Главные вкладки

    Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

    Жаркова Иоланта Юрьевна

    Урок русского языка. Тема: "Фонетический разбор слова". 5 класс. Урок рефлексии включает в себя различные технологии, презентацию, карточки для работы в группах. Отдельным файлом добавлен самоанализ. 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе Тема: «Ф онетический разбор слова» Учитель Жаркова И.Ю.

    Слайд 2

    Проверим себя! Алфавит – 3 слога; А – [а] – гласный, ударный; Л – [л] – согласный, твердый, звонкий; Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой; А – [а] – гласный, ударный; В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий; И – [и] – гласный, ударный ; Т - [т] – согласный, твердый, глухой. 7 букв, 7 звуков. Ёжик – 2 слога; Ё - [й ` ] – согласный, мягкий, звонкий; [ о ] – гласный, ударный; Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий; И - [ы] – гласный, безударный ; К - [к] – согласный, твердый, глухой. 4 буквы, 5 звуков

    Слайд 3

    Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

    Слайд 4

    Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

    Слайд 5

    Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

    Слайд 6

    Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

    Слайд 7

    Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

    Слайд 8

    Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н . Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

    Слайд 9

    Определить звук : 1. гласный (ударный или безударный); - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь; 2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой) - только твердые: ж, ш, ц; - только мягкие: ч, щ, й; -только звонкие: й,р,л,м,н. 3. подсчитать количество букв и звуков. Алгоритм действий при фонетическом разборе слова

    Слайд 10

    Выполните фонетический разбор слов. Ядро Дрозд

    Слайд 11

    Выполните взаимопроверку. Для этого обменяйтесь тетрадями в группе. Ядро – 2 слога, я - [й`] – согласны, мягкий, звонкий; [ а ] – гласный безударный; д – [д] – согласный, твердый, звонкий; р – [р] – согласный, твердый, звонкий; о – [ о ] – гласный, ударный. 4 буквы, 5 звуков Дрозд – 1 слог, д – [д] – согласный, твердый, звонкий; р – [р] – согласный, твердый, звонкий; о – [о] – гласный, ударный; з – [с] – согласный, твердый, глухой; д – [т] – согласный, твердый, глухой. 5 букв, 5 звуков

    Слайд 12

    1. Слова, в которых гласный/ ые звуки обозначают один звук. 2. Слова, в которых гласный/ ые звуки обозначают два звука. 3. Слова, в которых все согласные твердые. 4. Слова, в которых все согласные мягкие. 5. Слова, в которых все согласные звонкие. 6. Слова, в которых все согласные глухие. Игра «Положи словечко на подходящую полку»

    Слайд 13

    Упражнение 320 Домашнее задание



    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка, 5 класс

    Тема: «Фонетический разбор слова»

    Урок рефлексии

    Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая. 

    Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?

    Планируемые результаты:

    Предметные: научиться производить фонетический анализ.

    Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.

    Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.

    Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

    Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.

    Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.

    УМК Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженской и др. (М.: Просвещение);

    Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

    Длительность урока 40 минут.

    Этапы урока

    Содержание

    Деятельность учащихся

    Время

    Оргмомент

    Проверка готовности учащихся. Приветствие.

    У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку?

    Запись на правой стороне доски:

    На парте: ручка, учебник, лист с заданием

    Подготовка к уроку. Приветствие.

    Запись в тетрадях: дата, классная работа.

    2 мин

    Актуализация знаний и мотивация

    Учитель: Давайте начнем занятие с того, что вспомним, что мы знаем о звуках. Группа учащихся 1 (у которых наблюдались затруднения в работе с гласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе.

    Группа учащихся 2 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе.

    Группа учащихся 3 (у которых наблюдались затруднения в работе с согласными сонорными  звуками на предыдущих уроках): Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе.

    Работа в группах. Ответы учащихся.

    Работа в группах. Ответы учащихся.

    5-8  мин

    Определение темы урока.

    Целеполагание

    Учитель: Как вы думаете, для какого вида работы нам необходимы эти знания? Определите тему урока.

    Ответы учащихся. Фонетический разбор слова.  

    Запись темы на доске.

