Урок русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида, в форме игры.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цуциева Ирина Александровна

 

Учитель Русского языка Цуциева Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка ( в форме игры ) в 6 классе коррекционной

школы VIII вида

Тема урока : « Распознавание частей речи ».

Цели : Обобщить и систематезировать знания детей о частях речи.Развивать

умения распознавать части речи.формировать навыки правописания безударных гласных в двухсложных словах, гласных после шипящих,умения подбирать антонимы к словам.Развивать умение работать в группах.Развивать умственную активность учеников,творческое мышление, умение обобщать, сравнивать.Прививать чувства любви и уважения к родному городу, школе.

Оборудование: музыкальный ценр, записи вопросов для знатоков, карточки с заданиями командам, рисунок Совы, ордена « Умнейшей Совы», черный ящик,мяч, колокольчик.

 

Ход урока

 

1.Организация внимания.

2. Обобщение изученного материала.

    Сообщение темы и целей урока.

     

      • Сегодня у нас необычный урок, он будет проходить в форме игры « Что? Где? Когда?». Тема урока : « Распознавание частей речи»

        За игрой бедет наблюдать умнейшая Сова.За правильные ответы Сова будет вручать ордена.В игре принимают участие три команды, в каждой команде капитан ( называю капитанов команд)

        Работа в группах

      • Игру начинаем с разминки.

        Вопросы для 1-ой команды:

        1. Дарья, Диана,Малена, Милана-это...

        п/о женские имена

        2.и, а,о,у,ы,е,э,- это...

        п/о буквы гласных звуков

        3. Сколко букв в алфавите?

        П/о 33 буквы

        4.Как узнать сколкл слогов в слове?

        п/о сколько в слове гласных, столько и слогов

        5. Как пишутся сочетания жи-ши ?

        п/о с буквой и

        6. Что такое предложение?

        п/о это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль

        Вопросы для 2-ой команды:

        1.Москва, Владикавказ, Моздок- это...

        п/о названия городов

      • 2.Ивановна, Александровна, Геннадиевна- это...

        п/о отчества

        3.Сколько в алфавите букв согласных звуков?

        п/о 21 буква

        4. Какая бывает речь ?

        п/о устная и письменная

        5.Как пишутся слова с сочетаниями ча-ща?

        п/о с буквой а

        6.Что такое текст?

        п/о это группа предложений,связанных по смыслу и расположенных в строгом порядке

        Вопросы для 3-ей команды:

        1.Али, Павел, Вячеслав, Станислав- это...

        п/о мужские имена

        2.Нева, Волга, Терек, Дон- это...

        п/о названия рек

        3. Сколько в алфавите букв гласных звуков?

        п/о 10

        4. Из чего состоят предложения?

        п/о из слов

        5. Как пишутся слова с сочетанием чу-щу ?

        п/о с буквой у

        6. Как переносятся слова ?

        п/о по слогам

        Микроитог.

        -Итак, разминка окончена.

        Правила вы знаете, а значит можно начинать игру.

        Раунд первый.

      • Со знатоками играет ведущий №1.

        ( включаю запись)

        Уважаемые знатоки! Знаете ли вы свой город, его улицы, здания? Постарайтесь ответить на мои вопросы.Прочитайте предложения , которые записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово, какой частью речи оно является? Объясните пропущенные орфограммы.

      •  

                                                               
        Задание для 1-ой команды:

        КАРТОЧКА: В центре города Моздока находится Красная...

        ( маш.на, площ.дь)

        п/о Пропущено имя существительное « площадь».Это существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос « что?». Пропущена безударная гласная « а», Проверочное слово « площадка».Сочетание « ща » пишется с гласной «а».

        Задание для 2-ой команды:

        КАРТОЧКА: В нашем городе.... река Терек.

