Синтаксис простого предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Открытый урок в 5 классе (на материалах краеведческого музея)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse_russkiy_yazyk.docx310.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: повторить знания  по теме «Синтаксис»; закрепить умения находить главные и второстепенные члены  предложения, однородные члены предложения, производить синтаксический  разбор простого предложения в целом;  воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование: выставка книг о Мордовии, на партах тексты для комплексного анализа, карточки для дифференцированной работы учащихся, раздаточный материал «в бабушкином сундучке» (шкатулке), презентация.

Ход урока

Слово учителя

Ребята, наш сегодняшний урок и обычный и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем повторять изученное о простом предложении, очень важной теме в русском языке. А как называется раздел науки о языке, изучающий строение предложения? (синтаксис)

 А особенный наш урок , потому что мы будем говорить о нашей малой родине о …о Мордовии.

Прочитайте эпиграф к уроку:

Земли есть и красивей –

Мне не надо иной:

Ты ведь тоже Россия,

Край мордовский родной.

               Артур Моро. (слайд1)

Вопрос  классу:

Вы изучали в 1 полугодии историю мордовского края. Может быть, кто из вас знает, кто такой был Артур Моро?

(ответ ученика)

    А́ртур Мо́ро, настоящее имя — Афанасий Матвеевич Осипов, - эрзянский народный поэт,  родился 11 мая 1909 года в селе Архангельские Ключи Архангельской волости Самарской губернии,  умер 13.01.1989 г. Кандидат искусствоведческих наук. Заслуженный поэт МАССР.

Детство поэта было тяжелым. Отец был пастухом, батрачил, работал чернорабочим. В семье было пятеро детей. Афанасий с 8 лет пас скот, ходил по миру, беспризорничал. После Гражданской войны воспитывался в детских домах Зауралья, затем учился в школе ФЗУ.

В 1925 году А. Моро уезжает в Москву. При помощи П.С. Глухова (редактор эрзянской газеты «Якстере теште» («Красная звезда»)) Артур Моро оканчивает Фабрично-заводское училище, получает профессию наборщика текстов. После окончания ФЗУ стал работать наборщиком газеты в типографии «Якстере теште», а по вечерам продолжал учиться на рабфаке.

Первое стихотворное произведение Артур Моро написал в семнадцатилетнем возрасте.

Вопрос  классу:

Ребята, а какая главная мысль этого четверостишия?

(красота земли мордовской, единство России и Мордовии). Да действительно это стихотворение выражает мысли каждого, живущего в Мордовии, и поэтому идет такая большая подготовка в Саранске к какому празднику? ( К тысячелетию единения мордовского народа с народами России).

Запишите  это четверостишие в тетрадь.

Вопрос  классу:

Ребята, скажите, а сколько здесь предложений? (одно). А какое оно? (сложное). Что же называется предложением?

Давайте повторим то, что вам известно о предложении.

Сегодня на урок я пришла с необычным сундучком

Вот бы знать нам, что таится

В сундучке старинном том!-

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

У вас дома тоже, наверное, есть разного вида бабушкины сундучки, шкатулки. Давайте заглянем в сундучок. Подходите по очереди и доставайте «грамотки», так раньше назвались листочки бумаги, как вы думаете почему? На  чем писали до того, как появилась бумага? (на берестяных грамотах, поэтому  в народе называли грамотами листы бумаги) (вопросы по одному на стол)  

Работа в парах. Ребята достают листочки с вопросами.

(ответ на вопрос  и задание выполняют письменно, затем объясняют по очереди, задание № 5 выполняется на доске)

Вопрос 1. Какая известная советская поэтесса родилась в городе  Ардатове?

Ответьте на вопрос, назовите грамматическую основу предложения)

(Известная советская поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева родилась в городе Ардатове.)

Вопрос 2. Какие города есть в нашей республике?

Какие члены предложения называются однородными? Найдите их в предложении и подчеркните.

(В нашей республике есть такие города: Саранск, Рузаевка, Ардатов, Инсар, Темников.

Вопрос 3. Какие три цвета присутствуют  на Государственном флаге Мордовии?

Найдите в предложении определения, укажите, на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится.

(На Государственном флаге Мордовии присутствуют мареновый, белый,  синий цвета.)

Вопрос 4. Перечислите  символы государства.

Найдите в предложении грамматическую основу. Определите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое.

( Символы государства – это флаг, гимн, герб).

 Вопрос 5. На какой реке расположено село Редкодубье?

Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

(Село Редкодубье расположено на реке Алатырь.) (слайд)

Анализ текстов, которые ученики получают в начале урока

Мордва принадлежит к   семье финно-угорских народов.  На территории современной Мордовии проживает мордвы примерно одна третья часть от общего населения республики.  Их дальними  родственниками  являются удмурты,  марийцы, венгры, финны.

На земле у каждого дерева есть корни, которыми оно питается, растёт, набирает силы. Точно такие же корни имеет не только отдельный человек, но и народ, край Мордовский. Здесь издавна в согласии и дружбе живут русские и мордва. Две культуры развивались в тесном взаимодействии друг с другом и культурами других народов.  

