часть.

При этом развивают следующие компетенциии:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных  сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке , его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке ; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Содержание образования (1-ый год обучения).

1. Требования к сочинению – заданию части 3(С) ЕГЭ. Знакомство с заданием С ЕГЭ. Требования к сочинению.

2. Признаки и виды текста. Типы текста. Повторение темы «Текст», типов текста.

3. Функциональные стили текста. Повторение темы о стилях текста.

4. Комплексный анализ текста. Выполнение комплексного анализа текста в группах.

5. Особенности сочинения-рассуждения. Роль вступления и заключения в сочинении. Беседа о роли вступления и заключения в сочинении. Знакомство с примерами вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

6. Практическая работа. Написание вступления и заключения по конкретному тексту. Отработка написания вступления и заключения по конкретным текстам в группе.

7. Формулировка основной проблемы текста. Знакомство с  приемами нахождения основной проблемы текста.

8. Комментарий основной проблемы текста. Что такое комментарий текста? Сжатие текста.

9. Позиция автора и способы её выражения. Определение позиции автора текста.

10. Практическая работа с текстом. Работа в группах по отработке основных частей сочинения.

11. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Способы и средства изложения собственной позиции по отношению к проблеме, поднятой автором.

12. Использование в сочинении изобразительно-выразительных средств языка. Использование в собственных текстах изобразительно-выразительных средств.

13. Логические приёмы мышления. Показать основные ошибки в логике.

14. Грамматические и речевые ошибки. Познакомить с грамматическими и речевыми ошибками, отрабатывать навыки исправления ошибок.

15. Экспертная оценка сочинения. Познакомить учащихся с сочинениями сверстников, помочь найти ошибки в оформлении сочинений.

16. Написание сочинения. Написание сочинений в группах.

17. Имя этому чувству – любовь. И.А.Бунин «Холодная осень». Знакомство с произведением И.Бунина. Показать великое чувство любви в несовершенном человеческом мире.

18.Возвращение к прочитанному. А.Куприн «Куст сирени». Показать самоотверженность жены.

19. Большое сердце маленького человека. Рассказ А.И.Куприна «Святая ложь». Дать представление о святости чувства сына к матери.

20. Всегда ли прав закон? По рассказу А.Грина «По закону». Показать ожидание чувства справедливости, разочарование автора и других свидетелей совершающегося наказания.

21. Люди в свете зелёной лампы. Рассказ А.Грина «Зелёная лампа». Смысл жизни человека в нашем мире.

22. «…Мы с тобой должны удержаться в людях». По притче Ю.Буйды «О реках, деревьях и звёздах». Смысл жизни человека в обычной житейской жизни.

23. Сила слабых и слабость сильных. Рассказ О.Филипповской «Яблоня и её ветка». Отношения между людьми. Аллегория.

24. «За добро расплатимся добром». Рассказ М.Горького «М-а-а-ленькая». Любовь главной героини к простым людям.

25. Священное безумие доброго Кузи. Рассказ А.Платонова «Добрый Кузя». Бескорыстие человека, его помощь солдатам во время войны.

26. «Жить в ладу самим собой и со своей совестью». По рассказу Ф.Абрамова «Золотые руки». Трудолюбие и честность главной героини.

27. Пустая душа. Рассказы В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер». Противопоставление двух героев, охрана памятников.

28. Без Бога, без природы, без человека… Рассказ В.Астафьева «Людочка». Отсутствие нравственных ценностей у героев рассказа, тема наказания за преступление.

29. Уметь любить человека. Рассказ А.Платонова «Юшка». Любовь к человеку, обделённому природой.

30. «Возлюби ближнего…». По рассказу А.Алексина «Юлька». Забота о людях, нуждающихся в попечении.

31. Пусть душа не оскудеет. К.Г.Паустовский «Телеграмма».  Ответственность о забытых родителях.

32. Спасённая душа в жестоком мире. По рассказу В.Крупина «Мария Сергеевна». Ответственность  о забытых родителях.

33. Уроки милосердия. Рассказ Л.Петрушевской «Перловый суп». Забота о материально необеспеченных людях.

34. Жизнь, враждебная к человеку. Рассказ В.Распутина «Нежданно-негаданно». Борьба со злом.

35. Написание сочинения-рассуждения. Написание сочинения в группах.

Календарно-тематический план на 1-ый год обучения .

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

1

Требования к сочинению – заданию части 3(С) ЕГЭ.

1

Комбинированный

2

Признаки и виды текста. Типы текста.

1

Комбинированный

3

Функциональные стили текста.

1

Комбинированный

4

Комплексный анализ текста.

1

Работа в группах

5

Особенности сочинения-рассуждения. Роль вступления и заключения в сочинении.

1

Комбинированный

6

Практическая работа. Написание вступления и заключения по конкретному тексту.

1

Работа в группах

7

Формулировка основной проблемы текста.

1

Комбинированный

8

Комментарий основной проблемы текста.

1

Комбинированный

9

Позиция автора и способы её выражения.

1

Комбинированный

10

Практическая работа с текстом.

1

Работа в группах

11

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

1

Комбинированный

12

Использование в сочинении изобразительно-выразительных средств языка.

1

Комбинированный

13

Логические приёмы мышления.

1

Комбинированный

14

Грамматические и речевые ошибки

1

Работа в группах

15

Экспертная оценка сочинения.

1

Работа в группах

16

Написание сочинения.

1

Работа в группах

Подготовка к написанию собственной позиции в сочинении.

17

Имя этому чувству – любовь. И.А.Бунин «Холодная осень».

1

Комбинированный

18

Возвращение к прочитанному. А.Куприн «Куст сирени».

1

Комбинированный

19

Большое сердце маленького человека. Рассказ А.И.Куприна «Святая ложь».

1

Комбинированный

20

Всегда ли прав закон? По рассказу А.Грина «По закону».

1

Урок-диспут

21

Люди в свете зелёной лампы. Рассказ А.Грина «Зелёная лампа».

1

Урок-размышление

22

«…Мы с тобой должны удержаться в людях». По притче Ю.Буйды «О реках, деревьях и звёздах».

1

Комбинированный

23

Сила слабых и слабость сильных. Рассказ О.Филипповской «Яблоня и её ветка».

1

Комбинированный

24

«За добро расплатимся добром». Рассказ М.Горького «М-а-а-ленькая».

1

Комбинированный

25

Священное безумие доброго Кузи. Рассказ А.Платонова «Добрый Кузя»

1

Урок-диспут

26

«Жить в ладу самим собой и со своей совестью». По рассказу Ф.Абрамова «Золотые руки».

1

Комбинированный

27

Пустая душа. Рассказы В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер».

1

Комбинированный

28

Без Бога, без природы, без человека… Рассказ В.Астафьева «Людочка».

