Лингвистический праздник, посвящённый В.И.Далю "Собирал человек слова..." для 4-9 классов
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Опушнева Эльвира Николаевна

Методическая разработка лингвистического праздника, посвящённого В.И.Далю "Собирал человек слова..." Данная разработка ориентирована на использование во внеклассной работе по русскому языку и литературе. В подготовке праздника принимает участие вся школа. Руководят подготовкой члены кружка любителей русского языка.  В разработке освещены следующие вопросы:

-  с\траницы биографии В.И.Даля;

-  эпизоды знакомства и дружбы с А.С.Пушкиным;

-  история создания  "Толкового словаря живого великорусского языка";

-  знакомство со сказками В.И.Даля;

-  знакомство с выставкой его произведений и произведений о нём;

-  даны материалы в помощь проведения конкурсов из произведений В.И.Даля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobiral_chelovek_slova_.docx58.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Талица Фалёнского района Кировской области

«Собирал человек слова…»

Лингвистический праздник, посвящённый автору толкового словаря живого великорусского языка

                                                                   Материал подобран и праздник проведён

                                                                            Опушневой Эльвирой Николаевной, учителем

                                                                       русского языка и литературы  МКОУ СОШ

                                                                   с. Талица Фалёнского района Кировской

          области

                                                                            Домашний адрес: 612510, ул.Профсоюзная,31,

                                                                            с.Талица, Фалёнский район, Кировская

                                                                            область                  

                                                                            Домашний телефон: 8-(83332)-3-11-45

Класс:  4-8 классы

Форма проведения:  лингвистический праздник

Цели:

  • познакомить с  судьбой интересного человека – В.И.Даля;
  • расширить познания о «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля;
  • раскрыть творческие способности членов кружка;
  • укрепить желание глубже заняться изучением русского языка, привлечь в кружок.

Подготовительная работа:

  • оформление стенда «Собирал человек слова…», посвящённого жизни и деятельности В.И.Даля;
  • экскурсия по выставке книг В.И.Даля   (словари, пословицы, сказки) и книг о нём;
  • проведение кружковцами бесед о лингвистических словарях;
  • проведение конкурсов: «Закончи пословицу», «Отгадай загадку», «Растолкуй слово», «Собери «рассыпанные пословицы», кроссвордов;
  • проведение конкурса на лучшего сказочника:
  • художественный пересказ сказки В.И.Даля;
  • инсценирование сказок В.И.Даля;
  • кукольный театр по сказкам В.И.Даля;
  • изготовление костюмов;
  • печатание высказываний о В.И.Дале:

«…Каждая его строчка меня учит и вразумляет».                                  /Н.В.Гоголь/

«Из всех наших писателей он особое внимание обращает на простой народ, и видно, что он долго и с участием изучал его, знает его быт до мельчайших подробностей…»                                                                                     /В.Г.Белинский/

«Даль – демократ, он глубоко чувствует свою связь с народом… у него можно учиться многому…»                                                                               /М.Горький/

«Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений».

                                                                                                                             /Декарт/

            «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт       языку стройность, силу, ясность и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».

                                                                                                                              /В.И.Даль/

Действующие лица:

В.И.Даль

А.С.Пушкин

Ямщик

Повар, солдаты

Ира, Наташа, Андрей – школьники

Сказительница

Воробей, мышь, Лев, Орёл

Ведущий 1.

Начинаем праздник, посвящённый Владимиру Ивановичу Далю.

Ведущий 2.

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались не даром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Ведущий 1.

Это стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак. Но о каком таком расчудесном словаре он говорит? Кто его составил?  И можем ли мы с вами заглянуть в его тайники?

На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадками в руках.

Ира.   Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей.  Да Татьяна Николаевна задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.      

Ира. Обыкновенный словарь. И чего учительница так им восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!»

Андрей.   А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа.   Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Андрей.   Странно… Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира (открывает свою тетрадь, читает).   В толковом словаре В.И.Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Наташа.   И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки. Отгадайте-ка!

