Программа внеурочной деятельности "Юный автор"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики, знакомство и введение в профессию через систему знаний по развитию устной и письменной речи детей с использованием новых информационных технологий.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи, интервью. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_avtor.docx58.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

С чего начинаются первые шаги в журналистику? Может ли удачное школьное сочинение служить началом постижения одной из самых востребованных профессий в наш информационный век? Конечно, ведь принципы работы над сочинением такие же, как и принципы работы над любым  текстом.

Сочинение – тот вид  деятельности учащихся, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающие правильные тексты, по сути, пересказ учебника,- результат неумения активизировать мышление учащихся.

Главная цель сочинения любого жанра – активизация творческого начала. Школа призвана дать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.

Нужно помочь раскрыться творческому потенциалу учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определённый  набор качеств, которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.

Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и длятеле и радиожурналов, которые тоже пишут сценарии для своих будущих передач.

Предполагаемые результаты.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не

реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом

систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать

формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов, связанных с культурой(историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности:необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.

Результаты обучения

Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать

характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и

основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в

устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и

языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми

средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлятьорфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики, знакомство и введение в профессию через систему знаний по развитию устной и письменной речи детей с использованием новых информационных технологий.

        Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

        Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. свободная творческая дискуссия;
  2. ролевые игры;
  3. выполнение творческих заданий;
  4. активные методы формирования системы общения;
  5. практическая работа (написание сочинений  разных жанров,подготовка материалов для публикаций в прессе).

        Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи, интервью. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Сроки реализации программы.

Настоящая программа рассчитана на 3 года:

1-й год: 144 часов (4 часа в неделю);

2-й год: 144 часа  (4 часа в неделю);

3-й год: 216 часов  (6 часов в неделю).

Данный год обучения первый.

Количество детей в группе – 16 человек

Занятия проходят 2 раза в неделю:

среда  – 2 часа;

пятница – 2 часа;

(всего в неделю –4 часа).

Цель программы:

создание условий для формирования и развития у  учащихся

  • интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
  • интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческого мышления, познавательной активности;
  • способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
  • коммуникативных навыков.

Занятия  в объединениии помогут  школьникам познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • Освоить культуру устной и письменной речи,
  • Раскрыть особенности текста
  • Расширить ми углубить знания о газетных жанрах,
  • Научить понимать специфические особенности газетных жанров, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, данному материалу, данному адресату,
  • Привить авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений газетных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Уметь писать сочинения в газетных жанрах,
  • Уметь отбирать фактический материал для сочинения того или иного жанра,
  • Учить редактировать тексты сочинений, уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств,
  • Уметь владеть навыками стилистической правки текста,
  • Активно владеть жанрами сочинений , коммуникативно  значимыми в учебной деятельности,

Учебно-тематическое планирование и содержание программы

Первый год обучения

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Виды сочинений

24

24

48

3

Журналистика как профессия

1

3

4

4

Функции журналистики

2

2

4

5

Требования к журналисту

1

1

2

6

История российской журналистики

4

4

8

7

Формирование жанров журналистики

2

6

8

8

Язык журналистики

2

8

10

9

10

Стилистические фигуры речи

Роль статьи в газетных жанрах

2

2

8

6

10

           8

10

Заглавие – важный компонент  текста.

2

4

6

12

Конкурсы сочинений

4

4

13

Источники информации

2

2

4

14

Ролевые игры

4

4

15

Интернет -журналистика

2

2

4

14

Выпуск школьной газеты

4

4

15

Мои успехи

6

6

16

Подведение итогов

8

8

Итого

48

96

144

Второй год обучения

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Композиция материала

8

8

16

3

Публицистический стиль русского литературного языка

6

6

12

4

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

12

12

24

5

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

12

12

24

6

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

12

12

24

7

Технические средства журналиста.

8

10

18

8

Особенности работы журналиста в печатных изданиях

8

8

16

9

Выпуск школьной газеты

18

12

Итого

68

76

144

Третий год обучения

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

1

Информационные жанры

18

20

36

2

Газетный язык и авторский почерк

14

18

32

3

Этика и мораль. Поступок и мотив

12

14

26

4

Эстетика.

12

14

26

5

Аналитические и художественные жанры Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы

12

20

32

6

Итоговое занятие

6

6

7

Выпуск школьной газеты

40

40

8

Мероприятия «ДООЦ» и участие в них

14

14

Итого

70

146

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                              1 год обучения

1.ВВЕДЕНИЕ.Текст как речевое произведение(повторение

Текст. Тема и основная мысль. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в  тексте. Стилистические возможности языковых средств. Главные признаки текста

 2. СОЧИНЕНИЕ – ЭТО ТОЖЕ ТЕКСТ

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах цитирования(как сделать цитату частью текста) Разнообразие тематических сочинений. Объём сочинений.

