КТП "Живое слово"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

     В соответствии с Законом о языке, русский язык является общегосударственным языком. Возрастает сама значимость русского языка. Он является эффективным средством повышения уровня профессиональной подготовки, дальнейшего образования, социального развития. Для этого ученик должен практически владеть речевой деятельностью. Он должен уметь: выбрать соответствующие слова, предусмотреть нужную структурную модель (предложение, словосочетание), выбрать из ряда моделей ту, которая наиболее точно передает мысль, правильно произнести построенное предложение, чтобы оно было понятно говорящим на данном языке.

      Успех всех этих действий зависит от наличия у учащихся запаса слов, словоформ, словосочетаний и предложений, знание иностранных моделей и орфоэпических норм. При этом познание грамматических закономерностей успешнее осуществляется. Анализ ошибок речевого развития показывает, что на грамматические ошибки приходится 31% от всех ошибок, когда как речевые ошибки составляют 69%. Исходя из этих данных и личного опыта, я пришла к выводу, что,  в первую очередь, для учащихся нерусской национальности, нужно уделить внимание  словарной  работе. Особенно если учесть, что грамматические знания решаются легче, если ученик владеет речевой деятельностью.

      Содержание элективного курса «Живое слово» и решает проблемы в обучении речевой деятельности. Учитывая типы речевых ошибок, были и выбраны темы для изучения данного курса. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoe_slovo_ktp.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon zhivoe_slovo_poyasn_zap.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

№п\п

Тема

Подтема (содержание)

Часы

Выход и форма уроков

Дата

1.

Вводный урок. Слово о слове.

Сущность слова как лексической единицы. О словарной работе, ее значение. Словарный запас и его значение в изучении русского языка.  Природа речи.

1

Урок-лекция с элементами беседы занимательного языкознания.

2.

Стилистика.

Стили языка. Стили речи.

1

Практическая работа.

3.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Понятие фонетической позиции  слогоделения, фонологическая система русского языка. Общее понятие об орфоэпии. Стили произношения.  

1

Лекция «Занимательно о русской фонетике и орфоэпии».

   

4.

Фонетика.

Фонетические характеристики звуков.

1

Практическая работа.

5.

Орфоэпия.

 Выразительное чтение отрывков из художественной литературы

С соблюдением орфоэпических норм; произношение звуков (Ц,Ф,Щ,Е,Э); произношение отдельных слогов и слов иноязычного происхождения.

1

Практическое занятие.

     

6.

Лексикография. Основные типы словарей.

Обучение ведению и заполнению тетради по словарной работе. Умение и навыки применения новых слов в своей речи. Понятие о лексикографии. Основные типы словарей (толковые, фразеологические, синонимов, антонимов, паронимов, новых слов, словари сочетаемости, грамматические, правильности (трудностей), исторические, этимологические, словообразовательные, орфографические и орфоэпические, сокращений и лингвистические). Обучение работе со словарями.

2

Консультация. Практическое занятие (работа со словарями).

     

7.

Лексическая омонимия, антонимия, полисемия.

Возникновение омонимов. Разграничение омонимии и многозначности. Синонимия и полисемия. Антонимия и полисемия. Вопрос о контекстуальных синонимах и антонимах.

2

 Сообщения учащихся.

Практическое занятие (работа со словарями).

     

8.

Функционально-стилистическое использование омонимии, синонимии, антонимии.

Функциональное использование и экспрессивные возможности          омонимов, синонимов, антонимов в речи. Градация, антитеза, оксюморон.

2

Лекция с закрепляющими упражнениями и заданиями.

9.

Паронимия.

Паронимы в русском языке. Отношение паронимов к омонимам, синонимам и антонимам. Ошибки, допускаемые при смешении паронимов.

1

Практическое занятие с элементами лекции.

10.

Опорная лексика, лексические обороты и конструкции для творческих работ. Диалог. Монолог.

