Элективный курс по информатики "Базы данных - шаг к успеху"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) по теме

Элективный курс по информатики "Базы данных- шаг к успеху"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс 9 класс73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – основная

общеобразовательная школа с. Новокривовка Советского района

Саратовской области

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ-ООШ с. Новокривовка

Кубашева О.А.

«___»____________20___г.

«Утверждено»

Директор МБОУ-ООШ с. Новокривовка

Степанова Л.И.

Приказ № ___ от

 «___»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Филатова Наталья Вячеславовна

II квалификационная категория

Ф.И.О., категория

Элективный курс по информатики

БАЗЫ ДАННЫХ – ШАГ К УСПЕХУ

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______20_ г.

2012 - 2013  учебный год

Пояснительная записка

Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы.

Концепция программы.

Основной идеей элективного курса «Базы данных – шаг к успеху» является формирование у учащихся устойчивой потребности к дальнейшему совершенствованию своих знаний в области информационных технологий.

Обоснование.

Новый федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Министерства образования России от 09.03.04 № 1312), разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, включает преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Данный элективный курс является предметным, он предполагает расширение одной из тем базового курса «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных», в рамках которой учащиеся знакомятся только с элементарными понятиями и способами организации простой базы данных; изменении её структуры; поиску и сортировки данных.

Сегодня, когда информационный бум продолжает наращивать свои темпы, профессия инженера-проектировщика баз данных на рынке труда становится одной из наиболее востребованных и высокооплачиваемых специальностей. Умение проектировать базы данных от домашних до профессиональных, применяемых в малом бизнесе и крупных корпорациях, даст возможность учащимся легко адаптироваться в современном социуме.

Особенности.

Особенностью данного курса является организация индивидуальной и групповой работы учащихся с использованием метода проектов по овладению прочными и осознанными знаниями, в результате которой создается реальная база данных с возможностью дальнейшего практического применения. Усиление практической направленности обучения информатике в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования информационной грамотности, основных навыков и умений работы с компьютером.

Усвоение теоретических знаний осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке данных, создании индивидуальных и групповых баз данных в процессе самостоятельной деятельности.

Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Данный метод является наиболее эффективным для активизации исследовательских, познавательных и творческих способностей школьников, развития их самостоятельной деятельности. Учитель дает минимальный объем нового материала, ставит задачу и в дальнейшем является лишь консультантом в процессе практической реализации проекта.

Цели, задачи и основные принципы.

Одной из основных целей изучения информатики и информационных технологий в основной школе является овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.

Цели: побудить интерес и внимание к проектированию и созданию информационных структур в повседневной деятельности человека; показать актуальность и значимость баз данных при дальнейшей информатизации общества; овладеть умением организовывать собственное информационное пространство.

Задачи курса:

  1. дать учащимся представление о месте баз данных в информационном обществе
  2. познакомить с основными принципами построения баз данных;
  3. помочь овладеть навыками проектирования баз данных
  4. сформировать потребность в дальнейшем совершенствовании своих знаний в области создания баз данных.

Основные принципы.

  1. Принцип новизны – данный курс предоставляет учащимся знания, не содержащиеся в базовом курсе.
  2. Принцип последовательности – каждая последующая тема курса является логическим продолжением предыдущей.
  3. Принцип практичности – итоговый проект имеет практическое применение.
  4. Принцип мотивированности – активизирует познавательный интерес учащихся и способствует выбору профессиональной ориентации.
  5. Принцип генерализации информации – при отборе информации выделяется первостепенное, системообразующее, концентрируется внимание учащихся на основных понятиях и законах.
  6. Принцип индивидуализации – эффективность развития личности прямо пропорциональна индивидуальной деятельности учащихся в ходе обучения.

Основные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

  1. основы проектирования баз данных уметь,
  2. создавать базу данных в среде MS Access,
  3. импортировать и экспортировать данные,
  4. формировать запросы,
  5. создавать формы и отчеты.

Планируемый результат.

Результатом освоения данного курса учащимися является создание индивидуальной или групповой базы данных, которая имеет практическое применение.

Содержание курса и особенности организации учебного процесса.

Логика содержания элективного курса кратко может быть выражена следующим описанием:

  1. рассматриваются основные принципы проектирования базы данных; показывается важность каждого этапа разработки проекта базы данных;
  2. учащиеся знакомятся со способами построения базы данных в среде MS Access, с чисто инструментальным применением компьютера;
  3. работа с данными в базе рассматривается по двум направлениям: запрос - выборка и импорт, экспорт и присоединение данных;
  4. ввод и вывод информации в базу данных основан на использовании форм и отчетов, как основных структурных элементов.

Данный элективный курс разбит на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть включает минимальный лекционный материал, необходимый для реализации практической части. Многолетние педагогические эксперименты показывают, что эффективность в развитии творческих способностей учащихся прямо зависит использования возможностей и средств их самоуправления. Все, что школьники в ходе учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно. В связи с чем, особенностью организации учебного процесса по курсу является выделение на практическую часть более 60% всего времени изучения курса. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения различного уровня сложности. Кроме традиционной формы организации учебного процесса, где учитель и объясняет новый материал, и является консультантом при выполнении ими практических работ, учащиеся выполняют самостоятельные задания дома или после уроков в компьютерном классе.

Система оценки достижений учащихся.

Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем защиты зачетного проекта базы данных, перечень которых прилагается. В начале курса каждому учащемуся предлагается самостоятельно в течение изучения данного курса разработать проект по созданию практической базы данных (Приложение № 2). Во время защиты учащийся должен представить действующую базу данных, доказать её практическую значимость.

Учебно-тематический план

Примерное тематическое планирование рассчитано на 12 учебных часов в урочной форме и 6 часов во внеурочной форме, т.е. в сумме на 18 учебных часов.

На преподавание в 9-х классах из расчета 1 учебный час в урочной форме и 0,5 часа во внеурочной форме в неделю.

Теория

Проектирование и

компьютерный практикум

Разработка проекта базы данных – 1 ч.

Постановка задачи

Раздаточный материал

Анализ данных

Приложение № 2

Основные принципы проектирования базы данных

Построение базы данных – 1 ч.

Создание новой базы данных

Раздаточный материал

Определение таблиц

Приложение № 3

Создание первичного ключа

БД «Библиотека»

Создание связей

Ввод данных

Работа с данными – 2 ч.

Запрос - выборка

Раздаточный материал

Импорт и экспорт данных

БД «Библиотека»

Использование форм – 2 ч.

Понятие формы

Раздаточный материал

Построение простой формы для ввода данных

БД «Библиотека»

Создание формы на базе запроса

Разработка отчетов – 2 ч.

Основные сведения об отчетах

Раздаточный материал

Создание простого отчета

БД «Библиотека»

Создание базового отчета

Самостоятельная работа по созданию базы данных – 3 часа

Защита итогового проекта – 1 часа

Литература для учителя

  1. Вейскас д. Эффективная работа с microsoft access 2 / перев. С англ. – СПб: Питер, 1995
  2. Intel обучение для будущего при поддержке microsoft. Общая редакция Ястребцевой Е., Быховского Я., М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004
  3. Кучеряева Л.А. Структура урока. Структурный анализ урока. Саратов, 2002.
  4. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: Астпресс, 1998
  5. Семакин И., Шеина Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
  6. Угринович Н. Преподавание курса «информатика и икт в основной и старшей школе 7 – 11» Методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004

Литература для учащихся

  1. Вейскас Д. Эффективная работа с microsoft access 2/ пер. с англ. – СПб: Питер, 1995
  2. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: Астпресс, 1998

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ФОТО, ВИДЕО И ЗВУКОВЫХ ДАННЫХ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Интенсивное развитие информатики и информационных технологий  требует необходимости использования компьютеров в различных областях человеческой деятельности.В информаци...

Программа элективного курса «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»

Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем  режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разр...

Авторская программа элективного курса "Сочинение на основе данного текста".

Элективный курс « Сочинение на основе данного текста» учит   анализу  текста, его интерпретации  и созданию авторского текста  на основе  данного. Он предназначен для обу...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...

Анализ элективных курсов. Составление базы данных

Элективные курсы – один из решающих факторов на пути самоопределения ученика. Разнообразие видов элективных курсов открывает широкие возможности  не только для творчества учителя, но и выбора уча...

Презентация к элективному курсу по химии для учащихся 10 классов Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении масс элементов в нем и относительной молекулярной массы.

Презентация к элективному курсу (автора Терентьевой Ю.А.)  по химии  для учащихся 10 классов  Занятие №7 Тема:Нахождение молекулярной формулы сложного вещества по данным об отношении ...