1

Урок-размышление

29

Уметь любить человека. Рассказ А.Платонова «Юшка»

1

Урок-отповедь

30

«Возлюби ближнего…». По рассказу А.Алексина «Юлька»

1

Комбинированный

31

Пусть душа не оскудеет. К.Г.Паустовский «Телеграмма»

1

Комбинированный

32

Спасённая душа в жестоком мире. По рассказу В.Крупина «Мария Сергеевна».

1

Урок-диспут

33

Уроки милосердия. Рассказ Л.Петрушевской «Перловый суп».

1

Комбинированный

34

Жизнь, враждебная к человеку. Рассказ В.Распутина «Нежданно-негаданно».

1

Комбинированный

35

Написание сочинения-рассуждения

1

Работа в группах

Содержание образования (2-ой год обучения).

     1.  Повторение требований к сочинению. Повторить материал о сочинениях,   отрабатывать навыки                                                                                                                                                                             работы с сочинениями.

  1. «Людей неинтересных в мире нет…». Рассказ Е.И.Носова «Яблочный Спас». Сделать нравственные выводы о равнодушии людей к судьбе женщины-фронтовички.
  2. По страницам прозы Б.Екимова. «Ночь исцеления». Показать милосердие мальчика, который освободил бабушку от горькой вины.
  3. Мы и они – враги? По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный». Дать понятие о красоте, показать будни солдат в Чечне.
  4. «Ибо не ведают, что творят…». По рассказу В.Дёгтева «Четыре жизни». Показать мужество главного героя произведения, раздумья его о человеке, грехе.
  5. Без семьи. Рассказ Л.Петрушевской «Свой круг». Мужество женщины, пожертвовавшей собой ради сына. Отношение к её поступку.
  6. Две правды в рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Решение проблемы семьи, милосердие матери, сумевшей помочь невестке.
  7. Откровенный разговор. По рассказу В.Распутина «Женский разговор». Прошлое и настоящее, мудрость бабушки, ведущей разговор с внучкой о жизни.
  8. «Дружный» класс. Рассказ Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро». Показать отношение одноклассников к «рыжей», дать понятие о борьбе добра и зла.
  9. Беды нашего времени. По повести Н.Веселовской «Переселение». Показать бедствие современности – компьютеров, их влияние на частную жизнь человека.
  10. Что останется после нас? Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена». Рассказ о влиянии на человечество зла.
  11. Предательство. Урок по повести А.Алексина «Безумная Евдокия». Показать предательство по отношению к родным.
  12. Зависть. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Осуждение чувства зависти.
  13. Написание сочинения. Проблема зависти.
  14. Равнодушие. По рассказу Г.Мехеда «Скрипач». Показать равнодушие мира и людей к прекрасному.
  15. Преодоление. Твои возможности, человек! Показать возможности человека, лишённого судьбой возможности жить полной жизнью.

17-18. Работа над частями сочинения ЕГЭ.  Повторение структуры сочинения.

19-34. Написание сочинений по части С ЕГЭ.  Написание сочинений на разные темы в парах и группах.

Календарно-тематический план на 2-ой год обучения.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

1

Повторение требований к сочинению

1

Комбинированный

2

«Людей неинтересных в мире нет…». Рассказ Е.И.Носова «Яблочный Спас».

1

Урок- вслед за автором

3

По страницам прозы Б.Екимова. «Ночь исцеления».

1

Комбинированный

4

Мы и они – враги? По рассказу В.Маканина «Кавказский пленный».

1

Урок-размышление

5

«Ибо не ведают, что творят…». По рассказу В.Дёгтева «Четыре жизни»

1

Урок-размышление

6

Без семьи. Рассказ Л.Петрушевской «Свой круг».

1

Комбинированный

7

Две правды в рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».

1

Урок-фильм

8

Откровенный разговор. По рассказу В.Распутина «Женский разговор».

1

Урок-откровение

9

«Дружный» класс. Рассказ Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»

1

Урок-отповедь

10

Беды нашего времени. По повести Н.Веселовской «Переселение»

1

Урок-предупреждение

11

Что останется после нас? Рассказ Л.Петрушевской «Гигиена».

1

Урок-предупреждение

12

Предательство. Урок по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»

1

Комбинированный

13

Зависть. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери».

2

Урок-театрализация

14

Написание сочинения. Проблема зависти.

1

Урок-предупреждение

15

Равнодушие. По рассказу Г.Мехеда «Скрипач».

1

Урок-сочувствие

16

Преодоление. Твои возможности, человек!

1

Урок- размышление

17-18

Работа над частями сочинения ЕГЭ

2

Работа в группах

19-34

Написание сочинений по части С ЕГЭ( проблема милосердия, проблема равнодушия к людям, проблема мужества, проблема предательства,проблема смысла жизни,проблема выбора.)

15

Работа в группах

             

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны понимать специфику состояния современного общества;
  • уметь принимать самостоятельное решение в сложной жизненной ситуации;
  • уметь самостоятельно формулировать собственное мнение о проблемах, поднятых в произведениях;
  • овладеть речевыми навыками, усвоить культуру ведения диалога по спорным темам;
  • высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении по проблеме.

Формы контроля:

              письменные работы нестандартной формы (дневник, письмо, репортаж, интервью и др.), устные высказывания-монологи, сочинения части С ЕГЭ.

                                   

 Библиография.

Литература для учителя.

  1. Габдулхаков В.Ф. Русская литература 90-х годов 20 века: элективный курс для профильных гуманитарных классов. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.
  2. Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Методические советы для ведения уроков по современной литературе в газетах «Русский язык», «Открытый урок», журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русский язык и литература для школьников».
  4.   Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировка, аргументы, коммент.:       пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Произведения современных писателей в журналах, книгах.
  6. Современная русская литература: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в      вузы / Под редакцией проф. Б.А.Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2007.

                 

 

          Литература для учащихся.

  1. Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  2. Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировка, аргументы, коммент.:       пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.

               3. БороховЭ. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове /

                  Борохов. М.: СТ,  2000.

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. /         В.И.  Даль. СПб.: Динамит, 1996.
  2. А.С. Пушкин. «Художественная литература», М. 1986, том2, «Моцарт и Сальери».

                             

           

               

                                      Приложение.

Урок 13.(11 класс)

  Тема зависти в произведении А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Цели урока:

ознакомление со способами и приемами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжение работы по многоаспектному анализу текста, видению смысловой целостности текста;

совершенствование умения анализировать текст художественного стиля,

 видеть смысловую целостность текста для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения по произведению А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

развитие умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создание условий для развития устной монологической речи, мышления;

способствование формированию позитивного отношения к окружающим,  подведение учащихся к осмыслению жизненной позиции

развитие умения создавать текст-рассуждение.