Использование ранее изученного материала в письменной речи в форме диалога, монолога.

2

Лабораторная работа.

11.

Фразеологизмы. Крылатые слова, афоризмы, изречения, цитаты, сентенции.

Основные типы фразеологических единиц. Омонимия, синонимия, антонимия, многозначность фразеологизмов. Значение фразеологизмов. Использование фразеологизмов и т.п. в речи. Подбор эквивалентных русским фразеологизмов из других языков в переводе.

2

Лекция с практическим заданием.

12.

Перевод как особый вид упражнений по обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи учащихся.

Перевод с родного  на русский язык художественной, научно-популярной литературы.

1

 Лабораторная работа.

13.

Оценочная лексика.

 Понятие юмора, сатиры, иронии, сарказма. Эпитет, гипербола, литота, метафора, литота, сравнение. Меткие, острые слова народно-разговорного языка, комические детали.

1

Практическое занятие с элементами лекции.

14.

Этикет и этикетные средства речи. Культура речи.

Понятие этикета. Этикетные средства речи. Составление словаря этикета.

1

Практическое занятие.

15.

 Деловая лексика.

 Термины, Профессионализмы, Научный, официально-деловой стили. Язык деловой документации.

1

Лекция с практическими заданиями.

16.

Классификация ошибок. Грамматические ошибки.

Понятие о классификации ошибок. Знакомство с грамматическими ошибками: словообразовательными, морфологическими, синтаксическими.

1

Лекция.

17.

Речевые ошибки.

Неудачное использование лексических повторов, местоимений, порядка слов, видовременной соотнесенности глагольных форм в предложениях текста.

1

Практическая работа.

18.

Семантические и стилистические ошибки.

Употребление слова в несвойственном ему значении; смешение паронимов; неразличение оттенков значения синонимов; нарушение лексической сочетаемости. потребление слов иной стилевой окраски; неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики; неоправданное употребление просторечных  и диалогических слов; употребление штампов; смешение лексики разных исторических эпох.

2

Лекция с закрепляющими упражнениями.

19.

Образность речи.

Художественные средства языка. Стилистические фигуры.

2

Лекция с практическим занятием.

20.

Сочинения.

  1. Зимние грезы ( «Сон природы» )
  2. «Гимн школьной парте» (  «Мое мнение о…» )
  3. «Это случилось…» ( « Как-то раз…»)

      4.    «Мой Пушкин» («Мой..»)

1

1

1

1

Контрольная работа.



Предварительный просмотр:

   

                                           

                                     

                             .                              

                                                                                       

                                     

               

                 

        Пояснительная записка.

               Элективный курс «Живое слово» рассчитан на 30 часов.

    Цели курса:

  1. Формирование интереса к предмету русский язык. Расширение и активизация словарного запаса учащихся, понятия о лексическом составе, звуковом и грамматическом строе слова. Учет и проверка ЗУН учащихся по русскому языку в свете речевой деятельности.
  2. Формирование и развитие русской речи учащихся. Умение использовать в устной и письменной речи дифференцированную лексику. Развитие навыков аудирования и говорения, чтения, письма. Расширение кругозора.
  3. Воспитание бережного отношения к литературному  языку, художественному слову. Нравственное воспитание через произведения писателей и поэтов.

    В соответствии с Законом о языке, русский язык является общегосударственным языком. Возрастает сама значимость русского языка. Он является эффективным средством повышения уровня профессиональной подготовки, дальнейшего образования, социального развития. Для этого ученик должен практически владеть речевой деятельностью. Он должен уметь: выбрать соответствующие слова, предусмотреть нужную структурную модель (предложение, словосочетание), выбрать из ряда моделей ту, которая наиболее точно передает мысль, правильно произнести построенное предложение, чтобы оно было понятно говорящим на данном языке.

