конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание приставок на з-с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Липатова Ирина Александровна

Тема: Правописание приставок на з-с.

 

Цель урока:

- сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;

- продолжить знакомство с особенностями процесса научного познания;

- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

- воспитывать способность к адекватной самооценке.

 

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Правописание приставок на з-с.

Цель урока:

- сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;

- продолжить знакомство с особенностями процесса научного познания;

- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

- воспитывать способность к адекватной самооценке.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный этап (учащиеся разделены на три группы по желанию)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Эпиграф к нашему уроку – слова В.Бокова:

«Язык может быть другом, если ты его знаешь и безукоризненно владеешь им, он может быть и врагом, если ты глух к языку».

Как понимаете эти слова?

  1. Повторение изученного

–Итак, урок русского языка. Запишите число, классная работа.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь.

Будь старательным и только!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

1.Орфоэпическая разминка: звонит, инструмент, досуг, ходатайство, искра, красивее, квартал, щавель, задолго, донельзя, торты.

2.Орфографическая минутка (работа с сигнальными карточками: о – красные, а – желтые, ё – синие):

Излагать, растение, шёлк, шорох, шёл, росток, подложил, прилагательное, выращенный, шоколад, шёрстка, крыжовник.

3.Синтаксическая минутка (индивидуальные карточки для синтаксического разбора предложений):

Первая группа: Скоро закончится холодная зима.

Вторая группа: Природа ждёт наступление зимы.

Третья группа: Из дальних стран вернутся перелётные птицы.

4.Словообразовательная минутка:

Первая группа: зимний

Вторая группа: подписать

Третья группа: синева

  1. Сообщение темы и цели урока

- Ответьте на вопрос: «Как безграмотного человека превратить в грамотного, бессильного-в сильного?»

- Исходя из ответа сформулируйте тему урока: «Правописание приставок на з-с».

- А каковы же будут цели урока?

1.Необходимо определить, когда будем писать букву з на конце приставки, а когда – с.

2.Закрепить изученное, т.е. тренироваться в написании слов с такими приставками.

IV. Актуализация знаний (карета времени)

- Попутешествуем сегодня по Орфографии, по стране, где живут приставки на з-с (карета времени показывается с обозначенной темой).

- Познакомимся поближе с ними. А для решения задачи, которую мы определили, вы поработаете в группах. Подготовьте сообщения по предложенным заданиям.

Задание для первой группы:

1.Сравните написание приставок.

2.Отличается ли написание з-с в этих приставках от произношения?

3.Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с.

Разбросать – расписать

Разгадать – раскупать

Раздать – растолкать

Разделать – расфасовать

Задание для второй группы:

1.Сравните слова.

2.Объясните, почему в одном случае приставка пишется с буквой з, а другом – с буквой с.

Безграничный – исходить

Взбежать – распорядок

Изгонять – восхвалять

Задание для третьей группы:

1.Вспомните, какие приставки, оканчивающиеся на з-с, вы знаете.

2.Приведите примеры с этими приставками.

3.Подумайте, почему в одних случаях приставки пишутся с буквой з, а в других – с буквой с.

V. Открытие нового знания.

После выступления представителя от каждой группы формулируется правило:

        Если после приставки стоит звонкий согласный, то пиши з, если глухой – с.

-Проверьте свои гипотезы, познакомившись с алгоритмом, который лежит у вас на столе, проверьте правильность гипотезы.

-А теперь сверим наше утверждение с учебником: параграф 47, стр. 155

VI. Закрепление

1.Лингвистическая задача (для всех групп).

-Почему слова с приставками на з и с разбиты на группы?

-Какая на ваш взгляд группа слов может вызвать наибольшее затруднение?

*исколесить, изрезать, распахать, разбудить, бескрайний, безграмотный

*беззаботный, бесскудный, рассветает, рассказывает, рассматривает, исследователь

*бесшумный, расщедриться, расчистить, расширить, расчертить, изжарить

2.Работа с текстом (для всех групп).

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.

-Каким вам видится автор этих строк? (Наблюдательным, тонкая поэтическая натура, добрым, умеющим видеть красоту природы, и не только видеть, но и ценить).

-Как написали слова: расцвел, издали, раскрыты, раскачивался? Почему?

Физминутка

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

А вот если надоест,

То пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес!

3.Творческий диктант с самопроверкой по эталону.

Задание:

Замените глаголы глаголами-синонимами с приставками на з-с.

Объясните написание слов с приставками на з-с.

Сообщить - … (известить)

Разузнать - … (разведать)

Рассердиться - … (разгневаться)

Уничтожить - … (извести, разрушить, истребить)

-Какие глаголы свойственны разговорному стилю речи, а какие к книжному?

4.Задание для всех групп

-Придумайте прилагательные с приставками -без и –бес, сформулируйте правило их написания:

Без шума - … (бесшумный)

Без цвета - … (бесцветный)

Без радости - … (безрадостный)

Без вкуса - … (безвкусный)

Без края - … (бескрайний)

Без платы - … (бесплатный)

Без страха - … (бесстрашный)

Вывод: Отличай предлог без от приставок -без и -бес.

5.Задание для всех групп:

-Сравни звучание и написание приставок в данных парах слов. Чем сходны эти приставки и что их различает?

