Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н
план-конспект по русскому языку на тему

Валиуллина Зульфия Наиловна

Республиканский конкурс «Мастер-класс» учителей родного языка и литературы""Конспект мастер-класса Валиуллина З.Н

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_slovo-etobog_valiullina_z.n.docx80.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского

муниципального района РТ

Конспект мастер-класса «Слово-это Бог»

     Валиуллина Зульфия Наиловна

учитель русского языка и литературы

 Азбабинской СОШ

                                                     2016

Добрый день, коллеги. Сегодня я вас пригласила на свой мастер-класс

Цель  моего мастер- класса: «Формирование метапредметных результатов на уроке русского языка  при работе с текстом художественного  стиля»

    А вот какие метапредметы я буду формировать, какие результаты я буду формировать, я об этом спрошу у вас в конце мастер класса.  Объясняю почему, на самом деле,  определять метапредметные результаты  очень нам сложно. Но когда вы посмотрите ту таблицу, которую я вам покажу, вы поймете  многое на самом деле. Итак.. Слово - это Бог.  ( Учитель наизусть читает стихотворение.)  Сколько бы раз я не читала  стихотворение Гумилева, я каждый раз удивляюсь.  И есть еще одно слово, которое  необыкновенно люблю  у Николая Гумилева. Осиянно. Такое слово мог написать только мастер, потому что  это не озарено, это не освящено, это осиянно.  Я приготовила вопросы к этому стихотворению, и знаю,  как трудно сразу ответить на эти вопросы. Ответы на эти вопросы  к вам придут позже. А сегодня я хочу  вас пригласить к разговору о слове, со знакомым словом и не знакомым словом.

 Вопросы на слайде.1,2,3

Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

Какие мысли появились?

О чем стихотворение Николая Гумилева заставляет задуматься?

На самом деле наш ученик  о слове знает много и мало. Он  знает что слова состоят из звуков, а звуки на письме обозначается  буквами, а еще он знает, что если звуки будут  в какой то не той последовательности, которая нравится маме, его лишат компьютера. А если буквы будут написаны косо криво, да еще  какая  нибудь  будет пропущена в слове , взрослые  придумают еще какое то наказание. И к сожалению, больше слово никаких чувств у нашего сегодняшнего ученика не вызывает . хорошо если  тон скажет что слово из буквы С,л,о,в,о, и хорошо, если  назовет эти буквы правильно. А вот в 19 веке существовал  старославянский,  и около каждой буквы  стояло слово -ключ, и на  вопрос из каких  букв состояло слово, тогда  отвечали,  это- буква слово, люди, он, веди, он. И тогда каждый знал, что за слово стоят люди , а люди эти что то знают, потому что, именно такое значение  у слова ведение, и слово  превращалось тогда в мысль, оно не  состояло из отдельных звуков, а еще  древнее существовал наш язык и назывался он буквица. Из языка словенского , обратите внимание около каждой буквы  уже было не слово ключ, а  уже было очень много всяких понятий, и когда  человек произносил слово, оно превращалось  в то, что сейчас называем информационным потоком. Это было очень емко, очень значимо! А я хочу обратить ваше внимание на слово. В этом слове есть две буквы  «он»

Слайд 4,.5

 . Как вы думаете, что такое «он» в современном русском языку?.(Мнения учителей)

     Как вы думаете, на кого может  указывать  буква «он?»(Мнения учителей)

А теперь посмотрите,  пожалуйста, в каких местах  находится «он» в слове?(Мнения учителе). Какого назначения буквы «он» в конце слова?(мнения учителей)

Слайд 6  Разберем следующие ситуации.

 Что , по –вашему , отражает  слово «красивая»?(Мнения учителей)

Слайд 7. Что  ,по –вашему мнению,  может выражать  данная схема?(Мнения учителей)

Для чего нам нужно определять суть слова и уметь  по слову определять  человека?Нужны ли нам эти знания и умения?(Мнения учителей)

Слайд 8.,9 Стихотворение Иосифа Бродского. Вопросы к тексту. . Работают в групппах учителя.

1 группа.

1 Найдите ключевые слова, отражающие тему текста?

Ответ: Ключевыми словами в данном тексте  являются  слова «народ»,  « речь»,  «язык». Они отражают тему текста.  

2. Подберите синонимы к словам «припадаю», «растворяюсь».

Ответ: « Припадаю» высокое книжное слово, в данном  контексте  употреблено в значении «преклоняюсь». «растворяюсь» употреблено в значении  -делаюсь. Также означает –уединение.

3.Какие средства выразительности  использует автор?.

Ответ: В данном стихотворении  автор использует  анафору-это слово припадаю, которая выражает отношение лирического героя  к народу, речи  и языку ,  то есть  к теме  стихотворений. .В данном стихотворении  используется метафора «пью великую речь». Значение слова пью-испытывать жажду. Таким образом,  герой стихотворения  испытывает жажду к речи , к слову.

4.С какой целью  поэт использует повторы  слов(припадаю, великую речь, великая река)?

Ответ: Лирический повтор-великая река, великая речь- подчеркивает значимость  языка в жизни  человека.

2 группа.

1.Как представлено  время  и пространство  в стихотворении?

Ответ: Мы считаем, что пространство представлена  безграничной  рекой, которая символизирует  жизнь. .Жизнь –она бесконечна, так и река течет и «нет конца». Время представлено как прошлое «сквозь века, как настоящее  «прямо  в нас», будущее «мимо нас».

2. В чем смысл последних  двух строчек?

Здесь идет речь о вечном существовании  языка. Слово бессмертно,  язык вечен. Язык  проходит сквозь века,  настоящее, будущее.

3. Какова , по- вашему,  основная мысль стихотворения?

Ответ: На наш взгляд  основная  мысль  -это  вечное существование  языка. Слово, язык- бесконечно, безгранично и бессмертно. Они были до нас, есть сейчас и  будут существовать после нас.

4. Что , по –вашему,  отражает образ  «бесконечно  текущей реки в стихотворении?(тему или основную мысль?)

Ответ: Образ «бесконечно текущей реки»  отражает  вечную жизнь , и пока есть слово, будет  существовать жизнь.

Слайд 10,11. Мы работали со словом художественного произведения. А художественное произведение должно еще и прозвучать. (кто-то по желанию может прочитать стих И.Бродского).Таким образом, у слова очень много функций.  Слово может отображать мир, слово может изображать мир, слово может преобразовать мир и воображать мир. Потому что в основе слова всегда образ. А вот какой  образ можем воспитать , это наша с вами ответственность.

  В начале мастер-класса  я сказала, сто предоставлю вашему вниманию таблицу  с тремя видами УУД. Какие метапредметные результаты  я стремилась достичь в своем  мастер- классе?(Мнения учителей).

Свой мастер-  класс хочу закончить строками из стихотворения И.Бродского: Припадаю к народу. Припадаю  к великой  реке.

Пью великую речь, растворяюсь в ее языке. Припадаю к реке, бесконечно текущей  вдоль глаз

Сквозь века, прямо в нас, мимо нас, дальше нас. Действительно., слово было, слово есть и слово будет. Пока будет существовать слово, будет существовать и жизнь. Благодарю всех за сотрудничество.