конспект урока " род несклоняемых существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок в 5 классе на тему "Род несклоняемых существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: род несклоняемых имен существительных
Цель: Создавать условия для воспитания ответственности, самостоятельности и развития предпосылок логического и творческого мышления, подготовить учащихся к усвоению основных понятий о роде несклоняемых имен существительных.
Задачи.
Воспитательная задача:
-Создать условия для формирования чувства ответственности, самостоятельности.
Развивающая задача.
-Способствовать созданию предпосылок для развития креативного, логического и творческого мышления.
Обучающие задачи:
-Подготовить учащихся к усвоению основных понятий темы, к формированию базовых умений и навыков.
-Продолжать формировать представления о несклоняемых именах существительных.
-Учить определять род несклоняемых имен существительных, правильно употреблять их в речи.
Методы: объяснительно- иллюстративный, беседа, презентация, проект
Оборудование: проектор, компьютер, экран
Ход урока
1.Организационный момент.
(создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).
- Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте? Всё в порядке?
И учебник, и тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
Все ли тут хотят учиться?
Значит, можно всем садиться.
- Число, проверка д\з
- Хорошо , ребята, а сейчас мы с вами вспомним и закрепим знания об имени существительном. В качестве домашнего задания вам было предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет. У кого получилось? Предлагаю сформулировать требования к защите творческой работы, которые помогут оценить работу.
- Речь должна быть какой? ( понятной связной грамотной, убедительной, аргументированной, эмоциональной)
- Рисунок должен быть …( яркий, соответствующей теме, интересный, креативный)
- Кто самый убедительный, уверен в своих знаниях?-проект
2. Просмотр мультфильма о фильме
Ребята, что мы с вами посмотрели?
Почему посмотрели этот фильм? (потому что 2016 год указом Президента РФ от 7 октября2015 года объявлен Годом российского кино)
Да, ребята 2016 год по России объявлен Годом кино.слайд-эмблема
- Какие синонимы вы можете подобрать существительному кино? (Фильм,синема)-запишем в тетрадях
А какие однокоренные слова можете подобрать существительному кино? (кинофильм, кинорежиссер, кинотеатр, кинематография) -записываем в тетрадях-слайд
Однокоренные слова:
Кинофильм, кинотеатр, кинорежиссер,кинематография
- Что вы знаете о существительном кино? ( несклоняемое существительное )
А как вы думаете, какую тему мы с вами будем изучать? Род несклон сущ-ых
Какие задачи на сегодняшний урок вы поставите? чему мы с вами научимся?
( опред. род несклоняемых имен существительных)
- Давайте вспомним, что мы знаем о несклоняемых именах существительных? (Не изменяются, являются иноязычными).
- Верно, несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы каждый день употребляем их в нашей речи, допуская ошибки, не задумываясь о том, что эти слова являются иностранными. Поэтому нам надо учиться находить эти слова в нашей речи и учиться правильно их употреблять.
4. прочитаем с вами стихотворение (проецирование)А.Хайта:
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян…
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать!
- Почему мы с вами смеялись?( потому что автор склоняет несклоняемые существительные) Запишите подчеркнутые слова правильно.(проверяет сосед)
4.Стадия осмысления
Какой вывод можно сделать?
- Не все существительные умеют изменяться, их нельзя просклонять. Такие существительные называются несклоняемые.
5.А теперь ребята, поработаем в группах:
- распределите данные сущ-е по родам (проецирование)
- 1группа-жен.род
- 2 группа-муж.род
- 3 группа-ср.род)
- Сочи, шоссе, Миссисипи, пальто, леди, кенгуру, кашне, кофе, какао, мадам, иваси,конферансье, цеце.
Получилось распределить сущ-е по группам?
Какие были сложности?
Предложите способы как распределить эти слова по родам.
А как бы это распределение произвели ученые?-
1 группа (ответ проект Амановой Г-презентация),
2 группа фильм о родах несклоняемых сущ-ых
Совпадает ли ваше мнение с мнением ученых?
Физкультминутка:
кофе, какао, шасси, мадам, Елена
Алсын,море,дочь
- Поработаем у доски: произведите морфологический разбор несклон.существит
- 1 вариант
- 1.Кенгуру является символом Австралии.
2 вариант
- 2. Я люблю российское кино.
Кенгуру-сущ.,конкр.,нариц.,одушев.,муж.р.,И.п.,подлеж
Кино –сущ.,конкр.,нариц.,неодуш.,ср.р.,В.п.,допол
Произведите морфемный разбор:
кашне, Онтарио, фламинго, мадам
- Вместе вы работаете хорошо, а сейчас мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. Работаем по карточкам:
Самостоятельная работа ( раскройте скобки, вставьте окончания прилагательным.)
Зимой, чтобы не простудиться, нужно надевать (тепл ) пальто. Мы проснулись, а на кухне нас уже ждет (горяч )кофе.
Кто-то играл на пианино, (котор стоял ) в большой комнате. Дом, который нам нужен, находится на (пят ) авеню.
Дверь (открыл пожил ) мадам. В начале концерта на сцену (вышел пожил ) конферансье. А вы любите (жарен ) кольраби?
.
- Этап рефлексии
Что нового узнали на уроке? (Есть особая группа существительных – несклоняемые.)
- Что такое несклоняемые существительные? (Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.)
- Что можете сказать про окончание несклоняемых имён существительных? (Они не имеют окончания (всё слово-основа))
- Можно ли у них определить падеж? (Падеж можно определить только в тексте.
Какие были задачи на урок?
Смогли вы их решить?
- Послушаем окончание стихотворения А. Хайта:
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, ни метро,
Ни кашне и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни какао, ни депо,
Ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.
7.Сегодня вы были молодцы! Домашнее задание я вам предлагаю такое творческое задание:
Домашнее задание:
- Составьте текст рекламы из 3-4 предложений.
- Используйте слова (иноязычные несклоняемые существительные) из источника информации. Можно использовать свои примеры.
- Правильно употребите несклоняемые иноязычные существительные, укажите род. Воспользуйтесь полученными на уроке знаниями.
Реклама должна быть яркой, интересной
8. Оценивание (лист самооценки)
Задание | Справился + Были затруднения + Не справился |
Кластер | |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Задание 4 | |
Творческое задание |
+ − 1 балл | 4,5 - 5 баллов = 5 |
+− − 0,5 баллов | 3,5 - 4 балла = 4 |
− − 0 баллов | 2,5 - 3 балла = 3 |
Одушевленность/неодушевленность имен существительных в русском языке определяется грамматически. Во мн.ч. у одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного падежа (нет людей - вижу людей; вижу сады - цветут сады). Для существительных м.р. определение данной категории возможно и в ед.ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-229043-1365238670.jpg)
Конспект урока "Род неизменяемых существительных". 5 класс
Это урок, составленный по требованиям ФГОС. Форма урока - лингвистическое путешествие. Дети учатся определять род неизменяемых существительных и правильно употреблять их в речи на увлекательных пример...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30887.jpg)
Конспект урока "Словообразование имен существительных"
Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"
Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-351406-1385059577.jpg)
Презентация к уроку "Род несклоняемых существительных" (6 класс)
Презентация для интерактивной доски (Мимио). Предусматривает работу в группах (с последующей проверкой по образцу), творческое задание для учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657644-1440529458.jpg)
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"
Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-311568-1511285773.png)
Конспект урока:"Правописание суффиксов существительных и прилагательных" (с использованием опорных конспектов Ю.С.Меженко)
Конспект урока для 6 класса. Используются опорные схемы, облегчающие запоминание материала....