Статья."Увлекая -вовлекать!"
статья по русскому языку на тему

В статье рассматривается особенности технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья для учителей.54 КБ

Предварительный просмотр:

Увлекая  - вовлекать!

Аннотация. В статье рассматриваются особенности технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Ключевые слова: урок, технология, текст, вызов, осмысление, рефлексия

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

Готовясь к каждому уроку, я размышляю над тем, как пробудить у школьников интерес к серьезному чтению. Мой поиск  начался давно: в 1989 году после прочтения в книге « Педагогический поиск» статьи  Е.Н. Ильина «Искусство общения» (М,.1989). Потрясенная  опытом педагога-новатора,   я решила использовать на своих уроках иные методы, приемы, пытаться иначе, чем обычно, организовывать учебную деятельность. Возникли и любопытство перед новизной, и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию.

Успех учащихся на уроках русского языка и литературы я  связываю, прежде всего, с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология позволяет учащимся  освоить  текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно.  При этом чрезвычайно важно создать условия для формирования у школьников  умения  слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют,  интерпретируют,  на его основе дискутируют, наконец, стараются сочинить свой.

В основе применяемой мною технологии - коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, полилоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и учеником.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» известна в России с середины 90-х годов. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем;  непосредственными авторами РКМЧП являются американские педагоги К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, Д.Огл. В названии технологии нельзя убрать ни одного слова. Чтение и письмо - базовые процессы,  способствующие  получению и передаче  информации; следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого  информация подвергается анализу и ранжируется (выстраивается) по значимости.    С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о сведениях,  получаемых при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима.  По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений, для которых  знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.  

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу  «рамочных». Своеобразным обрамлением, в которое вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия.

На стадии вызова учитель создает условия для того, чтобы ученик систематизировал свои, уже имеющиеся знания по предложенной теме, опираясь на них, выдвинул гипотезу о сущности или классификации каких-либо  понятий и т.д. Информация выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или в группе. Можно использовать круглый стол, «мозговой штурм»4, экспресс-опрос, ассоциации (так ли это?),  дотекстовую  дискуссию

Стадия осмысления (реализации) предполагает организацию непосредственного контакта ученика с новой информацией (текст, фильм, лекция), сохранение у него интереса к знанию за счет и постепенного продвижения от «старого» знания к «новому». Для этого учитель предоставляет ученику возможность проанализировать собственные знания самостоятельно, в результате этой деятельности зафиксировать, что ему знакомо, что для него является новым, а что порождает вопросы. Только когда у ученика появляется собственное суждение по поводу изучаемого знания, учитель дает возможность при необходимости сформулировать групповое мнение. В результате ребенок сам обнаруживает новое знание, что позволяет ему безболезненно признавать свое право на ошибку и других, не задевается его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или другого ученика, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства. Наиболее распространенные методы стадии осмысления: дискуссия, интервьюирование, чтение со стопом ( + известно,? - не известно,: -хочу обсудить, !-это мне близко); ЛСМ (логико-смысловая модель).

На стадии рефлексии (размышления) учитель обеспечивает возвращение ученика к первоначальным записям – предположениям для их творческой переработки, анализа, интерпретации на основе новой информации. (1. Что я думаю об этом сейчас? 2. Как это соотносится с тем, что я знал раньше? 3. Как изменились мои представления? 4.Что я буду делать  иначе?)

Работа организуется индивидуально, в парах, группах: ключевое слово, синквейн, эссе, страничка дневника,…оставьте за мной последнее слово.

Проиллюстрируем базовую модель примером.

В 8-м классе по русскому языку идет тема «Односоставные предложения». Достаточное количество информации об этом ученикам уже знакомо. Цель первого урока: систематизировать в памяти уже имеющиеся знания, выявить пробелы и узнать новое. Такая цель может быть реализована средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». На стадии вызова прошу учеников вспомнить все, что они знают или предполагают об односоставных предложениях. Эту работу учащиеся выполняют индивидуально, записывая все свои знания в тетрадь. Затем происходит обсуждение списков и первичное выявление «болевых точек», то есть сомнительной или непонятной информации, в парах, после чего все сведения выносятся на доску. Рядом с непроверенной информацией ставится вопросительный знак. В результате класс имеет список общих предположений об ОП, с которым согласны все, и отдельный список предположений, вызвавших у кого-либо сомнение.

Таким образом, на стадии вызова мы работаем только с одним вопросом, но обсуждаем его достаточно подробно и используем при этом индивидуальную, парную (взаимное интервьюирование) и коллективную формы работы. Как уже говорилось, стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Для реализации идеи «вдумчивого» чтения на смысловой стадии попросим учеников читать текст об ОП из учебника, используя маркировочные значки. В соответствии с той информацией, которую мы запрашивали и собрали на стадии вызова, предлагаем ученикам маркировать текст при помощи следующих значков: «плюсом» помечается то, что им уже было знакомо, «восклицательным знаком» — новая  информация. Наиболее важные значки: «минус», которым помечается информация, не подтвердившаяся текстом (следовательно, предположения были ошибочными), и «вопросительный знак», который ставится там, где требуются дополнительные разъяснения.

