РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Козлова Татьяна Владимировна
Структура рабочей программы: 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета 3) Описание места учебного предмета в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета 5) Содержание учебного предмета 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 8) Планируемые результаты изучения учебного предмета 9) Приложения к программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl_russkiy_yazyk_fgos.docx58.97 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС

Структура рабочей программы:

  1. Пояснительная  записка
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
  5. Содержание учебного предмета
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
  7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
  8. Планируемые результаты  изучения учебного предмета
  9. Приложения к программе

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями и программами формирования УУД. Актуальность ее составления связана с вхождением в обучение стандартов второго поколения и программ УУД. Новизна программы определяется введением требований ФГОС, как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Русский язык» интегрирован  с предметом «Литература». Практическая значимость конкретизирована в данной программе (стандарты второго поколения).

 Статус документа 

Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для X класса разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

 

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования (Приказ от 11.02.2002, Москва, № 393 - О Концепции модернизации российского образования на период до 2010).  
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03. 2004 г. № 1089).  
  • Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных  планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 20 августа 2008 г.).  
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
  • Примерные программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения (Приказ Минобразования РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»).  
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002 г., зарегистрированные в Минюсте РФ 5.12.2002 г. № 3997.  
  • Образовательной программы МБОУ «Кингисеппская гимназия»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Методы создания программы:  анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы;  наблюдение за учебным процессом;  анализ документов Министерства образования и науки.

 Принципы в основе построения настоящей рабочей программы:  системности, научности и доступности;  преемственности и перспективности между различными разделами курса;  принципы единства:  личностно – ориентированные (развитие, творчество, психологическая комфортность); деятельностно – ориентированные (деятельность, смысловое отношение к миру, адаптивность, переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика). Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

 Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе (5-9 классы). Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», при этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему

Программа является частью учебно-методического комплекта, включающего программу, учебник по русскому языку для 10–11 классов средней школы (профильный уровень) под редакцией Г.Ф. Хлебинской,  тематическое и поурочное планирование (для профильного уровня) с методическими рекомендациями. Особое внимание в ней уделяется углубленному повторению, систематизации и обобщению изученного в 5–9 классах, развитию языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций старшеклассников с целью их подготовки к итоговой аттестации.

В процессе обучения углубляются знания о лингвистике как науке, формируется представление о языке как многофункциональной развивающейся системе, совершенствуются речемыслительные, интеллектуальные и творческие

способности, навыки речевого взаимодействия, а также универсальные учебные умения и навыки, необходимые для продолжения

обучения и профессиональной деятельности выпускников. Изучение родного языка является важнейшим условием духовного и нравственного развития личности школьника.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Русский язык» интегрирован  с предметом «Литература».Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.  
  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
  •  Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и  расширение круга используемых грамматических средств.  
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.  
  • Применение знаний и умений в жизни.

В соответствии с этими целями задачи обучения русскому языку по данной программе сводятся к следующему:  

  • Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.  
  • Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.  
  • Формирование у детей чувства языка.
  •  Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.  
  • Сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых, правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно, выразительно говорить, читать и писать на родном язык
  • Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки учащихся к ЕГЭ.

Задачи обучения русскому языку в данном курсе решаются в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, что предполагает формирование навыков грамотного письма и приобретение знаний из области фонетики, морфемики, лексики и других разделов

на основе совершенствования речевой деятельности учащихся в целом, т. е. формирование языковой и лингвистической компетенций строится на базе коммуникативной. Именно поэтому темы, связанные с характеристикой функциональных стилей, жанров и типов речи, комплексным анализом текста, культурой устного и письменного общения, рассматриваются в начале курса. Значимость таких разделов, как «Культура речи» и «Текст», вызвала необходимость отвести на их изучение большую часть учебного времени (около трети курса русского языка в 10 классе. При этом содержательные линии, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, взаимосвязаны и интегрированы. Это означает, что в каждом разделе курса изучение языковых фактов, явлений и закономерностей сопровождается активной и разнообразной речевой деятельностью, совершенствованием коммуникативных умений, а также способствует осознанию национально культурного своеобразия родного языка. Такое построение курса русского языка позволяет совершенствовать и развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения учащихся, а также создаёт условия для реализации в учебном процессе надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. Коммуникативная направленность курса предполагает интенсивное речевое развитие учащихся. Широко представлена работа

