Методические материалы для подготовки к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Трифонова Елена Витальевна

Вариант заданий для подготовки к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часть 1

       Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания.

Такт – это чувство меры, которое подсказывает человеку, что подходит или не подходит в определённых обстоятельствах, что можно сказать или сделать и в какой форме, а чего говорить или делать нельзя.

Такт ярко проявляется в манере разговаривать. Не надо затрагивать темы, способные вызвать у того, кто тебя слушает, тяжёлые воспоминания, или рассказывать о несчастных случаях и болезнях при больных. С человеком, имеющим какой-нибудь физический недостаток, надо обращаться особенно деликатно, избегая всего, что может напомнить ему о его дефекте.

Бестактно ведёт себя тот, кто с шумом входит в общественный транспорт и занимает так много места, будто кроме него никого больше нет. Лишён такта тот, кто всем недоволен, всё осуждает, предъявляет ко всем и ко всему особые, по большей части необоснованные претензии. Просто научиться такту, конечно, нельзя – он приобретается не только под влиянием среды и воспитания, но и характера конкретного человека. Но развить такт, безусловно, можно. В любой ситуации веди себя так, как тебе хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к тебе.

                                                            (По Т.Г.Шлопак)

                                                                     161 слово

Часть 2

 (1) Торг кончился, и люди, прихватив свои покупки, стали разъезжаться по домам. (2) Папа Эмиля тоже собрался в путь. (3) Свинью погрузили на телегу, и хромая Лотта, покорно лежавшая в ящике, тоже получила там местечко, хотя папа Эмиля глядел на нее с неодобрением. (4) А Рюлла — так звали корову — должна была, по общему мнению, пойти своим ходом. (5) Но никто не поинтересовался, какого мнения на этот счет сама Рюлла.

(6) Рюлла всю свою жизнь была самой смирной и покладистой животиной, но, когда Альфред и Лина подошли к ней, чтобы привязать ее к телеге, она вдруг вырвалась и так замычала, что все присутствующие застыли от ужаса.

 (7) Возможно, она видела, как дрались парни, и решила, что на торге все дозволено. (8) Но так или иначе, она словно сбесилась, и приблизиться к ней было опасно для жизни. (9) Сперва к ней попробовал подойти Альфред, потом папа Эмиля, но Рюлла, низко склонив голову, с диким мычанием гналась за ними, явно собираясь поддеть их рогами. (10) Так что Альфреду и папе, чтобы спастись, пришлось петлять, как лисице. (11) Многие вызывались помочь, но сладить с коровой никому не удалось.

(12) — Какой ужас! — все твердила Лина, видя, как парни один за другим спасаются бегством.

(13) В конце концов папу Эмиля охватило бешенство.

(14) — Плакали мои 80 крон! — воскликнул он.  (15) — А теперь дайте мне ружье, придется ее пристрелить.

(16) Он готов был взвыть от досады, но другого выхода не было, бешеную корову держать нельзя. (17) Это-то он понимал. (18) И все это понимали, а поэтому хозяин Бакхорва достал свое ружье, зарядил его и сунул в руки папе Эмиля.

(19) — Ты сам должен это сделать! — сказал он.

 (20) Но тут раздался голос Эмиля:

— Погоди, папа!

(21) Я ведь уже говорила, что Эмиль был очень находчивым мальчиком. (22) Он подошел к папе и сказал ему:

(23) — Раз ты решил ее пристрелить, значит, тебе, наверно, и мне ее подарить не жалко?

(24) — На что тебе бешеная корова? — спросил папа.  (25) — Разве что на львов с ней охотиться.

(26) Но папа Эмиля знал, что у Эмиля легкая рука, и потому сказал, что если Эмилю удастся доставить Рюллу в Катхульт, он получит ее в подарок, будь она хоть трижды бешеной.

(27) Тогда Эмиль подошел к крестьянину из Бастефаля, тому самому, который так долго не уступал Рюллу его папе и купил на торге остальных шесть коров, и сказал ему:

(28) — Хочешь, я перегоню твоих коров до Катхульта?

(29) Хутор Бастефаль был расположен в другом конце округа, и гнать в такую даль шесть коров было делом не из приятных.

(30) — Давай, гони! — обрадовался крестьянин и вынул из кармана брюк двадцатипятиэровую монетку. (31) — А вот тебе за работу.

(32) Тогда Эмиль побежал в хлев, вывел коров и погнал их к Рюлле, а как только она оказалась в стаде, она сразу умолкла и даже опустила глаза — было ясно, что она уже стыдилась своих диких выходок… (33) Но как же ей было вести себя, бедняжке, когда ее хотели одну-одинешеньку угнать из родного хлева, разлучив с подругами, с которыми она привыкла коротать время? (34) Она, естественно, разозлилась, но никто, кроме Эмиля, не понял почему.