Задачи:

формулирование основной проблемы текста и её комментирование;

 определение позиции автора и отражение её в сочинении;

изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких аргументов;

обогащение словарного запаса учащихся публицистической лексикой.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, текст драмы А.С. .Пушкина «Моцарт и Сальери».

Ход урока

I. Сообщение темы и задач урока. Мотивация.

– Сегодня нам предстоит обсудить и проанализировать драму А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», то есть сделать комплексный анализ текста. Для чего? Впереди нас ждет ЕГЭ, задание С предполагает написание сочинения– рассуждения по тексту. Сегодняшний урок -один из этапов подготовки к написанию сочинения-рассуждения, для данной работы взята драма А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». (Слайд 2)

Какие задачи нам предстоит решить? (Слайд 3)

 Это:

 – формулирование основной проблемы текста и её комментирование;

 – определение позиции автора и отражение её в сочинении;

 – изложение собственного мнения по проблеме с привлечением аргументов.

II. Повторение ранее изученного.

 Вспомним план написания сочинения-рассуждения. (Слайд 4)

1. Проблематика текста (Основные вопросы, поставленные в тексте, требующие изучения, разрешения).

 2. Комментарий проблемы (Толкование, разъяснение основного вопроса исходного текста).

 3. Позиция автора (Отношение автора к поднятой теме, проблемам, героям).

 4. Собственная позиция.

 5-6. Аргументы.

 7. Вывод.

III. Работа с текстом

 1. Словарная работа.

 – Итак, возвращаемся к теме урока. . Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «зависть», «завидовать»? (Слайд 5).

Заглянем в словарь В.И.Даля: (Слайд 6)

Зависть – 1) досада по чужому добру или благу;

 2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.

Завидовать – 1) досадовать на чужую удачу;

 2) болеть чужим здоровьем.

– А в «Толковом словаре русского языка» Ожегова дается такое определение зависти: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» (Слайд 7).

 Запишем в тетрадь это определение.

Прочитайте высказывания выдающихся людей (Слайд 8):

1.Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон).

 2.Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)

 3. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)

 4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)

 5.Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)

 6. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)

 7. Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)

Запишите понравившееся высказывание.

– Чему завидуем?

Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца.

 Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу.

 Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя.

 Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику.

 В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников.

 Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.

Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это ужасное чувство, от которого страдает, прежде всего, тот, кто завидует.

 IV. Анализ произведения А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

1. Дома вам нужно было перечитать произведение А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», подготовить историческую справку о Моцарте и Сальери(Слайд 5).

 

-Кто же такие герои трагедии в реальности?

2. Сообщение ученика об убийстве Моцарта.

     Еще будучи в ссылке в Михайловском, Пушкин узнал о необыкновенном и тягчайшем  злодеянии,  жертвой которого стал один из величайших художественных гениев человечества, а виновником – человек тоже далеко не заурядный. Вскоре после смерти скончавшегося 7 мая 1825 года  Сальери в русской прессе он и прямо был назван великим – итальянского композитором , учителем Бетховена, Шуберта, Листа. В печати появились и сенсационные сообщения о том, что на смертном одре он покаялся в совершенном им несколько десятилетий назад, в 1791 году, преступлении – отравлении из зависти своего коллеги – Моцарта . (Темная молва об этом ходила и ранее, кое-что еще при жизни Сальери также уже проникло в печать).

     Однако достоверность отравления скоро стала браться под сомнение. П.А. Катенин упрекал Пушкина : «Есть ли верное доказательство , что Сальери из зависти отравил Моцарта? Коль есть, следовало выставить его напоказ в коротком предисловии или примечании уголовною прозою; если же нет, позволительно ли так чернить перед потомством память художника, даже посредственного?»

    Несомненным ответом на это является небольшая заметка Пушкина, ставшая лишним свидетельством его отношения к музыке Моцарта и высочайшей ее оценки «В первое представление  «Дон Жуана» , в то время, когда весь театр , полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта – раздался свист – все обратились с негодованием , и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве , снедаемый завистью. Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти  признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца».

       -Постичь «испытующим умом» каким образом мог такой человек, как Сальери, дойти до совершения чудовищного злодеяния – преступления не только в отношении одного человека, а,  в сущности, и всего человечества,-  в этом состояла художественная задача, поставленная перед собой поэтом.

       Пушкин не занимается анализом психологического состояния. Мы не видим у него длинных размышлений о причинах поступков героев.Он изображает человека через его поведение, причем в чертах, доступных нам во внешнем (в том числе и словесном) выражении. А задача умного читателя – понять. Пушкин не навязывает нам своего мнения, оценки, он доверяет нам.

3. Обратимся к тексту трагедии.

Прочтите первые 3 строки.

Что отвергает Сальери? (Правду земную и ,прежде всего, божественную.)

«Но правды нет и выше» Мир  устроен Богом, но как? (Дурно несправедливо.)

То есть. допущена ошибка в мироустройстве.

И – логически – следует вывод . Какой ? (Ошибку надо исправлять).

Кто будет этим героем, восстанавливающим гармонию? (Сальери).

Итак, два вопроса: как и для чего будет «исправлять» мир Сальери- вот задача первой части нашего урока.

4. Исследуем . (Работа с текстом. Комментирование).

С каким предназначением родился Сальери? (С «любовью к искусству».)

Способен ли он чувствовать неотразимое обаяние музыки? («Ребенком будучи …».)

Что принес в жертву Сальери для овладения тайнами мастерства? (Само искусство, он умерщвляет в себе музыку.)

Способен ли Сальери совершенствоваться? (Да. «Нередко просидев…».)

М. Цветаева писала : « Час ученичества – он в жизни  каждой  торжественно неотвратим». Способен ли Сальери вновь и вновь становиться учеником? ( Да. « Когда великий Глюк…»)

Был ли счастлив Сальери, «усильным, постоянным напряженьем» достигнув высокой степени в искусстве и славы ? ( Да. «Я счастлив был: я наслаждался мирно …».)

Знал ли он когда – либо зависть? Почему?

( «Нет! Никогда я зависти не знал…» Так как видел, что по усилиям, по труду воздается каждому. )

Когда в его душе возникает никогда не виданное и презираемое им

Низкое, «змеиное» чувство зависти ? Насколько оно глубоко?

( « А ныне – сам скажу – я ныне завистник. Я завидую; глубоко,

мучительно завидую…»)

Почему Сальери, не завидовавши Глюку и Пиччини, Гайдну, вдруг

захватывает, поглощает это «змеиное» чувство ?

Что особенно раздражает его в Моцарте ?

( Не только то, что Моцарт –изумительный музыкант, своим « дивным искусством» далеко превосходящий Сальери. Он «безумец» и «гуляка праздный».)

Что сделал Моцарт, чтобы достичь вершины искусства ? А. Сальери ?

