Презентация к уроку по русскому языку 5 класс " Фонетический разбор"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация к уроку по русскому языку 5 класс " Фонетический разбор"

Конспект урока по русскому языку 5 класс на тему: " Фонетический разбор слова"

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с порядком фонетического разбора слова,совершенствовать навык разбора, учитывая углубленное изучение теоретического материала, воспитывать интерес к языку.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Фонетический разбор слова» Презентация к уроку русского языка в 5 классе: Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ Трубинской СОШ Кудрицкая Елена Алексеевна

Слайд 2

Спишите, поставьте буквы, расставьте ударение, составьте с этими словами текст. З. мля , д. кабрь , м. роз,

Слайд 3

Фонетический опрос - Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? - На какие группы делятся звуки речи? - Какие звуки являются гласными? - Какие звуки являются согласными? - Какими бывают гласные звуки?

Слайд 4

Фонетический опрос - Каким буквам отведена двойная роль? - Сколько букв в русском алфавите? - Сколько гласных? - Сколько согласных? - В чем разница между буквой и звуком? - Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

Слайд 5

Фонетический опрос - Сколько непарных глухих? Назовите их. - Сколько непарных мягких согласных ? Назовите их. - Сколько непарных твердых согласных ? Назовите их. - Сколько гласных звуков? - Сколько согласных звуков? - Сколько всего звуков?

Слайд 6

Физминутка Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами). Мышки дернули за гири (руки вверх и приседанье с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой). Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой). Убежали мышки вон (бег на месте).

Слайд 7

Выполнение фонетического разбора ПЕНЬ

Слайд 8

Пень – [ п э н ] 1 слог, 4 б., 3 зв ., 1 глас., 2 согл . п [ п ᾽] – согл ., глух., мягк .. е [э] – гл., ударн .. н [ н ᾽] – согл ., звон. ( сонор .) мягк .. ь [-]

Слайд 9

Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор двух слов

Слайд 10

Проверьте себя воро′та [ в а р о т а ] – 3 слога 6 б., 6 зв .., 3 гл., 3 согл . в [в] – согл ., зв ., тв .. о [а] – гл., безуд .. р [р] – согл ., звон (сон.,) тв .. о [о] – гл., ударн .. т [т] – согл ., глух., тв .. а [а] – гл., безуд .. ры′бка [ р ы п к а ] – 2 слога 5 б., 5 зв ., 2 гл., 3 согл . р [р] – согл .,звон .( сон .,) тв .. ы [ы] – гл., ударн .. б [п] – согл ., глух., тв .. к [к] – согл . глух., тв .. а [а] – гл., безуд ..

Слайд 11

Проверьте себя ты′ква [т ы к в а] – 2 слога 5 б., 5 зв ., 2 гл., 3 согл . т [т] - согл ., глух ., тв .. ы [ы] - гл., ударн .. к [к] - согл ., глух ., тв .. в [в] - согл ., зв ., тв .. а [а] - гл., безуд .. камыш [ к а м ы ш ] – 2 слога 5 б., 5 зв .. к [к] – согл ., глух ., тв .. а [а] - гл., безуд .. м [м] - согл ., звон (сон.), тв .. ы [ы] - гл., ударн .. ш [ш] - согл ., глух ., тв ..

Слайд 12

Сочетание чн Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием. Например: Античный, дачный, качнуть. Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [ шн ], например: коне[ш]но, ску [ш]но, наро [ш]но, праче [ш] ная . В некоторых словах допускается двоякое произношение. Например: булочная, гречневый, сливочный.

Слайд 13

Интересный факт В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [ шн ], а не с [чн]. Произношение [ шн ] старой московской орфоэпической нормы .

Слайд 14

Игра « Третий лишний» Определите третье лишнее слово. 1. к онечно, нарочно, игрушечный. 2. ч то, чтобы, нечто. 3. т еннис, тема, текст. 4. с витер, ателье, тенор. 5. ч увство, баловство, да здравствует

Слайд 15

Сегодня на уроке я научился... я постарался... мне понравилось... мне было трудно... мне было интересно...



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Цели: познакомить с порядком фонетического разбора слова; совершенствовать навык фонетического разбора, учитывая углубленное изучение теоретического материала; воспитывать интерес к языку.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографичекая работа. (Слайд 1)

Спишите, поставьте буквы, расставьте ударение, запишите транскрипцию

З. мля, д. кабрь,  м. роз,

Составьте с этими предложениями текст.

III. Фронтальный опрос. Фонетический опрос

- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи?

- На какие группы делятся звуки речи?

