Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный конспект помогает провести занятие в пятом классе по позиционным чередованиям гласных и согласных звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitsionnye_cheredovaniya_glasnyh_i_soglasnyh_zvukov.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: «Позиционные чередования гласных и согласных звуков».

Дата: 4.12

Цели урока:

  1. Учебная – научить школьника понимать позиционное чередование, подбирать проверочные слова.
  2. Развивающая – развить речь у ученика, грамотность, словарный запас.
  3. Воспитательная – воспитать любовь к русскому языку.

Приветствие (3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На партах у вас должны быть учебники, тетради, рабочие тетради, ручки, карандаши и линейки.

Объяснение темы (7 минут) Сегодня мы с вами посмотрим, как звуки могут изменяться в одном и том же слове.

Звук попадает в разные положения. Вода – воды. Трава – травы.

На слух – проверочные слова.

  соли́ть – со́ль,   закрепи́ть – кре́пкий,     возду́шный – во́здух.  

  окно́ – о́кна,       гроза́ – гро́зы.  

Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.    С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.

        просить                        просьба

       [прас ит ]                        [проз , ба]

 (Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в которой после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р н-р: дуб- бубы, круг- круглый)

Выполнение упражнения – 8 минут. Упражнение 275. Письменно.  

Прочитаем сказку по ролям. (5 минут) (Дети читают сказку по ролям)

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словахперевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словахкосьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

Решение кроссвордов (7 минут)

Теперь решите кроссворды, которые у вас лежат на партах. Эти кроссворды проверят ваши знания о глухих и звонких согласных, а также о гласных звуках.

5 минут на  «Хитрые вопросы»

- В каком слове сорок гласных? (Дети отвечают: сорока)

- В каких словах по сто согласных? (Дети отвечают стол, стог, стон, стоп)

3 минуты - Подвижная игра. Если глухие звуки, то встали, если звонкие – то сидим на месте.

5 минут - Запишите в тетрадочках 3 слова с позиционным чередованием согласных и два слова с позиционным чередованием гласных. Подберите к ним проверочные слова.

2 минуты - домашнее задание

Параграф 53, Упражнение 276 письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...

Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.

Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...

Презентация к уроку "Позиционные чередования гласных и согласных звуков"

Цель:- познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков;         - правописание корней, на которых отразилось чередование....

Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"

Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ.  ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"...