«В воде родится, а воды боится»     /Соль/

«Кочет голенаст, кланяться горазд»    /Топор/

«Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушёл»   /Печь, огонь, дым/

Ира.   Вот и всё. Что тут сложного? Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.

Андрей.  Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

Ира (смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!

Наташа.   Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.

Андрей.   А всё-таки?..

Ира (растягивая слова).    Кошка – это домашнее животное.

Андрей.   И только?

Наташа.   А что ещё?

Андрей.   А ведь Владимир Иванович Даль даёт девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ира (задумчиво).   Да… А что там ещё про кошку?

Андрей.  Пословицы:

                                 «Рано пташка запела, как бы кошка не съела»,

                                 «Знай кошка своё лукошко»,

                                 «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть»,

                                 «Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».

Наташа (тоже заглядывает в книгу).  Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ира (присоединяется к ним).  А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко»? (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех»?

Андрей и Наташа (вместе).  Три!

Наташа.   Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдём – давай лучше работу переписывать.

Ира.   Андрей, а что ты ещё о Дале знаешь?

Андрей.   Пусть лучше он сам о себе расскажет.

Ребята отходят в сторону и присаживаются на краю сцены. Выходит В.И.Даль.

Даль.   Отец мой, Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнееврейский и древнегреческий языки. Получив в Йенском университете богословное и филологическое образование, он был приглашён в Россию. Спустя некоторое время он вновь отправился в Ёенн, чтобы изучить медицину, после чего вернулся в Россию и стал лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе. Моя мать – Мария Фрайтах – немка   по отцу и француженка по матери, была женщиной образованной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

              Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус, где я подружился с Павлом Нахимовым. Здесь у меня впервые появился интерес к языку – и я составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырёх слов.

              3 марта 1819 года мы были выпущены в мичмана, и я был отправлен служить в Николаев.

Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руке.

Ямщик.   Ну что, барин, будем ехать или ещё погреемся?

Даль.   А доберёмся в такую-то пургу?

Ямщик.   Не сомневайся. Замолаживает…

Даль.   Как это «замолаживает»?

Ямщик.   Пасмурнеет. К теплу.

Даль.   Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик.   Так. Небо тучами заволакивается: к ненастью клонит.

Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает писать. Ямщик уходит.

Даль.   Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово. В 1925-м году вышел в отставку и поступил в императорский Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

Посреди сцены небольшой костёр. На нём котелок, в котором повар что-то помешивает. Вокруг расположились солдаты: кто письмо пишет, кто беседует, кто просто отдыхает. К ним подходит Даль.

1-ый солдат.   А что, Владимир Иванович, тяжело лекарем-то быть?

Даль.   Да уж нелегко. К тому же война. Но и солдатом ведь быть не сладко, а, братцы?

2-ой солдат.  Да чего там. Солдатская доля – весёлое горе.

Даль достаёт блокнот и начинает записывать.

3-ий солдат.    Солдатская голова как под дождичком трава.

4-ый солдат.   Солдат шилом бреется, дымом греется.

1-ый солдат.   Солдату солдат родной брат.

2-ой солдат.    Солдатам что малым ребятам – и барабан в потеху.

3-ий солдат.    Где коза прошла, там и солдат пройдёт.  

4-ый солдат.   Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

Даль.   Ну, спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близко – кланяйся ему низко.

1-ый солдат.   А что это вы, Владимир Иванович, всё записываете? Если не операции да перевязки делаете, то всё с карандашиком ходите?

Даль.   Есть у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные, загадки.

2-ой солдат.    Зачем это вам?

Даль.   Понимаете, слово – это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать…

Повар.    Обед готов. Налетай, братцы!

Солдаты подходят к костру. Из-за голенища сапог достают ложки, начинают есть.

Даль.   Вот у вас в руках обыкновенная ложка. Каждый день вы ей суп да кашу едите. А задумывались ли вы над тем, сколько новых слов узнаете, если мастер станет рассказывать о своей работе?

3-ий солдат.    Мой дед в нашей деревне был лучшим резчиком ложек. Он говорил: «Красна ложка едоком, а лошадь ездоком».

Даль.   Знаешь, как ложки делают?  