 Обратимся к словам Шумана, немецкого романтика: «Талант  

     работает,  гений творит. Проклятие таланта в том, что хотя он

     работает с большей планомерностью…, чем гений, но не достигает  

     цели, тогда как гений уже давно парит на вершине идеала и, смеясь,

     взирает оттуда».

Опираясь на эти слова, на проанализированный нами монолог Сальери, определите, кого Шуман именовал бы талантом, кого – гением.

Итак, Моцарт явился наглядным, живым отрицанием всего жизненного пути Сальери, опровержением его философии, его миросозерцания, нарушением мировой гармонии , закона, согласно которому заслуга  должна быть вознаграждена, труд должен принести свои плоды. Цветок искусства, который Сальери растил и питал потом и кровью всей своей жизни, в руках Моцарта расцветает как бы сам собой.

Как Сальери объясняет стремление погубить Моцарта, дитя гармонии?

(Чтение  «Что пользы…»)

Сальери и ему подобные своим «выстраданным» искусством чувствуют себя поставленными над всем остальным человечеством,

замкнувшимися в  « башню из слоновой кости».

И неожиданно в круг этих надменных и высокомерных «жрецов» врывается человек, обыкновенный, простой, который живет полной человеческой жизнью, не только не презирает остальных людей, но и испытывает радость от общения с ними. И вместе с тем этот человек – величайший музыкант, который, не владея никакими «трагическими» тайнами, одной силой своей гениальности превосходит не только одного из «жрецов», но и всех вместе взятых. По отношению к Моцарту они сами неожиданно оказываются чем – то вроде этого жалкого скрипача- «бескрылыми», «чадами праха».

Почему возникла у Сальери  мысль о том, что Моцарт не оставит наследника ? (Гениальности нельзя научить, разъяв ее на составляющие .)

Чтение строфы о яде. Каким предстает Сальери ?

Чтение стр. 2 до слов « Мне кажется, он с нами сам – третий сидит».

Моцарт ничего не знает о замышленном Сальери  преступлении. И внезапно возникает речь об отравлении. Найдите.

Как объясняют Моцарт и Сальери невозможность этого преступления ?

(По – разному: Сальери -  «он слишком был смешон для ремесла такого», Моцарт – «он же гений … А гений и злодейство – 2 вещи несовместные».)

-И Моцарт объединяет себя и Сальери в «искренний союз».

Чтение слов Сальери « Эти слезы…»

«Райский херувим» улетел навсегда. Целебный нож отсек то, что его так терзало и мучило Сальери. Он  убравший соперника со своего пути, должен  почувствовать себя спокойным и довольным. Но чувствует ли? (Нет.)

-Почему? ( За преступлением следует наказание).

-Определите, перечитав последние слова Сальери, в чем его наказание.

(Жизнь Моцарта принесла Сальери страдание.

Отравив Моцарта, он уничтожает причину страдания, и теперь ему «и больно, и приятно»

Однако исполнение « тяжкого долга» вновь возвращает Сальери к исходному моменту. Казалось, ничто не мешает ему считать себя гением, но Сальери перед новой загадкой. Слова Моцарта и он сам оживают в его уме:

          ….Но ужель он прав,

          И я не гений? Гений и злодейство

           Две вещи несовместные. Неправда ….

   

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Трагедия зависти заканчивается мучительными вопросами Сальери. Сальери уже никогда не сможет отделаться от  неотвязных, неразрешимых вопросов, сомнений в самом себе, одолевших его на всю жизнь. Он не в силах дать ответ на эти вопросы, но в то же время в глубине души не может не сознавать, что уже одна неотступная постановка вопросов заключает в себе убийственный

Ответ. Безнаказанно такое состояние продолжаться не может; когда человек безысходно сосредоточивается на одном болезненно – мучительном переживании, он становится рабом его. И именно  такой исход, прямо ничего не говоря о нем, Пушкин  подсказывает концом своей пьесы. Исход этот вполне соответствует тем биографическим данным о Сальери, которыми располагая Пушкин и которые положил в основу своей маленькой трагедии: надолго переживший Моцарта, умерший в глубокой старости, Сальери не только перестал создавать светскую музыку, сосредоточившись исключительно на церковной, но в последние годы впал в тягчайшее состояние; года за 2 до смерти пытался перерезать горло бритвой.

         

Урок 14  Работа над сочинением- рассуждением. Проблема зависти.

(11 класс)

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению;

выработка навыка написания сочинения-рассуждения;

развитие речи учащихся;

воспитание нравственных качеств.

 I  Работа над сочинением

1. Определяем и комментируем  тему, проблематику и идею текста.

1) Тема произведения. (Запись в тетрадях)

 – Что волнует автора? Какова проблематика текста?

Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка (Слайд 10):

 2) Основная проблема — это та,

которая стала объектом раздумий автора,

 над которой он в основном размышляет,

к которой он неоднократно возвращается.

 – Постарайтесь сформулировать и записать проблему.

3) Комментарий проблемы текста.

 Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.

 – Какие вопросы можно осветить в комментарии?  

- Почему автор предпочёл именно эту проблему?

 -Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

 -К какой категории относится избранная автором проблема?

 -Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

- Как характеризует автора выбор данной проблемы?

 -   К какой категории можно отнести проблему?( нравственная)

 – Дадим определение проблемы (важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная)

 – Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?

 (В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)

Б) Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека? Зависть присуща всем людям или только некоторым?

 В) В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?

 Г) Когда оно овладевает человеком? (Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).

4) Как можно охарактеризовать идею текста?

 Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать. (Запись в тетради)

Итак, тема, проблематика и идея текста определены. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

5). Определяем позицию автора

 Авторская позиция может быть выражена:

– чётко, прямо, непосредственно;

 – в названии текста;

 – риторические вопросы;

 – в отдельных предложениях;

 – риторические восклицания;

 – через ряд аргументов;

 – порядок слов;

 – лексические повторы;

 – оценочная лексика;

 – модальные слова и частицы, вводные конструкции.

 6). Аргументация собственного мнения по проблеме.

 Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество.

Я помню, как…

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

– Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом не велись завоевательные войны (из истории).

 – Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию.

Сообщение учащегося.

 Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру – крылатую и ясноокую Победу.

 Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.

 Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

 Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому – то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто – то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.

Учитель

 Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель). Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству.

   

 В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?

 («Капитанская дочка»: недовольство у Швабрина против Гринева; М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: зависть Грушницкого Печорину, который готов совершить откровенное убийство, не зарядив его пистолет; Л.Н.Толстой «Война и мир»: зависть безродного Долохова Пьеру Безухову; И.С.Тургенев «Отцы и дети»: чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова – пища для зависти Павла Петровича Кирсанова и др.).

– Вы помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно. Что это значит?

– А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

7). Вывод.

  – Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Это может быть

Общий вывод

Ответ на вопрос, поставленный во вступлении

Рассуждение о том, какое значение будет иметь для автора сочинения прочитанный текст.

