РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_7._8_vid.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарных наук Протокол № от «__» 2015г. Руководитель МО ___________Ложникова Е.Ф. | СОГЛАСОВАНО с методическим советом Протокол № от «___» 2015г. Заместитель директора по УВР ________________Кускова Т.В. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от «__ » 2015г. Директор МОУ «Седановская СОШ» ________________________ Соколова И.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
Класс – 7
Учебный год – 2015-16гг
Образовательная область - филология
Тип программы – общеобразовательная
Уровень реализации – базовый
Разработчик программы – Чернышова О.А.
п. Седаново
Усть-Илимский район
Иркутская область
2015 год
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
Пояснительная записка.
Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2009. В программе структурно выделяются 2 раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи.
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией В.В. Воронковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на разностороннее развитие личности, способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков речевого развития и нравственного воспитания обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивает устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Данный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи-обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Направленность учебного курса на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных , письменных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Рабочая программа для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяет содержание данного предмета.
Содержание тем учебного курса
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 4 часа – праздничные дни).
Повторение - 16 часов (1 час - контрольная работа)
Состав слова - 17 часов (1 час – изложение, 1 час - диктант)
Части речи - 86 час
Имя существительное - 18 часов (1 час – сочинение, 1 час - диктант).
Имя прилагательное - 24 часов ( 1 час контр. диктан, 1 час - диктант).
Местоимение - 11 часов (1 час – диктант, 1 час - сочинение).
Глагол - 33 часа (4 часа - диктант).
Предложение - 17 часов (2 часа - диктант).
Повторение
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.
Слово
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного - род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шъ, -шъся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-съ).
Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку за 7 класс
- Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- Название частей речи, их значение;
- Наиболее распространенные правила правописания слов;
- Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания
- слов;
- Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок
- и суффиксов;
- Различать части речи;
- Строить простое распространенное предложение, простое предложение
- с однородными членами, сложное предложение;
- Писать изложение и сочинение;
- Оформлять деловые бумаги;
- Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | Словарная работа. Связная речь | Оборудование |
Звуки и буквы. Текст | |||||
1. | Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласный. | 1 |
| делегат | таблица |
2. | Дифференциация звуков. | 1 |
| документ |
|
3. | Соотношения произношения и написания в корне слова. | 1 |
| насекомое | памятка |
4. | Общий способ решения орфографических задач | 1 |
| чемодан |
|
5. | Подбор проверочных слов | 1 |
| государствонаселение |
|
6. | Употребление разделительных ъ ь в словах. | 1 |
| Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением текста и отбором опорных слов. | Орфографические словари. |
7. | Простое предложение. | 1 |
|
|
|
8. | Простое предложение с однородными членами. | 1 |
|
|
|
9. | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
| лекарстворецепт |
|
10. | Интонация. Сопоставление и перечисление | 1 |
| беречь |
|
11. | Использование грамматических категорий в качестве однородных членов | 1 |
| стеречь |
|
12, 13 | Выделение в отрывке литературного произведения части текста. | 2 |
| издалека |
|
14 | Выделение в тексте средств связи предложения. | 1 |
| снизу |
|
15. | Выделение образных средств языка. | 1 |
| стадион |
|
16. | Диктант. | 1 |
|
|
|
Состав слова | |||||
17. | Образование разных частей речи с помощью суффиксов и приставок. | 1 |
| мастер | схемы слов |
18. | Эмоционально-оценочные слова. | 1 |
| почтальон |
|
19. | Описание предметов с различной эмоциональной оценкой. | 1 |
| верстакслесарь |
|
20 | Подбор однокоренных слов. | 1 |
| токарь |
|
21. | Единообразное написание гласных и согласных в корне слова. | 1 |
| бассейн |
|
22. | способы поверки орфограмм в корне слова. | 1 |
| независимость |
|
23 | Зависимость способа проверки орфограмм от её места в слове. | 1 |
| аппарат |
|
24. | Способы проверки орфограмм | 1 |
| тротуар |
|
25. | Изложение «Завещание» | 1 |
| Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана. |
|
26. | Слова с непроверяемыми безударными гласными. | 1 |
|
|
|
27. | Непроизносимые согласные в корне | 1 |
| монтаж | таблица |
28 | Слова с двойными согласными. | 1 |
| аппарат |
|
29 | Правописание приставок на –а, -о | 1 |
| расстояние |
|
30. | Правописание приставки пере- | 1 |
|
|
|
31. | Разделительный ъ после приставок | 1 |
| тренировать | таблица |
32. | Диктант. | 1 |
|
|
|
33. | Повторение по теме «Состав слова» | 1 |
|
| таблица |
Части речи. Имя существительное | |||||
34. | Имя существительное. Роль в речи. | 1 |
| масштаб | пиктограммы |
35. | Расширение круга имён существительных. | 1 |
| гастроном |
|
36. | Существительные близкие и противоположные по значению. | 1 |
| патриот |
|
37 | Определение грамматических признаков существительного. | 1 |
| универмаг | таблица |
38,39 | Правописание падежных окончаний существительных. | 2 |
| тренер |
|