    Учитель: С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. Подумайте, какими могут быть цели нашего урока?

    Ответы учащихся: закрепить умение выполнять фонетический разбор, в том числе и сложных для разбора слов.

    Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает сформулировать цель урока.

    Запись темы урока в тетради

    3 мин

    Работа в группах

    Выявление места затруднения

    Учитель использует прием «Лови ошибку»:

    Группа учащихся 1, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

    1. Алфавит – 2 слога;

    А – [а] – гласный, ударный, твердый;

    Л – [л] – согласный, твердый, звонкий;

    Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой;

    А – [о] – гласный, ударный, мягкий;

    В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий;

    И – [и] – гласный, безударный;

    Т -  [т] – согласный, твердый, глухой.

    5 букв, 5 звуков.

    2. Ежик – 2 слога;

    Е - [е] – гласный, ударный;

    Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий;

    И - [и] – гласный, безударный;

    К - [к] – согласный, твердый, глухой.

    4 буквы, 4 звука

    Группа учащихся 2, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

    1. Алфавит – 3 слога;

    А – [а] – гласный, безударный;

    Л – [л] – согласный, твердый, глухой;

    Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

    А – [а] – гласный, безударный;

    В – [в]- согласный, твердый, глухой;

    И – [и] – гласный, ударный;

    Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

    5 букв, 5 звуков.

    2. Ежик – 2 слога;

    Е – [й] – согласный, твердый, звонкий;

        - [о] – гласный, ударный;

    Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

    И - [ы] – гласный, безударный;

    К - [к] – согласный, твердый, глухой.

    4 буквы, 5 звуков.

    Группа учащихся 3, используя таблицы звуков (в справочнике) проводит анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных вымышленным учеником. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

    1. Алфавит – 3 слога;

    А – [а] – гласный, безударный;

    Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный;

    Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

    А – [а] – гласный, безударный;

    В – [в`]- согласный, мягкий, глухой;

    И – [и] – гласный, ударный;

    Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

    5 букв, 5 звуков.

    2. Ежик – 2 слога;

    Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный;

        - [о] – гласный, ударный;

    Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

    И - [ы] – гласный, безударный;

    К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный.

    4 буквы, 5 звуков.

    СЛАЙД 2

    Находят ошибки, исправляют, соотносят с правилами и таблицами справочных материалов. Выявляют места затруднения.  Делают вывод о причине ошибок, допущенных в работах.

     

    Самопроверка.

    8-10 мин

    Физкультминутка

    1. Исходное положение - сидя на стуле. Плавные наклоны головы вперед – назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    2. И.п. - сидя, руки на поясе. Повороты головы направо – налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    Выполняют упражнения.

    2-3 мин

    Первичное закрепление

    Учитель: Давайте выстроим схематично алгоритм наших действий фонетического разбора.

    Звук:

    1. гласный (ударный или безударный);

    - е,ё,ю,я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ъ и Ь;

    2. согласный (твердый или мягкий; звонкий или глухой)

    - только твердые: ж, ш, ц;

    - только мягкие: ч, щ, й;

    -только звонкие: й,р,л,м,н.

    3. подсчитать количество букв и звуков.

    СЛАЙД 3-9

    Обобщают знания.

    Составляют алгоритм работы со звуками в фонетическом разборе.

    3-4 мин

    Реализация проекта

    Учитель: Теперь попробуем по нашему плану самостоятельно выполнить фонетический разбор слов  ядро, дрозд.

    СЛАЙД 10

    Я- [й`] – согласны, мягкий, звонкий;

        [а] – гласный безударный;

    Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

    О – [о] – гласный, ударный.

    4 буквы, 5 звуков

    Д – [д] – согласный, твердый, звонкий;

    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий;

    О – [о] – гласный, ударный;

    З – [с] – согласный, твердый, глухой;

    Д – [т] – согласный, твердый, глухой.

    5 букв, 5 звуков

    СЛАЙД 10-11

    Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

    5 мин

    Включение в систему знаний

    Учитель применяет прием игры «Положи словечко на подходящую полку». Закрепляем слова на доску при помощи магнитов. 

