Искусство устной и письменной речи
рабочая программа (11 класс) по теме

Сенчукова  Юлия Сергеевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_11_klass.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская  средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области

Утверждаю
директор школы
____________ О.Л.Сазанова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Искусство устной и письменной речи»

Направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное

11 класс

Составитель: Хватова Юлия Сергеевна, учитель первой категории

2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Нормативно – правовая база

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:

- с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования»;

-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011  №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно-  эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;

- Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее   образование).

Назначение программы

Основное назначение программы «Искусство устной и письменной речи»  - это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.

Актуальность и перспективность курса

Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на выпускных экзаменах, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями на различных подготовительных курсах и с репетиторами. В связи с введением ЕГЭ все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний и работе над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, для повторения основных правил русской орфографии на уроках русского языка (1 часа в неделю) в 11 классе зачастую не хватает времени.

В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

16-17 лет

Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа

Продолжительность одного занятия: 40 минут

2.Цели и задачи реализации программы

Цель: совершенствование и развитие навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

Задачи курса:

Обучающие:

Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.

Научить пользоваться на практике полученными знаниями по орфографии и пунктуации.

Развивающие:

Развить  культуру устной и письменной речи, практические навыки работы со словарями, креативности учащихся.

Вооружить учащихся основными правилами и приёмами языкового общения.

Развивать познавательную, практическую и творческую деятельность обучающихся.

Воспитывающие:

Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению русского языка конкретно.

Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.

Осуществлять главную воспитательную задачу курса русского языка -  воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову, привитие знаний и положительного отношения к традиционной культуре воспитания.

Формы и методы работы:

Форма организации занятий -  индивидуально – групповая:

Виды работ учащихся:

  1. Подготовка устного ответа по разным источникам.
  2. Составление плана ответа, тезисов.
  3. Подбор аргументов к тезису  учителя.
  4. Решение и составление тестов.
  5. Редактирование текста.
  6. Лингвистический анализ текста.
  7. Работа со словарями.
  8. Словарный диктант.
  9. Работы, связанные с подбором букв и постановкой знаков препинания (тексты с пропусками или предложенными вариантами)

3.Структура курса

Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов

Разделы программы

Количество часов

1

Функциональные разновидности русского языка

5

2

Виды речевой деятельности

5

3

Особенности устной и письменной речи

6

4

Сбор материала для письменного и устного высказывания

3

5

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

7

6

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

5

7

Публичная защита реферата

2

Итого:

33

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

Разделы программы

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

1

Функциональные разновидности русского языка

Знать разновидности функций русского языка

2

Виды речевой деятельности

Знать и понимать виды речевой деятельности.

3

Особенности устной и письменной речи

Знать и понимать особенности письменной и устной речи.

4

Сбор материала для письменного и устного высказывания

Уметь  работать со справочной и научной литературой, словарями.

5

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание.

6

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

Уметь использовать в речи эмоциональное воздействие на слушателя и читателя.

7

Публичная защита реферата

Научиться основам ораторского мастерства.

В результате освоения программы курса обучающиеся должны:

  • освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, доклад);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
  •  соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные);
  • уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
  • совершенствовать и редактировать собственные тексты.
  • 4.Календарно – тематическое планирование

Разделы программы

Темы занятий

Примечания

Дата

1

Функциональные разновидности русского языка

1Функциональные стили

2 Разговорная  речь как функциональная разновидность СРЛЯ.

3 Язык художественной литературы как функциональная разновидность СРЛЯ.

4 Стили языка.

5 Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей СРЛЯ.

2

Виды речевой деятельности

1 Речь как деятельность

2 Виды речевой деятельности

3 Чтение и аудирование как виды речевой деятельности.

4 Говорение как вид речевой деятельности

5 Письмо как вид речевой деятельности.

3

Особенности устной и письменной речи

1 Особенности устной речи

2 Основные требования к содержанию, построению и языковому оформлению устного высказывания

3 Риторика как искусство мыслить и говорить.

4 Из истории русского ораторского искусства.

5 Особенности письменной речи

6 Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета

4

Сбор материала для письменного и устного высказывания

1 Выбор темы реферата и обдумывание основной мысли.

2 Выбор коммуникативной стратегии.

3 Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.

5

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств

1 Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.

2 Основные причины нарушения точности речи.

3 Языковая норма и её признаки

4 Виды норм русского литературного языка

5 Нормативные словари современного русского языка и справочники

6 Уместное использование языковых средств с учётом особенностей речевой ситуации.

7 Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, ясности и стилистической уместности речи.

6

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

1 Источник богатства и выразительности русской речи

2 Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи

3 Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

4 Использование в публичном выступлении средств эмоционального воздействия на слушателя.

5 Особенности речевого этикета

7

Защита  реферата

1 Основные критерии оценки выступления на защите реферата

2 Защита реферата

5. Информационно – методическое обеспечение

Дополнительная литература

1.ЕГЭ Контрольно-измерительные материалы. 2013-2016г.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.

2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.

3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ.

6.Предполагаемая результативность курса

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа

1 уровень – приобретению знаний  по риторике и ораторскому искусству.

2 уровень – формирование позитивного отношения к русскому литературному языку.

3 уровень - приобретение опыта  выступлений перед публикой.

Выход за пределы аудитории – участие в дистанционных конкурсах и викторинах по русскому языку.

Портфель достижений школьников

  Портфель достижений ученика  имеет четыре основных раздела: портрет, коллекторрабочие материалы и достижения.

Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия.

Коллектор - это папка, куда собирается материал  занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий.

Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.

 Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения»,   либо    остается         в          «Рабочих          материалах».

Папка Достижения предусматривает наградные материалы: грамоты, дипломы, сертификаты за участие в различных  олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

Портфель достижений нацелен на выявление:  

-  уровня сформированностиУУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

- пробелов в подготовке;

- трудностей усвоения;

- положительных мотивов учения;

- интереса к предмету;

- уровня развития мыслительной деятельности;

- уровня критического отношения к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе

Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"

Настоящая  программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"

Настоящая  программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...

КТП для факультатива по русскому языку для 8 класса "Искусство устной и письменной речи" 33 часа (Excel)

КТП для факультатива по русскому языку для 8 класса "Искусство устной и письменной речи" 33 часа...

Рабочая программа "Искусство устной и письменной речи"

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" для 10-11 классов...