4-ый солдат.   Знаю. Деревянная ложка вырубается из баклуши топориком, потом теслится  теслою, отстрагивается ножом и режется кривым резаком. Черенок и коковка на ней точатся пилкою. Ложки бывают разные. Межеумок – это простая и широкая. Бутырка, или бурлацкая, – такая   же, но толще и грубее. А ещё боская, полубоская, носатая, тонкая.

Даль.   Молодец. Твой рассказ займёт место в моём собрании слов.

1-ый солдат.    А велико ли это ваше собрание?

Даль.   Да уж приличное! Пришлось запаковать в тюки и навьючить ими верблюда.  

Повар.   Это не того ли, что однажды потерялся?

2-ой солдат.    Не потерялся, а в плен попал.

Даль.   Да, тот самый. Однажды во время стычки с неприятелем моего верблюда захватили турки. Я уж думал, что с ним и труд мой пропал. К счастью, казаки отбили  пленника и вернули мне. На тетрадки басурманин не позарился – что ему в них. А для меня они – дороже золота.

Солдаты уходят. Даль направляется к краю сцены , где стоят стол и кресло, садится.

Даль. Многое мне пришлось услышать за  время войны. Каждый день тетрадки пополнялись новыми записями. А однажды я стал сочинять сказки. Страшновато было отдавать их на суд читателей. Но всё-таки решился напечатать несколько. Только вот фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – Казак Луганский (по месту рождения). Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток».

На сцене появляется  сказительница.

Сказительница.   Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный, и работы не боялся, и о людях печаловался: коли кто был в горе да в нужде, всяк к нему за советом шёл, а коли у кого было хлеба в недостаче, шли к его закрому, как  к своему. У кого хлеб родился сам-четверг, сам-пят, а у него нередко и сам-десят! Сожнёт мужичок хлеб, свезёт в овин, перечтёт снопы и каждый десятый сноп к сторон отложит, примолвя: «Это на долю бедной братии». Услышал однажды это воробей…

Размахивая крыльями, вбегает воробей.

Воробей.   Чив, чив, чив! Мужичок полон овин хлеба навалил, да и на нашу братию видимо-невидимо отложил (вытаскивает два мешка).

 

                                                                  Появляется мышь.

Мышь.   Ш-ш-ш, не кричи во весь рот! Не то все услышат: налетит ваша братия, крылатая стая, всё по зёрнышку разнесёт, и нам ничего не достанется!

Воробей.   Давай-де, мышка-норушка, совьём себе по гнёздышку – я под стрехой, ты в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас всё вместе, всё пополам  (показывает на мешки).

Мышь.   Давай.   (В сторону). Как же, буду я с тобой делиться  (хватает мешки и пытается удрать).

Воробей.   Раз так, пойду к звериному царю Льву на тебя жаловаться.

Появляется Лев, мышь усаживается возле его ног.

Воробей (кланяясь Льву).    Лев-государь, вот так и так: я положил уговор с твоей холопкой, Мышью зубастой, жить в одном амбаре, есть из одного закрома до последнего зерна. Но Мышь подпольная слукавила. Стал я её унимать, усовещевать, а она, злодейка, так меня ощипала кругом, что стыдно в люди показаться. Повели, царь, Мышь ту казнить, а всё зерно мне отдать. Коли же ты, государь, нас с Мышью не рассудишь, так я полечу к своему царю с челобитной!

Лев.   И давно бы так, иди к своему Орлу!

Лев укладывается спать. Воробей идёт в другой конец сцены, где уже величественно восседает Орёл. Подаёт Орлу бумагу. Орёл молча читает.

Орёл.   Эй, трубачи!  Трубите великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам, лебедям, гусям и всему птичьему роду, чтобы клювы точили, когти вострили;  будет-де вам пир на весь мир. А тому ли звериному царю разлётную грамоту несите:  за то-де, что ты царь-потатчик, присяги не помятуешь, своих зверишек в страхе не держишь, наших пернатых жалоб не разбираешь, вот за то-де и подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая.