Ардатовский  район славится богатыми традициями и талантливыми людьми, в том числе и село Редкодубье.  Все вы читали, наверное, статьи в газетах о творческой семье Уваровых.  Плетение из лозы было одним из давних промыслов в Редкодубье.     Это здорово, что оно продолжает жить!

Необходимо свято беречь язык, обычаи, традиции пусть даже самого малого народа. 

Словарная работа (слайд)

Финно-угорский , -ая,-ое. 1. Финно-угорские языки – это семья языков, включающая венгерский, вежский, вотский, ижорский, карельский, коми-зырянский, коми-пермяцкий, мевский, мансийский, марийский, мордовский, саамский, удмуртский, финский, эстонский и некоторые другие языки.

2. Финно-угорские народы – народы, говорящие на этих языках.

Кустарный промысел – производство бытовых изделий ручным способом. 

Задания к тексту. (слайд)

- Прочитайте выразительно и докажите, что это текст.

- определите главную мысль

 - составьте вопросы к тексту

(К какой языковой семье принадлежит мордва?

Какие две культуры  на территории Мордовии живут в тесном взаимодействии?)

Какой из промыслов продолжает жить в Редкодубье?

Найдите предложение с однородными членами, составьте его схему

( один ученик работает у доски) Их дальними  родственниками  являются удмурты,  марийцы, венгры, финны.

Молоды, ребята, все хорошо работали, а теперь мне хотелось бы услышать от вас, какие же промыслы были раньше в Редкодубье?

(сообщение ученика)

  Наши предки отлично ориентировались на местности, для постройки своих жилищ выбирали такое место, чтобы рядом была вода, лес, пастбище для скота. В те далёкие времена село находилось в сплошном лесном массиве, а выше по течению реки Алатырь на многие километры простирались пойменные луга и небольшие водоёмы.

   В лесах в то время в изобилии водилось много разного зверя: зайцы, лисицы, еноты, барсуки, волки, кабаны, рыси, временами медведи захаживали. В реке и водоёмах водилось немало рыбы.

  По рассказам старожилов, в селе была своя рыболовная бригада. Руководили ей представители рода Абрадиных. В селе были неплохие охотники. На всю округу славились непревзойдённые волчатники Голюшовы.

 Род Моисеевых занимался более миролюбивым ремеслом, а точнее валяли валенки и обували односельчан в хорошую, тёплую и надёжную обувь.

А вот Болетановы,  Киржеманов Иван Фёдорович, братья Ремаевы, Ламзин Алексей Васильевич делали музыкальные инструменты – балалайки, которые звенели по всей России. Чтобы сделать балалайку, мастер шёл в лес и искал нужное дерево – берёзу. Мог ходить и искать неделями: ведь берёзе должно быть не менее 50-ти лет. Она должна быть стройной и иметь некручёные волокна. Найдя, мастер внизу, у корня, вкруговую обтёсывал её. Ровно год дерево сохло на корню. И только потом берёзу срезали. Вот почему наши балалайки были такие звонкие и певучие.

    Кроме того, Киржеманов Иван Фёдорович делал гусли и венские стулья, которые пользовались спросом  в Алатыре и Нижегородской области.

   Несколько лет назад житель нашего села Виктор Иванович Киржеманов  решил вспомнить технологию изготовления балалайки, по которой работал его дед. Он нашел соответствующий материал, с помощью циркулярной пилы распилил берёзовую заготовку на пластины толщиной 2-3 мм., приготовил шаблон и придал заготовкам нужную форму.

(слайд)

матвеева Света фотографии 007

Из таких заготовок делают балалайки.

   

     Гриф делал вручную. Затем с помощью столярного клея скрепил все детали. Купил колки и струны, настроил, и зазвенела  балалайка в руках мастера.

   матвеева Света фотографии 009

   

    Балалайка, изготовленная вручную.

       

Умело использовали и другой природный материал. С липовых деревьев в определенное время обдирали кору, делали лыко, а с берёзы срезали кору, получали бересту.

DSC00368

Изделия народных умельцев из лыка (слайд)

    Около десяти родов занимались плетением из ивовых прутьев. Наши умельцы со своими изделиями неоднократно участвовали в российских выставках того времени и занимали первые места.

  И в настоящее время у некоторых сельчан можно найти изделия   вековой, или чуть менее того,  давности.

Итог урока. Слово учителя

Спасибо, итак, ребята, наш необычный урок подошел к концу. Я думаю, что он был полезным для всех.

Домашнее задание (слайд)

А теперь представьте, что вы приехали в другую республику или область и вас просят рассказать о том крае, откуда вы приехали.

Дома напишите сочинение на тему « Моя Мордовия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Шпаргалка ПО СИНТАКСИСУ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ...

Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»

Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену...

Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс

Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...

тест по теме "Синтаксис простого предложения"

материал для повторения темы "Простое предложение" в 8 классе школ с татарским языком обучения...

Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе

На уроках русского языка  при объяснении нового материала можно создавать такие  ситуации, при которых  ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а ...

Карточки-задания по теме "Синтаксис простого предложения"

Данный материал может быть использован на любом этапе урока русского языка в 8 классе, что позволяет сделать процесс контроля усвоения и закрепления знаний более эффективным....

Синтаксис простого предложения

тестовая работа по теме "Синтаксис простого предложения" 6 класс...