Сжатие текста
план-конспект урока по русскому языку (8, 9 класс) по теме

Уланова Юлия Сергеевна

Урок "открытия" нового знания.

Урок позволяет учащимся познакомиться со способами сжатя текста, отработать эти способы на практике, а также научить ребят работать с текстами разных стилей, разных предметных направленностей.

Занятие рассчитано на учеников как в 8 класса, так и  9.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Тема урока: Сжатие текста.
  2. Доминирующая цель урока: познакомить учащихся с приемами сжатия (компрессии) текста и научить использовать их при работе с текстом.
  3. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
  4. Логика процесса «открытия» новых знаний:

- Стадия вызова;

- Восприятие нового материала;

- Осмысление материала;

- Первичное закрепление нового материла;

- Отработка полученных знаний;

- Самостоятельная работа с применением новых знаний;

- Рефлексия.

       9.   ТДЦ

- Образовательная: находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию; научить кратко и ясно излагать свои мысли; применять различные приемы сжатия текста при работе с текстами разных стилей.

 - Воспитательная: формирование стремления к новым знаниям, развитие познавательной активности, воспитание дисциплинированности и интереса к предмету.

- Развивающая: развитие познавательных интересов учащихся, развитие самостоятельности.

       10. Структура урока.

Организация начала урока

Постановка учебных целей и задач

Актуализация знаний

«Открытие» новых знаний

Усвоение новых знаний

Первичная проверка понимания учащимися новых знаний

Закрепление новых знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

        11. Методы обучения:

            - Словесные

            - Наглядные

            - Частично-поисковый

            - Практический

         12. ФОПД

            - Фронтальная

            - Индивидуальная

            - Работа в парах

Этапы

Содержание

Примечание

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности к уроку

ДЗЭ: подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Стадия вызова

Чтение учителем китайской притчи о тексте:

Жил-был один китайский император. Он не так давно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг в дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.

Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот, наконец, слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже не молод - тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование,  оставив только самое важное.

И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть эти книги, и попросил он мудреца оставить только самое-самое главное. 

И снова мудрец принялся за работу, и спустя какое-то время ему удалось уместить всю историю человечества всего лишь в одну книгу, но когда он принес ее – император лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть ее. И тогда император попросил выразить все еще короче прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. И тогда мудрец открыл книгу и написал на последней странице всего лишь одну фразу:

ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ…

фронтальная работа с классом по установке целей и задач урока.

— Эта древняя причта как нельзя лучше подходит к теме нашего сегодняшнего урока.

— Как вам кажется, чем мы сегодня будем с вами заниматься? Какова тема?

 —СЖАТИЕ ТЕКСТА (записывают число, класс.работа, тема).

Это довольно сложная работа, которая требует определенной подготовки.

— Чему же мы с вами сегодня научимся? (сокращать текст)

Еще раз обратимся к притче. Кто запомнил, с чего эта работа (сокращение) началась в притче? (Император знал много. Ему хотелось знать еще больше, но увидев, сколько книг еще им не прочитано в библиотеке, он понял, что не сможет их все прочесть)

— Какое решение пришло в голову императору? (сократить повествование в этих книгах)

— Как вам кажется, какое условие должно соблюдаться при сокращении?

— Да, при этом сократить нужно было так, чтобы не потерять информацию! Долго работал над этим заданием мудрец. Каков же был результат? (Мудрец сократил тексты до одного предложения).

ДЗЭ: установление осознанности темы урока

3. Подготовка к УПД на основном этапе урока.

Актуализация полученных знаний

— Мудрец работал долго и кропотливо, вам предстоит похожее задание в конце 9 класса. Безусловно, у вас не будет такого количества времени! Ваше время будет ограничено, но и текст будет небольшой!

— Традиционно текст состоит из трех микротем. А что такое микротема? (Наименьшая составная часть общей темы текста)

ДЗЭ: подготовка учащихся к тому виду познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

4. Усвоение новых знаний

— Итак, что такое сжатие текста? (преобразование текста, при котором он становится короче, но при этом не теряется его смысл).

— Какие же существуют способы сокращения текста? (экран)

ИСКЛЮЧЕНИЕ (комментирую)

ЗАПИСЫВАЮТ ТО, ЧТО ИСКЛЮЧАЕМ

 — Попробуем вместе: у вас на столах лежат листочки, под номером I напечатаны предложения, с которыми мы работаем.

Цифра 1 арабская (задание 1)! (ПОСОВЕЩАЙТЕСЬ ДРУГ С ДРУГОМ, что можно исключить)

ОБОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ

(пробуем сокращать)

ЗАМЕНА (пробуем сокращать)

— Возможно сочетание различных приемов сокращения.

Дам РЕКОМЕНДАЦИИ + НЕЛЬЗЯ УДАЛЯТЬ

Любое прочтение любого текста начинается с осмысления!

ДЗЭ: сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом материале; провести обобщения вместе с учащимися; на основе знаний вырабатывать умения.

5. Первичная проверка понимания учащимися новых знаний.

— А теперь выполним задание 2 под римской II. Вместе попробуем сократить текст.

Прочитаем, определим, о чем текст:

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

 В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

ДЗЭ:установить осознанность усвоения учащимися нового материала; установить выявление проблемы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

6. Закрепление знаний, работа с текстом другого стиля

— Как вам кажется, в каких случаях может вам пригодится умение так работать с текстом?  

