Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
рабочая программа (8 класс) на тему

Гупалова Людмила Аркадьевна

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_8_b.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Специальная (коррекционная) школа № 482»

Юго-Восточного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

Согласовано:

Заместитель директора школы по учебной работе

_______________ Н.Н. Серышева

«___» _____________ 2015 г.

Утверждаю:

Директор ГБОУ С(К)Ш № 482  

____________________Е. В. Обухова

«___» _________________ 2015 г.

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ГБОУ С(К)Ш № 482

Протокол № ____ от _______2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  8 КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ

Срок реализации программы: 1 год

Объём программы: 102 часа

Разработчик: Гупалова Людмила Аркадьевна, учитель высшей  квалификационной категории.

                               Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

     Предмет «Русский язык» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. В системе школьного образования дисциплина «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Данная программа соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

 Нормативно-правовая основа рабочей программы

     Данная программа разработана на основании нормативно - правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288), Устава школы, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII  видов», программы  специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой – М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,  2010 г.

     Для реализации программы использую культурно-образовательную среду района и города:библиотека №80, музей К.Паустовского в Кузьминках, ДК для школьников им.А.П.Гайдара, Культурый центр «Москвич», Московский областной театр драмы в Кузьминках,Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник, Люблино- Усадьба, Усадьба-Заповедник «Кузьминки».

 Количество часов для реализации программы

     Отличительные особенности по сравнению с базовой программой:

сокращено количество часов в неделю (с 4ч. до 3ч.), следовательно, сократилось и количество часов за год (со 136 ч.  до 102 ч.).

 Цель реализации программы:

  •  Развитие устной и письменной речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
  • Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание).
  •  Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

 Задачи программы:

  • Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
  • Специальная задача - социальная адаптация и воспитание личности.

Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция фонематического слуха.

2. Коррекция артикуляционного аппарата.

3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4. Коррекция мышц мелкой моторики.

5. Коррекция познавательных процессов.

Межпредметные  (метапредметные)  связи учебного предмета

   Рабочая программа по русскому языку связана с уроками литературы, математики, трудового обучения, СБО, географии, истории.

 

Используемый  учебно-методический комплект:

1.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.Русский язык,учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  3-е издание, Москва «Просвещение»,2006 год.

2.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку «Состав слова» для учащихся 5-9 классов специальных       (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Читай, думай, пиши», 5-е издание,  Москва «Просвещение», 2005 год.

3.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  «Читай, думай, пиши», 5-е издание,  Москва «Просвещение», 2005 год.

4.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.  Рабочая тетрадь 3  по русскому языку «Имя прилагательное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Читай, думай, пиши», 5-е издание, Москва «Просвещение», 2005 год.

5.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку «Глагол» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Читай, думай, пиши», 5-е издание, Москва «Просвещение», 2005 год.

6.Кудрявцева Е.Я.  Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 класс, пособие для учителя, Москва, ГИЦ «Владос», 2005 год.

7. Барская Н.М., Нисневич Л.А. «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы», пособие для учителя, Москва «Просвещение», 1992 год.

8. Электронные учебники не используются.

Используемые технологии

   Применение некоторых информационных технологий  позволяет повысить интерес обучающихся к предмету, успеваемость и качество знаний.

Использование технологий на уроках русского языка:

  • Игровые технологии.
  • Личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).
  • Технология ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач) Генриха Сауловича Альтшуллера.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В школе для умственно отсталых детей в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учащиеся должны:

  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • научиться правильно и последовательно излагать свои мысли  в устной и письменной форме;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития и
    сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.                                                                                                            Учащиеся должны уметь:

  • писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
  • разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • различать части речи;
  • строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
  • писать изложение и сочинение;
  • оформлять деловые бумаги;                                                                                             пользоваться словарем.        

Учащиеся должны знать:        

   части речи;                                                                                                                                                          наиболее распространенные правила правописания слов

    Рабочая программа по русскому языку  составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует их умственному развитию.

Речевой материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Формы организации учебного процесса:

     В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, разно уровневый подход  с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников…   

 Формы работы:

   Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, диктанты (словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные), письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

Методы:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

- практические – упражнения, карточки, тесты

Типы уроков:

- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- комбинированный урок;

- нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

   ТСО:  видеофрагменты фильмов, DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции, ПК, магнитофон.

   Программа по русскому языку  включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи: имя существительное; имя прилагательное, глагол, личные местоимения, имя числительное, наречие», «Предложение».

Изучаемые темы:

Грамматика и правописание

   В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

   В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово.

     С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. 

   Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с умственной отсталостью к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь.

    Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с умственной отсталостью излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).    

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  Повторение        

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.                                                                                                               Слово

Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а, приставка пере. Единообразное написание приставок на согласные с-,в-, над-,под-,от-.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Глагол. Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, правописание глаголов с –тся и –ться.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.                                                Предложение

Простое  предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

     Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Главные и второстепенные члены предложений.  Простое  

    предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Связная  речь

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний.

Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

Виды контроля  

За уровнем знаний обучающихся программа предусматривает проведение  самостоятельных и контрольных работ.

