Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

    Чернышова Ольга Алексеевна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rya_7._8_vid.doc260 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»

    Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании МО учителей

    гуманитарных наук

    Протокол №   от «__»           2015г.

    Руководитель МО

    ___________Ложникова Е.Ф.

    СОГЛАСОВАНО

    с методическим советом

    Протокол №   от «___»           2015г.

    Заместитель директора по УВР    

    ________________Кускова Т.В.

    УТВЕРЖДАЮ

    Приказ №      от «__ »        2015г.

    Директор МОУ «Седановская СОШ»

     ________________________

    Соколова И.Ю.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

    Класс – 7

    Учебный год – 2015-16гг

    Образовательная область - филология

    Тип программы – общеобразовательная

    Уровень реализации – базовый

    Разработчик программы – Чернышова О.А.

    п. Седаново

    Усть-Илимский район

    Иркутская область

    2015 год


    Рабочая программа по русскому языку для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

    Пояснительная записка.

    Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2009. В программе структурно выделяются 2 раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи.

    Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией В.В. Воронковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.

    Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

    В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков речевого развития и нравственного воспитания обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

    В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивает устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Данный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

    В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.

    Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи-обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

    Направленность учебного курса на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных , письменных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

    Рабочая программа для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяет содержание данного предмета.

    Содержание тем учебного курса

    Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 4 часа – праздничные дни).

    Повторение - 16 часов (1 час - контрольная работа)

    Состав слова - 17 часов (1 час – изложение, 1 час - диктант)

    Части речи - 86 час

    Имя существительное - 18 часов (1 час – сочинение, 1 час - диктант).

    Имя прилагательное - 24 часов ( 1 час контр. диктан, 1 час - диктант).

    Местоимение - 11 часов (1 час – диктант, 1 час - сочинение).

    Глагол - 33 часа (4 часа - диктант).

    Предложение - 17 часов (2 часа - диктант).

    Повторение

    Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.

    Слово

    Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

    Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

    Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

    Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

    Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

    Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.

    Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

    Раздельное написание предлогов с местоимениями.

    Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

    Неопределенная частица не с глаголами.

    Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шъ, -шъся.

    Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-съ).

    Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за 7 класс

    • Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
    • Название частей речи, их значение;
    • Наиболее распространенные правила правописания слов;
    • Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания
    • слов;
    • Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок
    • и суффиксов;
    • Различать части речи;
    • Строить простое распространенное предложение, простое предложение
    • с однородными членами, сложное предложение;
    • Писать изложение и сочинение;
    • Оформлять деловые бумаги;
    • Пользоваться школьным орфографическим словарем.

    Примерное тематическое планирование

    № п/п

    Содержание

    Кол-во часов

    Дата

    Словарная работа.

    Связная речь

    Оборудование

    Звуки и буквы. Текст

    1.

    Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласный.

    1

     

    делегат

    таблица

    2.

    Дифференциация звуков.

    1

     

    документ

     

    3.

    Соотношения произношения и написания в корне слова.

    1

     

    насекомое

    памятка

    4.

    Общий способ решения орфографических задач

    1

     

    чемодан

     

    5.

    Подбор проверочных слов

    1

     

    государствонаселение

     

    6.

    Употребление разделительных ъ ь в словах.

    1

     

    Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением текста и отбором опорных слов.

    Орфографические словари.

    7.

    Простое предложение.

    1

     

     

     

    8.

    Простое предложение с однородными членами.

    1

     

     

     

    9.

    Главные и второстепенные члены предложения

    1

     

    лекарстворецепт

     

    10.

    Интонация. Сопоставление и перечисление

    1

     

    беречь

     

    11.

    Использование грамматических категорий в качестве однородных членов

    1

     

    стеречь

     

    12, 13

    Выделение в отрывке литературного произведения части текста.

    2

     

    издалека

     

    14

    Выделение в тексте средств связи предложения.

    1

     

    снизу

     

    15.

    Выделение образных средств языка.

    1

     

    стадион

     

    16.

    Диктант.

    1

     

     

     

    Состав слова

    17.

    Образование разных частей речи с помощью суффиксов и приставок.

    1

     

    мастер

    схемы слов

    18.

    Эмоционально-оценочные слова.

    1

     

    почтальон

     

    19.

    Описание предметов с различной эмоциональной оценкой.

    1

     

    верстакслесарь

     

    20

    Подбор однокоренных слов.

    1

     

    токарь

     

    21.

    Единообразное написание гласных и согласных в корне слова.

    1

     

    бассейн

     

    22.

    способы поверки орфограмм в корне слова.

    1

     

    независимость

     

    23

    Зависимость способа проверки орфограмм от её места в слове.

    1

     

    аппарат

     

    24.

    Способы проверки орфограмм

    1

     

    тротуар

     

    25.

    Изложение «Завещание»

    1

     

    Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.

     

    26.

    Слова с непроверяемыми безударными гласными.

    1

     

     

     

    27.

    Непроизносимые согласные в корне

    1

     

    монтаж

    таблица

    28

    Слова с двойными согласными.

    1

     

    аппарат

     

    29

    Правописание приставок на –а, -о

    1

     

    расстояние

     

    30.

    Правописание приставки пере-

    1

     

     

     

    31.

    Разделительный ъ после приставок

    1

     

    тренировать

    таблица

    32.

    Диктант.

    1

     

     

     

    33.

    Повторение по теме «Состав слова»

    1

     

     

    таблица

    Части речи. Имя существительное

    34.

    Имя существительное. Роль в речи.

      1  

           

    масштаб

    пиктограммы

    35.

    Расширение круга имён существительных.

    1

     

    гастроном

     

    36.

    Существительные близкие и противоположные по значению.