      Успех всех этих действий зависит от наличия у учащихся запаса слов, словоформ, словосочетаний и предложений, знание иностранных моделей и орфоэпических норм. При этом познание грамматических закономерностей успешнее осуществляется. Анализ ошибок речевого развития показывает, что на грамматические ошибки приходится 31% от всех ошибок, когда как речевые ошибки составляют 69%. Исходя из этих данных и личного опыта, я пришла к выводу, что,  в первую очередь, для учащихся нерусской национальности, нужно уделить внимание  словарной  работе. Особенно если учесть, что грамматические знания решаются легче, если ученик владеет речевой деятельностью.

      Содержание элективного курса «Живое слово» и решает проблемы в обучении речевой деятельности. Учитывая типы речевых ошибок, были и выбраны темы для изучения данного курса.

Курс делится на 7 больших разделов:

  1. Вводный.
  2. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
  3.  Лексикография.
  4. Формирование русской лексики.
  5.  Лексика и фразеология.
  6. Стилистика.
  7. Классификация ошибок.

   Курс построен таким образом, что начиная со знакомства с предметом курса, он составляет определенную стройную систему, которая, в конечном счете, не только расширяет и активирует словарный запас учащихся, но и дает понятие о лексическом , грамматическом и звуковом строе слова, развивает навыки аудирования и говорения, учит использованию дифференцированной лексики, построению и произношению предложений. Последний раздел учит учащихся самим видеть свои речевые ошибки, избегать их, указывает над чем еще должен работать ученик, т.е. направляет его усилия.

     Обучение речевой деятельности одновременно решает и важные воспитательные задачи, т.к. языковой материал берется из художественной, научно-популярной и научной литературы.

     Все темы курса подразумевают постоянную работу со словарями, справочниками, формируя умения и навыки работы с дополнительными материалами.

Учет и контроль ЗУН осуществляется через тесты, лабораторные и практические работы (составление кроссвордов, палиндромов, шарад, сочинений и т.д.)

Поиск нужных слов, словоформ, работа с дополнительной литературой, с художественным и научным текстами расширяет кругозор учащихся. Актуальность курса вызвана еще и с лексическим, семантическим значением слова в заданиях тестирования по ЕГЭ по русскому языку и государственными стандартами по профильному обучению. 

        

Литература.

 Словари различных типов.

 Справочник школьника по русскому языку.

 Современный русский язык. Д.Э. Розенталь.

 Современный русский литературный язык. П/р Т.А,Леканта. «Высшая школа» М., 1988.

 Методика обучения русскому языку в 5-11 кл. народов тюркской группы. Просвещение, С.-Пт. 1990.

 Методика преподавания русского языка в средней школе. П/р Н.З.Бакеевой, Просвещение, Л., 1989.

 Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький, Просвещение, М., 1990.

 Лексика и фразеология в произведениях русских писателей и поэтов. Просвещение, М,, 1983.

 Занимательно о русском языке. А.И.Шатров. Просвещение, М,, 1991.

 «Подумай и ответь» А.И.Шатров, «Дет. издательство». М., 1984.

 Русский язык. Теория. В.В.Бабайцева, Просвешение, М., 1992.

 Русский язык. Практика. В.В.Бабайцева, Просвещение, М., 1993.

 Развитие речи. Теория  и практика обучения 5-7 кл. Просвещение, М., 1991.

 Сборник упражнений по современному русскому языку . Просвещение М., 1986.

 Русский язык. Кроссворды для школьников. Академия развития. Ярославль,1995.

 Литература учителя. И.А.Фогельсон. Просвещение, М., 1995.

 Практическая стилистика русского языка. Просвещение М., 1995

 Рассказы о синонимах. В.И.Кодухов. Просвещение, М.,1984.

 Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Московский лицей, М., 2004

        

Курс рассчитан для тех, кто желает уверенно владеть            русским языком и удивлять окружающих своим

По окончании курса вы 

     Грамотная, правильная русская речь – это     

                                                                                             Кто призадумался, зайдите в 48 кабинет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....