с текстами различных стилей, типов речи и жанров, позволяющая не только обеспечить усвоение речеведческой теории, но и сформировать навыки эффективной коммуникации. Большое внимание уделяется развитию умения выполнять многоаспектный анализ речевого произведения, способности создавать устные и письменные тексты с учётом замысла, адресата и ситуации общения, овладению нормами русского литературного языка.

В предлагаемом курсе реализуется личностно-ориентированный подход к обучению: представлена современная форма подачи теоретического материала, введены упражнения разных уровней сложности, задания по выбору, побуждающие учащихся к поиску,

к творчеству, развивающие лингвистическую рефлексию, а также способность к целеполаганию, планированию и адекватной оценке результатов учебной деятельности.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому в ней значительное место отводится повторению, регулярной систематизации и обобщению изученного материала (в начале и в конце учебного года, а также после изучения каждого раздела).

В учебники включено большое количество упражнений разных типов, позволяющих организовать эффективное сопутствующее

повторение, актуализировать и закрепить приобретённые умения и навыки.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа предназначена для изучения русского языка в 10 классе на профильном уровне и составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений.

Курс рассчитан на  105 часов (3 часа в неделю).

Методологической основой курса и программы является государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень).

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения предмета, курса.  Результаты изучения учебного предмета

В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у учащихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение

умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.

Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной

и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.

Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи

языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.

Ожидаемые результаты изучения предмета « Русский язык »

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются:

 1. понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются:

1. владение всеми видами речевой деятельности:  адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;  способность определять цели предстоящей учебной деятельности,последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;9 2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

 3. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких- либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты 

 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы ; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; (продолжение)  

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка , способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы .

Содержание учебного предмета

10 класс

105 часов (3 часа в неделю)

Русский язык и русистика (3 ч)

Русский язык как национальный язык русского народа. Основные этапы исторического развития русского языка. Русский язык

как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского

языка. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как высшая форма существования

национального языка. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык

как развивающееся явление. Сведения из истории русской письменности. Русский язык как объект научного изучения. Выдающиеся отечественные языковеды. Основные направления развития русистики на современном этапе. общие сведения о языке и речи.

 Культура речи (3 ч)

Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь

единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные.

Языки государственные, мировые, межнационального общения. Общее и различное в русском и других языках. Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Текст. Стили и жанры (23 ч)

Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца.

Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений. Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения. Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная. Понятие о функциональных стилях книжной речи (научном, официально-деловом, публицистическом); о разговорном стиле; о литературно-художественном стиле и его принципиальном отличии от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала определённого стиля речи. Характеристика научного стиля речи: функция, сфера общения,

разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста научного стиля речи.

Доклад и реферат как жанры научного стиля речи. Характеристика официально-делового стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста официально-делового стиля речи. Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: заявления, объяснительной записки, доверенности, характеристики, автобиографии, резюме. Характеристика публицистического стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Стилистический анализ текста публицистического

стиля речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи: статья, очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка.

Характеристика разговорного стиля речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые

особенности. Стилистический анализ разговорного стиля речи. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые

записи, частная переписка, дискуссия. Культура устного и письменного общения. Эстетическое богатство и разнообразие литературно-художественного стиля речи. Роль художников слова в развитии и совершенствовании русского литературного языка. Комплексный анализ текста. Виды переработки текста (план, тезисы, конспект). Изложение как разновидность текста. Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту. Сочинение в жанре эссе.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Лексика. Фразеология. Лексикография (16 ч)

Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные

слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные

возможности. Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова. Лексический разбор слова. Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц. Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте. Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей. Объем и характер информации о слове в различных словарях.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Фонетика. Орфоэпия. Графика (12 ч)

Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка. Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Исторические изменения в звуковом составе русского языка. Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Исторические изменения в буквенном составе русского языка. Фонетическая транскрипция. Понятие об орфоэпии. Звук и фонема. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения

слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический разбор слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики.

