Урок по теме "Односоставные предложения. Повторение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Батршина Сания Фаритовна

Урок составлен с использованием сингапурских структур. Цель: - распознавать в тексте различные типы односоставных предложений по значению и способу морфологического выражения главного члена и употреблять их в связной речи;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Односоставные предложения. Повторение. Слайд 1

Цель:

- распознавать в тексте различные типы односоставных предложений по значению и способу морфологического выражения главного члена и употреблять их в связной речи;

Оборудование:

- конверт с вопросами (ФИН ЭН ПИК);

- тест;

- видеоролик «Мороз и солнце; день чудесный!».

Ход урока:

  1. Поприветствуем друг друга. Улыбнулись партнеру по лицу…, улыбнулись партнеру по плечу; пожелали удачи партнеру по лицу…, пожелали удачи партнеру по плечу.

  1. Повторяем правила. ФИН ЭН ПИК.

 В конвертах 8 вопросов:

- какие предложения называются двусоставными?

- какие предложения называются односоставными?

- какие предложения называются определенно-личными?

- какие предложения называются неопределенно-личными?

- какие предложения называются безличными?

- какие предложения называются обобщенно-личными?

- какие предложения называются назывными?

- на какие виды делятся односоставные предложения?

2. Закрепим знания. Выполняем тест. ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди в команде)

Тест по теме «Односоставные предложения»

  1. Найдите характеристику, которая соответствует предложению

 «Приучайте себя к сдержанности и терпению»:

  1. двусоставное
  2. односоставное, безличное
  3. односоставное, определенно-личное
  4. односоставное, неопределенно-личное

  1. К какому типу односоставных относится предложение

 «Ленивого по платью узнаешь»:

  1. неопределенно-личное
  2. определенно-личное
  3. безличное
  4. обобщенно-личное

  1. Отметьте неопределенно-личное предложение:
  1. Ребята, не опаздывайте на занятия кружка.
  2. Вы меня легко узнаете.
  3. В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку.
  4. В воздухе тишина.

  1. Не является обобщенно-личным предложением:
  1. Береги честь смолоду.

  1. Дни осени бранят обыкновенно.
  2. Тише едешь – дальше будешь.
  3. Потом его в степи без чувств нашли.

  1. Отметить предложение, в котором нет и не может быть подлежащего:
  1. Стало серо и мрачно.
  2. Его сшибли с ног.
  3. Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный.
  4. На этот праздник не нужен билет.

  1. Найдите предложение, соответствующее схеме

 «назывное предложение + неопределенно-личное»:

  1. Середина января, на полях совсем нет снега.
  2. Всё сильнее пригревало солнце, в деревнях закончили работу.
  3. Вот новая школа, рядом строят Дворец культуры.
  4. Чуть брезжило, фонарь освещал тихо падающие листья.

  1. Найдите неполное предложение в составе сложного:
  1. Летом светает рано, а зимой поздно.
  2. Уже смеркалось, и надо было торопиться.
  3. Еще держатся морозы, но в воздухе веет весной.
  4. Ветер начал крепчать, и грести становилось труднее.

  1. Отметить назывное предложение:
  1. Сыплет черемуха снегом.
  2. Ходят грачи в полосе.
  3. Второй час дня.
  4. Гвоздика красная.

3. Слайд 2-17. Проверяем ответы теста. Учитель параллельно проводит опрос по теории (вопросы  из ФИН ЭН ПИК)

4. - Чем у вас ассоциируется солнечный зимний день? Ответы учащихся

- А вот как описывает А. С. Пушкин такой день.

Видеоролик «Мороз и солнце; день чудесный». Слайд 18.

 

  1. Упражнение 265 (устно). Текст К. Бочарникова о солнечном зимнем дне. Читаем, объясняем правописание пропущенных букв, определяем вид односоставных предложений.

6. КОНЭРС.