Расширение проблемы. Новый вопрос.

II. Рефлексия.

– О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (см. рабочий лист урока).

 .

III. Домашнее задание.

 – Написать сочинение – рассуждение по данному тексту, используя эскизы, которые вы сделали в классе и клише.

IV. Подведение итогов.

 – Сегодня на занятии мы вспомнили особенности текста – рассуждения, познакомились со способами и приемами логического разворачивания основной мысли текста – рассуждения, продолжили работу по многоаспектному анализу текста, научились видеть смысловую целостность текста, все это поможет нам при выполнении заданий по анализу текста – рассуждения на ЕГЭ.

Урок 15

 (Подготовка к сочинению. Вариант С)

по повести Н.Веселовской «Переселение, или По ту сторону дисплея».

11 класс

Тема: « Как не потеряться в виртуальном мире».

Цели урока:

-проверить знание текста;

-развивать связную речь учащихся;

-научить внимательно и осознанно читать произведение, анализировать поступки героев, уметь обобщать, доказывать свою точку зрения;

-воспитывать чувство ответственности перед близкими, умение противостоять соблазнам.

Оборудование: презентация, текст повести, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

II Сообщение темы и целей урока.

III Работа над текстом повести.

1. Слово о Н.Веселовской (презентация)

2. Беседа с чтением эпизодов.

- Расскажите о главных героях повести: Павле Лучинине, его жене Ирине, их сыне Тимке(предварительное задание по группам) ( Ирина не помнила своих родителей: отца у нее вообще не было, а мать умерла вдали от дома, на молодежной стройке, куда поехала в поисках лучшей доли. Произошло это, когда Иринке еще не исполнилось года. В детстве она знала только свою бабулю, которая и вывела ее в жизнь: после школы отправила в районный техникум, потом в Москву – ищи, дитятко, свое счастье. И счастье действительно нашлось: в Москве Ирина встретила Павла, родила Тимку. Со временем они стали благополучной городской семьей: Павел работает в небедной фирме, Ирина секретарь-координатор в стоматологии. Простая работа, не требующая квалификации, только женского терпеливого внимания, – но Ирине она как раз подходит. Даже с жильем устроилось как нельзя лучше: Павел прежде обитал в трущобном рабочем бараке, который вскоре снесли, а им на троих дали двухкомнатную квартиру. Теперь они приезжают к бабуле, как дорогие и, увы, нечастые московские гости. .)

-С какой целью приобрел Павел компьютер?

Вот даже и к компьютеру Павел обратился сперва исключительно из-за Тимки, не предчувствуя, какое значение это будет иметь для него самого. Прежде он очень переживал за сына: хрупкое сложение, чрезмерная впечатлительность, установленная врачами высота нервных реакций… Полный несуразной родительской любви, перехлестывающей в жалость, Павел хотел поддержать своего словно бы обделенного судьбой птенца, хоть чем-то компенсировать ему недополученное от жизни. Вот тут и замаячил на горизонте компьютер, способный переместить сына на более высокую ступень дворовой и школьной иерархии. Ведь дети сейчас отлично осведомлены, у кого что есть, а кто живет без дорогих игрушек. К тому же, говорят, школьнику легче учиться, когда у него на службе домашняя электроника…

-Как изменилась жизнь Павла после приобретения компьютера?

Это говорил совсем не тот Павел, которого Ирина знала больше десяти лет. Тот, настоящий, готов был горы свернуть, лишь бы первого сентября самолично отправить Тимку в школу. Однажды он, еще в прежней конторе, крупно повздорил с начальством, которому заблагорассудилось послать его первого сентября в командировку. Павел никуда не поехал – отправился с Тимкой на школьный двор. Вследствие чего и стал необходим переход на новую работу.

-Каковы его чувства, ощущения? Когда он сидит за компьютером и оказывается в виртуальном мире?

(Нет, человек должен быть счастлив иначе – чтобы все задуманное им в тот же час свершалось наяву. А достичь этого можно не в обычной действительности, где радости отмеряются крупицами, а внутри компьютера, готового исполнить твое любое желание. Не важно обладать, важно чувствовать себя обладающим. Какая разница, зиждется ли твое удовольствие на реальной основе или существует в ином пространстве? Ты его ощущаешь, и точка. Нажать клавишу компьютера все равно что взмахнуть волшебной палочкой, которая превращает тыкву в карету, крысу в кучера, а твои подлинные лохмотья в ослепительные наряды. И ты едешь на бал, на свой собственный праздник жизни, где все твое и все для тебя – как, собственно, и должно быть в настоящем мире. Однако увы… Бог редко дает человеку счастье, и никогда – полной чашей, ибо жизненный путь, как известно, тернист. И вот уже кто-то другой прокладывает параллельно этому неподъемному пути свою удобную, крытую асфальтом улочку. Где пойдет человек? Конечно, там, где легче идти, – хотя бы в его путевой карте было отмечено совсем другое…

В заэкранье он отдыхал и восстанавливал истраченные в действительной жизни силы. Немудрено, что Павла стало тянуть туда как магнитом)

- Чем отличается этот мир от реального?

(Тимка еще не знал, но уже предчувствовал то, что однажды поняла его мама: после школы процесс обучения не заканчивается. Просто одни предметы уступают место другим: сперва Литература и Математика, потом Семья и Карьера, а еще позже – Подведение итогов и Навыки самодостаточности, обучающие на старости лет не быть никому в тягость. И один еще безвременный, неуловимый, но самый главный предмет, веющий у лица легким ветерком, – Смысл жизни…

Именно он отличает действительность от всех ее виртуальных двойников. Ибо его нет нигде, кроме как в нашем непростом, перепутанном, но все-таки настоящем существовании. В мире, созданном Богом и основанном на устремлении человеческой воли. )

-Как изменилась жизнь Тимки и Ирины после того, как появился в семье компьютер?

-Как вы понимаете фразу, что «папу украли?»

-Почему сказка «Снежная королева» произвела на Тимку большое впечатление? Какую параллель можно провести между сказкой и данной повестью Веселовской?

-Какие пути спасения отца придумал Тимка?

-Что помогло Павлу вернуться к реальной жизни?

(Не добившись ничего от компьютера, Павел стал постепенно возвращаться к настоящей реальной жизни. В первый раз его сознание откликнулось на болезнь сына. Тимка слег с высокой температурой сразу после того, как впервые сходил на карате. Это случилось в тот самый вечер, когда у самого Павла начались первые сбои с посещением параллельного мира. Он в небедной фирме, Ирина секретарь-координатор в стоматологии. Простая работа, не требующая квалификации, только женского терпеливого внимания, – но Ирине она как раз подходит. Даже с жильем устроилось как нельзя лучше: Павел прежде обитал в трущобном рабочем бараке, который вскоре снесли, а им на троих дали двухкомнатную квартиру. Теперь они приезжают к бабуле, как дорогие и, увы, нечастые московские гости. .)

