Язык в речевом общении
рабочая программа (9 класс) по теме

Сенчукова  Юлия Сергеевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_9_klass.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская  средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области

Утверждаю
директор школы
____________ О.Л.Сазанова

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Язык в речевом общении»

Направление развития личности школьника - общеинтеллектуальное

9 класс

Составитель: Хватова Юлия Сергеевна, учитель первой категории

2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Нормативно – правовая база

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:

- с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования»;

-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011  №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно-  эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;

- Программой воспитания и социализации обучающихся (основное общее   образование).

Назначение программы

Основное назначение программы «Язык в речевом общении»  - это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.

Актуальность и перспективность курса

Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на выпускных экзаменах, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями на различных подготовительных курсах и с репетиторами. В связи с введением ОГЭ все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний и работе над сжатым изложением и сочинением-рассуждением на лингвистическую тему, для повторения основных правил русской орфографии на уроках русского языка (2 часа в неделю) в 9 классе зачастую не хватает времени.

В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.

От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия

14-16 лет

Объём часов, отпущенных на занятия: 33 часа

Продолжительность одного занятия: 40 минут

2.Цели и задачи реализации программы

Цель:формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Задачи курса:

Обучающие:

Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.

Научить пользоваться на практике полученными знаниями по орфографии и пунктуации.

Развивающие:

Развить  культуру устной и письменной речи, практические навыки работы со словарями, креативности учащихся.

Вооружить учащихся основными правилами и приёмами языкового общения.

Развивать познавательную, практическую и творческую деятельность обучающихся.

Воспитывающие:

Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению русского языка конкретно.

Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.

Осуществлять главную воспитательную задачу курса русского языка -  воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание эстетического отношения к слову, привитие знаний и положительного отношения к традиционной культуре воспитания.

Формы и методы работы:

Форма организации занятий -  индивидуально – групповая:

Виды работ учащихся:

  1. Подготовка устного ответа по разным источникам.
  2. Составление плана ответа, тезисов.
  3. Подбор аргументов к тезису  учителя.
  4. Решение и составление тестов.
  5. Редактирование текста.
  6. Лингвистический анализ текста.
  7. Работа со словарями.
  8. Словарный диктант.
  9. Работы, связанные с подбором букви постановкой знаков препинания (тексты с пропусками или предложенными вариантами)

3.Структура курса

Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов

Разделы программы

Количество часов

1

Особенности письменного общения

5

2

Роль орфографии в письменном общении

11

3

Роль пунктуации в письменном общении

17

Итого:

33

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

Разделы программы

Перечень универсальных учебных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы

1

Особенности письменного общения

Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями.

2

Роль орфографии в письменном общении

Знать, понимать и уметь применять на практике письма орфографические  нормы современного русского языка.

3

Роль пунктуации в письменном общении

Знать, понимать и уметь применять на практике письма пунктуационные нормы современного русского языка.

В результате освоения программы курса обучающиеся должны:

  1. Понимать особенности письменной речи, правильно оформлять письменное высказывание, уметь работать со справочной литературой, словарями.
  2. Применять на практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.
  3. Находить  в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить  знаками препинания, обосновывать выбор  знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
  4.  Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными  орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.  Правильно писать изученные в V-IX классах  слова с непроверяемыми орфограммами.
  5. Производить комплексный анализ текста.

4.Календарно – тематическое планирование

Разделы программы

Темы занятий

Примечания

Дата

1

Особенности письменного общения

1-2.Устное и письменное общение между людьми.

Возникновение и развитие письма

3.Особенности письменной речи

4.Основные требования к содержанию и языковому оформлению письменного высказывания

5.Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении, в виртуальных дискуссиях

2

Роль орфографии в письменном общении  

1.Роль орфографии в письменном общении

2.Разделы русской орфографии и принципы написания

3.Звукобуквенные орфограммы  и морфологический принцип написания.

4.Правописание гласных в корнях слов.

5.Правописание согласных в корнях слов

6.Правописание приставок.

7.Правописание суффиксов

8.Правописание Н и НН в различных частях речи

9.Правописание окончаний

10.Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания

11.Правописание сложных слов

3

Роль пунктуации в письменном общении  

1.Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. Правила графического сокращения слов.

2.Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения и пунктуация. Интонация и пунктуация.

3.Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

4.Разделы русской пунктуации. Знаки препинания в конце предложения

5.Знаки препинания внутри простого предложения. Однородные члены предложения.

6.Обособленные определения и приложения

7.Обособленные обстоятельства и дополнения

8.Знаки препинания при словах,  грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и конструкции. Обращение

9.Знаки препинания между частями сложного предложения.

10.Союз и в простом и сложном предложении

11.Знаки препинания в  сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях

12.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

13.Знаки препинания при передаче чужой речи

14.Оформление на письме прямой речи и диалога.  Цитирование

15.Знаки препинания в связном тексте. Комплексный анализ текста

16.Справочники по русскому правописанию. Работа с ними.

17. Итоговое занятие. Комплексный анализ текста

5. Информационно – методическое обеспечение

Дополнительная литература

  1. ГИА. Контрольно-измерительные материалы. 2013-2016г.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.

2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.

3.4000 заданий по русскому языку с 1 по 9 класс.

4. Русский язык. Готовимся к ОГЭ.

6.Предполагаемая результативность курса

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа

1 уровень – приобретению знаний  по правилам орфографии и пунктуации

2 уровень – формирование позитивного отношения к русскому литературному языку.

3 уровень –приобретение опыта  правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Выход за пределы аудитории – участие в дистанционных конкурсах и викторинах по русскому языку.

Портфель достижений школьников

  Портфель достижений ученика  имеет четыре основных раздела: портрет, коллекторрабочие материалы и достижения.

Портрет раскрывает личность обучающегося. В него собираются фотографии, корреспонденция, свидетельства, характеризующие его любимые занятия.

Коллектор - это папка, куда собирается материал  занятия, поступающий от учителя, таблицы и др. Из него извлекаются необходимые модели или образцы для выполнения заданий.

Папка "Рабочие материалы" представляет собой зарегистрированные этапы работы над заданием: модель, инструкцию, этапы выполнения, конечная работа, ее проверка обучающимся и учителем, оценка и самооценка.

 Получившая оценку и самооценку выполненная работа либо перекладывается в раздел «Достижения»,   либо    остается         в          «Рабочих          материалах».

Папка Достижения предусматривает наградные материалы: грамоты, дипломы, сертификаты за участие в различных  олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

Портфель достижений нацелен на выявление:  

-  уровня сформированностиУУД и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;

- пробелов в подготовке;

- трудностей усвоения;

- положительных мотивов учения;

- интереса к предмету;

- уровня развития мыслительной деятельности;

- уровня критического отношения к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обзор "Язык в речевом общении"

Мы привычно и незаметно пользуемся языком, но ощутить это трудно. Как часто мы не видим, насколько сильна роль языка в нашей жизни.Нам приходится читать, слушать,писать.  И везде н...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык в речевом общении"

Мероприятие проходит в форме игры-соревнования двух команд: "Теоретики" и "Практики". Данная игра поможет командам  лучше понять, что такое общение, познакомит с видами общения, а также ученики в...

Элективный курс «Экология языка. Культура речевого общения»

Данный курс позволяет решить основную проблему гумманитарного образования - сохранение русского языка. Падение уровня общей культуры молодежи привело к вульгаризации литературных и языковых норм. Экол...

Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс

Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы:   "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультати...

Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"

Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....