- Какие звуки являются гласными?

- Какие звуки являются согласными?

- Какими бывают гласные звуки?

- Каким буквам отведена двойная роль?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

- В чем разница между буквой и звуком?

- Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

- Сколько непарных глухих? Назовите их.

- Сколько непарных мягких согласных? Назовите их.

 - Сколько непарных твердых согласных? Назовите их.

 - Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Сколько всего звуков?

Физминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы

 «трубочкой» перед глазами).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседанье с опусканием рук).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

IV. Работа с учебником стр 146.

 Выполнить фонетический разбор слова   ПЕНЬ, самопроверка

Один работает у доски.

V. Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор  двух слов

3.jpg 

 

воро′та [в а р о т а]– 3 слога

  6 б., 6 зв.., 3 гл., 3 согл.

                         

в [в] – согл., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл.,  звон (сон.,) тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

ры′бка   [р ы п к а]– 2 слога

5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

р [р] – согл.,звон.( сон.,) тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., глух., тв..

к [к] – согл. глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

ты′ква [т ы к в а] – 2 слога

5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

т [т] - согл., глух., тв..

ы [ы] - гл., ударн..

к [к] - согл., глух., тв..

в [в] - согл., зв., тв..

а [а] - гл., безуд..

камыш [к а м ы ш] – 2 слога

5 б., 5 зв..

к [к] – согл., глух., тв..

а [а] -  гл., безуд..

м [м] - согл., звон (сон.), тв..

ы [ы] - гл., ударн..

ш [ш] - согл., глух., тв

VI Работа над орфоэпическими нормами.

Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.

Например: Античный, дачный, качнуть.

Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.

В некоторых словах допускается двоякое произношение.

Например: булочная, гречневый, сливочный. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

ИГРА « Третий лишний» (устно)

Определите третье лишнее слово.

1. Конечно, нарочно, игрушечный.

2. Что, чтобы, нечто.

3. Теннис, тема, текст.

4. Свитер, ателье, тенор.

5. Чувство, баловство, да здравствует.

 VII. Рефлексия.

Сегодня на уроке

Я научился…

Я старался…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Было интересно….

Выставление оценок.

Домашнее задание: упражнение 320.

Дополнительный материал.

Объяснительный диктант.

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

Произвести фонетический разбор выделенных слов. По вариантам.

Выполнение теста.

Тест по теме "Фонетика"

 1.  Найдите   слово, в котором букв больше, чем звуков

А)Разлил          б)листья     в) ярко        

2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие

        А)доклад          б)докладчик         в)часов           

3. Найдите слово, в котором буква «е» обозначает один звук

        А)речной     б)еловый        в)пьеса           

4. Найдите слово, где буква «ё» обозначает два звука

А)жёлудь     б)печёт            в)пьёт      

5.  Найдите  слово, в котором звуков больше, чем букв

        А)клочья    б)местный         в)полиция    

6. Найдите слово, где количество букв равно количеству звуков

        А)лестный    б)книга           в)заяц             

7. Найдите слово, где все согласные звуки – твердые

        А)майка    б)свеча             в)кружка            

8. Найдите слово, в котором все согласный звуки – мягкие

        А)щавель        б)зелёный    в)лыжи      

Тест по теме "Фонетика"

 1.  Найдите   слово, в котором букв больше, чем звуков

А)Разлил          б) ярко        

2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие

        А)доклад          б)часов           

3. Найдите слово, в котором буква «е» обозначает один звук

        А)речной             б)пьеса           

4. Найдите слово, где буква «ё» обозначает два звука

А)жёлудь             б)пьёт      

5.  Найдите  слово, в котором звуков больше, чем букв

        А)клочья    б)полиция    

6. Найдите слово, где количество букв равно количеству звуков

        а)книга           б)заяц             

7. Найдите слово, где все согласные звуки – твердые

        а)свеча             б)кружка            

8. Найдите слово, в котором все согласный звуки – мягкие

        А)щавель        б)лыжи      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе: "Фонетический разбор слова"

Презентация, которой можно привлечь внимание детей к изучению нового материала по русскому языку. В каждом слайде содержится познавательная информация по изучаемой теме....

Технологическая карта урока в 5 классе «Фонетический разбор слова»

Учебный предмет: русский языкКласс: 5УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.ЛадыженскойТема урока «Фонетический разбор слова»Предполагаемые результаты:предметные - расширение понятийной базы за с...

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен са...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Фонетический разбор слова"

Фонетический разбор слова.Открытый урок в 5а классе03.12.2020Цель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по...

Мастер-класс Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...