Разработка и технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка содержит:

1. Структура, этапы урока

2. Технологическая карта урока с указанием деятельности учителя, учащихся и формируемых УУД

3. Интерактивная игра (презентация)

 

Материалы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Урок по теме "Синонимы" в 5 классе656.39 КБ

Предварительный просмотр:

                Разработка урока русского языка в 5 классе 

Выполнила: Ковалева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тёпловская СОШ

Карачевского района Брянской области

Тема урока «Синонимы» (2-й и заключительный урок по теме «Синонимы»)

Ход урока:

  1. Организационный этап

Приветствие детей, создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, настрой на успешность деловых и дружеских отношений на уроке (уверение детей в радости от встречи с ними, уверенности в продуктивности работы с ними, корректный анализ итогов их домашней работы, «дарение» детям советов по преодолению трудностей, исправлению своих ошибок).

  1. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

Приглашение к выполнению игрового задания с применением интерактивной игры-презентации «Третье лишнее». Разминка по выделению из 3-х слов одного, не являющегося синонимом к остальным. (Создание позитивного настроения, тренировка умения концентрироваться, создание атмосферы соревновательности)

  1. Постановка и принятие обучающимися целей и задач урока
  1. Вопрос: «По какому признаку мы объединяли слова в пары?» (Они должны быть синонимами)
  2. Вопрос: «А что мы знаем о синонимах?» (фронтальный опрос)
  3. Задание-вопрос: «Что нового мы узнаем из текста на стр. 83. о синонимах?» (Синонимы могут сочетаться с разными словами. Различия в значениях синонимов надо учитывать при создании высказывания)
  4. Проблемный вопрос: «Какова же, на ваш взгляд, цель сегодняшнего занятия, какую роль играет ваша деятельность на уроке для вас самих?» (Надо научиться создавать речевые высказывания с учетом оттенков значения слов-синонимов. Это позволит расширить лексический запас и избежать ошибок в речевой практике, позволит нам выражать себя наиболее точно, а это служит средством успешного общения с людьми.)
  1. Применение знаний и умений в новой ситуации
  1. Задание: выполнить индивидуально упражнение 179. (Выполнение у доски по очереди). Проверка, сравнение результатов, корректировка. Аргументация своего выбора.
  2. Перерыв на физкультминутку.

Учитель организует выполнение физических упражнений, сам участвует в разминке. Корректирует настрой детей, способствует созданию коллективной атмосферы свободного общения, радостных эмоций

  1. Учитель организует работу в парах (по уже выявленным симпатиям). Выясняется характер задания к упр. 184, проверяется его осмысление, предлагаются к использованию необходимые словари. Дети приступают к работе. Ведется обсуждение в парах, учитель следит за характером отношений детей, оказывает необходимую помощь в случае потери порядка работы, корректирует стиль общения. Ребята готовятся к демонстрации своих результатов.
  1. Контроль выполнения задания

Учитель настраивает детей на морально-этическое (ценностное) содержание этого этапа работы: задача не столько в том, чтобы выявить ошибки, сколько в том, чтобы услышать товарищей, корректно указать им на ошибку, пожелать всем успеха в дальнейшей деятельности, научиться сопереживать как успехам, так и неудачам товарищей, вызвать желание им помочь.

Ребята по очереди демонстрируют выполнение задания к тексту, получают комментарии товарищей, производят коррекцию своих результатов; осмысливают свои ошибки (если есть). Мысленно ставят себе отметку.

  1. Обобщение и систематизация знаний
  1. Учитель об общем впечатлении от работы детей в парах и результатов этой работы
  2. Вопросы:
  1. В каком разделе науки о языке мы работали?
  2. Как вы сформулируете тему урока?
  3. Какие слова в русском языке мы называем синонимами?
  4. Как вам работалось с этими языковыми единицами?
  5. Получилось ли у вас сочетать синонимы с различными словами?
  1. Что было трудным?
  1. Рефлексия учебной деятельности

Вопросы:

  1. Почему в работе некоторых пар были сбои?
  2. Чего не хватало ребятам для успешного выполнения задания?
  3. Что надо сделать, чтобы результаты в дальнейшем были более высокие? (Переход к домашней работе)

  1. Предъявление вариантов домашней работы

Учитель продолжает логику достижения успешности, предлагая выбор задания для себя: упражнение 183 (знакомятся с его содержанием, комментируют его направленность и особенности) или задание более творческого характера – составить микротекст (на любую тему) с использованием слов-синонимов.