Лев (просыпаясь).    Ах, так!  (обращается к Мыши) Зови моё царство звериное: барсов, волков, медведей, крупных и мелких зверей. Воевать будем.

За сценой слышится шум. Воробей и Мышь вглядываются в даль.

Воробей.    Вон, вон, наши побеждают!

Мышь.   А теперь наши в наступление пошли!

Воробей.   Давай, ребята! Так их! Ура! Побеждаем!

Мышь пятится в ту сторону, где находится Лев. Хочет прошмыгнуть мимо него. Но Лев хватает её.

Лев.   Ах ты, Мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мелкой сошки, бились мы, не жалеючи себя, а ты первая тыл показала! Эй, звери лесные! Бейте отбой, замиренья просите! Присуждаю весь награбленный хлеб Воробью отдать!

Сказительница.    Воробышек разжился и стал у него что ни день, то праздник, гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на всё село былину про Мышь подпольную, про Воробья богатого, да про удаль молодецкую. (Уходит).

Даль.    Осенью 1832 года я собрался с духом, взял книгу своих «Русских сказок» и отправился в дом Жадимировского на углу Гороховой и Большой морской, где жил в то время Александр Сергеевич Пушкин.

Входит Пушкин. Он в серо-голубом сюртуке, в сорочке с широким отложным воротником.

Пушкин.   Здравствуйте, сударь!  Рад, рад познакомиться с вами!

Даль.   А уж как я рад! Вот принёс на ваш суд  (протягивает книгу).

Пушкин.   Я уже видел вашу книгу и порадовался ей. Хороша!   (Перелистывает страницы).  Что за прелесть, какой толк…  И язык-то всё народный! Так и нянюшка моя Арина Родионовна разговаривала.

                Не буду вечером под шумом бури

                Внимать её рассказам затвержённым

                Сыздетства мной, но всё приятным сердцу,

                Любимой старой книги, в коих знаем,

                Какое слово где стоит…

Даль.   Не откажитесь принять в подарок сей скромный труд… А чем вы, Александр Сергеевич, в ближайшее время удивите поклонников вашего таланта, коли не тайна?

Пушкин.   Ну, какая же тайна?.. Стихи пишу. А недавно вот тоже сказку сочинил  (наугад открывает книгу на столе).

               Мы объехали весь свет;

               За морем житьё не худо;

               В свете ж вот какое чудо:

               Остров на море лежит,

               Град на острове стоит,

               Каждый день идёт там диво:

               Море вздуется бурливо,

               Закипит, подымет вой,

              Хлынет на берег пустой,

              Расплеснётся в скором беге, -

              И останутся на бреге

              Тридцать три богатыря,

              В чешуе златой горя,

              Все красавцы молодые,

              Великаны удалые,

              Все равны, как на подбор;

              С ними дядька Черномор…

Возьмите на память  (протягивает Далю книгу).

Даль  (рассматривая обложку).  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Спасибо.

Пушкин.    Мужика русского благодарите, что нам, литераторам, язык так подарил…

Даль.    Да, народ владеет точным, выразительным словом, которое, с позволения сказать, нашему обществу незнакомо. Где нам учиться по-русски? Из книг не научиться, потому что писаны не по-русски, а в гостиных и салонах подавно… Остаётся одно только – язык русский, какой и поныне живёт в народе.

Пушкин.   Вот и прислушайтесь к нему внимательно, пометки делайте, отбирайте. Сказки – это хорошо! Но идите дальше. Займитесь составлением словаря.

Даль.   А осилю?

Пушкин.   Осилите. Это же замечательно: как Крез, годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки с ними перед изумлёнными соотечественниками!

Даль.  Я подумаю.

Пушкин.  Тут и думать нечего. Вам позавидовать можно – жизненную цель имеете.

Даль. Что ж это получается? Искал рукавицы, а они за поясом?!

Пушкин выходит.

Даль.  Теперь у меня была цель. С ещё большим рвением я принялся за работу. Осенью 1833 года я женился на девице Юлии Андре. Она родила сына и дочь и, к ужасу моему, покинула сей мир, оставив детей и меня сиротами.