РЕФЕРАТ  КАК  ВИД  ТЕКСТА

Цель реферата. Требования к реферату

У КАЖДОГО  СОЧИНЕНИЯ  СВОЙ  ЖАНР

Единство содержания и формы. Источник материала сочинения. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

РЕПОРТАЖ.

 Репортаж – один из жанров публицистики. Содержание репортажа. Различие между репортажем и информационной заметкой. Правила построения репортажа. Языковые средства в репортаже. Формы выражения авторского «Я»

.

ИНТЕРВЬЮ

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разновидности. Интервью не просто беседа. В чём своеобразия языка интервью.  Речевая  ситуация.

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

Очерк документальный и недокументальный. Очерк проблемный и портретный. Сходство и их различие. Способы выражения позиции автора в очерке. Портретный очерк – один из видов очерка, широко распространённого публицистического жанра. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их различие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок.

СТАТЬЯ

Статья – объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.

ЭССЕ

Эссе как разновидность очерка научного, исторического, критического , публицистического характера. Жанровые особенности. Языковые средства. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры.

РЕЦЕНЗИЯ.

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии

Дневниковые записи.

Дневники великих людей. Дневник- литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневниковых записях. Особенности текста дневника.

СОЧИНЕНИЕ – ПИСЬМО

Виды сочинения письма. Обязательные условия сочинения  - письма .Письма великих людей. Языковые особенности сочинения письма. Речевые формулы.

3. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

        Формирование представлений о  профессии журналиста.

4. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определённых групп;

- формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества.  

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

6. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Мой город или мой район». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

        Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

7. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

        Жанры журналистики и их особенности.

        Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

        Отличие заметки от корреспонденции.

        Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

        Статья – роль статьи в газетах и журналах.

        Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

        Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

        Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

        Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

        Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

        Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

        Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

        Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

8. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ

        

        Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

        Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

        Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

        Стилистические пласты лексики.

        Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».

        Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.

        Напишите рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».

9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

        Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

10.  КАК ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГОЛОВКИ И ПИСАТЬ ЛИДЫ?

     Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки

11. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ .

   Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

12. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста

Деловая игра  «Журналист – око народное».

13.ИНТЕРНЕТ_ЖУРНАЛИСТИКА.

14.ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.

15.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ «МОИ УСПЕХИ».

16. ИТОГИ. Написание статьи, отчёт о проделанной работе, анкетирование.

2-й год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

        Публицистика как особый вид литературы и журналистики.

2. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.

        Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

        Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

        Основные структурные связи в рассуждении.

        Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

        Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

        Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

        Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.

5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

        Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

        Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание.Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

6. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

        Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.

        Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

Задание. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА

        Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

        Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER)

Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

8. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.

        Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.

3-й год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

        Вводная мини-лекция преподавателя. Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.

2. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК

        Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

3. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ

        Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря.

4. ЭСТЕТИКА.

Эстетика как философская категория.  

5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ.

Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).

6. ИТОГИ.

Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

№\п

                 Тема

К-во

часов

Виды деятельности учащихся

Домашние задания

16.09

Введение. Текст как речевое произведение

2

Устное сочинение на тему» Что значит быть талантливым писателем»

Комплексный анализ текста

Подготовить сообщения, используя ключевые слова материал вводного раздела о типах и стилях речи, о языковых средствах выразительности)

18.09

Сочинение – это тоже текст

2

Практикум

( формирование тем сочинений.Написать   фрагменты сочинения с включением в него высказывания писателей)

-  Составить памятку формулировки темы сочинения

- Написать небольшой текст, используя в нём в качестве цитаты первое предложение

- подготовить пересказ нужного высказывания и включить его в текст

23.09

Реферат как вид текста

2

Лекция.

- Занятия в группах: определить последовательность действий референта при написании реферата

- Обучение приёму сокращать исходный текст

- Семинар

- Написать реферат о новой книге по критической статье известного литературоведа

- подготовка к семинару

25.09

У каждого сочинения- свой жанр(обзор)

2

Лекция. Составление конспекта лекции в виде таблицы. Определение типов сочинения(работа с дидактическим материалом)

Подготовить краткие сообщения по предложенному плану.