40, 41 | Правописание безударных падежных окончаний. | 2 |
|
|
|
42,43 | Склонение имён существительных во мн. числе | 2 |
| масленица |
|
44. | Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце. | 1 |
| независимость |
|
45 | Выделение опорных слов из короткого текста. | 1 |
| масштаб |
|
46. | Сочинение | 1 |
| Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала. |
|
47. | Анализ готового текста. | 1 |
|
|
|
48. | Построение текста по аналогии. | 1 |
| почерк |
|
49. | Имя существительное. Выделение слов, называющих предметы. | 1 |
|
|
|
50,51 | Диктант. Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 2 |
|
|
|
Имя прилагательное | |||||
52 | Имя прилагательное. | 1 |
| программа | таблица |
53,54 | Расширение круга имён прилагательных. | 2 |
| лекарство |
|
55,56 | правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 2 |
| экзамен |
|
57,58 | Контрольный диктант. | 2 |
|
|
|
59,60. | Согласование имени прилагательного с существительным. | 2 |
| электричество |
|
61,62 | Использование образных средств языка. | 2 | процент | ||
63-65 | Склонение имён прилагательных. | 3 |
| платформа |
|
66. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 |
| литература |
|
67. | Правописание падежных имён прилагательных в единственном числе. | 1 |
| республика |
|
68, 69. | Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопросов | 2 |
| кабинет |
|
70,71 | Правописание имён прилагательных. | 2 |
| милиция |
|
72. | Составление словосочетаний имён прилагательных с существительными в косвенных падежах. | 1 |
| серебряный |
|
73. | Составление текста по опорным словосочетаниям. | 1 |
| Спектакль, антракт |
|
74. | Диктант. | 1 |
|
|
|
Местоимение | |||||
75. | Значение в речи личных местоимений. | 1 |
| километр | таблица |
76. | Упражнения в правильном соотношении местоимений с существительными. | 1 |
| мороженое |
|
77. | Личные местоимения. | 1 |
|
|
|
78. | Раздельное написание предлогов с местоимениями. | 1 |
| температура | памятка |
79-81. | Упражнения в правильном использовании местоимений в речи. | 3 |
|
|
|
82,83 | Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» | 2 |
| Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составление плана с опорой на схему | схема |
84,85 | Диктант. | 2 |
|
|
|
Глагол | |||||
86. | Глагол. Роль в предложении. | 1 |
| гардероб |
|
87. | Семантические группы глаголов. | 1 |
| патриот |
|
88. | Глаголы близкие и противоположные по значению. | 1 |
| вдали |
|
89,90. | Начальная форма глагола. | 2 |
| литература |
|
91-93. | Изменение глагола по временам | 3 |
| стеречь |
|
94-95. | Изменение глагола по числам. | 2 |
| велосипед |
|
96-97. | Лицо глагола в настоящем и будущем времени. | 2 |
| рецепт |
|
98, 99. | Дифференциация глаголов 3-го лица ед. числа и неопределённой формы глагола. | 2 |
| хирург |
|
100, 101. | Диктант. | 2 |
|
|
|
102,103. | Изменение глаголов. | 2 |
|
|
|
104-106 | Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение) | 3 |
| материк |
|
107,108 | Правописание частицы не с глаголами. | 2 |
| планета |
|
109-111 | Выделение из текста глагольной лексики для предполагаемого текста. | 3 |
| слесарь |
|
112-114 | Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец). | 3 |
| стадион |
|
115, 116 | Диктант. | 2 |
|
|
|
Предложение. Текст | |||||
117,118 | Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. | 2 |
| почтальон | схема предложения |
119 | Сравнение сложного предложения с простым. | 1 |
| бутерброд |
|
120,121. | Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. | 2 |
| Письмо с элементами описания предмета |
|
122, 123. | Знаки препинания в сложном предложении. | 2 |
| светофор |
|
124. | Выделение простых предложений из текста. | 1 |
|
|
|
125. | Выделение сложных предложений из текста. | 1 |
|
|
|
126. | Работа с диалогом. Решение в нём различных речевых задач (выделение выражений: «Я так не думаю», «Я не могу согласиться»). | 1 |
| чувство |
|
127. | Использование обращений в деловых бумагах. | 1 |
| программа |
|
128. | Рассказ и описание как типы текстов. | 1 |
| манекен |
|
129. | Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. | 1 |
| планета |
|
130, 131. | Упражнения в составлении коротких текстов описательного характера по плану. | 2 |
| тротуар |
|
132,133. | Упражнение в составлении коротких текстов повествовательного характера. | 1 |
| бригада |
|
134. | Редактирование текста. | 1 |
|
|
|
135,136. | Диктант. | 2 |
|
|
|
Методические рекомендации по оцениванию.
Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70 – 75 % от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.
К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку и интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.
Использованная литература:
- Программа по русскому языку для 7 класса для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой. Москва, Просвещение 2005.
- Русский язык 7 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская Москва, Просвещение 2009
- Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Нестандартный урок по русскому языку в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Кто хочет стать знатоком"
Обобщение материала по теме «Имя существительное». ...
Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Материал состоит из Положения о проведении предметной олимпиады по русскому языку и заданий для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью проведения предметной олимпиады явл...
Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Задания для проведения предметной олимпиады по русскому языку разработаны в соответствии с требованиями типовой учебной программы по русскому языку для учащихся 9 класса специальных (коррек...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Данная программа составлена на основе программы «Русский язык и развитие письменной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов ...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....