Всего контрольных работ – 9, по темам: «Предложение», «Имя существительное, «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», за I,II,III ч., годовая.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

1

Предложение (повторение)

7

1

2

Состав слова

13

3

Имя существительное

17

1

4

Имя прилагательное

17

1

5

Местоимение

13

1

6

Глагол

24

1

7

Предложение

7

8

Повторение

4

9

Четвертные, годовая контрольная работы

4

Итого:

102

9

I четверть, 26 часов (3 часа в неделю)

Уро

ка

Дата

Наименование разделов и тем

2.09

Предложение. Главные члены

4.09

Предложение простое и сложное

7.09

Сложное предложение с союзами И, А, НО и без них

9.09

Сложное предложение с союзами И, А, НО и без них

11.9

Стартовая контрольная работа:  диктант «Красота, радость…»

14.9

Анализ  и работа над ошибками

16.09

Однородные члены предложения

18.09

Знаки препинания при однородных членах

21.09

Дифференциация простого предложения с однор. членами и сложного предложения

23.09

Объяснительная записка

25.09

Состав слова. Выделение части слова

28.09

Образование слов при помощи приставок и

суффиксов

30.09

Синонимы, антонимы

2.10

Безударные гласные, непроизносимые согласные

5.10

Глухие и звонкие согласные

7.10

Гласные и согласные в приставках

9.10

Приставка и предлог

12.10

Орфограммы в слове

14.10

Составление рассказа по плану

16.10

Сложные слова

19.10

Сложносокращенные и сложные слова

21.10

Деловое письмо. Автобиография

23.10

Контрольная работа  за 1 четверть: диктант

 «Враги и друзья пшеничного поля»

26.10

Анализ  и работа над ошибками

28.10

Повторение пройденного по теме «Безударные гласные»

30.10

Повторение пройденного по теме «Безударные гласные»

II четверть, 21 час (3 часа в неделю)

Уро

ка

Дата

Наименование разделов и тем

7.11

Части речи

9.11

Имя существительное. Имя собственное и нарицательное

11.11

Существительные единственного числа с шипящей на конце

14.11

Склонение имен существительных

единственного числа

18.11

Безударные окончания существительных единственного числа

21.11

Безударные окончания существительных множественного числа

23.11

Сочинение по картине

Б. Кустодиева «Масленица»

25.11

Несклоняемые существительные

28.11

Обобщение по теме «Имя существительное»

30.11

Контрольная работа по теме: «Правописание падежных окончаний существительных». Диктант «Осень» с 31

2.12

Анализ ошибок. Адрес на конверте

5.12

Имя прилагательное. Согласование с существительным в роде, числе, падеже

7.12

Безударные окончания имен прилагательных единств. числа

9.12

Безударные окончания имен прилагательных множ. числа

12.12

Склонение прилагательных муж. и ср. рода на –ИЙ, - ЬЕ

14.12

Склонение прилагательных

на –ЬЯ, -ЬИ

16.12

Согласование существительных  с прилагательными

19.12

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

21.12

Контрольная работа за  2 четверть. Диктант «Следы на снегу»с. 32

23.12

Анализ ошибок. Деловое письмо. «Открытка»

28.12

Повторение по теме  «Прилагательное»

3 четверть, 30 часов  (3 часа в неделю)

Уро

ка

Дата

Наименование разделов и тем

Личные местоимения. Лицо и число местоимений

Местоимения 3 лица, ед. числа. Склонение местоимений 3 лица

Склонение местоимений 1 лица

Склонение местоимений 2 лица

Правописание местоимений 2 лица

Правописание местоимений с предлогами

Личные местоимения 1, 2 и 3 лица

Контрольная работа по теме: «Правописание личных местоимений». Диктант «Просьба»

Анализ ошибок диктанта

Деловое письмо «Заявление»

Изложение «На воде»

Глагол.

Значение в речи.

Неопределенная форма глагола

Правописание шипящих на конце слова

Изменение глаголов по временам

Замена одних временных форм другими

Изложение «Дети,  бегущие от грозы» Маковского с. 128

Прошедшее время глагола. Род. Число.

Частица НЕ с глаголами

Изменение глаголов по лицам и числам

Контрольная работа по теме:

« НЕ с глаголами». Диктант «Хорошие манеры»

Правописание глаголов 2 лица, ед. числа.  Работа над ошибками

Глаголы с окончаниями на

 -ТСЯ, -ТЬСЯ

Сочинение по картине «Утро на берегу озера» А. Митрофанов с. 128

Ударные и безударные личные окончания глаголов. Работа над ошибками

Глаголы                  2 спряжения

Глаголы 1 спряжения

Повторение. Спряжение глаголов

Контрольная работа за 3 четверть. Диктант «Ты открываешь книгу»

Анализ и работа над ошибками

Повторение. Безударные окончания глаголов

4 четверть, 24 часа  (3 часа в неделю)

Уро

ка

Дата

Наименование разделов и тем

Предложение. Распространенные и нераспространенные

Распространенные и нераспространенные предложения. Гл. и второст. чл. предл.

Однородные члены предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения

Однородные члены распространенные  и нераспространенные

Однородные члены распространенные  и нераспространенные

Контрольная работа по теме: «Предложение». Диктант «Весенняя гроза»

Обращение. Понятие обращения. Работа над ошибками

Знаки препинания при обращении

Сложные предложения

Знаки препинания в сложных предложениях

Знаки препинания в сложных предложениях

Дифференциация сложных предложений и простых с однородными членами

Сложное предложение с союзными совами

Сложное предложение с союзными совами

Изложение «Вечный свет подвига»

Анализ изложения

Обобщение по теме  «Предложение», подготовка к диктанту

 Деловое письмо «Объявление»

Повторение. Правописание приставок

Контрольная работа за год. Диктант

«Птичий будильник»

Анализ  и работа над ошибками. Повторение. Безударные окончания сущ., прилаг., глаголов

 Повторение: простые и сложные предложения

Повторение правил орфографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида....

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.

Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги»  (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение)

В школе для  умственно  отсталых детей в старших классах (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном ма...

Урок русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида, в форме игры.

Учитель Русского языка Цуциева Ирина Александровна    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7063903","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360",...