30.09

Репортаж

2

- Лекция

- Анализ 2-3  репортажей

( события,   темы, детали описания, оценочные слова, выражения…)

- Редакция начала репортажа

- организация обсуждения в группах иронического репортажа

- Составить памятку для пишущих репортажи

- прочитать репортаж из газеты и рассмотреть его композицию

- попробовать

Написать иронический репортаж о школьной жизни

- подготовить первый вариант сочинения

2.10

7.10

Форма контроля: сочинение – репортаж

Индивидуальные консультации.

2

2

Конкурсный отбор репортажей для ученического альманаха

9.10

Интервью

2

- Лекция

- Чтение и обсуждение первых интервью и совершенствование написанного (редактирование)

- Конкурс на самое интересное интервью

- Подготовка материалов к публикации в рукописном альманахе

- публикация интервью в районной газете

- Взять интервью у неизвестного лица

- подготовить сообщение по теме

14.10

Портретный очерк

2

- Лекция. Составление тезисов.

- Подготовка к сочинению (выбор темы, объёма содержания отбор материала по теме)

- Анализ портретного очерка ( выявление языковых средств для достижения выразительности)

- рецензирование работ учащихся

- Отбор работ для ученического альманаха

- подготовка информационного материала

- написать сочинение- очерк на литературную тему.

- подготовить сообщение по теме

-анализ

портретного очерка (найти в тексте описание внешности героя, определить «данное « и «новое» в предложениях.

-написать начало очерка о человеке, который хорошо известен

16.10

Индивидуальные консультации

2

Подготовка к сочинению (выбор темы, объёма содержания отбор материала по теме)

21.10

Путевой очерк

1

- Практикум:

Анализ текста (составить план текста, указать перспективу развёртывания текста – в пространственной, временной, выявить изобразительно – выразительные средства языка)

- Анализ сочинений

- подготовить анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения

- сочинение в  жанре путевого очерка или путевых заметок на литературную тему (черновой вариант)

23.10

28.10

Индивидуальные консультации.

Форма контроля: конкурс сочинений

2

2

Подготовка к сочинению

30.10

Статья

2

- Лекция

- Анализ статьи

( работа над композицией, определение типа речи)

- устный сжатый пересказ в виде тезисов

- анализ сочинения в жанре литературно – критической статьи

(соответствие работы выбранному жанру,логика развития темы). Совершенствование написанного

- чтение статьи, формулировка темы и основной мысли. Подобрать заголовок к статье. Определить задачу речи. Найти в тексте языковые средства, воздействующие на читателя. Найти средства связи в тексте.

- сочинение в жанре литературно- критической статьи.

- подготовить памятки написания сочинения в жанре литературно- критической

3.11

Написание статьи в газету

Совершенствование написанного

статьи

5.11

Эссе

2

Конспектирование лекции учителя

- устное рассказывание

- рассмотрение тем сочинений

- семинар

- жанровый анализ текста. Найти и отметить языковые средства, характерные для жанра эссе.

- подробный пересказ текста эссе

- подготовка к сочинению

6.11

Форма контроля: сочинение в жанре эссе

2

11.11

Рецензия

2

- Лекция

- оценивание и редактирование в группах

- определение объема работы для выполнения в указанные сроки

- прочитать рецензию, составить план выделив основные композиционные части и микротемы.

- написать рецензию и отредактировать

13.11

Индивидуальные консультации

2

Совершенствование написанного

18.11

Форма контроля: сочинение на литературное произведение

2

20.11

Дневниковые записи

2

Практикум ( работа по карточкам: определение целей и  задач дневниковых опытов известных писателей

Подобрать материал (дневниковые записи известных деятелей) определить тип речи, озаглавить текст, найти приёмы, которыми пользуются авторы для обоснования своего мнения

23.11

Индивидуальные консультации

2

Творческая работа по оформлению дневниковых записей

Создание личного дневника

27.11

Форма контроля: сочинение -  дневник

2

2.12

Сочинение - письмо

2

- устное сочинение – раздумье о судьбах литературного героя

- практикум: подготовка к сочинению – письму. Выбор темы, определение объёма содержания и границ темы, отбор материала по теме

Чтение писем известных писателей. Подбор дидактического материала.

Сочинение – письмо

4.12

9.12

Контроль знаний.

Участие в конкурсе сочинений.

4

Выпуск альманаха сочинений газетных жанров

11.12

Журналистика как профессия.

2

Знакомство с мастерами печатного слова.

Работа с газетными жанрами

16.12

Журналистика как профессия.

2

Чтение и анализ статей периодической печати

Работа с газетными жанрами

18.12

Функции журналистики:

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определённых групп;

- формирование общественного мнения.

2

Лекция

- оценивание и редактирование в группах

23.12

Журналисткак представитель определенного слоя общества.  