Где бы вы хотели находиться в такой прекрасный солнечный зимний день? В лесу? В теплой комнате? На лыжной прогулке? На катке? Почему? Запишите на листе бумаги и идите в тот угол, где висит табличка с вашим выбором. Находим себе пару, делимся ответами.  

- опрос учителя.

7. Возвращаемся на свои места. Составьте небольшой текст (описание, рассуждение) на тему «В солнечный зимний день …», используя односоставные предложения. У кого не получится текст, составьте отдельные предложения.

Читаем некоторые работы.

8. Домашняя работа: повторить материал, подготовиться к контрольному тесту. Выполнить тест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Односоставные предложения. Повторение . определенно-личные неопределенно-личные безличные н азывные обобщенно-личные

Слайд 2

1. Найдите характеристику, которая соответствует предложению «Приучайте себя к сдержанности и терпению »: 1 ) двусоставное 2) односоставное , безличное 3) односоставное , определенно-личное 4) односоставное , неопределенно-личное

Слайд 3

Ответ: 3 ) односоставное, определенно-личное

Слайд 4

2. К какому типу односоставных относится предложение «Ленивого по платью узнаешь »: 1)неопределенно-личное 2) определенно-личное 3) безличное 4) обобщенно-личное

Слайд 5

Ответ : 4) обобщенно-личное

Слайд 6

3. Отметьте неопределенно-личное предложение : Ребята , не опаздывайте на занятия кружка . 2) Вы меня легко узнаете . 3) В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку . 4) В воздухе тишина.

Слайд 7

Ответ: 3 ) В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку.

Слайд 8

4. Не является обобщенно-личным предложением : Береги честь смолоду . 2) Дни осени бранят обыкновенно . 3) Тише едешь – дальше будешь . 4) Потом его в степи без чувств нашли .

Слайд 9

Ответ: 4 ) Потом его в степи без чувств нашли.

Слайд 10

5. Отметить предложение, в котором нет и не может быть подлежащего : Стало серо и мрачно . 2) Его сшибли с ног . 3) Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный . 4) На этот праздник не нужен билет.

Слайд 11

Ответ: 1) Стало серо и мрачно.

Слайд 12

6. Найдите предложение , соответствующее схеме « назывное + неопределенно-личное »: Середина января, на полях совсем нет снега . 2) Всё сильнее пригревало солнце, в деревнях закончили работу . 3) Вот новая школа, рядом строят Дворец культуры . 4) Чуть брезжило, фонарь освещал тихо падающие листья.

Слайд 13

Ответ: 3 ) Вот новая школа, рядом строят Дворец культуры.

Слайд 14

7. Найдите неполное предложение в составе сложного : 1)Летом светает рано, а зимой поздно . 2) Уже смеркалось, и надо было торопиться . 3) Еще держатся морозы, но в воздухе веет весной . 4) Ветер начал крепчать, и грести становилось труднее.

Слайд 15

Ответ: 1)Летом светает рано, а зимой поздно.

Слайд 16

8. Отметить назывное предложение: Сыплет черемуха снегом . 2) Ходят грачи в полосе . 3) Второй час дня . 4) Гвоздика красная.

Слайд 17

Ответ: 3 ) Второй час дня .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены предложения. Повторение».

                   Урок- семинар по теме: «Главные и второстепенные члены ...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Конспект урока в 9 классе "Двоеточие в простом и сложном предложениях. Повторение"

Вашему вниманию представлена разработка обобщающего урока с использованием дифференцированных заданий по теме "Двоеточие в простом и сложном предложении".  Материал заданий объединен темой "Худож...

Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс

Конспект урока повторения "Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс." содержит теоретический и практический материал....

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения. Повторение изученного материала в 5 классе

Конспект урока для 6 класса. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения. Повторение изученного материала в 5 классе...

Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 М классе "Односоставные предложения". Повторение и обобщение.

Цели урока:Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме;Развивающая: развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение определять виды...