Морфемика и словообразование (10 ч)

Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове. Материально выраженные и нулевые окончания. Материально

выраженные и нулевые суффиксы. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Приставки, их роль в слове. Синонимия,

омонимия, паронимия приставок; синонимия, антонимия суффиксов. Постфиксы, их отличия от других значимых частей слова.

Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.

Морфемный и словообразовательный разборы слова. Понятие об этимологии.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Орфография (20 ч)

Принципы русской орфографии: морфематический, фонетический и традиционный. Слитные, раздельные и дефисные написания. Орфограмма. Орфографические нормы. Написание слов и их значимых частей: — правописание безударных гласных в корне слова; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне слова; правописание согласных

корня перед суффиксами; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание удвоенных согласных; — правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок; — правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц; — употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь; — употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо.

Употребление прописной и строчной букв. Правила переноса слов. Исторические изменения, под влиянием которых сложилась

современная система орфографических норм: утрата гласных ъ и ь, возникновение закрытых слогов, редукция безударных гласных,

отвердение шипящих и ц, произношение звука о на месте буквы е, совпадение в звучании «ять» и е.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Итоговое повторение, обобщение, контроль (10 ч)

11 класс

102 часа (3 часа в неделю)

Морфология (46 ч)

Понятие о частях речи (2 ч)

Три признака основных лексико-грамматических классов слов: семантический, морфологический, синтаксический. Самостоятельные

и служебные части речи. Особые группы слов – междометия и звукоподражательные слова.

Имя существительное (5 ч)

Признаки имени существительного: семантический, морфологический и синтаксический. Лексико-грамматические разряды

существительных: нарицательные и собственные; существительные конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.

Морфологические категории существительных: одушевлённость/ неодушевлённость, род, число, падеж. Склонение существительных.

Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских и иноязычных имён и фамилий. Синонимия

грамматических форм существительных (числа, падежа, рода) и их стилистические возможности. Из истории имён существительных: формирование категории одушевленности/неодушевлённости; переход существительных из одного рода в другой; исчезновение двойственного числа; сокращение количества падежей и типов склонения; историческое чередование -ен//-я в основах разносклоняемых существительных; происхождение вариантов падежных окончаний. Правописание окончаний имён существительных в единственном

и множественном числе. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже единственного числа. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных

средств языка.

Имя прилагательное (5 ч)

Признаки имени прилагательного: семантический, морфологический, синтаксический. Грамматические категории рода, числа

и падежа прилагательных. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.

Особенности склонения имён прилагательных. Полные и краткие формы имён прилагательных. Синонимия полной и краткой форм прилагательных, вариантов краткой формы прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи. Из истории имён прилагательных: происхождение полной формы прилагательных от краткой; происхождение окончаний -ой; -ый; -ий в начальной форме прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов

прилагательных. Прописная и строчная буквы в притяжательных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание

не с прилагательными. Морфологический разбор имени прилагательного. Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Имя числительное (4 ч)

Признаки имени числительного: семантический, морфологический, синтаксический. Лексико-грамматические разряды числительных:

количественные, собирательные, дробные, неопределённо-количественные, порядковые. Словообразовательная структура числительных: простые, сложные, составные. Из истории имён числительных: формирование числительных как особой части речи.

Употребление ь в числительных. Слитное, раздельное, дефисное написание числительных. Особенности склонения имён числительных.

Нормы употребления числительных в литературном языке. Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические

особенности. Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение (2 ч)

Признаки местоимения: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды местоимений.

Из истории местоимений: формирование разряда личных местоимений; происхождение ряда современных морфем от местоимения «сей»; происхождение начального н в косвенных падежах личных местоимений. Нормы употребления местоимений в литературном языке.

