Конспект урока по теме "Обобщённо-личные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок объяснения и  первичного закрепления нового материала по теме "Обобщённо-личные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      МБ ОУ Байковская ОШ

                             Открытый урок

           по русскому языку в  8 классе по теме  

          «Определённо-личные  предложения»

                                     

                                                   

                                                      Провела: Лаврова Т.Д.

Тема. Определенно-личное предложение

Цели урока:

                     1.Дать понятие об определенно-личном предложении.

                     2.Формировать умение различать односоставные и    

                        двусоставные предложения; находить определённо-личные

                        предложения по их значению, структурным особенностям;

                        использовать определённо-личные в разных стилях речи;

                        правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях,

                        в состав  которых входят определённо-личные предложения;

                        развивать навыки работы в группе, паре.

                    3.Воспитание уважительного отношения к родному языку,

                        стремления к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: презентация PowerPoint, дидактический материал, справочная литература.

Ход урока

I.  Орг. момент.

- Здравствуйте, дети! Садитесь. Все готовы к уроку?

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня вас.

И для меня уже награда-

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок.

Высказывайте свои мнения,

И вместе проведём урок.

Запишем число, классная работа. Определённо-личные предложения.

II.  .  Актуализация новой темы

На слайде задание В 4 ЕГЭ по русскому языку (слайд № 2).

Среди предложений 1 – 6 найдите простое определенно-личное предложение.

(1) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (2) Выхожу из рубки на крыло мостика. (3) Ветер, дождь сразу стали громкими. (4) Меня просто сдувало с палубы. (5) Я поднес к глазам бинокль. (6) На далеком маяке зажгли предупредительный сигнал… 
(По В. Конецкому)

Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

(Учащиеся обозначают проблему, формулируют цели и задачи к уроку.)

III.  Повторение материала, пройденного на предыдущем уроке

(«Понятие об односоставных предложениях».)

1. «Мозговой штурм»

-Что называется грамматической  основой предложения?

-На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?

-Чем отличаются односоставные предложения от  двусоставных?

- На какие 2 группы делятся односоставные предложения по форме главного члена? (глагольные и именные)

2. Задание: Прочитайте схему, заменив «?» понятиями (слайд № 3)

http://festival.1september.ru/articles/590738/img1.gif

IV.  Объяснение нового материала

1. Задание: рассмотрите схему (слайд № 4), обозначьте место определенно-личного предложения среди других односоставных предложений.

2. Работа в группах (слайд № 5).

Задание:

  1. Выписать из текстов глаголы – сказуемые, определить их формы
  2. Обсудить в группе, составить общий вывод, схему и т.п.
  3. Подготовить выступающего от группы

Тексты (слайды № 6 – 9)

1) Люблю тебя, Петра творенье! 
Люблю твой строгий, стройный вид, 
Невы державное теченье, 
Береговой ее гранит. 
(А.С. Пушкин)

2) Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.

3) Во глубине сибирских руд 
Храните гордое терпенье, 
Не пропадет ваш скорбный труд 
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин)

4) … Скользя по утреннему снегу, 
Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. 
И навестим поля пустые, 
Леса, недавно столь густые, 
И берег, милый для меня. 
(А.С. Пушкин)

Выступление представителей от групп, обсуждение.

3. Задание: сравните два предложения (слайд № 10)

Я люблю тебя, моя Россия!
Люблю тебя, моя Россия!

Почему отсутствие подлежащего во втором примере не меняет смысла предложения?

Почему вид таких односоставных предложений пучил название «определенно-личные»?

При помощи каких местоимений можно восстановить подлежащее в определенно-личном предложении?

4. Историческая справка (слайд № 11)

Впервые обратил внимание на специфику предложений с местоименным подлежащим еще М. В. Ломоносов. В «Российской грамматике» он пишет: «Глагол личный окончательного наклонения имеет падеж именительный явныйили потаенный того же числа и лица»

5. Пользуясь схемой (слайд № 12), дайте определение определенно-личного предложения.

http://festival.1september.ru/articles/590738/img2.gif

V. Физкультминутка. Я буду вам читать предложения, а вы выполняйте следующие действия: если предложение двусоставное, вы сидите, односоставное- встаёте, односоставное определённо-личное- встаёте, поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.

1. Мы идём в кино. 2.Холодно. 3.Деревья роняют листья. 4.Люблю тебя, Петра творенье! 5. По ниве прохожу я узкою межой. 6.Смотрю вдаль и вижу бескрайнее море.  7.Пахнет вербой и сосной. 8. Скоро распустится черёмуха.

VI. Закрепление нового материала

1. Работа в парах (слайд № 13)

Задание:

  1. Решить свой вариант задания
  2. Сообщить напарнику обоснование своего решения, обсудить в паре решения
  3. Сравнить решения с правильными ответами (Слайд № 14)

1 вариант

  1. Пойду по широкому полю.
  2. В журнале пишут много интересного.
  3. Всегда старайтесь выполнить работу в срок.
  4. По дороге я встретил многих знакомых.
  5. Слышишь эти непонятные звуки?
  6. Можно взять эти советы за правило.

2 вариант

  1. Библиотеку закрывают ровно в семь.
  2. Когда вы приедете в наш город?
  3. Осторожно поднимаю ветку и наблюдаю за зверьком.
  4. Непременно составьте план сочинения.
  5. Красотой ее нельзя не восхищаться.
  6. Обязательно приведи пример из текста.

2. Задание: Составьте небольшой рассказ по иллюстрации, используя  в тексте определенно-личные предложения (слайд № 15)

Чтение составленных текстов, их оценка.

VII. Подведение итогов урока

1. Вернемся к заданию ЕГЭ, с которого мы начали урок (слайд № 16)

Сможете ли вы сейчас решить это задание?

(Учащиеся решают задание, дают обоснованные ответы.)

2. А теперь, пользуясь схемой, подведите для себя итог урока (слайд № 17)

http://festival.1september.ru/articles/590738/img3.gif

VIII. Домашнее задание: п. 21. Письменное задание по выбору учащихся: упр. 160  или выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»  5 определённо-личных предложений

                           

                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Безличное предложение"

Конспект вторго урока по теме "Безличное предложение" и рабочие материалы....

конспект урока "Двусоставные и односоставные предложения"

В разработке представлены все части урока: объяснение, закрепление, контроль. Учащиеся на примере художественных текстов учатся видеть двусоставные и односоставные предложения, указывать тип предложен...

Конспект урока "Повторение темы «Односоставные предложения»

Медиаурок с применением компьютеров и интерактивной доски....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".

Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....