конспект урока " род несклоняемых существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Килова Резеда Мунировна

 урок  в 5 классе на тему "Род несклоняемых существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka18.02.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:   род несклоняемых имен существительных

Цель: Создавать условия для воспитания ответственности, самостоятельности и развития предпосылок логического и творческого мышления, подготовить учащихся к усвоению основных понятий о роде несклоняемых имен существительных.
Задачи.
Воспитательная задача:
-Создать условия для формирования чувства ответственности, самостоятельности.
Развивающая задача.
-Способствовать созданию предпосылок для развития креативного, логического и творческого мышления.
Обучающие задачи:
-Подготовить учащихся к усвоению основных понятий темы, к формированию базовых умений и навыков.
-Продолжать формировать представления о несклоняемых именах существительных. 
-Учить определять род несклоняемых имен существительных, правильно употреблять их в речи.
Методы: объяснительно- иллюстративный, беседа, презентация, проект
Оборудование: проектор, компьютер, экран

Ход урока

1.Организационный момент. 

 (создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности).

- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

 И учебник,  и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

  •  Число, проверка д\з
  • Хорошо , ребята, а сейчас мы с вами вспомним и закрепим знания об имени существительном. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.
  • Речь должна быть какой? ( понятной связной грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной)
  • Рисунок должен быть …( яркий, соответствующей теме, интересный, креативный)
  • Кто самый убедительный, уверен в своих знаниях?-проект

2. Просмотр мультфильма о фильме

Ребята, что мы с вами посмотрели?

Почему посмотрели этот фильм? (потому что 2016 год указом Президента РФ  от 7 октября2015 года объявлен  Годом  российского кино)

Да, ребята 2016 год по России объявлен Годом кино.слайд-эмблема

  • Какие синонимы вы можете подобрать существительному  кино? (Фильм,синема)-запишем в тетрадях

 А какие однокоренные слова можете подобрать существительному кино? (кинофильм, кинорежиссер, кинотеатр, кинематография)  -записываем в тетрадях-слайд

Однокоренные слова:

Кинофильм, кинотеатр, кинорежиссер,кинематография

  • Что вы знаете о существительном кино?   ( несклоняемое существительное )

А как вы думаете, какую тему мы с вами будем изучать? Род несклон сущ-ых

 Какие задачи на сегодняшний урок вы поставите?  чему мы с вами научимся?

( опред. род несклоняемых имен  существительных) 

- Давайте вспомним, что мы знаем о несклоняемых именах существительных? (Не изменяются, являются иноязычными).
- Верно, несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы каждый день употребляем их в нашей речи, допуская ошибки, не задумываясь о том, что эти слова являются иностранными. Поэтому нам надо учиться находить эти слова в нашей речи и учиться правильно их употреблять.

4.   прочитаем с вами стихотворение  (проецирование)А.Хайта:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру,

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты

Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол.

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино!

Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать!

- Почему мы с вами смеялись?( потому что автор склоняет несклоняемые существительные) Запишите подчеркнутые слова правильно.(проверяет сосед)

4.Стадия осмысления

 Какой вывод можно сделать?

- Не все существительные умеют изменяться, их нельзя просклонять. Такие существительные называются несклоняемые.

5.А теперь ребята,  поработаем в группах:

  •   распределите  данные сущ-е по родам (проецирование)
  • 1группа-жен.род
  • 2 группа-муж.род
  • 3 группа-ср.род)

 

  • Сочи, шоссе,  Миссисипи, пальто, леди, кенгуру, кашне, кофе, какао, мадам, иваси,конферансье, цеце.

 Получилось распределить сущ-е по группам?

Какие были сложности?

 Предложите способы как распределить эти слова по родам.

 А как бы это распределение произвели ученые?-

1 группа   (ответ проект Амановой Г-презентация),

2 группа фильм о родах несклоняемых сущ-ых

 Совпадает ли ваше мнение с мнением ученых?

 

 Физкультминутка:

  кофе, какао, шасси, мадам, Елена

Алсын,море,дочь

  • Поработаем у доски:   произведите морфологический разбор  несклон.существит  
  • 1 вариант
  • 1.Кенгуру является символом Австралии.

2 вариант

  • 2.  Я люблю российское кино.

Кенгуру-сущ.,конкр.,нариц.,одушев.,муж.р.,И.п.,подлеж

Кино –сущ.,конкр.,нариц.,неодуш.,ср.р.,В.п.,допол

  Произведите морфемный разбор:

кашне, Онтарио, фламинго, мадам

- Вместе вы работаете хорошо, а сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. Работаем по карточкам:

Самостоятельная работа ( раскройте скобки, вставьте окончания прилагательным.)

  Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать (тепл      ) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждет (горяч    )кофе.

Кто-то играл на пианино, (котор     стоял    ) в большой комнате. Дом, который нам нужен, находится на (пят     ) авеню.

 Дверь (открыл     пожил      ) мадам. В начале концерта на сцену (вышел пожил       ) конферансье. А вы любите (жарен     ) кольраби?

.

  1. Этап рефлексии

Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)

- Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)

- Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово-основа))

- Можно ли у них определить падеж? (Падеж можно определить только в тексте.

Какие были задачи на урок?

Смогли вы их решить?

- Послушаем окончание стихотворения А. Хайта:

Чтобы грамотными стать

И писать отлично,

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино, ни домино,

Ни бюро, ни метро,

Ни кашне и ни пенсне,

Ни шоссе, ни шимпанзе

Можно песню распевать

При честном народе,

Если только не менять

Ни в числе, ни в роде

Ни какао, ни депо,

Ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду,

Ни жюри, ни кенгуру.

7.Сегодня вы были молодцы! Домашнее задание я вам предлагаю такое творческое задание:

Домашнее задание:

  1. Составьте текст рекламы из 3-4 предложений.
  2. Используйте слова (иноязычные несклоняемые существительные) из источника информации. Можно использовать свои примеры.

  1. Правильно употребите несклоняемые иноязычные существительные, укажите род. Воспользуйтесь полученными на уроке знаниями.

Реклама должна быть яркой, интересной

8. Оценивание (лист самооценки)

Задание

Справился +

Были затруднения +

Не справился

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Творческое задание

+      1 балл

4,5 - 5 баллов = 5

+     0,5 баллов

3,5 - 4 балла =   4

     0 баллов

2,5 - 3 балла =   3

        Одушевленность/неодушевленность имен существительных в русском языке определяется грамматически. Во мн.ч. у одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного падежа (нет людей - вижу людей; вижу сады - цветут сады). Для существительных м.р. определение данной категории возможно и в ед.ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс

Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...

Конспект урока "Словообразование имен существительных"

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"

Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....

Презентация к уроку "Род несклоняемых существительных" (6 класс)

Презентация для интерактивной доски (Мимио). Предусматривает работу в группах (с последующей проверкой по образцу), творческое задание для учащихся....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...

Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)

Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....