Таким образом, в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование (выстраивание) информации. При этом, поскольку каждый читает самостоятельно, темп чтения и, как следствие, понимания индивидуален.

 Главные задачи стадии рефлексии заключаются в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, «присвоить» новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Для реализации первой задачи сверяем предположения, записанные на доске и в тетрадях, с тем, что представлено в тексте, ложные предположения убираем. В этой работе нам поможет значок «минус», которым мы пользовались при чтении текста. Например, очень часто школьники выдвигают тезис о том, что ОП  - неполные предложения. Информацию ученик пометит в тексте знаком «минус», а из своего первичного списка вычеркнет.

Любой урок важен для учителя  и количеством, и  качеством усвоенной каждым учеником информации. «Присвоить», а значит, понять материал можно, если «перевести» информацию, заключенную в тексте,  на свой язык. Для этого используем различные задания, требующие  переформулирования мыслей и идей, заключенных в тексте. Например, задание: составить ЛСМ, где в краткой форме будет отражена помеченная значками информация. Чтобы заполнить координаты,  ученик должен выделить самое главное (формы сказуемого – глагола),  перевести книжный язык учебника на свой, понятный ему, и в 2-3 словах сформулировать мысль.  Излагать мысли «своими словами» — жесткое условие. Еще одно условие: каждый работает строго индивидуально, никаких коллективных заполнений не допускается.

Но любое знание закрепляется лучше, если его проговорить, озвучить, обсудить с товарищами. А еще лучше — совместно перевести в другой визуальный ряд. Попросим учеников, разбившись на пары, составить графические схемы (кластеры «гроздья»), отражающие и систематизирующие всю информацию об  ОП.  По форме эта работа похожа на составление ЛСМ, но здесь включаются ассоциации: (ОПЛ – это то…).

Самое главное: вопросительные знаки, которые ученики ставили в тексте, не должны остаться без внимания. Кроме того, в ходе обсуждения на стадии рефлексии наверняка возникли новые вопросы и несогласия. Причем чем больше таких вопросов, тем лучше, ведь именно они являются тем «крючком», который держит интерес учеников, формирует новый запрос на получение информации, а следовательно, представляет собой новый вызов. И если учитель тут же ответит на все поставленные вопросы, то мотивация к дальнейшему продвижению в теме иссякнет. Поэтому попросим ребят попробовать самостоятельно найти ответы в литературе (необходимо порекомендовать конкретный список: словари, ресурсы Интернет). Если урок шел сложно, (обычно в слабом классе), его можно завершить  приемом "Верите ли вы, что..." (класс делится на две команды. Одна команда высказывает 1-2 фантазийные предположения, а другая - анализирует их).

Так в общем виде может выглядеть урок, построенный в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Большое значение придается смене позиции учителя, который из человека, дающего знания, становится дирижером, организатор деятельности школьников.

Используемая литература.

1.Клепицкая И.Я. Получится у каждого. Литература в школе. 2002.№4.

2.Волков С. Наша великая Зоя. Литература (научно-методическая газета).2008г.№6.

3.Е.Н.Ильин. Искусство общения. «Педагогический поиск». Москва. 1989г.

4.Т.Н.Гозман. Интеграция образовательного процесса. Барнаул.2006.

5.Педагогические и образовательные технологии. Режим доступа: http://thl.narod.ru/3/ot.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Мастер-класс "Красота привлекает, исследование увлекает"

Показать методические приемы решения нестандартных задач через систему заданий для учащихся разных возрастных групп на уроках математики и технологии....

Мастер-класс "Красота привлекает, исследование увлекает"

Показать методические приемы решения нестандартных задач через систему заданий для учащихся разных возрастных групп на уроках математики и технологии....

«Учи меня – и я могу запомнить, вовлекай меня – и я научусь!»

Статья написана в соавторстве с Румянцевой И.А. учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ N 223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района г.Санкт-Петербурга.Долгие годы школа служи...

Эссе "Как я увлекся преподаванием ИЯ?"

Обо мне и моем увлечении иностранными языками...

Методические рекомендации для тех, кто увлекается топонимикой!

Вы собираете  информацию в  этнографической экспедиции  «Загадки топонимики»? Тогда вам сюда! Топонимика   (греческое слово – топос – место, ...

Увлекая, обучаем. Игры и упражнения на занятиях школьного логопункта.

Консультация логопеда  для учителей начальных классов...