Игры, обеспечивающие учебную мотивацию на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

"Занимательная грамматика".

Материал распределен по основным разделам программы 6 класса. Позволяет в соответствии с требованиями ФГОС решать учебные задачи (создание проблемных ситуаций, формирование исследовательских навыков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на уроках русского языка. 6 класс. 

«Кто быстрее!»

 Повторение изученного в 5 классе. Повторение орфографии и морфемики

 

Задание: из данного перечня слов выписать слова:

1группа – с чередующимися гласными в корне;

2 группа – с гласными после шипящих и Ц;

3 группа – с безударными непроверяемыми гласными в корне

________________

   Заб_рать, подт_нуться, на з_ре, ч_рный, ап_льсин, ж_ри, з_бор, к_лосья, р_стение, ц_ркуль, к_ртон, капюш_н.

 

«4-ое лишнее»

 1) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

        здоровье, здравствуй, здание, сбежал;

        нарвал, предъявил, рассеянный, перестройка;

        прибежал, прервал, приморский, присел;

        прекрасный, пришить, преинтересный, пресекал

 

Слово и его формы

 2) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

  • синий, синь, синюю, синяя;
  • гора, горе, горой, горный;
  • сказать, скажет, сказка, сказал

 Спряжение глаголов

 3) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

  • Гнать, кричать, квакать, плакать;
  • Терпеть, вертеться, засмотреться, запеть;
  • Брить, стелить, кормить, сеять;
  • Плясать, дышать, болтать, молчать

 Разряды прилагательных по значению

4) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

  • Большой, молодой, зелёный, гороховый;
  • Весенний, осенний, зимний, стройный;
  • Мамин, добрый, тяжёлый, круглый;
  • Деревянный, крепкий, низкий, стол.

  Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

 5) Задание: из перечня слов выбрать лишнее, объяснить свой выбор.

  • Свинцовый, камышовый, моржовый, свежо;
  • Межой, лапшой, медвежонок, зловеще;

 

«Узнай меня!»

Самостоятельные и служебные части речи

 1) Задание: узнать слово (см. № 30, учебник для 6 класса по комплексу В.В.Бабайцевой) по его грамматической характеристике:

  • личное местоимение в форме 2 лица, ед.ч.;
  • обозначает действии, относится к 1 спряжению, употреблено в форме наст.вр., ед.ч., 2 лица;
  • обозначает признак предмета, употреблено в форме ед.ч., ср.р., род.п.;
  • обозначает предмет, является нарицательным, неодушевлённым, относится к жен.роду, 3 скл., употреблено в форме ед.ч., дат.п.;
  • обозначает признак действия, не изменяется, имеет значение образа действия

 

Прошедшее время глагола

2) Задание: выбрать глаголы в форме прош.вр.. доказать правильность выбора.

   Большое стекло – стекло на пол

   Звонкий запевала – громко запевала

   Берег реки – берёг как зеницу ока

   Ожёг руку – ожог руки

   Поджог дома – поджёг дом

 

«Составь слово»

 

Словообразование глаголов

 Задание: составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.

1. У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,

       у слова САДОВНИК – корень,

       у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,

       у слова ПОДАЛ – суффикс,

       у слова МЫШИ – окончание.

Что получилось? Каким способом образовано?

2. У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,

у слова КРИКУН – корень,

у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,

у слова СТАТЬ – суффикс.

      Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?

 

«Кто больше!»

 

Склонение количественных числительных

 Задание: заполнить таблицу своими примерами

Падеж

Простое числительное с окончанием -И

Сложное числительное с окончанием -И

Сложное

числительное с двумя окончаниями –И: в середине слова и на конце

Род.п.

Дат.п.

Пред.п.

 

 

 

 

 

 

«Собери словечко!»

 

Повторим орфографию

Задание: из набора букв составить 5 наречий и объяснить их написание.

НВСВЕ СНЕСКО СИАВЕ ЛЧАЛЬ ЬЕОН ЩЁО

(несильно, вскачь, снова, ещё, весело)

 

Виды диктантов на уроках русского языка (6 класс). 

 Распределительный диктант

 Инфинитив

 1) Задание: выписать в 2 столбика глаголы в форме инфинитива и в личной форме.

   Затеял ссору, раскаяться в своём поступке, ненавижу ложь, склеить воздушного змея, заметишь ошибку, не зависел от товарища, слушать игру на пианино, смотреть фильм по телевизору

 

Прошедшее время глагола

 2) Задание: распределить данные глаголы по 3 группам: в форме прош.вр., наст.вр., буд.вр.

Напиш_т, чита_м, расскаж_т, плач_шь, хотелось, смотрели, поспеш_шь, нёс, прыга_т, пёк, говорю.

 

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

 3) Задание: выписать слова с гласными О-Е после шипящих в 3 столбика: в корне, в суффиксе, в окончанию – и объяснить написанию

Тихий шорох, ситцевое платье, за большой тучей, жёлтым листом, кумачовый флаг, быть молодцом, неслышный шёпот, выпал снежок.

 

Лингвистический диктант

 Понятие о прилагательном

 Задание: вспомнив всё, что уже известно о прилагательном из курса 5 класса, списать, заполнив пробелы соответствующими терминами и понятиями.

