АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку по теме

 

Проблемы формирования и развития коммуникативных способностей обучающихся, совершенствования речевой культуры, обучения оформлению в речи собственной мысли, воспитания самостоятельной личности, не просто владеющей знаниями, а умеющей их применять, становятся в наши дни наиболее актуальными. Современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и практические умения, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни.

Школьные годы – время формирования основного словарного запаса человека, поэтому задача школы – научить учащихся пользоваться русским литературным языком, т.е. уметь свободно, логически последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Для ее разрешения нужна продуманная система работы по развитию  речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zalyaevoy_r.k._asosh_no1.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проблемы формирования и развития коммуникативных способностей обучающихся, совершенствования речевой культуры, обучения оформлению в речи собственной мысли, воспитания самостоятельной личности, не просто владеющей знаниями, а умеющей их применять, становятся в наши дни наиболее актуальными. Современному школьнику необходимо получить не только глубокие теоретические знания, но и практические умения, которые позволят ему успешно реализоваться в жизни.

Школьные годы – время формирования основного словарного запаса человека, поэтому задача школы – научить учащихся пользоваться русским литературным языком, т.е. уметь свободно, логически последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Для ее разрешения нужна продуманная система работы по развитию  речи,   поэтому  в своей работе я   применяю определенный     системный     подход    в     организации     коммуникативном деятельности в процессе обучения как средство развития и формирования речевых умений обучающихся,  ведущими принципами которого является практическая   направленность   в   изучении  русского  языка   и  литературы. Особенность данного системного подхода выражается, во-первых, в стиле обучения, выдвигающем на первый план активные его (обучения) формы, предполагающие    не    только    сотрудничество,    но    и    сотворчество    на нетрадиционно организованном уроке;  во-вторых, в разработке и выборе учебных средств, которые помогают решать задачи организации на уроке учебной познавательной деятельности (инновационные средства наглядности, тексты с "прозрачным ассоциативным рядом" и др.), вызывающей интерес ]учащихся.

Отличительной особенностью такой учебно-познавательной деятельности при инновационном обучении является тип овладения знаниями,  при котором создаются условия для включения учащихся не просто в деятельность, а в деятельность творческую, развивающую. Данный системный подход строится от «простого» к «сложному», от «малого» к «большому», связывая воедино уроки грамматики, орфографии и развития речи.

Активизация речевой деятельности, совершенствование культуры речи особенно эффективно начинается, когда учащиеся узнают об огромных словообразовательных возможностях русского языка. В данном случае помогает знакомство и использование школьных словарей. Например, «Толковый словарь русского языка» раскрывает не только лексическое значение слова, называя предмет, признак, действие, явление, но и дает большую информацию, накопленную нашими предками, обогащая нас культурно, духовно. На данном этапе работы, который я называю «Слово», знакомлю учеников с лексико-семантическим значением определенного слова, его морфологическими и грамматическими особенностями. А это уже переход к  следующему этапу «Предложение», когда обучающимися рассматриваются нормы словоупотребления и синтаксические нормы, касающиеся данного слова. Затем рассматриваем значение и роль этого слова в контексте. При работе с малым текстом проводим лингвистический и речеведческий анализы текстов, творческие и тренировочные упражнения, а также упражнения для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Работа с малым текстом проводится в двух направлениях: изложение - миниатюра и сочинение-миниатюра (с разными их видами).  Небольшой объем не отягощает школьников.

Важным стимулом в работе является результат: малый текст быстро, оперативно проверяется (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем), сопоставляется с исходным текстом (если это изложение), прочитывается вслух и сопоставляется с работами одноклассников (если это сочинение). Далее идет переход к текстам с большим объемом: изложениям и сочинениям. Именно изложения могут помочь разбудить в учащихся интерес к русскому языку, активизировать их речевую деятельность: во-первых, они отличаются высокой эмоциональностью; во-вторых, совершенствуют речь учеников; в-третьих,    осуществляют    связь    с    литературой,    с    жизнью.    А    также прослеживается   семантическое   значение   рассматриваемого   слова   в   них. Сочинение - один из самых сложных видов работы для учеников и одна из важнейших форм в системе работы словесника. Развивая монологическую речь учащихся, мы даем им стилистические знания и умения, знакомим с разными жанрами. Школьники учатся определять лексику, образные средства, особенности синтаксического строя, интонационные средства определенного стиля и жанра произведения, учатся работать с терминологией и использовать ее   в   определенном   контексте,   предварительно   уточняя   по   словарям   ее значение, обсуждая возможные варианты речевых конструкций, свойственных данному   стилю.   Следующим   этапом   в   развитии  речевых   и  творческих способностей является работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Работа над текстами изложений  и сочинений - это  уже  своего  рода  подготовка  к  экзамену, но целенаправленная   работа   по   подготовке   к   итоговой   аттестации   -   это прослеживание всех требований к заданиям ЕГЭ.

За все время работы со словом ребята учатся самостоятельно работать со словарями, художественной и научной литературой, критическими статьями, материалами периодической печати. Эти умения дают возможность перейти к более сложным видам деятельности: исследовательской и проектной работе.

Следующим этапом развития речи является творческая деятельность в направлении «Творческие работы. Проба журналистского пера». Главное увидеть в них способности и развивать их дальше.

Использование элементов данной системы на каждом уроке способствует лексическому, грамматическому обогащению речи обучающихся, развивает мыслительные способности, учит чувствовать слово, осмысливать закономерности языка, формирует человека с чуткой красивой душой.

Создавая условия для активизации речевой деятельности и воспитания культуры речи, каждый педагог ишет свои приемы и средства, другими словами, выбор тех или иных педагогических приемов зависит и от личности самого учителя, и от его увлеченности своим делом, и от влюбленности его в свой предмет. Л.Н.Толстой советовал учителям: « Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». И главное, надо стремиться к тому, чтобы ученик почувствовал себя активным деятелем, действительным сотрудником учителя, участником учебного процесса, отсюда и возникает понимание правильного, точного оформления мыслей и желание говорить красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка

Статья о том, насколько важна работа с текстом на  уроках русского  языка и литературы...

Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе

Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой  принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы.

На современнном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. я предгагаю некоторые из них....