              Минуло время… Случилось мне ампутировать руку отставному майору Соколову. Он сказал: « Я под Бородином сражался и трусом никогда не был. Давайте пари держать, что даже стона от меня не услышите». И выиграл. Так началось наше знакомство. А вскоре я женился на его дочери, которая подарила мне трёх девочек.

              Зиму 1837 года я провёл в Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.

Вбегает Пушкин, на ходу сбрасывая накидку.

Пушкин.  Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции. (Даль показывает ему свои записи, читает на отдельных листках). Приметы. Подавая соль – смейся, не то поссоришься. (Берёт другой листок). Кота убить – семь лет ни в чём удачи не видеть. ( Читает на следующем листке).  При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились. Ложка, забытая на столе, - к гостю. А вот просто слова: медулица, выступки, калуга, выползина. Выползина… Это ещё что такое?

Даль. Выползиной называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея.

Пушкин.   Ишь  ты!.. А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какова выползина! Ну, из этой выползины я ещё не скоро выползу! В этой выползине я ещё такое напишу!

                                                               Пушкин выбегает.

Даль.   Через несколько дней  стряслась беда, и я оказался у постели смертельно раненного Александра Сергеевича.

Открывается занавес. Комната в доме Пушкиных. На постели лежит поэт. Даль подходит к нему.

Пушкин.   Рад видеть вас… Не только как врача… Как близкого мне человека по литературному нашему ремеслу…

Даль щупает пульс поэта.

Пушкин.   Что, плохи дела? Жаль, что нет рядом Пущина… Легче было бы умирать…

Даль (подавая лекарство).  Выпейте, вам станет легче.

Пушкин.  К чему теперь лекарства? Велите лучше принести мочёной морошки. Да, вот ещё… Пока не поздно… Хочу подарок сделать. Там, в кресле, лежит моя выползина… Простреленный сюртук. Возьмите на память. И ещё вот это.

Пушкин снимает с пальца перстень с зелёным камнем и отдаёт Далю. Даль надевает кольцо и кладёт на лоб поэта компресс. Вдруг Пушкин резко сбрасывает компресс, приподымается.

Пушкин.     Ну, подымай же меня, подымай, да выше, выше, - ну, пойдём! (Вздрагивает, в изнеможении падает на подушки). Мне, было, пригрезилось, что я с тобой лезу по этим книгам и полкам, высоко, и голова закружилась.

Даль. Ничего, сейчас станет полегче.

Пушкин. Не станет. Кончена жизнь.

Даль. Что кончено?

Пушкин. Жизнь кончена. Тяжело дышать, давит…

Занавес закрывается.

Даль.  Часы показывали 2 часа 45 минут пополудни. С тех пор, как гляну на этот камень… (показывает перстень).

         С лёгкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась в течение 53-х лет.  И вот сегодня я держу в руках последний, четвёртый, том моего словаря. Кажется, труд всей моей жизни оценён по достоинству. Утром посыльный принёс почту (перебирает бумаги, читает), «Ваш словарь удостоен золотой медали. Русское географическое общество». «Присуждаем Вам Ломоносовскую премию  и избираем почётным членом. Академия наук». «Награждаем автора словаря премией Геймбюргера. Профессора Дерпского университета». А вот заключение академика М.П.Погодина: «Словарь Даля кончен. Теперь русская академия без Даля немыслима. Но вакантных мест ординарного академика нет. Предлагаю: всем нам, академикам, бросить жребий, кому выйти из академии вон, и упразднившееся место предоставить Далю. Выбывший займёт первую, как откроется, вакансию.»

         Мне та и не придётся стать академиком. Но до последних дней я буду записывать новые слова и их значения. И перед самой смертью, уж не в силах встать с постели, позову дочь и попрошу: «Запиши словечко».

Даль уходит. На сцене появляются Андрей, Ира и Наташа

Ира. Во время набора словаря в типографии Владимир Иванович 14 раз с величайшей тщательностью вычитывал две с половиной тысячи страниц текста. Даль вздыхал: «Для одной пары старых глаз работа тяжела и мешкотна». Вздыхал и работал.