1)     Прилагательное – это имя, так как оно называет ________. Следовательно, имя прилагательное относится к группе ________ частей речи.

2)     Прилагательное  речи связано с ________ , как бы прилагается к нему, так как обозначает ________ этого существительного.

3)     Имя прилагательное связано с существительным не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в ____ , ____ и ____ .

 

Выборочный диктант

 1) Задание: выписать словосочетания с прилагательными, доказать свою точку зрения.

   Выразительная речь, выразительность речи, читать выразительно; смело выступать, смелое выступление, смелость выступления; краткость ответа, ответить кратко, краткий ответ.

 

Словообразование прилагательных с помощью приставок

 2) Задание: выписать слова с НЕ в 2 столбика:

1 В. – слова, не употребляющиеся без НЕ;

2 В. – слова, в которых НЕ является приставкой.

1) Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой. 2) Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлёпала по каменному полу непроворными ножонками.

3) Это была небольшая фотография матроса в полной форме. 4) Провожать неожиданного своего гостя вышло всё наличное население деревни Плавни. 5) Герасим видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь. 6) К самому озеру походил невысокий холм, весь поросший молодым осинником. 7) Как хорошо в ненастный вечер сидеть за книгой у окна. 8) В глубине сада торчал неуклюжий деревянный сарай.

 

Написание О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

3) Задание: выписать наречия в 2 столбика: с приставками В-, НА-, ЗА- и с приставками ИЗ-, ДО-, С-

1)     Ветер снова усилился. 2) Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. 3) Небо было раскалено почти добела. 4) Серое небо предвещало дождь надолго. 5) Слава, посмотри-ка вправо. 6) У кого не получилось задание, начните решение сначала. 7) Издалека послышался шум.

 

Объяснительный диктант

 Образование прилагательных с помощью суффиксов –ов- (-ев-).

 1) Задание: записать, найти в словах изученную орфограмму и объяснить.

Мама с Леной выбирали в магазине новое ситцевое платье. Лена сначала хотела шёлковое, но мама настояла на более дешёвом. Платья были всех цветов: кумачовые, жёлтые, фиолетовые. Девочке ничего не нравилось, и мама рассердилась. «Куплю сейчас холщовое!»- раздражённо сказала она Лене.

 

Образование прилагательных с помощью суффиксов –к-, -ск-

 2) Задание: записать, найти в словах изученные орфограммы прилагательных и объяснить.

   Старый и ветхий ткацкий станок стоял возле дровяного сарая. За него просили просто грошовую цену. Единственный, кто заинтересовался станком, был Егор Кузьмич. Но возле сарая зачем-то привязали соседскую собачку Жучку. Она то бросалась с яростным лаем, то жалобно скулила. Небо было серое, мышиное. Дул ветер. Ситцевая рубаха и матросская бескозырка не спасали старика от холода.

Имя числительное

Простые, сложные и составные числительные

3) Задание: записать, найти в словах изученные орфограммы числительных и объяснить.

Для посадки картофеля отбирают средние клубни весом 60-80 граммов. Клубни проращивают в светлом помещении 30-40 дней при температуре 12-16 градусов, потом клубни сажают на глубину 6-10 сантиметров, располагают рядами на расстоянии 70-80 сантиметров ряд от ряда и растение от растения.

 

Буквы Н и НН в наречиях на –О(-Е)

4) Задание: записать, найти в словах изученные орфограммы наречия и объяснить.

   Тревожный сигнал был получен немедленно. Обыкновенно охрана сразу же спешит на объект. Но неожиданно ситуация осложнилась. На пустынной дороге не стояла машина, и все встревоженно стали оглядываться. «К работе надо относиться серьёзно!»-  сердито произнёс командир. А жизнерадостный Вадик удивлённо спросил: «Где же шофёр?»

   Закончите текст самостоятельно.

 

Виды разбора на уроках русского языка

 Фонетико-орфографический разбор

 

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

 

Задание: записать слова, данные в фонетической транскрипции, в соответствии с орфографическими правилами.

Она [красица], оно [бйоца], надо [байаца], хочу [смийаца], он [стримица].

 

Частичный морфемный разбор

 Словообразование глаголов

 

Даны суффиксы: -ИЗН-, -НУ-, -ОВАТ-, -Е-, -ОТ-.

Можно ли определить, какая часть речи за ними скрывается? Докажите на примерах.

 

Словообразовательная работа

 Словообразование прилагательных при помощи суффиксов

 

1) Задание: образовать прилагательные с помощью указанных суффиксов.

-ан-ян-: кожа, глина, дерево, стекло;

-ин-ын-: гусь, комар, птица, Лиля;

-ий(-й): заяц, щука, черепаха, волк;

-н-: мода, печаль, инициатива, двое.

 

Образование прилагательных с помощью суффиксов –ов- (-ев-).

 

2) Задание: образовать прилагательные от данных существительных с помощью суффиксов –ов-(-ев-).

Морж, кварц, образец, ключ, свинец, ситец.

 

Сделайте вывод, почему в одном случае в суффиксе пишется Е, в другом – О?