Где можно еще использовать умения? Для жизни? (при работе с др. предметами, при чтении длинных параграфов?)

— Я предлагаю вам сейчас обратиться к вашим учебникам биологии, стр. 116-117

Первая помощь при утоплении, удушении и заваливании землей.

Первая помощь при утоплении: (1,2.послед.абз)

Инструкция:

- Действовать нужно четко и быстро.

- Очистить рот от грязи, удалить воду из легких и желудка.

- Перекинуть пострадавшего через колено

- Резко сдавить живот и грудную клетку (или встряхнуть)

- Не следует дожидаться удаления всей воды

- Как можно скорее приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

- Согреть пострадавшего (растереть, закутать, дать горячий напиток: чай, кофе)

ДЗЭ: организация деятельности учащихся по применению полученных знаний для самостоятельного построения предложений.

7. Контроль и самопроверка

— А сейчас я бы хотела вам предложить самостоятельно поработать с маленьким текстом. Сжать его:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Сжатый текст:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Все наши мысли формулируются языком.

8. Подведение итогов урока.

— Какую роль в жизни человека  имеет умение сжимать, сокращать текст? (ответы)

ДЗЭ: дать анализ успеваемости освоения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках

9. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

Раздать листочки с заданием 3

Это ваше задание на дом, дома сократите текст, запишите в тетради получившийся новый текст.

ДЗЭ: на основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.



Предварительный просмотр:

Карточки для урока по русскому языку 8 класс

I

Задание 1

ИСКЛЮЧЕНИЕ

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский,  и никто не мог распознать в нём русского.

ОБОБЩЕНИЕ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с  детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. А основное  занятие подростков – спортивные игры и соревнования.

ЗАМЕНА

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

II

Задание 2

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

 В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.


Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сократите текст самостоятельно, запишите аккуратно разборчивым почерком ниже:

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Сократите текст, запишите аккуратно разборчивым почерком в рабочую тетрадь:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Задание 3. Сократите текст, запишите аккуратно разборчивым почерком в рабочую тетрадь:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ…

Слайд 3

сжатиЕ текста Урок русского языка в 8 классе

Слайд 4

Микротема – наименьшая составная часть общей темы текста

Слайд 5

Исключение При исключении необходимо: Выделить главное (существенное) и детали (подробности); Объединить существенное; Составить новый текст. Примеры исключения при языковом сжатии текста:

Слайд 6

Исключение Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, тебе самом. (22 слова)

Слайд 7

Исключение Сказка живет везде, во всем. (5 слов)

Слайд 8

Исключение Исключаем: однородные члены предложения; повторы; однотипные примеры; риторические вопросы, восклицания; цитаты; различные детали (не влияющие на ход мысли); вводные слова; пояснения; рассуждения; описания.

Слайд 9

Исключение Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 10

Исключение Он знал разные языки , и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 11

Обобщение или объединение Необходимо: найти мелкие, единичные факты; найти в них общее; объединить факты (на основе общего); записать текст. Примеры

Слайд 12

Обобщение или объединение Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Слайд 13

Обобщение или объединение Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды (7 слов).

Слайд 14

Обобщение или объединение Обобщаем: ряд предложений, объединенный одной мыслью; частей предложений; конкретных единичных фактов, событий, явлений; неполных предложений

Слайд 15

Обобщение или объединение Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то предпочитает перечитывать любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. А основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования.

Слайд 16

Обобщение или объединение Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Слайд 17

Замена Необходимо: Найти слова, части предложения, которые можно заменить обобщающим словом, простым предложением. Записать текст. Примеры

Слайд 18

Замена Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Слайд 19

Замена Сказки любят все. (3 слова)

Слайд 20

Замена Заменяем: однородные члены обобщающим словом; сложное предложение – простым; части предложений или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением и т.д.

Слайд 21

Замена Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Слайд 22

Замена Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Слайд 23

Рекомендации 1) Необходимо сначала осмыслить (прочитанный/услышанный вами исходный текст ). 2) Обязательно прочтите то, что у вас получилось после сжатия . Не исказили ли вы текст? Все ли в порядке ?

Слайд 24

Нельзя удалять! Авторский тезис Аргументы автора, используемые для доказательств Вывод автора

Слайд 25

Первая помощь при утоплении Инструкция: 1. Действовать нужно четко и быстро.

Слайд 26

Первая помощь при утоплении Инструкция: 2. Очистить рот от грязи, удалить воду из легких и желудка:

Слайд 27

Первая помощь при утоплении Инструкция: 2.1. Перекинуть пострадавшего через колено ; резко сдавить живот и грудную клетку.

Слайд 28

Первая помощь при утоплении Инструкция: 3. Не следует дожидаться удаления всей воды.

Слайд 29

Первая помощь при утоплении Инструкция: 4. Необходимо приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.

Слайд 30

Первая помощь при утоплении Инструкция: 1. Действовать нужно четко и быстро. 2. Очистить рот от грязи, удалить воду из легких и желудка: 2.1 Перекинуть пострадавшего через колено; р езко сдавить живот и грудную клетку (или встряхнуть). 3. Не следует дожидаться удаления всей воды. 4. Необходимо приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца .

Слайд 31

Домашнее задание На карточках. Сжать предложенный текст, записать в тетрадь аккуратно разборчивым почерком .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...