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений, сочетаний не кто иной, как; не что иное, как и др. Морфологический разбор местоимения. Роль местоимений в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Глагол (4 ч)

Признаки глагола: семантический, морфологический, синтаксический. Инфинитив. Из истории глаголов: происхождение инфинитивных форм на -чь, -сть, -сти; происхождение современных форм прошедшего времени от древнерусских причастий; роль древних тематических гласных в формировании современных типов спряжения. Формообразующие основы глагола. Морфологические категории

глагола: вид, время, наклонение, лицо. Глаголы переходные/

непереходные, возвратные/невозвратные. Спряжение глаголов. Основные нормы употребления глагольных форм в литературном

языке. Синонимическое употребление глагольных форм, их стилистические и смысловые особенности. Правописание суффиксов и безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Причастие как особая форма глагола (4 ч)

Признаки причастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в прилагательные. Из истории причастий: происхождение суффиксов

причастий -ущ (-ющ), -ащ ( -ящ) и суффиксов прилагательных -уч (-юч), -ач (-яч). Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола (2 ч)

Признаки деепричастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование деепричастий.

Из истории деепричастий: происхождение деепричастий от кратких форм причастий. Отличие деепричастий от омонимичных частей речи. Правописание деепричастий. Нормы употребления деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Наречие (3 ч)

Признаки наречия: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды наречий по значению: определительные и

обстоятельственные, знаменательные и местоименные. Словообразовательная структура наречий: производные и непроизводные наречия. Степени сравнения наречий. Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в наречиях. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений. Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния (1 ч)

Признаки слов категории состояния: семантический, морфологический, синтаксический. Степени сравнения слов категории

состояния. Отличие слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных. Морфологический разбор слова категории состояния.

Предлог (2 ч)

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные (наречные, отымённые,

отглагольные). Разряды предлогов по структуре: простые, сложные, составные. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные и др. Падежное употребление предлогов. Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами.

Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. Морфологический разбор предлога.

Союз (2 ч)

Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по происхождению: непроизводные и производные. Разряды союзов по структуре:

простые и составные. Разряды союзов по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по значению

и грамматической функции: сочинительные и подчинительные. Отличие союзов от омонимичных местоимений, наречий и

вводных слов. Правописание союзов. Морфологический разбор союза.

Частица (2 ч)

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по происхождению: непроизводные и производные. Разряды частиц по структуре: простые и составные. Разряды частиц по выполняемой функции: смысловые и формообразующие. Отличие частиц от омонимичных им союзов, наречий, местоимений с частицами. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц со словами. Основные случаи употребления частиц не и ни. Морфологический разбор частицы.

Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)

Междометие как особая часть речи. Разряды междометий по происхождению: непроизводные и производные. Разряды междометий

по структуре: простые, сложные, составные. Разряды междометий по значению: эмоциональные, повелительные, этикетные. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая к междометиям. Правописание междометий.

Морфологический разбор междометия.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Синтаксис и пунктуация (49 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации (1 ч)

Основные синтаксические единицы: предложение и словосочетание. Принципы русской пунктуации: логический, структурно-синтактический, интонационный. Функции знаков препинания: разделительные (отделительные) и выделительные знаки.

Словосочетание (3 ч)

Виды словосочетаний. Нормы построения словосочетаний в современном русском языке. Типичные ошибки, связанные с

построением словосочетаний.

Предложение (39 ч)

Простое предложение (10 ч)

Общие сведения о предложении. Виды предложений по структуре, по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения

распространённые и нераспространённые. Грамматическая основа предложения. Двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемых. Нормы согласования подлежащего и сказуемого в литературном языке. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,

обстоятельство, приложение. Употребление дефиса при одиночных приложениях. Полные и неполные предложения. Порядок слов в простом предложении. Порядок слов как средство выразительности. Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Тире в неполных и эллиптических предложениях. Соединительное и интонационное тире.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (2 ч)

Простое осложнённое предложение (10 ч)

Понятие о простом осложнённом предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных

членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при

обособленных членах. Условия обособления согласованных и несогласованных определений. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными. Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.

Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях. Обособление дополнений. Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции: слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями. Обращения, слова-предложения, междометия; знаки препинания при них. Синтаксический разбор простого предложения.

Повторение и обобщение изученного материала;

контроль (4 ч) Сложное предложение (10 ч)

Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений по способам связи частей. Синонимия сложных  предложений различных видов, сложных и простых предложений. Нормы употребления сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Синонимия предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Типы придаточных предложений. Знаки препинания

в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор сложного предложения.

Период (1 ч)

Период как синтаксическая единица. Знаки препинания при периоде. Период как средство выразительности речи. Повторение и обобщение изученного материала;

Контроль (2 ч)

Способы передачи чужой речи (4 ч) Прямая речь, диалог, косвенная речь, цитаты. Пунктуационное

оформление чужой речи.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (2 ч)

Итоговое повторение, обобщение, контроль (10 ч)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список рекомендуемой литературы

Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М.: Прометей, 1997.

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. 13-е изд. — М.: Просвещение, 2007.

Головин Б. Н. Основы культуры речи: [Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»]. 2-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1988.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика: Кн. для учащихся 8—10-х кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1988.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. — М.: Междунар. отношения, 1993.

Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности: учеб. для общеобразоват. учреждений, 10—11 кл. 5-е изд., испр. и

доп. — М.: Дрофа, 2001.

Горбачевич К. С. Нормы современного литературного языка. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1989.

Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М.: Московский лицей, 1994.

Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: пособие для учителей. — М.: Просвещение,

1980.

Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М.: ЭКСМО-пресс, 1998. (Уроки русского языка).

Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М.: Вербум-М: Моск. учеб., 2003.

Словари и справочники

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практ. справ.: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.:

Рус. яз., 2001.

Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.

Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004.

Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип.

— М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русского языка).

Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М.: Рус. яз., 1984. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского

языка: Более 14 000 слов. Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Норинт, 2004.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де

Куртене в современном написании: в 4 т. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2003.

Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки: Большой объяснительный словарь. 4-е изд., стереотип. — М.: Феникс,

2008. (Словари).

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А—Я: Пособие для учащихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. —

М.: Просвещение, 2006. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.

Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, граммат.

формы: Ок. 65 000 слов. Под ред. Р. И. Аванесова. Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. — М.:

Рус. яз., 2000.

Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е  изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. — М.: Рольф, 2009.

Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: по произведениям русских писателей

XVIII—ХХ вв. 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.

Русский орфографический словарь: Около 180 тысяч слов. Под ред. Лопатина В. В. 2-е изд, испр., доп. — М.: Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2007.

Аристова Т. С. [и др.]. Словарь образных выражений русского языка. Под ред. [и с предисл.] Телия В. Н. — М.: Отечество, 1995.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: А—Я: пособие для учащихся. — М.: Цитадель-трейд:

РИПОЛ классик, 2010.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.

Быстрова Е. А. [и др.]. Школьный толковый словарь русского языка. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение.10-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.

Одинцов В. В. [и др.]. Школьный словарь иностранных слов: А—Я. Под ред. Иванова В. В. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.

Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений. Под ред. Кузнецова С. А.

Российская акад. наук, Ин-т лингвистических исслед. — СПб.: Норинт, 2007.

Тихонова Е. Н., Тихонов А. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение,

словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок. 26 тысяч слов. 7-е изд., стереотип. — М.: Цитадель-

трейд, 2005.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание): Для сред. и ст. шк. возраста. Сост. Панов М. В. Редкол.: Степанов

Г. В. [и др.]. — М.: Педагогика, 1984.

Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для сред. и ст. шк. возраста. Сост. Новиков В. И., Шкловский Е. А. — М.:

Педагогика-пресс, 1998.

Мультимедийные пособия.

  • «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10 класс.
  • (Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).

Планируемые результаты  изучения учебного предмета

Личностными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 10 класса являются: понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;  осознание эстетической ценности русского языка;  достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.

 Метапредметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 10 класса являются:  владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):  понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);  владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; o восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);  свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов);  соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 10 класса являются:  представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;  усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;  опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;  понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...