 

Образование прилагательных путём сложения основ

 

3) Задание: от данных словосочетаний образовать сложные прилагательные, объяснив написание; с получившимися сложными прилагательными составить словосочетания.

_________

Чёрные глаза, быстрый ход, синий и голубой, сливовый и яблочный, левый берег, простая душа, юг и запад, Россия и Казахстан.

 

 

 Образование прилагательных путём сложения основ

 

4) Задание: образовать от данных прилагательных наречия с помощью суффиксов –О. –Е.

_________

  Певучий, крепкий, хороший, горячий

 Когда в суффиксах наречий после шипящих пишется –О, когда - -Е?

 

  

Творческие и нестандартные задания на уроках русского языка

 

Лексическая работа

 Повторим пунктуацию

 1) Задание: узнать слово по его толкованию и записать.

  • Готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому (доброжелательный);
  • Специальное учреждение для различных опытов (лаборатория);
  • Организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы (учреждение);
  • Указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-нибудь (инструкция);
  • Организация, структура и состояние хозяйственной жизни (экономика).

 

Склонение полных прилагательных

 

2) Задание: узнать слово по его толкованию и записать, употребив в форме предл.п.

  • Имеющий высокую температуру (горячий);
  • Густой, тёмный, труднопроходимый (дремучий);
  • Способный колоться (колючий);
  • Неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный (неуклюжий);
  • Поющий (певчий);
  • Прохладный и чистый (свежий)

 

Словообразование прилагательных с помощью приставок

 

3) Задание: к данным прилагательным подобрать прилагательные-синонимы без приставки НЕ и с приставкой НЕ

  • Храбрый (смелый, нетрусливый);
  • Суровый (сердитый, недобрый);
  • Слабый (бессильный, несильный);
  • Легкомысленный (поверхностный, несерьёзный)

 Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

 

4) Задание: заменить наречия наречиями-синонимами с О-Е в суффиксах после шипящих.

Работу выполнить прекрасно (хорошо), любить сильно (горячо), говорить напевно (певуче), смотреть неодобрительно (осуждающе), двигаться неловко (неуклюже), вести себя дерзко (вызывающе).

 

 Написание букв О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

 

5) Задание: заменить словосочетания наречиями-синонимами с суффиксами –А или –О на конце.

_________

Идти в правую сторону (вправо), беседовать без стеснений (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело, начисто).

 

 

Творческое списывание

 

Понятие о прилагательном

 

1) Задание: восстановить предложение, вставив на место пропусков прилагательные из данных ниже.

__________

   К вечеру ветер стих, и ____ солнце залило ____ светом ___ тучи и, протянув ____ крылья в глубь ____ степи, закатилось.

 

Слова для справок: низкий, багровый, лиловый, бледный, словно прощальный, жёлтый и мокрый

 

Дробные числительные

 

2) Задание: списать, вставив подходящие по смыслу числительные.

__________

Самый маленький зверёк – карликовая белозубка. Она не превышает в длину ____ и весит около ____.Карликовая белозубка уничтожает вредных насекомых. Она за сутки съедает пищи в ____ больше, чем её вес. Зверёк принимается за еду до ____ в сутки и более ____ в сутки засыпает.

 

Слова для справок: 4,5 см, 1,5 грамм, 3-4 раза, 20 раз, 70 раз.

 

Творческая работа

 

Разряды прилагательных по значению

 

Задание: вставить подходящие по смыслу прилагательные на месте пропусков.

__________

1 группа.  

В нашем классе учатся очень ____ мальчишки и очень ____ девчонки. Но это не повод для ссор, потому что мы очень ____ .

2 группа.  

Огонь может быть врагом людей. От него страдают не только ____ дома, но и ____ машины. Даже ____ стены не выдерживают напора огня.

3 группа.

 ____  платок так шёл к ____ синим глазам! И девочка (на, о)дела его, забыв спросить разрешения у матери.

 

   Какие по значению прилагательные использовали в каждом тексте? Можно ли их заменить друг другом? Почему?

 

Редактирование

 

Степени сравнения прилагательных

 

1) Задание: исправить ошибки в употреблении форм степеней сравнения.

 

   Волга – самая наибольшая река в Европе.

   Груша более слаще яблока.

   Уй ужее Тобола.

   Киви менее вкуснейшее, чем виноград.

 

Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов

 

2) Задание: списать, исправив орфографические и грамматические ошибки.

__________

 Саша получил само больше двоек. Папа, узнав, не годующе посмотрел на него. Мама тоже не одобрительно взглянула на сына. Сестра и вовсе смотрела недружелюбно, а враждебно. Мальчику стало более стыдно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство повышения мотивации на уроках русского языка

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль....

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Приходкина Олеся Александровна учитель английского языка МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

В последнее время на страницах публикаций все глубже разрабатываются проблемы роли учебной мотивации и личностно-ориентированного взаимодействия в процессе межличностных контактов профессиональной пед...

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы

Доклад с презентацией "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы....

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"

Доклад по теме "Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы"...

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Статья о способах и приёмах формирования мотивации на урока литературы (из опыта работы)...