Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Жаркова Иоланта Юрьевна

Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен самоанализ. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: «Ф онетический разбор слова» Учитель Жаркова И.Ю.

Слайд 2

Проверим себя! Алфавит – 3 слога; А – [а] – гласный, ударный; Л – [л] – согласный, твердый, звонкий; Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой; А – [а] – гласный, ударный; В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий; И – [и] – гласный, ударный ; Т - [т] – согласный, твердый, глухой. 7 букв, 7 звуков. Ёжик – 2 слога; Ё - [й ` ] – согласный, мягкий, звонкий; [ о ] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий; И - [ы] – гласный, безударный ; К - [к] – согласный, твердый, глухой. 4 буквы, 5 звуков

Слайд 3

Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

Слайд 4

Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

Слайд 5

Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

Слайд 6

Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

Слайд 7

Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

Слайд 8

Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н . Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

Слайд 9

Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н. 3. подсчитать количество букв и звуков. Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

Слайд 10

Выполните фонетический разбор слов. Ядро Дрозд

Слайд 11

Выполните взаимопроверку. Для этого обменяйтесь тетрадями в группе. Ядро – 2 слога, я - [й`] – согласны, мягкий, звонкий; [ а ] – гласный безударный; д – [д] – согласный, твердый, звонкий; р – [р] – согласный, твердый, звонкий; о – [ о ] – гласный, ударный. 4 буквы, 5 звуков Дрозд – 1 слог, д – [д] – согласный, твердый, звонкий; р – [р] – согласный, твердый, звонкий; о – [о] – гласный, ударный; з – [с] – согласный, твердый, глухой; д – [т] – согласный, твердый, глухой. 5 букв, 5 звуков

Слайд 12

1. Слова, в которых гласный/ ые звуки обозначают один звук. 2. Слова, в которых гласный/ ые звуки обозначают два звука. 3. Слова, в которых все согласные твердые. 4. Слова, в которых все согласные мягкие. 5. Слова, в которых все согласные звонкие. 6. Слова, в которых все согласные глухие. Игра «Положи словечко на подходящую полку»

Слайд 13

Упражнение 320 Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 5 класс

Тема: «Фонетический разбор слова»

Урок рефлексии

Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая. 

Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?

Планируемые результаты:

Предметные: научиться производить фонетический анализ.

Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.

УМК Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение);

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

Длительность урока 40 минут.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Время

Оргмомент

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку?

Запись на правой стороне доски:

На парте: ручка, учебник, лист с заданием

Подготовка к уроку. Приветствие.

Запись в тетрадях: дата, классная работа.

2 мин

Актуализация знаний и мотивация

Учитель: Давайте начнем занятие с того, что вспомним, что мы знаем о звуках. Группа учащихся 1 (у которых наблюдались затруднения в работе с гласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе.

Группа учащихся 2 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе.

Группа учащихся 3 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными сонорными  звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе.

Работа в группах. Ответы учащихся.

Работа в группах. Ответы учащихся.

5-8  мин

Определение темы урока.

Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, для какого вида работы нам необходимы эти знания? Определите тему урока.

Ответы учащихся. Фонетический разбор слова.  

Запись темы на доске.

Учитель: С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока?

Ответы учащихся: закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов.

Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока.

Запись темы урока в тетради

3 мин

Работа в группах

Выявление места затруднения

Учитель использует прием «Лови ошибку»:

Группа учащихся 1, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 2 слога;

А – [а] – гласный, ударный, твердый;

Л – [л] – согласный, твердый, звонкий;

Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой;

А – [о] – гласный, ударный, мягкий;

В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий;

И – [и] – гласный, безударный;

Т -  [т] – согласный, твердый, глухой.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е - [е] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий;

И - [и] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 4 звука

Группа учащихся 2, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в]- согласный, твердый, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, звонкий;

    - [о] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

И - [ы] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 5 звуков.

Группа учащихся 3, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в`]- согласный, мягкий, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный;

    - [о] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

И - [ы] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный.

4 буквы, 5 звуков.

СЛАЙД 2

Находят ошибки, исправляют, соотносят с правилами и таблицами справочных материалов. Выявляют места затруднения.  Делают вывод о причине ошибок, допущенных в работах.

 

Самопроверка.

8-10 мин

Физкультминутка

1. Исходное положение - сидя на стуле. Плавные наклоны головы вперед – назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. Повороты головы направо – налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Выполняют упражнения.

2-3 мин

Первичное закрепление

Учитель: Давайте выстроим схематично алгоритм наших действий фонетического разбора.

Звук:

1. гласный (ударный или безударный);

- е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь;

2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой)

- только твердые: ж, ш, ц;

- только мягкие: ч, щ, й;

-только звонкие: й,р,л,м,н.

3. подсчитать количество букв и звуков.

СЛАЙД 3-9

Обобщают знания.

Составляют алгоритм работы со звуками в фонетическом разборе.

3-4 мин

Реализация проекта

Учитель: Теперь попробуем по нашему плану самостоятельно выполнить фонетический разбор слов  ядро, дрозд.

СЛАЙД 10

Я- [й`] – согласны, мягкий, звонкий;

    [а] – гласный безударный;

Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

О – [о] – гласный, ударный.