    Слова необходимо распределить по группам:

    1. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают один звук.

    2. слова, в которых гласный/ые звуки обозначают два звука.

    3. слова, в которых все согласные твердые.

    4. слова, в которых все согласные мягкие.

    5. слова, в которых все согласные звонкие.

    6. слова, в которых все согласные глухие.  

    Карточки со словами: ель, поле,  метелка, баня, труд, урок, лесть, мель, тропа, береза, пробка.

    Карточки распечатать в нескольких экземплярах. Некоторые слова займут несколько полок.

    СЛАЙД 12

    Связывают новое знание умение с пройденным материалом

    4-5  мин

    Домашнее задание

    Учитель: Домашнее задание: упражнение 320.

    Запись в дневниках

    1 мин

    Рефлексия

    Учитель: На ваших столах лежат карточки зеленого и желтого цветов. Если вы считаете, что на уроке вам все удалось и в дальнейшем фонетический разбор не будет для вас сложным, положите зеленую карточку. Если вы по-прежнему испытываете неуверенность в своих сила при выполнении фонетического разбора, положите желтую карточку.

    Спасибо за внимание.

    Оценивают продуктивность своего занятия.

    2 мин



    Предварительный просмотр:

    Группа учащихся 1

    1. Представьте, что вы – гласные звуки. Расскажите о себе.

    2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

    1. Алфавит – 2 слога;

    А – [а] – гласный, ударный, твердый;

    Л – [л] – согласный, твердый, звонкий;

    Ф – [ф] – согласный, твердый, глухой;

    А – [о] – гласный, ударный, мягкий;

    В – [в`]- согласный, мягкий, звонкий;

    И – [и] – гласный, безударный;

    Т -  [т] – согласный, твердый, глухой.

    5 букв, 5 звуков.

    2. Ежик – 2 слога;

    Е - [е] – гласный, ударный;

    Ж - [ж] – согласный, твердый, звонкий;

    И - [и] – гласный, безударный;

    К - [к] – согласный, твердый, глухой.

    4 буквы, 4 звука


    Группа учащихся 2 

    1. Представьте, что вы - согласные звуки. Расскажите о себе.

    2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

    1. Алфавит – 3 слога;

    А – [а] – гласный, безударный;

    Л – [л] – согласный, твердый, глухой;

    Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

    А – [а] – гласный, безударный;

    В – [в]- согласный, твердый, глухой;

    И – [и] – гласный, ударный;

    Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

    5 букв, 5 звуков.

    2. Ежик – 2 слога;

    Е – [й] – согласный, твердый, звонкий;

        - [о] – гласный, ударный;

    Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

    И - [ы] – гласный, безударный;

    К - [к] – согласный, твердый, глухой.

    4 буквы, 5 звуков.


    Группа учащихся 3 

    1. Представьте, что вы – звуки Й,Р,Л,М,Н. Расскажите о себе.

    2. Используя таблицы звуков (в справочнике) проведите анализ ошибок в фонетическом разборе, допущенных учеником 5 класса. В чем ошибся? Чего не знает ученик? Какие характеристики должны быть у гласных, согласных?

    1. Алфавит – 3 слога;

    А – [а] – гласный, безударный;

    Л – [л] – согласный, твердый, глухой, парный;

    Ф – [ф] – согласный, мягкий, звонкий;

    А – [а] – гласный, безударный;

    В – [в`]- согласный, мягкий, глухой;

    И – [и] – гласный, ударный;

    Т -  [т] – согласный, твердый, звонкий.

    5 букв, 5 звуков.

    2. Ежик – 2 слога;

    Е – [й] – согласный, твердый, глухой, парный;

        - [о] – гласный, ударный;

    Ж - [ж] – согласный, твердый, глухой;

    И - [ы] – гласный, безударный;

    К - [к] – согласный, твердый, глухой, непарный.

    4 буквы, 5 звуков.



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ к уроку

    русского языка в 5б классе

    по теме «Фонетический разбор слова»

    Урок проводила Жаркова И.Ю., преподаватель русского языка, литературы, истории.

    Урок проходил в 5б классе 17.12.2018г.