(35) Оказавшись снова среди своих подруг, она покорно затрусила вместе с ними за телегой. (36) А все присутствующие засмеялись и сказали в один голос:

(37) — А малый из Катхульта, если разобраться, совсем не дурак!                                                        

      (По А. Линдгрен)

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Эмиль предложил крестьянину с другого хутора помочь перегнать коров?»

   1) Эмиль был очень трудолюбивым и хотел ещё поработать в этот день.

   2) Эмиль понимал, что перегнать шесть коров – трудная задача, и хотел помочь?

    3) Эмиль придумал, как успокоить ревущую корову, и для этого ему были нужны остальные коровы, проданные на хуторе.

    4) Эмиль решил обмануть крестьянина и увести к себе на хутор всех коров.

Ответ: ___________________________.

В каком варианте ответа средством художественной выразительности является фразеологизм?

      1)  Так что Альфреду и папе, чтобы спастись, пришлось петлять, как лисице.

      2) А Рюлла — так звали корову — должна была, по общему мнению, пойти своим ходом.

       3) Она, естественно, разозлилась, но никто, кроме Эмиля, не понял почему.

       4) Оказавшись снова среди своих подруг, она покорно затрусила вместе с ними за телегой.

Ответ: ___________________________.

Из предложений 32-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного звука.

Ответ: ___________________________.

Из предложений 33-36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в том слове, от которого оно образовано».

Ответ: ___________________________.

Замените разговорное слово «прихватив» из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом.

Ответ: ___________________________.

Замените словосочетание «покорно затрусила» (предложение 35), построенного на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите это словосочетание.

Ответ: ___________________________.

Выпишите грамматическую основу предложения 25.

Ответ: ___________________________.

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую при вводном слове.

Но как же ей было вести себя,(1) бедняжке,(2) когда ее хотели одну-одинешеньку угнать из родного хлева,(3) разлучив с подругами,(4) с которыми она привыкла коротать время? Она,(5) естественно,(6) разозлилась,(7) но никто,(8) кроме Эмиля,(9) не понял почему.

Ответ: ___________________________.

Укажите количество грамматических основ в предложении 16.

Ответ: ___________________________.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Возможно, она видела,(1) как дрались парни,(2) и решила,(3) что на торге все дозволено. Но так или иначе,(4) она словно сбесилась,(5) и приблизиться к ней было опасно для жизни. Сперва к ней попробовал подойти Альфред,(6) потом папа Эмиля,(7) но Рюлла,(8) низко склонив голову,(9) с диким мычанием гналась за ними,(10) явно собираясь поддеть их рогами.

Ответ: ___________________________.

Среди предложений 6-11 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.


Часть 3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Г.О. Винокура: «…Нет такого факта поэтического языка, каковой не был бы известен вне поэтического контекста, как явление языка вообще». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.О. Винокура.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А все присутствующие засмеялись и сказали в один голос:

 — А малый из Катхульта, если разобраться, совсем не дурак!».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Как Вы понимаете значение слова СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сообразительность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

№ в варианте

Правильный ответ

2

3

3

2

4

Разлучив

5

Естественно

6

Взяв

7

Затрусила с покорностью

8

Охотиться

9

1

10

56

11

16

12

57

13

7

14

2

 

Информация о тексте для сжатого изложения

Микротема

Такт- это чувство меры, подсказывающее человеку, как нужно вести себя в определённых обстоятельствах.

Такт проявляется в манере разговаривать. Особенно деликатно нужно говорить с людьми, пережившими тяжёлые события или инвалидами.

Бестактно быть всегда недовольным и постоянно предъявлять претензии. Просто научиться такту нельзя, но развить его в себе, безусловно, можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве...

методические материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

таблицы и теоретический материал по литературе для самоподготовки учащихся к экзамену...

Методические материалы для подготовки к экзамену по учебнику Верещагиной в 4 классе

Данное пособие представляет собой список тем и лексических единиц для подготовки и успешной здачи экзамена по английскому языку в 4 классе. Здесь также содержатся вопросы для устной беседы по темам....

Методические материалы для подготовки к олимпиаде по ОБЖ

Методические материалы для подготовки к олимпиаде по ОБЖ содержат вопросы по теоретическому и практическому туру олимпиады...

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии

методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...

Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом

Учебно-методические материалыдля подготовки экспертов предметных комиссийпо проверке выполнения заданийс развернутым ответом...

Методические материалы по подготовке к заданию 25 ЕГЭ -2016

Методические материалы по подготовке учащися к заданию 25 в соответствии с изменениями в 2016 году (презентация) и тексты публицистического и художественного стилей для тренировки...