Фонетические образные средства русского языка.
статья по русскому языку на тему

Уколова Наталья Ивановна

Рассказывается о фонетических образных средствах русского языка, приводятся примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskie_obraznye_sredstva.docx12.36 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетические образные средства русского языка.

На уровне фонетики используются такие изобразительно- выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника. Фоникой называют также звуковую организацию  речи.

Речь должна быть благозвучной, то есть удобопроизносимой и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным сочетанием гласных и согласных звуков в тексте. А также преобладанием музыкальных звуков.

Музыкальными звуками считаются гласные, сонорные и большинство звонких согласных. Немузыкальными звуками являются шумные глухие, особенно шипящие и свистящие, а также звонкие шипящие и свистящие.

В художественной речи используется звукопись, то есть соответствие фонетического состава фразы изображаемому явлению.

Применяются такие виды звукописи, как звуковые повторы и звукоподражание.

Среди звуковых повторов выделяется:

- аллитерация (повторение одинаковых или сходных согласных), например: Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. Создается звуковое впечатление шелеста камыша;

- ассонанс (повторение одинаковых гласных), например: Я коротаю жизнь мою. Мою безумную, глухую: сегодня трезво торжествую, а завтра плачу и пою. Повторение гласного у создает гнетущее, удручающее впечатление;

- анафора (единоначалие), например: Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.

- эпифора (повторение конечных звуков в словах), например: Море было здесь, и я была здесь, и между нами – ночь, вся чернота ночи.

- стык (повтор конечного и начального звуков рядом стоящих слов), например: Плащ, щеголяющий дырою.

Звукоподражанием называется использование слов определенного звучания для создания слуховых впечатлений – шороха, цоканья, бренчанья, дребезжанья, чириканья и т.п., например: Партер и кресла, все кипит. В райке нетерпеливо плещут, и, взвившись, занавес шумит.

Среди звукоподражаний выделяются ономатопеи, то есть слова, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими процессы. Они называют звуки, издаваемые человеком, животным, неживой природой, например: ахать, хихикать, чирикать, мяукать, тикать.

Используются также звукообразные слова, которые не подражают звукам, а своей экспрессивностью по звучанию помогают образной передаче явлений, например: бой, грубо, крик, рвать – произносятся резко; дева, льнуть, милый, нега – произносятся мягко; тише, слышишь – напоминает шелест.

Подбор лексики, созвучной с ведущим словом текста, создает звукообразы. Так, в стихотворении С.А.Есенина «Береза» художественный образ березы усиливается средствами звукописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Подготовка к ГиА (изобразительные средства русского языка)

Это тест,вопросы которого взяты из тестов прошлых лет....

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

"Выразительные словообразовательные средства русского языка" ________________________________________

Цель урока: знакомство с основными художественными приёмами, основанными наизобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепле...

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проблемы формирования и развития коммуникативных способностей обучающихся, совершенствования речевой культуры, обучения оформлению в речи собственной мысли, воспитания самостоятельной личности, ...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...