Наташа. Толковый словарь состоит из четырёх томов и содержит боле двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание сочинений Даля составляет десять томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское Географическое общество. А сколько сочинил их…

Андрей.   Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология».

Ира.  С детства Даль любил, по собственному признанию, «копаться над какой-нибудь ручной работой»: он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее  украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат.

Наташа.   Язык не стоит на месте, старые слова уходят из употребления, забываются, новое в жизни несёт и новые слова. Скажите, ну кто из вас видел такую крестьянскую одежду, как азям, зипун, шабур, сермяга? Эти слова мы, конечно, не употребляем. Если встречаем их, то разве что в произведениях художественной литературы. Но есть много старых слов, хороших, добротных, забывать которые не след.

Андрей.   Далев словарь хранит много старых, не потерянных народом слов. Даль не только собирал слова, он вживался в русский быт, изучал русские обряды, записывал народные песни.  (Хлопает в ладоши). Песенники, на сцену!

Выходит ансамбль в русских костюмах. Исполняется народная песня «Дуня-тонкопряха», народный танец.

Ира.  Часто мы хорошо знаем названия обиходных предметов, а вот отдельные части этих предметов?..  (Загадочно улыбается).  Как их звать – руками разведёшь…

На сцене стол и табурет. На столе нож с деревянной колодкой. У стола старушка в тёмном платочке, в очках, вяжет чулок. Вбегают девочка и мальчик. В руках у мальчика топорище и отдельно от него головка топора. У девочки в руках ведёрко.

Мальчик.   Смотри, бабушка, стал дрова колоть, а эта штуковина отлетела от ручки (показывает головку топора).

Бабушка.   Эх, ты, работник! Говорить-то по-русски не умеешь. Какая такая штуковина? Какая тебе ещё ручка? Ручка у двери, а у топора – топорище. Дай-ка сюда! А это лопасть с лезом, а вот обух с проухом. У народа  на всё своё название есть.

Девочка.  Как интересно!  А у ведра ручка?

Бабушка.   И опять не ручка, а дужка.  Вставляется в ушки.

Мальчик.   И всё-то ты, бабушка, знаешь! (Берёт со стола нож). Так ты и ножик по частям разберёшь?

Бабушка.  А как же!  Дай-ка сюда! Глядите-ка.  Вот это плашка, а это черен или колодочка. А в плашке лезвие и обушок.  Вот видите острое и тупое ребро?   А кончик ножа зовут остриём или жальцем. А часть, что в колоду уходит, – ножка, или осадка.

Девочка.   Ты  нам, бабушка, ещё что-нибудь покажи и расскажи, как что называется.

Бабушка. Что же далеко ходить? Вот стол перед вами.  (Показывает на столешницу). Это что?

Мальчик.  Как что? Крышка, ну, доска.

Бабушка.  Крышка у сундука, а это столешница. Ну, пойдёмте, ещё русскую печь вам покажу и расскажу, что к чему и каким словом обозначено.

На сцене появляются Андрей и Наташа

Наташа.  Многому можно поучиться у Владимира Ивановича Даля, а главное – преданности родному народу, его любви к прекрасному русскому языку.

Андрей.  Идут годы, но до сих пор мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля – человека, который собирал слова.

                                                  Используемая литература:

1.  Булатов М.А., Порудоминский В.И.  Собирал человек слова. Повесть о В.И.Дале. - М.: Детская литература, 1969.

2.  Бессараб  М.Я.   Владимир Даль.- М.: Московский рабочий. 1968.

3. Бессараб М.Я. Владимир Даль. Книга о доблестном гражданине России и великом борце  за русский язык.- М.: Современник. 1972. Библиотека «Любителям русского слова».

4. Порудонимский В.И. Владимир Иванович Даль. Серия «Жизнь замечательных людей». М.: Молодая гвардия. 1971, с.153.

5.  Порудонимский В.И.  Про В.И.Даля и его словарь. Рассказы. М., Детская литература, 1979.

6. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник. В двух томах. М., Художественная литература, 1984.