-С какой целью приобрел Павел компьютер?

Вот даже и к компьютеру Павел обратился сперва исключительно из-за Тимки, не предчувствуя, какое значение это будет иметь для него самого. Прежде он очень переживал за сына: хрупкое сложение, чрезмерная впечатлительность, установленная врачами высота нервных реакций… Полный несуразной родительской любви, перехлестывающей в жалость, Павел хотел поддержать своего словно бы обделенного судьбой птенца, хоть чем-то компенсировать ему недополученное от жизни. Вот тут и замаячил на горизонте компьютер, способный переместить сына на более высокую ступень дворовой и школьной иерархии. Ведь дети сейчас отлично осведомлены, у кого что есть, а кто живет без дорогих игрушек. К тому же, говорят, школьнику легче учиться, когда у него на службе домашняя электроника…

-Как изменилась жизнь Павла после приобретения компьютера?

Это говорил совсем не тот Павел, которого Ирина знала больше десяти лет. Тот, настоящий, готов был горы свернуть, лишь бы первого сентября самолично отправить Тимку в школу. Однажды он, еще в прежней конторе, крупно повздорил с начальством, которому заблагорассудилось послать его первого сентября в командировку. Павел никуда не поехал – отправился с Тимкой на школьный двор. Вследствие чего и стал необходим переход на новую работу.

-Каковы его чувства, ощущения? Когда он сидит за компьютером и оказывается в виртуальном мире?

(Нет, человек должен быть счастлив иначе – чтобы все задуманное им в тот же час свершалось наяву. А достичь этого можно не в обычной действительности, где радости отмеряются крупицами, а внутри компьютера, готового исполнить твое любое желание. Не важно обладать, важно чувствовать себя обладающим. Какая разница, зиждется ли твое удовольствие на реальной основе или существует в ином пространстве? Ты его ощущаешь, и точка. Нажать клавишу компьютера все равно что взмахнуть волшебной палочкой, которая превращает тыкву в карету, крысу в кучера, а твои подлинные лохмотья в ослепительные наряды. И ты едешь на бал, на свой собственный праздник жизни, где все твое и все для тебя – как, собственно, и должно быть в настоящем мире. Однако увы… Бог редко дает человеку счастье, и никогда – полной чашей, ибо жизненный путь, как известно, тернист. И вот уже кто-то другой прокладывает параллельно этому неподъемному пути свою удобную, крытую асфальтом улочку. Где пойдет человек? Конечно, там, где легче идти, – хотя бы в его путевой карте было отмечено совсем другое…

В заэкранье он отдыхал и восстанавливал истраченные в действительной жизни силы. Немудрено, что Павла стало тянуть туда как магнитом)

- Чем отличается этот мир от реального?

(Тимка еще не знал, но уже предчувствовал то, что однажды поняла его мама: после школы процесс обучения не заканчивается. Просто одни предметы уступают место другим: сперва Литература и Математика, потом Семья и Карьера, а еще позже – Подведение итогов и Навыки самодостаточности, обучающие на старости лет не быть никому в тягость. И один еще безвременный, неуловимый, но самый главный предмет, веющий у лица легким ветерком, – Смысл жизни…

Именно он отличает действительность от всех ее виртуальных двойников. Ибо его нет нигде, кроме как в нашем непростом, перепутанном, но все-таки настоящем существовании. В мире, созданном Богом и основанном на устремлении человеческой воли. )

-Как изменилась жизнь Тимки и Ирины после того, как появился в семье компьютер?

-Как вы понимаете фразу, что «папу украли?»

-Почему сказка «Снежная королева» произвела на Тимку большое впечатление? Какую параллель можно провести между сказкой и данной повестью Веселовской?

-Какие пути спасения отца придумал Тимка?

-Что помогло Павлу вернуться к реальной жизни?

(Не добившись ничего от компьютера, Павел стал постепенно возвращаться к настоящей реальной жизни. В первый раз его сознание откликнулось на болезнь сына.

Тимка слег с высокой температурой сразу после того, как впервые сходил на карате. Это случилось в тот самый вечер, когда у самого Павла начались первые сбои с посещением параллельного мира. Он сопоставил потом одно с другим – точно, эти обстоятельства следовали друг за другом.

Врач определил у Тимки хронический стресс, что и дало вспышку так называемого термоневроза. И где только ребенок мог настолько перенапрячься, что совсем слетел с тормозов? Но, как бы там ни было, теперь сын нуждался в тепле и заботе близких, и Павел стал относиться к нему внимательнее.

Вслед за Тимкой, который уже пошел на поправку, в поле зрения Павла попала жена. Павел понял: все последнее время Ирина одна содержала семью, работая с утра до ночи, так что ее привыкли держать на работе без сменщицы. Это не дело, чтобы все лежало на плечах женщины, решил Павел. В ближайшее время ему следует искать работу...

А еще Павлу не нравилось, что жена теперь проходит мимо него, как мимо пустого места. Раньше их отношения складывались не так. Правда, он немало ночей провел на стуле перед компьютером, что, кстати сказать, совсем неудобно, но с этим ничего уже не поделаешь…)

-Что нужно делать, чтобы виртуальный мир не «затянул»?

- Значит, компьютер, виртуальный мир –это хорошо или плохо?

-Какие же проблемы подняты в повести «Переселение,..»?

-При написании сочинений (задание С ЕГЭ) на какие темы в качестве литературного аргумента можно использовать?

IV. На дом. Написать сочинение по главной проблеме повести «Переселение, или По ту сторону дисплея»

                                                                             

Урок 20 (11 класс)

Тема урока: Сочинение в форме ЕГЭ

Цель: научить писать сочинение в форме ЕГЭ по предложенному алгоритму, обратить внимание на трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении части С , связанные:

- с композиционным оформлением сочинений;

- с комментарием текста;

- с аргументацией позиции автора и собственного мнения по проблеме исходного текста;

- с соблюдением норм современного русского языка.

Оборудование: исходный текст на каждого ученика;

                              памятки-рекомендации по каждой микротеме;

                             

Форма работы: групповая, 4 группы (по количеству микротем), в каждой группе назначается консультант из сильных учащихся

Ход урока:

  1. Сообщить тему урока и его основную цель, отметить, что на данном уроке будет отрабатываться один из возможных вариантов написания сочинения в форме ЕГЭ (могут быть и другие), а в качестве исходного текста предлагается наиболее трудный для анализа – художественный (отрывок из повести А. Грина «Алые паруса»).

 

  1. Чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником.

  1. Анализ текста:

- Что мы знаем об авторе? (писатель, романтик, влюблённый в море, автор повестей «Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.)

- Стиль текста (художественный)

- Тип речи (основной – описание)

- План текста:

1) Грэй очарован картиной.