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

2

Лекция

- оценивание и редактирование в группах

25.12

Требования к журналисту:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

2

Соответствие работы выбранному жанру, логика развития темы

Работа с газетными жанрами

30.12

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

2

Конспектирование лекции учителя

Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого

13.01

Журналистика XIXвека.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

2

Лекция

- оценивание и редактирование в группах

Конспектирование лекции учителя

Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого

15.01

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

2

Лекция

- оценивание и редактирование в группах

Конспектирование лекции учителя

Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого

20.01

Репортаж «Мой город или мой район»..

        

2

Написание и редактирование.

22.01

Заметка– один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение

2

Анализ текста (составить план текста, указать перспективу развёртывания текста – в пространственной, временной, выявить изобразительно – выразительные средства языка)

Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора

27.01

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу

2

Анализ текста (составить план текста, указать перспективу развёртывания текста – в пространственной, временной, выявить изобразительно – выразительные средства языка)

Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора

29.01

Фельетон– острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

2

Анализ текста (составить план текста, указать перспективу развёртывания текста – в пространственной, временной, выявить изобразительно – выразительные средства языка)

Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора

3.02

Индивидуальные консультации

2

Редактирование написанного.

5.02

Сущность слова.  Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

2

Работа с текстами

Найти в газетных и журнальных публикациях примеры употребления  профессиональной лексики. Доказать обоснованность или необоснованность их употребления

10.02

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц

2

Работа с текстами

Найти  в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов. Доказать обоснованность или необоснованность их употребления

12.02

Рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».

2

Работа с крылатыми словами и выражениями

17.02

Дискуссия о профессиональной этике журналиста

2

Ролевая игра.

19.02

Индивидуальные консультации.

2

Редактирование

24.02

Стилистические фигуры речи.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

2

Практикум.

Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте

26.02

Стилистические фигуры речи:анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис

2

Практикум

Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте

2.03

Стилистические фигуры речи:

прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

2

Практикум

Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте

4.03

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

2

Творческая работа в жанре.

9.03

Индивидуальные консультации

2

Редактирование написанного

11.03

Роль статьи в газетах и журналах

Анализ статьи

( работа над композицией, определение типа речи)

16.03

18.03

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

4

Практикум

Подобрать заголовок к статье. Определить задачу речи. Найти в тексте языковые средства, воздействующие на читателя. Найти средства связи в тексте.

22.03

Написание статьи в газету

2

Творческая работа

- сочинение в жанре статьи.

23.03

Индивидуальные консультации

2

Редактирование написанного

25.03

Работа с газетными жанрами.

2

Практикум.Оценить уровень мастерства автора.

Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому

30.03

Заглавие – важный компонент текста.

2

Наблюдение над ролью заглавия в произведении

Наблюдение над ролью заглавия в произведении

1.04

Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

2

Практикум

Написать лид и придумать 5 заголовков.

6.04

Индивидуальные консультации

2

Редактирование написанного.

8.04

13.04

Конкурс сочинений на свободную тему..

 Презентация собственного

4

Необходимый критерий – выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.

Работа над сочинением

15.04

Источники информации.

2

Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.

20.04

Индивидуальные консультации

2

Редактирование.

22.04

 Деловая игра «Журналист – око народное».

2

Ролевая игра

Выставка наиболее интересных материалов и проектов

27.04

Интернет-журналистика

2

Лекция учителя

29.04

Участие в интернет-конкурсах

2

Творческая работа

4.05

Круглый стол «Мои успехи в журналистике

2

Отчёт о работе

Выставка достижений

6.05

Индивидуальные консультации.

2

11.05

Выпуск школьной газеты «Последний звонок

2

Выпуск газеты

13.05-18.05

Презентация  «Портфеля творческих достижений».

4

Творческая лаборатория.

Защита проектов.

20.05

Отчёт о работе

2

Выпуск газеты.

25.05

Анкетирование

2

Опрос по работе в объединении. Обработка информации.

27.05

Планы на будущее

2

Предварительные прогнозы. Предложения по дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии (автор программы О.С.Габриелян)

Представлены рабочие программы для 8-11 классов (8 класс - 3 ч. в неделю, 9 класс - 2 часа в неделю, 10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 2 часа в неделю)...

Аннотация к рабочей программе по географии (автор программы Каринская - 7 класс)

Аннотация Рабочая программа курса география «Материки, океаны, народы и страны» для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы составлена на основании следующих документов:·...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб

Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Методический конструктор внеурочной деятельности (Авторы Д. В .Григорьев., П.Д. Степанов)

Материал включает в себя все разделы воспитательной работы классного руководителя за учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...