7.  Ефимов А.И.  История русского литературного языка. М., 1961, с.160.

8.  Черейский Л.А. Современники Пушкина.  М., Детская литература, 1981, с. 194.

9. Крестинская Т.П., Щепина К.П. Вечер русского языка для учащихся 7-8 классов «Владимир Иванович Даль и его словарь», ж. «Русский язык в школе»,  1975 - №1.

10. Климчик Л.А. Сценарий лингвистического вечера, посвящённого автору «Толкового живого великорусского языка», ж. «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР,  1991- ноябрь.

11. Янченко В.Д.  Тематический вечер «Творческий союз А.С. Пушкина и В.И. Даля». Ж. «Русский язык в школе», 2001 - №6.

12. Сказки русских писателей / Вступительная статья, сост. и коммент. В.П.Аникина / - М.: Детская литература. 1987.

13.  Полная хрестоматия доля начальных классов. В 2 томах. – Олма Медиа Групп. 2009.

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                      Приложение

Материалы для оформления стенда «Собирал человек слова…», посвящённого жизни и деятельности В.И.Даля

  • Отгадайте загадки

1.  Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт.       (Пила)

2.  Маленько, кругленько, а за хвост не поднять.                                (Клубок)

3.  Висит, болтается, всяк за него хватается.                            (Полотенце)

4. Гни меня, ломи меня; у меня есть мохнатка, в мохнатке гладко, в гладком сладко.                                                                                             (Орех)

5. Конь стальной, хвост льняной.                                         (Иголка с ниткой)

6. Два брюшка, четыре рожка.                                                           (Подушка)

7. Скручен, связан, по избе скачет.                                                           (Веник)

8. Я стар, родилось от меня двенадцать сыновей, а от каждого из них по  тридцать дочерей, наполовину красных и чёрных.                                  (Год)

9.  Два быка бодаются, вместе не сойдутся.                                (День и ночь)

           

10.  Полна печь перепечей, середи печи каравай.           (Небо, звёзды, месяц)

11.  Черно, как жук, бело, как снег, повёртка в лес, тараторит, как бес.    

                                                                                                                      (Сорока)                                                                                                                                                                    

12.  Белы хоромы, красны подпоры.                                                            (Гусь)

13.  Не князь по породе, а ходит в короне.                                             (Петух)

14.  В воде родилась, а воды боится.                                                          (Соль)

15.  Бурко бежит, а оглобли стоят.                                           (Река и берега)

16.  Белая кошка лезет в окошко.                                                              (Свет)

17.  Чего в избе не видно?                                                                            (Тепла)

18.  Чёрная корова весь мир поборола.                                                       (Ночь)

  • Закончи пословицу

1. Петь хорошо вместе, …                            а говорить порознь.    

2. Много говорено, …                                     да мало сказано.

3. Лучше не договорить, …                           чем переговорить.

4. Поменьше, …                                              побольше услышишь.

5. Кто мало говорит, …                               тот больше делает.

7. Не та хозяйка, которая говорит, …      а та, которая щи варит.

8. Из пустого …                                             в порожнее переливает.

9. Красно говорит, …                                    а слушать нечего.

10. За словом …                                             в карман не полезет.

11. Лишнее говорить – …                            себе вредить.

12. От одного слова –  …                             да навек ссора.

13. Кто говорит, что хочет, …                 сам услышит, чего и не хочет.

14. Без соли, без хлеба  – …                         худая беседа.

15. Умей вовремя сказать, …                     вовремя смолчать.

16. Замолчал, …                                           как воды в рот набрал.

17. На чужой роток …                              не накинешь платок.

18. За правое дело …                                  говори смело.

  • Соберите пословицу
  • Расположите слова в нужном порядке, чтобы получилась пословица.

Обидеть, худое, соседа, дело.                           

                                                                             (Худое дело обидеть соседа)

Натаскает, немного, одна, мёду, пчела.   

                                                              (Одна пчела немного мёду натаскает)

Не, по, беда, ходит, по, а, людям, лесу.   