  1. Эмоциональная разрядка

В качестве поддержки и мотивации учитель предлагает высказаться о своих впечатлениях, о том, что вызвало наибольший интерес, о том, что можно пожелать учителю и своим друзьям на будущий урок. Кроме этого он дает совет в виде притчи о том, как из лимона сделать лимонад, т.е. как преодолевать трудности самостоятельной работы по освоению основ наук.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы»

Выполнила: Ковалева Светлана Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тёпловская СОШ Карачевского района Брянской области

  1. Предмет: русский язык
  2. Класс: 5
  3. Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для образовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  4. Тема урока: «Синонимы» (2-й урок по теме «Синонимы»)
  5. Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, закрепление ранее полученных и обобщение)
  6. Цель урока: закрепление полученных знаний, применение знаний в новых обстоятельствах, расширение знаний по теме.
  7. Задачи урока:
  1. Образовательные: углубление знаний о синонимах; применение знаний для решения новых учебных задач;
  2. Развивающие: развивать внимание к речевому строю языка; умение речевого и лингвистического (смыслового) анализа слов; умение сравнения речевых фактов; развитие умения строить речевое высказывание на лингвистическую тему, основываясь на своих наблюдениях; умение аргументировать свою точку зрения.
  3. Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к языку; формировать терпимое отношение к попыткам речевого оформления своих мыслей одноклассниками, уважительное отношение к другому мнению, умение тактичного и аргументированного ведения диалога.
  1. Планируемые результаты:
  1. Предметные: знать, какие слова являются синонимами, в чем их отличие друг от  друга; уметь подбирать синонимы к заданным словам, выделять синонимы в тексте, исключать «лишнее» из ряда слов-синонимов; правильно сочетать синонимы с другими словами.
  2. Личностные: уважительное отношение к мнению товарища; практика взаимооценки учебной деятельности; любовь к русскому языку как одному из самых богатых в своём разнообразии.
  3. Метапредметные: умение сравнивать (выделять общие и различные признаки сравниваемых объектов), организация и корректировка работы в паре; смысловая работа с текстами научного и художественного характера.
  1. Основные понятия темы:  лексика, синонимы, синонимическая пара, синонимический ряд, лексическая сочетаемость, части речи, смысл, значение.
  2. Межпредметные связи: изобразительное искусство, химия.
  3. Особенности методики: использование проблемных вопросов, требующих развития абстрактного мышления, использования метода сравнительного анализа.
  4. Ресурсы:  толковый словарь, словарь синонимов; мультимедийные средства (проектор, ноутбук, учебная презентация)

Технологическая карта урока с использованием ИКТ и элементов технологии проблемного обучения

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный

Цель: настроить детей на благожелательное отношение друг к другу, готовность к сотрудничеству, создание ситуации успеха

Приветствует детей, говорит об успехах пятиклассников в преодолении личных трудностей в освоении знаний и умений по русскому языку и в любой другой работе в целом.

Воспринимают благожелательный тон учителя, эмоционально откликаются на него; сопереживают одноклассникам; мобилизуют внимание, настраиваясь на учебное сотрудничество.

Организация своего рабочего места и внутренний настрой (Р); применение корректных форм в общении со сверстниками и учителем (К)

2.

Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний.

Цель: вызвать интерес к языковым явлениям и побудить к собственным умственным действиям

Организует с помощью тренировочной учебной презентации «Третье лишнее» разминку, зарядку для ума

Включаются в сравнительный анализ языковых явлений в игровой форме

Выявление общих и различных признаков слов по единому критерию (П); умение слушать товарища, аргументировать свою точку зрения (К)

3.

Постановка и принятие обучающимися целей и задач урока

Цель: принятие целей и задач урока как деятельность, личностно необходимую для собственного развития и успешности

Ставит обобщающий вопрос по проведенной тренировке: «По какому признаку мы объединяли слова в пары?»

Даёт задание обобщить знания об изучаемом явлении («Что мы знаем о синонимах?»)

Ставит познавательную задачу – вопрос: «Что нового о синонимах мы узнаем из учебного текста (стр. 83)?»

Мотивирует детей на осмысление своей деятельности на уроке, принятие цели и задач с позиций личностного смысла, обращаясь с просьбой сформулировать на основе вновь полученной информации личные цели и задачи на текущем занятии.

Формулируют ответ на поставленный вопрос, употребляя лингвистический термин; обобщают полученные результаты в ходе выполнения игрового задания

Воспроизводят полученные на прошлом уроке и закреплённые в домашней работе знания о синонимах.