    Тема урока: Фонетический разбор слова.

    Тип урока: урок рефлексии.

    Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, групповой деятельности, игровая.

    Решаемые проблемы: Каков порядок фонетического разбора? В чем состоит фонетический анализ слова?

    Планируемые результаты:

    Предметные: научиться производить фонетический анализ.

    Коммуникативные: обмениваться знаниями между членами группы для решения задач.

    Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения.

    Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

    Личностные: формирование мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.

    Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, магниты, сигнальные карточки (зеленого и желтого цветов), презентация.

    Цели:

    обучающие:

    - совершенствовать умение осуществлять фонетический разбор слова;

    - совершенствовать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа слова как фонетической единицы.

    развивающие:

    - развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;

    - развивать навыки само- и взаимоконтроля;

    - развивать коммуникативные навыки, развивать умение работать в группе.

    воспитывающие:

    - прививать умение сотрудничать, оказывать помощь, оценивать свою работу и работу товарищей;

    - формировать мотивацию к труду;

    - формировать ответственное отношение к работе, настойчивость в достижении конечных результатов.

    Структура урока включала следующие элементы:

    1. Организационный момент (2 мин).
    2. Актуализация знаний и мотивация (5-8 мин).
    3. Определение темы урока. Целеполагание (3 мин).
    4. Работа в группах (карточки). Выявление места затруднения  (8-10 мин).
    5. Физминутка (2-3 мин).
    6. Первичное закрепление (3-4-мин).
    7. Реализация проекта (5 мин).
    8. Включение в систему знаний (4-5 мин).
    9. Рефлексия (2 мин).

    Организация урока

            Учителем был составлен план урока, отражающий деятельность   учителя   и   деятельность  учащихся   в   соответствии с ФГОС и поставленными задачами.  Для поддержания активности и внимания учащихся, а также для достижения целей урока и предполагаемых результатов использовались приемы групповой работы, игровой, прием «Лови ошибку», презентация, карточки с заданием, самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой. Занятие было завершающим в разделе по теме «Фонетика» и имело практическую направленность, поэтому были выбраны активные приемы обучения. Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, доступности и последовательности. Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями и возможностями учащихся.

    Общая оценка урока

    Структура и содержание урока способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной. В группах учащихся возникли диалог и взаимопомощь, учащиеся старались друг другу помочь, высказывали свою точку зрения. Физкультминутка была запланирована и прошла после продолжительной работы, способствовала снятию напряжения и активизации мыслительных процессов. Урок был  завершен вовремя. Итоги подведены.  Домашнее задание задано.

    Предложения по повышению эффективности урока

    1. Более четко продумывать ролевые обязанности учащихся при работе в группах, назначать ответственным более успешного учащегося.
    2. Добавить задания повышенной сложности в работу групп для перспективных учащихся.
    3. Включить в содержание урока оценивание деятельности учащихся учителем.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

    Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

    Проект урока русского языка на тему "Корень слова" . 5 класс

    Данный урок русского языка представляет собой технологическую карту. деятельности учителя и учащихся. Урок соответствует всем требованиям ФГОС....

    Дидактический раздаточный материал по русскому языку по теме "Состав слова" 5 класс С(к)ОУ VIII вида.

    Данный дидактический (раздаточный) материал используется на уроках русского языка в 5 классе С(к)ОУ VIII вида. Данный материал возможно использовать на различных этапах урока....

    Исследовательская работа по русскому языку на тему "Волшебные слова". 5 класс

      С  раннего детства нам говорят о том, что существуют «добрые, волшебные слова»,  и мы свято верим в их магическую силу.  Что это за слова?  Почему они называются волш...

    Исследовательская работа по русскому языку на тему "Волшебные слова". 5 класс

      С  раннего детства нам говорят о том, что существуют «добрые, волшебные слова»,  и мы свято верим в их магическую силу.  Что это за слова?  Почему они называются волш...

    Открытый урок русского языка по теме "Сложносокращенные слова", 6 класс

    Открытый урок, проведенный в рамках методической недели русского языка и литературы. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО с презентационным материалом...