Эссе «Мои методические находки»
материал по теме

Оюн Альбина Тэпчааевна

  «Самым важным явлением в школе, самым важным предметом в школе, самым живым примером для ученика является сам учитель,» — считал немецкий педагог Фридрих Дистервег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moi_metodicheskie_nahodki.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Мои методические находки» 

                                                                «Чтобы быть хорошим преподавателем,     нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

Василий Ключевский.

  Когда я шестилетним ребенком пришла в школу и попала в добрые руки моей первой учительницы Белек-оол Валентины Тюлюшевны, уроки которой я ждала с нетерпением и волнением каждый день? Или это начало надо искать в интереснейших уроках моего учителя русского языка и литературы Монгуш Ирины Демьяновны? Они, мои школьные учителя, привили мне стремление познавать все больше и больше. Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. В 1987 году я окончила Кызылский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». «Самым важным явлением в школе, самым важным предметом в школе, самым живым примером для ученика является сам учитель,» — считал немецкий педагог Фридрих Дистервег. Учитель не только преподает тот или иной предмет, он — воспитатель. Много душевных сил, чуткости, сердечной доброты, зоркости нужно, чтобы заметить такого человечка, не дать замерзнуть, развратиться его душе, потому что знания в руках безнравственного человека – грозное оружие. Вновь и вновь размышляю о сущности своей учительской профессии. Почему? В постоянно изменяющемся мире, где расширено информационное пространство, где приоритетными становятся сомнительные ценности, хочется оставаться значимым, уважаемым человеком. Педагогу для этого нужно быть в центре событий, найти с детьми общие точки соприкосновения, быть современным, интересным, уметь подготовить ребят к этой жизни, где они будут востребованы, конкурентоспособны, научить идти дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить их самим. Как сказано в одной софийской притче: знание без специальной способности к обучению – это не то же самое, что знание и способность. Вот почему задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы не просто дать знания, а привить тягу к самопознанию. Работая в школе больше 20 лет, я выделила главное в своей педагогической деятельности: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания обучающихся, помочь старшеклассникам сориентироваться в выборе профессии. Кому, как ни учителю-словеснику, важно помочь ученику выбрать профиль, удовлетворить его познавательные интересы в гуманитарной области? Каждый раз задаю себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы заинтересовать ученика, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний?
  Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, а также объективно оценивать себя, других считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации...При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы. Учащиеся обращаются к социальному опыту своих товарищей. При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидера.  Задания нужно давать так, чтобы они не дублировали, а дополняли друг друга. Такую работу на уроках русского языка я начинаю уже в пятом классе. От работы в парах (взаимопроверка, «Орфографическое домино» и т.д.). Причем стараюсь, чтобы каждый раз ученик пробовал себя в группе в разных ролях. 
 На уроках русского языка и литературы  отработан прием владения терминами – это систематические словарные диктанты в различных вариациях: запись слов по формулировке термина, по рисунку, по чтению фрагмента из художественной литературы и т.д. Это позволяет развивать не только грамотное письмо, но и умение разбираться в прочитанном. Здесь тоже хорошо помогает групповая работа.
Я увидела на практике, что интерактивные методы позволяют учащимся находиться в режиме диалога, они ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, позволяют доминировать активность учащихся в процессе обучения. И использовать интерактивные методы можно не только на этапе закрепления, но и на этапе получения(«добывания») знаний. В классе меняется атмосфера, появляется дух сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности. Только надо помнить, что использование этих методов не самоцель. Они дают возможность для профессионального роста: ведь для этого нужна тщательно спланированная работа: 

  • Подбор методов в зависимости от возраста учеников. 
  • Подбор таких заданий для работы, которые дали бы ключ к освоению темы. 
  • В процессе работы нужно создать атмосферу, в которой ученики выполняли задание вдумчиво, а не механически. 
  • Учитывать способности учащихся. 

  Интерактивные методы работают не только в группах. Я активно их использую на уроках-лекциях, диспутах, в работе с наглядными пособиями, документами, видеоматериалами. Стараюсь, чтобы сотрудничество царило на моих уроках. Мои ученики не боятся задавать вопросы и получать пояснения, самостоятельно проводят поиск необходимой информации, активно занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Я увидела, что когда учащиеся получают знания из собственного опыта, работают увлеченно и с удовольствием, тогда все это действительно становится полезным. Интерактивные методы позволяют обеспечить высокий уровень мыслительной деятельности, эмоциональный подъем. Тогда даже скучные школьные сочинения становятся источником творческого вдохновения.. Очень часто тему своей работы дети выбирают или формулируют самостоятельно. 

  Составленные мною компьютерные презентации вдохновили учащихся на собственные проекты. И теперь нередко в роли учителя со своим творчеством на уроке выступает ученик! Очень любят  всевозможные олимпиады и конкурсы.
 Наверное, каждый неравнодушный учитель задумывается о своей работе…Конечно, хочется быть и востребованным, и уважаемым…Но, размышляя о своем предназначении, необходимо помнить, что имеем мы дело с неокрепшими душами. И поэтому каждому из нас необходимо помнить вечную заповедь: не навреди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мои методические находки"

Эссе был представлен на Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая русский, языков-2011 в г.Москва....

Эссе "Мои методические находки"

Игровые технологии являются ведущими в моей педагогической деятельности. Мои методические находки тоже связаны с ними....

Эссе «Мои методические находки»

          «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, которы...

Эссе "Мои методические находки"

В эссе описывается профессиональная деятельность...

Эссе Мои методические находки

      Учитель, нам мой взгляд, это самая благороднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, ...

Эссе "Мои методические находки"

В чьих руках ключи от детства?Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им статьвзрослыми, надо принимать их как повторениесвоего детства, чтобы совершенствоваться самому,надо, наконец, жить жизнью детей...