Поиск ответа на вопрос. Ответы на вопрос.

Пытаются соотнести полученную информацию с целью своей учебной деятельности, формулируют цель и строят предположения о способах её достижения.

Структурирование, упорядочение учебного материала (П); выстраивание осмысленного высказывания, осмысление услышанного от одноклассников (К); определение зон известного и неизвестного в изучаемой теме (П); настрой на получение положительного результата в индивидуальной работе по решению учебной задачи (Л); организация деятельности по решению познавательной задачи проблемного характера (Р); определение целей своей деятельности, способов её достижения (Р); формулирование целей и задач своей деятельности (К).

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: закрепить полученные знания

Организует работу обучающихся по тренировке подбора синонимов, определения синонимических пар (упр. 179). Проверяет осмысленность выбора пятиклассников. Концентрирует внимание детей на орфографию и каллиграфию, развитие орфографической зоркости, внимательности к слову, в частности, к языку, в целом.

Применяют на  практике полученные знания, знакомятся с новыми (или редко употребляемыми) словами, расширяют свой лингвистический запас.

Соотнесение написанного самим и образцом, сравнение результатов своей и чужой деятельности (П); аргументация своей точки зрения (К).

Перерыв: физкультминутка

Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм

Организует проведение двигательных упражнений, сам участвует в разминку

Выполняют физические движения, снимают эмоциональное и мышечное напряжение

Чувство единения с коллективом, ощущение общей атмосферы радости от совместно осуществляемых действий (Л)

Организует работу в парах по выполнению задания к упр. 184, а также самостоятельную работу со словарями.

Организуют работу в своей паре: а) определяют цель и задачи работы; б) определяют порядок своих действий; в) обсуждают, как будет выглядеть результат их совместной деятельности; г) осуществляют взаимопроверку; д) при необходимости осуществляют корректировку.

Цели и задачи, способы совместных действий, оформление результатов (Р); реализация собственных амбиций и принятие своей роли в общей работе (Л); корректные, вежливые формы общения к товарищем (К); уважительное отношение к мнению одноклассника (Л)

5.

Контроль выполнения задания

Цель: коррекция знаний, выявление собственного уровня знаний и умений

Организует демонстрацию результатов работы группы, настраивает и корректирует формы общения и поведения

Докладывают о своих результатах, соотносят итоги работы одноклассников со своими, обосновывают свои ответы. Корректируют результаты.

Соотношение результата своей деятельности с образцом выполнения задания, корректировка результатов (Р); оценка результатов совместной деятельности, её анализ (Р); формулирование ответов, обоснование принятых решений (К); уважительное отношение к позиции другого (Л, К)

6.

Обобщение и систематизация знаний

Цель: структурировать материал, восполнить отсутствующие элементы системы

Задаёт обобщающие, систематизирующие вопросы

Структурируют, обобщают знания, осмысливают целесообразность своих действий, степень своей активности; восполняют пробелы.

Выявление причинно-следственных связей (П); умение признавать ошибки, настрой на успех в будущем (Л).

7.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка результатов своей деятельности, осознание возникших проблем, причин их возникновения и путей дальнейших действий.

Организует обсуждение способов взаимодействия в парах и причин неудач, в том числе и причин успеха. Работает над смыслообразованием.

Анализируют причины получения положительного или отрицательного результата

Формирование нравственно-этических ценностей, (Л);

8.

Предъявление вариантов домашней работы 

Цель: мотивировать учащихся к совершенствованию своих знаний, навыков и личностных качеств

Обосновывает целесообразность  вариантов домашнего задания. Мотивирует детей на саморазвитие и успех.

Осмысливают логическую связь и личностное значение своей будущей домашней работы над темой.

Установление связи между учебной деятельностью и мотивом (Л); планирование, построение алгоритма своей дальнейшей деятельности (Р)

9.

Эмоциональная разрядка

Цель: снять напряжение, тревожность, ликвидировать или уменьшить негативные эмоции

Задает вопросы: какова была тема урока, раздел науки о языке, что было трудным, что интересным, какие пожелания друг другу.

Снимают эмоциональное напряжение в свободных высказываниях

Доброжелательная атмосфера в свободных высказываниях личностного характера (Л, К)

Приложение.

Интерактивная игра-презентация «Третье лишнее». Найди третье лишнее из групп слов:

  1. Слайд: настоящий, истинный, фальшивый (не синоним)
  2. Слайд: горячий, горящий, обжигающий
  3. Слайд: знакомый, известный, великий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...