        ( сидит, говорит, протекает)

        п/о Пропущен глагол « протекает».Это глагол, так как обозначает действие предмета и отвечает на вопрос « что делает?» Пропущена безударная гласная « е », проверочное слово « течь ».

        Задание для 3-ей команды:

        КАРТОЧКА: Наша школа- одно из самых.... зданий города Моздока.

        ( красивых, тёмных, старинных)

        п/о Пропущено имя прилагательное « старинных» .Это имя прилагательное, так как обозначает признак предмета и отвечает на вопрос « каких?». Пропущена

      •  

      • безударная гласная «а», проверочное слово « старость».

      •  

                                                          

        В Ы В О Д по ходу работы в 1-м раунде.

        - Что нужно сделать, чтобы узнать какой частью речи является слово?

        п/о Необходимо поставить вопрос и определить, что обозначает данное слово: предмет, признак или действие предмета.

      •  

         

        Раунд второй.

        -Со знатоками играет ведущий №2.

        -Уважаемые знатоки! Я тоже учился в школе и вспоминаю свою школу с большой теплотой.На карточках записаны слова.Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в вашей школе.Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу.Какой частью речи они являются?

      •  

        КАРТОЧКИ:

        1 команда: злость-...

        жестокость...

        п/о доброта, жалость

         

        2 команда: вражда-...

        грубость-...

        п/о дружба, нежность

         

        3 команда: жадность-...

        ненависть-...

        п/о щедрость, любовь

        Это имена существительные, обозначают состояние души человека, его чувства, отвечают на вопрос « что?».

      •  

      • ВЫВОД:Что такое имя существительное?

      •  

        Раунд третий.

        - Со знатоками играю я, ведущая « Что? Где? Когда?» Цуциева Ирина Александровна.

      • -Внесите черный ящик.

      • По перечисленным признакам определите,какой предмет лежит в черноя ящике.

        Он: круглый, цветной, резиновый...

        Отвечает тот кто первый поднимет руку.

        п/о мяч

        Раздаю карточки.

        Дополнить предложение.

        1 команда:

        Пришла … зима. ( снежная )

        2 команда:

        Наступила... осень. ( золотая )

        3 команда:

        Грачи на крыльях принесли … весну. ( раннюю )

        ВЫВОД :Что такое имя прилагательное?

      •  

      •  

         

        Раунд четвёртый.
      • У норы добычи ждет

      • Притаившись, серый кот.

      • Мышь осталась без хвоста,

      • Вырываясь от кота.

      • А теперь и за версту

      • Не приблизится к коту.

      •  

    Назовите глаголы, которые встретились в стихотворении.

    ВЫВОД: что такое глагол?

    Раунд пятый.

    - Со знатоками играет ведущий №4

    - Найдите ошибки.

       

       

      Задания на доске:

       

      1 ком .              2 ком.                  3 ком.

      жыли              спосибо                 седит

      мыш                 мароз                    шыл

      дожть                суш                      субота

      пинал              титрадь               класс

       

       

      Подведение итогов.

      Подходит к концу наша игра. Мне хочется пожелать вам любить свой город, свою школу, уважать и понимать тех людей, которые живут с вами рядом.

      И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в этом.

      Без существительных невозможно высказать свою мысль, прилагательные украшают, уточняют нашу речь. Глаголы обозначают действие, которое происходит.

         

        • Наша игра закончена. Давайте подведем итоги.

          Подсчет орденов «Умнейшей Совы» полученных каждой командой. Определяется команда-победитель.    

        •                                                                                             

        •       

        • Выходите  те, кто получил ордена. Давайте поапплодируем ребятам.

        • Игра окончена. Всего доброго!

         

         

           

                По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

                Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

                Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

                В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

                Виды самоанализов на примере урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

                Каждый учитель проводит открытые уроки. Всегда задаёт себе  вопрос,  все ли методические аспекты рассмотрены. Анализ урока (аспектный, комплексный, полный)  помогут  вам ответить н...

                Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

                Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...