    1

     

    патриот

     

    37

    Определение грамматических признаков существительного.

    1

     

    универмаг

    таблица

    38,39

    Правописание падежных окончаний существительных.

    2

     

    тренер

     

    40, 41

    Правописание безударных падежных окончаний.

    2

     

     

     

    42,43

    Склонение имён существительных во мн. числе

    2

     

    масленица

     

    44.

    Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце.

    1

     

    независимость

     

    45

    Выделение опорных слов из короткого текста.

    1

     

    масштаб

     

    46.

    Сочинение

    1

     

    Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

     

    47.

    Анализ готового текста.

    1

     

     

     

    48.

    Построение текста по аналогии.

    1

     

    почерк

     

    49.

    Имя существительное. Выделение слов, называющих предметы.

    1

     

     

     

    50,51

    Диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

    2

     

     

     

    Имя прилагательное

    52

    Имя прилагательное.

    1

     

    программа

    таблица

    53,54

    Расширение круга имён прилагательных.

    2

     

    лекарство

     

    55,56

    правописание родовых окончаний имён прилагательных.

    2

     

    экзамен

     

    57,58

    Контрольный диктант.

    2

     

     

     

    59,60.

    Согласование имени прилагательного с существительным.

    2

     

    электричество

     

    61,62

    Использование образных средств языка.

    2

    процент

    63-65

    Склонение имён прилагательных.

    3

     

    платформа

     

    66.

    Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

    1

     

    литература

     

    67.

    Правописание падежных имён прилагательных в единственном числе.

    1

     

    республика

     

    68, 69.

    Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопросов

    2

     

    кабинет

     

    70,71

    Правописание имён прилагательных.

    2

     

    милиция

     

    72.

    Составление словосочетаний имён прилагательных с существительными в косвенных падежах.

    1

     

    серебряный

     

    73.

    Составление текста по опорным словосочетаниям.

    1

     

    Спектакль, антракт

     

    74.

    Диктант.

    1

     

     

     

    Местоимение

    75.

    Значение в речи личных местоимений.

    1

     

    километр

    таблица

    76.

    Упражнения в правильном соотношении местоимений с существительными.

    1

     

    мороженое

     

    77.

    Личные местоимения.

    1

     

     

     

    78.

    Раздельное написание предлогов с местоимениями.

    1

     

    температура

    памятка

    79-81.

    Упражнения в правильном использовании местоимений в речи.

    3

     

     

     

    82,83

    Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»

    2

     

    Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составление плана с опорой на схему

    схема

    84,85

    Диктант.

    2

     

     

     

    Глагол

    86.

    Глагол. Роль в предложении.

    1

     

    гардероб

     

    87.

    Семантические группы глаголов.

    1

     

    патриот

     

    88.

    Глаголы близкие и противоположные по значению.

    1

     

    вдали

     

    89,90.

    Начальная форма глагола.

    2

     

    литература

     

    91-93.

    Изменение глагола по временам

    3

     

    стеречь

     

    94-95.

    Изменение глагола по числам.

    2

     

    велосипед

     

    96-97.

    Лицо глагола в настоящем и будущем времени.

    2

     

    рецепт

     

    98, 99.

    Дифференциация глаголов 3-го лица ед. числа и неопределённой формы глагола.

    2

     

    хирург

     

    100, 101.

    Диктант.

    2

     

     

     

    102,103.

    Изменение глаголов.

    2

     

     

     

    104-106

    Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение)

    3

     

    материк

     

    107,108

    Правописание частицы не с глаголами.

    2

     

    планета

     

    109-111

    Выделение из текста глагольной лексики для предполагаемого текста.

    3

     

    слесарь

     

    112-114

    Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец).

    3

     

    стадион

     

    115, 116

    Диктант.

    2

     

     

     

    Предложение. Текст

    117,118

    Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

    2

     

    почтальон

    схема предложения

    119

    Сравнение сложного предложения с простым.

    1

     

    бутерброд

     

    120,121.

    Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами.

    2

     

    Письмо с элементами описания предмета

     

    122, 123.

    Знаки препинания в сложном предложении.

    2

     

    светофор

     

    124.

    Выделение простых предложений из текста.

    1

     

     

     

    125.

    Выделение сложных предложений из текста.

    1

     

     

     

    126.

    Работа с диалогом. Решение в нём различных речевых задач (выделение выражений: «Я так не думаю», «Я не могу согласиться»).

    1

     

    чувство

     

    127.

    Использование обращений в деловых бумагах.

    1

     

    программа

     

    128.

    Рассказ и описание как типы текстов.

    1

     

    манекен

     

    129.

    Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его.

    1

     

    планета

     

    130, 131.

    Упражнения в составлении коротких текстов описательного характера по плану.

    2

     

    тротуар

     

    132,133.

    Упражнение в составлении коротких текстов повествовательного характера.

    1

     

    бригада

     

    134.

    Редактирование текста.

    1

     

     

     

    135,136.

    Диктант.

    2

     

     

     


    Методические рекомендации по оцениванию.

    Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70 – 75 % от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.

    При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.

    Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

    Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

    Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.

    К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.

    Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

    На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.

    В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку и интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.

    Использованная литература:

    1. Программа по русскому языку для 7 класса для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой. Москва, Просвещение 2005.
    2. Русский язык 7 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская Москва, Просвещение 2009
    3. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

    Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

    Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Материал состоит из Положения о проведении предметной олимпиады по русскому языку и заданий для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью проведения предметной олимпиады явл...

    Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Задания для проведения предметной олимпиады по русскому языку разработаны в соответствии  с требованиями типовой учебной программы по русскому языку для учащихся 9 класса специальных (коррек...

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Данная программа  составлена  на  основе  программы  «Русский язык  и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  ...

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

    Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....