Раздать – сдать

Разжечь – сжечь

Разговор – сговор

Разгибать – сгибать

-Почему важно при списывании слов различать приставки на з-с и приставку с? (От этого зависит написание слова).

-Какие слова вызывают большее затруднение? Почему?

Вывод: Отличай приставки на з-с от приставки с.

Обращение к алгоритму (приставки з нет, записать и запомнить слова: здоровье, здание, здесь).

6.Задание для всех групп:

«Какое слово лишнее?»

-Исключите лишнее слово в каждой группе, а оставшиеся слова запишите и объясните написание приставок.

1.беззаботный, легкомысленный, ветреный, беспечный, беспокойный*

2.бесчувственный, бездушный, бессодержательный*, жестокий, бессердечный

3.безграничный, бесконечный, бесперебойный*, беспредельный, безбрежный

Вывод: Какое общее значение придает данным словам приставка без-бес? (Отсутствие чего-то).

VII. Подведение итогов занятия

-Открыл для себя …..

-Удивило …..

Заполнение учащимися индивидуального листа достижения.

VIII.Домашнее задание (вариативные)

Задания распечатаны, учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания (3 варианта).


Приложение 1

 Алгоритм рассуждения

  1. Выдели в слове приставку.
  2. Приставка оканчивается на согласный?

         

 

        Да                                                               нет

       

  1.  Корень начинается со                           Приставка пишется традиционно                

    звонкого согласного

                                                                                         дошёл

  Да                         нет                                                дописать

                                   

 - З                              - С                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

разбить             раскрыть

                                      Справка

Одиночная:                                      Запомни:

сдать                                               здоровье

сбить                                              здание

скрыть                                                     здесь             


Приложение 2   

   

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог

                                 

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог

Лист достижений

Ученика 5А класса ________________

По теме: Правописание приставок на з-с

Задание

Оценка

Лингвистическая задача

Работа с текстом

Творческий диктант

Придумай прилагательное

Какое слово лишнее?

Итог


Приложение 3

        C:\Users\ПК\Desktop\13451583-Illustration-of-a-Poker-faced-Smiley-Stock-Illustration-smiley-indifferent-face.jpgC:\Users\ПК\Desktop\x_313d4746.jpg

C:\Users\ПК\Desktop\plazza.ir_ico_26397_86176_6186.png

        

        

Приложение 4

Задание для первой группы:

1.Сравните написание приставок.

2.Отличается ли написание з-с в этих приставках от произношения?

3.Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с.

Разбросать – расписать

Разгадать – раскупать

Раздать – растолкать

Разделать – расфасовать

Задание для второй группы:

1.Сравните слова.

2.Объясните, почему в одном случае приставка пишется с буквой з, а другом – с буквой с.

Безграничный – исходить

Взбежать – распорядок

Изгонять – восхвалять

Задание для третьей группы:

1.Вспомните, какие приставки, оканчивающиеся на з-с вы знаете.

2.Приведите примеры с этими приставками.

3.Подумайте, почему в одних случаях приставки пишутся с буквой з, а других – с буквой с.

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.

В кустах ра…цвел красный цветок. И…дали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были ра…крыты, а на дне поблескивала капля воды. Цветок ра…качивался, словно о чем-то думал.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 5 А классе

по теме: «Правописание приставок на з-с»

Учитель: Липатова Ирина Александровна

В 5 А классе 19 учащихся. Присутствовали на уроке все. Этот урок относится к разделу «Словообразование и морфемика». Он связан с предыдущими уроками и опирается на знания, полученные ранее. Знание о приставке, умение находить части слова являются базовыми для изучения этой темы.

Тип урока – усвоение новых знаний, основанный на поисково-исследовательском методе.

На сегодняшнем уроке была поставлена цель:

- сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;

- продолжить знакомство с особенностями процесса научного познания;

- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

- воспитывать способность к адекватной самооценке.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, раздаточный материал.

Структура урока соответствует целям и задачам урока, его типу и была полностью соблюдена. Уровень подготовленности детей средний. Работа в группах, парах создает атмосферу сотрудничества, рождает чувство успеха в учении, желание и готовность выполнять все более трудные задачи.

На этапе определения темы и цели урока учащиеся под руководством учителя выдвинули гипотезу и проверили ее, выполняя различные задания, руководствуясь алгоритмом, после чего сравнили свой вывод с формулировкой в учебнике.

Применение новых знаний в учебной деятельности осуществлялось путем выполнения различных заданий в группах, в парах и индивидуально с последующей самопроверкой.

При подведении итогов урока проведена эмоционально-интеллектуальная рефлексия, в процессе которой учащиеся оценили свой уровень усвоения новых знаний, а с помощью листа достижений оценили свою работу на уроке.

Домашнее задание дано в вариативной форме (3 варианта).

Считаю, что цели урока достигнуты, поставленные задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...

конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"

урок опубликован в  электронном  журнале"Учительский  журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...

Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".

Конспект урока по русскому языку для 5 классаТема "Правописание приставок на -з,-с".цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему " Правописание приставок пре-, при-"

Разработка урока по теме " Правописание приставок пре-, при-" предназначена для использования в 6 классе. Цель урока -  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися усл...