4 буквы, 5 звуков

Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

О – [о] – гласный, ударный;

З – [с] – согласный, твердый, глухой;

Д – [т] – согласный, твердый, глухой.

5 букв, 5 звуков

СЛАЙД 10-11

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

5 мин

Включение в систему знаний

Учитель применяет прием игры «Положи словечко на подходящую полку». Закрепляем слова на доску при помощи магнитов. 

Слова необходимо распределить по группам:

1. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают один звук.

2. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают два звука.

3. слова, в которых все согласные твердые.

4. слова, в которых все согласные мягкие.

5. слова, в которых все согласные звонкие.

6. слова, в которых все согласные глухие.  

Карточки со словами: ель, поле,  метелка, баня, труд, урок, лесть, мель, тропа, береза, пробка.

Карточки распечатать в нескольких экземплярах. Некоторые слова займут несколько полок.

СЛАЙД 12

Связывают новое знание умение с пройденным материалом

4-5  мин

Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание: упражнение 320.

Запись в дневниках

1 мин

Рефлексия

Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем фонетический разбор не будет для вас сложным, положите зеленую карточку. Если вы по-прежнему испытываете неуверенность в своих сила при выполнении фонетического разбора, положите желтую карточку.

Спасибо за внимание.

Оценивают продуктивность своего занятия.

2 мин



Предварительный просмотр:

Группа учащихся 1

1. Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе.

2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 2 слога;

А – [а] – гласный, ударный, твердый;

Л – [л] – согласный, твердый, звонкий;

Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой;

А – [о] – гласный, ударный, мягкий;

В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий;

И – [и] – гласный, безударный;

Т -  [т] – согласный, твердый, глухой.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е - [е] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий;

И - [и] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 4 звука


Группа учащихся 2 

1. Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе.

2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в]- согласный, твердый, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, звонкий;

    - [о] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

И - [ы] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой.

4 буквы, 5 звуков.


Группа учащихся 3 

1. Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе.

2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

1. Алфавит – 3 слога;

А – [а] – гласный, безударный;

Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный;

Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

А – [а] – гласный, безударный;

В – [в`]- согласный, мягкий, глухой;

И – [и] – гласный, ударный;

Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

5 букв, 5 звуков.

2. Ежик – 2 слога;

Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный;

    - [о] – гласный, ударный;

Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

И - [ы] – гласный, безударный;

К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный.

4 буквы, 5 звуков.



Предварительный просмотр:

Самоанализ к уроку

русского языка в 5б классе

по теме «Фонетический разбор слова»

Урок проводила Жаркова И.Ю., преподаватель русского языка, литературы, истории.

Урок проходил в 5б классе 17.12.2018г.

Тема урока: Фонетический разбор слова.

Тип урока: урок рефлексии.

Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая.

Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?

Планируемые результаты:

Предметные: научиться производить фонетический анализ.

Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.

Цели:

обучающие:

- совершенствовать умение осуществлять фонетический разбор слова;

- совершенствовать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;

- развивать навыки само- и взаимоконтроля;

- развивать коммуникативные навыки, развивать умение работать в группе.

воспитывающие:

- прививать умение сотрудничать, оказывать помощь, оценивать свою работу и работу товарищей;

- формировать мотивацию к труду;

- формировать ответственное отношение к работе, настойчивость в достижении конечных результатов.

Структура урока включала следующие элементы:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация знаний и мотивация (5-8 мин).
  3. Определение темы урока. Целеполагание (3 мин).
  4. Работа в группах (карточки). Выявление места затруднения  (8-10 мин).
  5. Физминутка (2-3 мин).
  6. Первичное закрепление (3-4-мин).
  7. Реализация проекта (5 мин).
  8. Включение в систему знаний (4-5 мин).
  9. Рефлексия (2 мин).

Организация урока

        Учителем был составлен план урока, отражающий деятельность   учителя   и   деятельность  учащихся   в   соответствии с ФГОС и поставленными задачами.  Для поддержания активности и внимания учащихся, а также для достижения целей урока и предполагаемых результатов использовались приемы групповой работы, игровой, прием «Лови ошибку», презентация, карточки с заданием, самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой. Занятие было завершающим в разделе по теме «Фонетика» и имело практическую направленность, поэтому были выбраны активные приемы обучения. Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, доступности и последовательности. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учащихся.

Общая оценка урока

Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной. В группах учащихся возникли диалог и взаимопомощь, учащиеся старались друг другу помочь, высказывали свою точку зрения. Физкультминутка была запланирована и прошла после продолжительной работы, способствовала снятию напряжения и активизации мыслительных процессов. Урок был  завершен вовремя. Итоги подведены.  Домашнее задание задано.

Предложения по повышению эффективности урока

  1. Более четко продумывать ролевые обязанности учащихся при работе в группах, назначать ответственным более успешного учащегося.
  2. Добавить задания повышенной сложности в работу групп для перспективных учащихся.
  3. Включить в содержание урока оценивание деятельности учащихся учителем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс

Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....

Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".

Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...

Урок русского языка по теме «Вводные слова и знаки препинания при них». 8 класс

знать вводные слова, уметь находить их в тексте; расставлять знаки препинания в тексте с вводными словами....

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...