Олимпиада по русскому языку 6 класс
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) по теме

Малина Татьяна Юрьевна

В материале представлены задания для проведения школьной олимпиады по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku_6_klass.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. В каком случае слова «ни пуха ни пера» употреблены в прямом значении, а в каком в переносном? Что обозначает фразеологизм «ни пуха ни пера»? В каких ситуациях уместно его использование? (1 балл)

Ни пуха ни пера (В.Орлов)

Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
-Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.                        

Ну, ни пуха
Ни пера!
Через час,
Едва живой
Петушок
Идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

  1. О каком фразеологизме идет речь? Приведите пример употребления этого фразеологизма в речи. (1 балл)

Некогда царь Алексей Михайлович велел прибить у дворца своего в селе Коломенском, на столбе длинный ящик. Он ежедневно прочитывал сам вложенные туда челобитные. До того времени челобитные на имя царя клались на гробницы царских предков в Архангельском соборе. Богомольный царь, ревностный к церковному благолепию, поспешил отменить обычай. Ящик сделан был длинным в соответствие со свитками, на которых писались все документы до Петра. Из царских теремов выходило решение скорое, но, проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков, дело «волочилось»: где застрянет, где совсем исчезнет. Недобрые слухи про московскую «волокиту» или еще образнее про «московскую держь» в народном представлении остались все те же, а кремлевский ящик из длинного превратился в «долгий», потому что решение иногда приходилось ждать очень долго, дело «волочилось», проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков.  

  1. В каком слове нет приставки?  (1 балл)

Надоумить, намерение, надрывать, надумать, надломить

  1. Какие слова не являются синонимами? Поясните свой ответ. (2 балла)

Погасить – потушить, лелеять – нежить, бесхитростный – незатейливый, горе – случай, солидный – видный.

  1. Укажите предложение, в котором неправильно употреблено слово. Запишите предложение в исправленном виде. (1 балл)

Большую половину свободного времени дети были в мастерских.

Школа находится в центре посёлка.

Они с увлечением работали.

  1. К какой части речи относятся выделенные слова? Запишите предложения и обозначьте часть речи выделенных слов. (по 0,5 балла)
  1. Ведро дало течь, и вода стала течь.
  2. Мама стала печь пироги, а сын залез на печь.
  3. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в детский сад.

  1. Установите соответствие глагола (колонка I) и морфологического разбора (колонка II). Ответ представьте в виде записи: 1з2в3д4а (по 1 баллу за правильный ответ)

1. принести

2. зайдешь

3. гуляют

4. принесла

а) сов. вида, 2-го спр., в неопределенной форме

б) сов. вида, 1-го спр., в ед. ч., в прош. вр., в ж.р.

в) несов. вида, 2-го спр., в ед. ч., в прош. вр., в ж.р.

г) сов. вида, 1-го спр., во мн. ч., в прош. вр.

д) несов. вида, 1-го спр., во мн. ч., в наст. вр., в 3-м лице

е) сов. вида, 1-го спр., в ед. ч., в буд. вр., во 2-м лице

ж) сов. вида, 1-го спр., во мн. ч., в буд. вр., во 2-м лице

з) несов. вида, 1-го спр. в ед. ч., в прош. вр., в ср. роде

  1. Какими частями речи могут быть слова: простой, гнёт, столовая, пила? (4 балла)

Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

 (до 10 баллов)

Робин пов_рнулся и кинулся б_жать. Ему даже некогда было подумать что вот и настал такой м_мент когда отважному Робин Гуду пр_ходит(?)ся сп_сат(?)ся бегством. У него просто (не)было иного выхода: на холме под дубом собралось больше дюжины вооруженных людей.

Робин кинулся в сторону опушки_ быстро нырнул под д_ревья рванул в глубь леса но аббат и сопр_в_ждавшие его стрелки были на л_шадях и еще с ними были собаки которые тут же взяли след. Пытаясь _бить с толку своих преследователей, уже наст_гавших его в лесной чащ_, Робин пове_рнулся назад. Он знал что собак со следа не соб_еш_ но все же пытался выиграть хоть (не)сколько м_нут.

В этот раз опас_ность действительно была вел_ка.

  1. Сформулируйте основную мысль текста (1 балл)
  2. Определите тип речи (1 балл)
  3. Определите стиль речи (1 балл)
  4. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми (по 1 баллу)
  5. Укажите номер сложносочиненного предложения (1 балл)
  6. Найдите слово, которое имеет значение «быстро перемещаясь, устремляться, направляться к кому-либо, чему-либо» (1 балл)

  1. В какой из пар рифмы нет? Ответ обоснуйте (2 балла)
  1. Алфавит - позвонит
  2. Повод - газопровод
  3. Документ - инструмент
  4. Завидно - обидно
  5. Каталог - некролог

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...