2) Фигура капитана.
3) Зарождение мечты.

4) Выбор профессии.

               - Какие выразительные средства языка использовал автор?

               ( сравнения, синонимы, олицетворения, метафоры, парцелляция, ряды однородных членов…)

   

  1. Работа в группах.

Консультант каждой группы сообщает о требованиях к микротеме, над которой работала его группа (см приложение), и читает свой вариант. Учитель знакомит учащихся с критериями оценивания каждой микротемы и предлагает оценить услышанное и внести необходимые поправки.

Группа, работавшая над проблемой текста, предложила два варианта:

  • А) Автор предложенного для анализа текста рассматривает важную проблему выбора профессии.
  • Б) Что определяет выбор человеком жизненного пути? Именно этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.

Вторая группа прокомментировала проблему так:

  • Проблему выбора профессии Александр Грин рассматривает на примере жизни одного из своих героев. Писатель-романтик показывает, какое необыкновенное впечатление произвела на Грэя картина, особенно фигура капитана, как она стала началом его пути к будущей профессии. Актуальность проблемы, выдвинутой автором, не вызывает сомнений. С нею сталкивался каждый человек, а для нас, старшеклассников, выбор профессии, пожалуй, самый важный вопрос.

Позицию автора третья группа выразила таким образом:

  • Автор хочет показать, что иногда какое-то событие неожиданно влияет на жизнь человека, определяя его дальнейший путь. В данном случае таким событием стала встреча Грэя с картиной, его романтическое восприятие моря и профессии капитана. Конечно, немаловажную роль сыграло богатое воображение мальчика, а также его целеустремлённость, но решающим стало первое впечатление от картины, особенно от фигуры капитана.

И наконец, четвёртая группа познакомила нас со своей позицией:

Позиция автора понятна. Он романтик, и даже к выбору профессии он подходит романтически. Конечно, не всегда всё определяет случай. Часто на выбор человека влияет воспитание, материальные возможности, друзья, родители. Грэю повезло. Картина помогла вовремя раскрыть его интерес к морю и к работе капитана. Он с детства стал осознанно готовиться к будущей профессии. К сожалению, так бывает не всегда. Иногда человек слишком поздно находит своё призвание и с горечью понимает, что занимался не своим делом. Иногда так складывается жизнь, что у него нет возможности выбора.

Далее всем группам было предложено привести примеры по данной проблеме из художественной литературы и из жизненного опыта, а также обдумать заключение. Получилось так:                                      

  •  Ярким примером этому может служить судьба М. Ю. Лермонтова, возвышенная и ранимая душа которого не соответствовала военной службе. В качестве примера из художественной литературы можно привести гончаровского Обломова, который с таким отвращением относился к своей работе, что становилось его жаль.
  • Конечно, хотелось бы, чтобы у всех людей была возможность выбора профессии, чтобы эта профессия совпадала с его вкусами и интересами.
  1.  Обобщение.

Прочитать все микротемы как один общий текст, определить, что мешает ему стать связным, логически последовательным, целостным (нарушение стилевого единства, отсутствие переходов от одной части к другой, неоправданное повторение типовых конструкций). Отметить, что это получилось потому, что над каждой частью сочинения работала отдельная группа.

  1. Редактирование сочинения-рассуждения.

Нужно ли при написании сочинения в форме ЕГЭ стремиться к оригинальности? Прочитать ребятам один из вариантов «оригинального» сочинения и предложить подумать, на чём он потерял баллы. Сделать вывод.

  1. Домашнее задание: написать сочинение с учётом требований к каждой микротеме.

К урокам №5,6,7(10 класс)

 ПРОБЛЕМА ТЕКСТА

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (или основной вопрос, который автор ставит и решает).

В тексте может быть несколько проблем. Основная проблема – та, по которой отчётливо заявлена авторская позиция (именно основная проблема в центре внимания пишущего, именно над ней он в основном размышляет, затрагивая попутно и другие проблемы).

Основные виды проблем:

  философские;

  социальные;

  политические;

  научные;

  экологические;

  нравственно-этические.

Формулировать – значит кратко и точно выражать мысль. Значит, вы должны уметь кратко и точно называть вопросы, которые особенно интересовали автора при написании текста. Не забывайте, что иногда автор сам «кратко и точно» формулирует проблему текста. Но чаще (особенно в художественных текстах) вам предстоит самим определить проблематику (круг вопросов) исходного текста. А для этого вы должны видеть «подтекст» и уметь обобщать информацию.

Существует два основных способа формулирования проблемы:

1.        В виде вопроса.

Этот способ универсален: он подходит к любому тексту!

Но после вопроса необходимо сделать ссылку на исходный текст, благодаря чему проблема текста оказывается «сформулированной». Например:                                                                Что такое образование? Каким объёмом знаний должен обладать образованный человек? Именно эти вопросы волновали С. Кокорину при написании предложенного для анализа текста.

2.С использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос».

Запомните: проблема чего?

                     вопрос о чём?

Например:

- В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?)  актуальная проблема (чего?)

- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?)

- В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)

- В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)

- Проблема (чего? какая?), поставленная автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии...

               

   КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

Запомните: комментарий – это не пересказ! Это ваше толкование текста, которое показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему текста, увидели ли аспекты проблемы, умеете ли следить за ходом авторской мысли.

Выделяют два типа комментария:

1.        Текстуальный комментарий.

При текстуальном комментарии вы объясняете текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.

Не пытайтесь комментировать весь текст!

Ваша задача – прокомментировать только сформулированную вами проблему исходного текста. Задайте себе вопросы:

- Что делает автор, предлагая ту или иную проблему?

- На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?

- Что особенно его волнует и тревожит (что он подчёркивает, выделяет…)? Обязательно укажите эти аспекты! Только не сбейтесь на пересказ! Не излагайте точку зрения автора по этой проблеме! Не исказите авторскую мысль!

2.        Концептуальный комментарий.

Этот комментарий сложнее. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через своё восприятие и высказываетесь по ней.

Не забывайте: оба вида комментария должны опираться на текст!

Комментарий – это «переходный мостик» от проблемы к авторской позиции, поэтому здесь уместны такие «переходные предложения:

- Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.

- Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)

- Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

- Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…

- Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…

- Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных…) проблем нашего времени.

- Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

- Рассмотрим эту проблему подробнее. Её актуальность очевидна (не вызывает сомнений). Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас.

«Переходное предложение» очень важно! Оно связывает один абзац с другим. Прежде всего оно уместно при концептуальном комментарии.

Не увлекайтесь чрезмерным цитированием текста!

Для передачи действий автора рекомендуется использовать наиболее употребительные конструкции (в зависимости от текста):

Автор рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя на…, подчёркивает, обращает наше внимание на…, размышляет над…, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…, анализирует, ссылается на…, иллюстрирует, приводит примеры (факты, данные).

     

    ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Сформулировать позицию автора – значит понять и изложить авторскую идею: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он всё это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст? К чему призывает автор?

На что нужно обратить внимание?

1.        Авторская позиция в тексте проявляется в различном отношении автора к изображаемому. Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

      2.   Авторская позиция может быть выражена в тексте или прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях, ремарках, вставках…), или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения, вставных эпизодах, через художественные приёмы и художественные детали…).

В художественном тексте мы ощущаем авторское присутствие через речь героя, его портрет, мысли, поступки, иногда через пейзаж, интерьер. Авторское отношение к изображаемому помогают понять также изобразительно-выразительные средства языка (ирония, аллитерация, сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, перифразы…) и модальный план текста в целом (оценочная лексика, риторические вопросы, риторические восклицания, многоточие, порядок слов, вводные слова, модальные слова и частицы, лексические повторы…).

Подсказка! Смотрите задания А29 и В8.

Не забудьте! Вы формулируете авторскую позицию, а не свою! Не приписывайте автору  мысли, которых нет в тексте.

Обратите внимание! Типовые конструкции:

- автор считает, что

- иронизирует над

- подводит читателя к выводу о том, что

- заставляет читателя задуматься над

- осуждает

- полемизирует (с кем по какому вопросу)

- обвиняет (кого в чём)

- призывает к…

- основная задача автора заключается в том…

Здесь возможны причастные и деепричастные обороты:

ссылаясь на, приводя примеры, выдвигая аргументы, касающиеся…

                         

  ВАША ПОЗИЦИЯ

Ваше мнение (ваше отношение к позиции автора), безусловно, должно соотноситься с проблематикой исходного текста!

Что значит аргументированно выразить собственное мнение?

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли.

Ваше аргументированное суждение будет представлять собой микротекст-рассуждение. Вспомните схему рассуждения:

- тезис;

- доказательства;

- вывод.

В вашем сочинении это будет выглядеть так:

- тезис – ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора; желательно передать не только своё согласие или несогласие, но и свои эмоции по поводу авторской позиции;

- аргументы – 2 примера-доказательства;

- вывод – общий итог.

Задайте себе вопрос: разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ней?

Если вы согласны, задайте себе вопрос: почему? Приведите доказательства (аргументы).

Если вы не согласны, задайте вопрос: почему? Приведите доводы, опровергающие точку зрения автора. Но при этом постарайтесь этически корректно сформулировать своё мнение, то есть вежливо возразить автору.

Типовые конструкции:

- с мнением автора трудно не согласиться

- позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения

- я не разделяю позицию автора, так как, во-первых…

- оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…

- в основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь в одном…

При аргументации можно использовать следующие конструкции:

- приведём пример

- сошлёмся, например, на…

- можно привести множество аргументов в защиту авторской позиции

- ярчайшими примерами тому могут служить…

Приводите примеры, имеющие прямое отношение к доказываемому тезису!

Не просто приводите пример, а раскрывайте, комментируйте, объясняйте связь с текстом.

Помните о позиции автора!

Не повторяйте аргументы автора слово в слово!

Если вы решили в качестве аргумента привести цитату, вы должны быть уверены, что цитируете точно. Если сомневаетесь, лучше передайте цитату своими словами.

Лучше прибегайте к примерам из художественной литературы!

   

Вступление может быть в форме:

Пример

  1. Лирического размышления

  1. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)

  1. Рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тексту.(Заглавие может отражать тему текста, указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт)

  1. Диалога с воображаемым собеседником по теме (проблеме, идее) текста.

  1. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

  1. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить выходом на его проблематику. ( Используй цитату только тогда, если помнишь ее дословно, иначе любое искажение – это фактическая ошибка)

  1. Может начинаться с ключевого слова текста

  1. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста

  1. Описательного утверждения

                               

 

                     

   

МАКЕТ          СОЧИНЕНИЯ

Клише

1 абзац: формулировка проблемы текста.                       Объём – 1-3 предл. Назвать  автора. Вычленить основную  проблему, поднятую автором.

Начни с двух вопросов к тексту!               

Часто ли мы задумываемся над …..?

Можно ли…? Способен ли человек…?

Именно эту проблему поднимает автор текста (Ф.И.О.)….

2 абзац: комментарий проблемы исходного текста.(С опорой на исходный текст!) Объём – 3-5 предл. Указать на актуальность проблемы, объяснить, почему.

Кому и когда  приходится  с ней сталкиваться?

Что об этом говорит автор в тексте?

Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что…     Каждому из нас приходилось….

Автор рассказывает о …

3 абзац: отражение позиции, мнения автора по проблеме. Объём – 2-5 предл. Как сам автор относится к поднятой им проблеме?   Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их.

Позиция  автора выражена  (не выражена)… Автор считает,  что  «….». Автор  говорит: «…». Автор придерживается мнения, что …

Отстаивает, доказывает, справедливость…, выражает своё отношение к…,.Автор приводит примеры…,  иллюстрирует свою позицию…

4 абзац: Выразить своё отношение к проблеме, т.е. записать тезис к собственной аргументации

 1 аргумент из   читательского опыта.                            

Нельзя не согласиться с автором…  …в том, что…; Немало подобных примеров в произведениях русской литературы. Так, герой произведения..,   который…

5 абзац: 2-ой аргумент из  жизненного опыта (исторические факты, притчи, легенды, примеры из жизни  известных людей, афоризмы, пословицы и т.д.).  Прокомментировать!

Подтверждением этому служит пример…, когда… Другой пример… (факт, случай)...; Всем известен случай…, известна история …      

6 абзац: заключение ко всему сочинению Объём – 1- 3 предл.                                       

Возвращение к началу сочинения, пожелание, призыв, риторическое восклицание, нравственный вывод.                                                                                  

Итак, … Таким образом, приходим к выводу… Можно сделать вывод… Хочется верить, что… Хочется обратиться ко все с призывом…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по информатики "Базы данных - шаг к успеху"

Элективный курс по информатики "Базы данных- шаг к успеху"...

элективный курс "Формула первоначального успеха"

В настоящее время очень трудно представить себе человека, который бы не был втянут во взаимодействие  с другими людьми и был бы далек от ситуаций, происходящих в обществе.Искусство делового...

Программа элективного курса «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»

Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем  режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разр...

Элективный курс "Формула успеха"

"Формула успеха" - это программа элективного курса, формирующая у учащихся  навыки исследовательской деятельности. Программа имеет практикоориентированную направленность и знакомит учащихся с эта...

Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"

Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации....

Элективный курс "Физическая культура - путь к успеху"

Данный курс был зарегистрирован Региональным экспертным советом при АППО в 2008 г.. Курс знакомит с элементарными основами теории физической культуры, формирует практические навыки самоконтроля антроп...