                                                                  (Беда не по лесу ходит, а по людям)

Не, горя, не, узнав, и,  радости, узнаешь.                 

                                                               (Не узнав горя, не узнаешь и радости)

Никакое, до, не, худо, доведёт, добра.

                                                                 (Никакое худо до добра не доведёт)

Умирают, да, живут, их,  добрые, дела.

                                                                 (Добрые умирают, да дела их живут)

Тому хорощо, делать, кто, добро, помнит.

                                                          (Хорошо тому добро делать, кто помнит)

  • Растолкуй слово
  • Объясните значение слов. Можно обратиться к толковому словарю В.И.Даля.

Студёная,     лубки,    лубочный,    полати,    торкнулся,   ловкосилие, мироколица,     поличие,     тальник,      дотла,    колосник,     корчага.

  •    Скороговорки
  • Задание: потренируйтесь дома, научитесь говорить скороговорки

1. На семеры сани, по семеро в сани.

2. В один, Клим, клин колоти.

3. Съел молодец тридцать три пирога  с пирогом, да все с творогом.

4. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

5. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха-ха!

6. Бежит лиса по щесточку: лизни, лиса, песочку.

7. Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

8. Белогубы огурцы, молодцы белопупы.

9. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

10. Бык тупогуб, у быка губа тупа.

11. Рыла, рыла свинья, вырыла  полрыла.

12. От топота копыт пыль по полю летит.

13. Летят три пичужки через три пустых избушки.

14. По двору, подворью, в добром здоровье.

15. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.

16. Сенька-везенька, вези бабу на санках: санки скок Сеньке в лоб.

  • Проведение конкурса на лучшего сказочника

Учащимся 4-5 классов предлагается провести конкурсы на лучшего рассказчика сказок В.И.Даля.

  • Девочка снегурочка.
  • О дятле.
  • У тебя самого свой ум.
  • Лучший певчий.
  • Что значит досуг.
  • Ворона.
  • Про мышь зубастую да про воробья богатого
  • Кроссворд

  • Задание: Впишите в пословицы и поговорки пропущенные русские имена.

В колонке 1 по вертикали получите название книги В.И.Даля.

1

2

3

4

5

6

7

 

1.   Ни в городе Богдан, ни в селе _____________.                             (Селифан)

2.   Мели, _________ , -   твоя неделя.                                                 (Емеля)

3.   Живёт  ____________ возле большой дорожки.                         (Ерошка)

4.   Каков  поп ___________ , такова ему и слава.                            (Савва)

5.   Куда ___________ телят не гонял.                                               (Макар)

6.   Каков __________ , таков у него и алтын.                                  (Мартын)

7.   По __________ и шапка, по Ерёме колпак.                                  (Сенька)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник, посвящённый Дню пожилого человека "Бабушки и внуки"

Материал содержит сценарий проведения праздника к Дню пожилого человека, стихи и песни....

Сценарий лингвистического праздника "Слов русских золотая россыпь..." для разновозрастных команд

    Сценарий праздника по русскому языку "Слов русских золотая россыпь" предназначен для учащихся 5-7 классов, адресован учителям русского языка. преподавателям начальной школы, класс...

Сценарий лингвистического вечера, посвященного В. И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Собирал человек слова…

Школьный лингвистический вечер, посвященный В.  И. Далю – автору «Толкового словаря живого великорусского языка», «Собирал человек слова…»...

"Собирал человек слова...", посвящённый В.Далю

«Лингвистический утренник», посвящённый автору «Толкового словаря» В.И. Далю для учащихся 5х - 6х классов...

Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»

28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...

Лингвистический утренник, посвящённый В.И. Далю- автору «Толкового словаря живого великорусского языка»

Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия с целью приобритения учащимися новых знаний о жизни и творчестве В.И.Даля и развития навыков работы со словарями....

Лингвистический праздник, посвящённый Владимиру Ивановичу Далю "Великий собиратель слов".

Данный материал  предназначен для проведения открытого внеклассного мероприятия, в ходе которого учащиеся приобретут новые знания о жизни и творчестве автора "Толкового словаря живого в...