Олимпиада по русскому языку (11 класс).
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс) на тему

Обухова Оксана Валерьевна

Вопросы и задания по русскому языку для учащихся 11 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку (11 класс).

 
1. Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

2. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

3. Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.

4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

5. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского "Исчерпывающая картина весны" (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

Листочки.

После строчек лис-

Точки.

6. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,

Сумерек серых я жду.

Замерло сердце звеня:

Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

7. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8. Комплексный анализ стихотворного текста.

Тишь двоякая

Высокая стоит луна. Высокие стоят морозы. Далекие скрипят обозы. И кажется, что нам слышна Архангельская тишина. Она слышна, она видна: в ней всхлипы клюквенной трясины. В ней хрусты снежной парусины, в ней тихих крыльев белизна -Архангельская тишина.

И. Северянин.

9. Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой - ему видней».

Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

10. В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему». 2.«Демдвижение: пейзаж после битвы». 3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ». 4.«Атаковать Путина в лоб сейчас - все равно, что защищать Басаева и Хаттаба - это самоубийство для российского политика». 5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам». 6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

Ответы к заданиям для 11 класса.

1. Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

2. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

3. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово "тень" ранее относилось к мужскому роду. Все слова: "постель", "кровать", "дверь" имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же "тень" в уменьшительной форме будет мужского рода: "тенёк". Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова "тень" к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась "тень" под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает...

4. Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

5. В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора - передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

После - смысл предлога равен его языковому значению "спустя некоторое время, а потом", к которому присоединяется пространственное значение.

Строчек - смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

Лис - множественное число от "лиса" (животное).

После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание - образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного "строчка" - по толковым словарям: строчка - ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

Итак, строчки лис - мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка - слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения - знак препинания.

Точка - темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

6. Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

7.МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,

пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

10. Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков.  Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика - это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Интересные задания для работы с одарёнными детьми....

Олимпиада по русскому языку. 6 класс

Олимпиада включает задания по всем разделам курса, составлена с учетом материала по подготовке учащихся к предметным олимпиадам....

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Главное назначение материала-ознакомить с характером и направлением конкурсных заданий, помочь подготовить учащихся к  различным видам олимпиадных заданий....

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиадне задания по русскому языку (9 класс) 2011 года...

Школьный тур олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку, 2011 год...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

Олимпиада по русскому языку 6 класс

В материале представлены задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку...