Логико-смысловые модели на уроках
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Комарова Татьяна Михайловна

«Как вызвать у учеников желание учиться?»- этот вопрос задает себе учитель, готовясь к каждому уроку. Современное  поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных программ, поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности, русскому языку и литературе целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологию

Давно стало аксиомой, что в процессе познания человек должен сначала себе представить что-либо, а потом осмысливать , анализировать, описывать, систематизировать. Вот почему на уроках русского языка и литературы 10-11 классах используется логико-смысловых моделей(ЛСМ) как формы знаково-символических средств, основу которых составляет методическая система многомерной дидактической технологии(автор-профессор В.Э. Штейнберг)

Возрастание моделирования учебного материала связанно с развитием механизмов мышления человека. На современном этапе развития  механизмов мышления человека. На современном  этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений  и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма в преподавании. Становиться очевидным , что механизм отражения знаний не справляются с новыми задачами. Тем самым создаются предпосылки формирования новой функциональной системы человека- условной «третьей сигнальной системы», оперирующей моделями, формулами, схемами. Данная виртуальная система отображения и представления знаний компактна, логична и отличается структурированностью, что является необходимыми элементами для успешного восприятия, усвоения и применения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основной материал19.72 КБ
Файл Презентация109.11 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Как вызвать у учеников желание учиться?»- этот вопрос задает себе учитель, готовясь к каждому уроку. Современное  поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизионных развлекательных программ, поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности, русскому языку и литературе целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологию

Давно стало аксиомой, что в процессе познания человек должен сначала себе представить что-либо, а потом осмысливать , анализировать, описывать, систематизировать. Вот почему на уроках русского языка и литературы 10-11 классах используется логико-смысловых моделей(ЛСМ) как формы знаково-символических средств, основу которых составляет методическая система многомерной дидактической технологии(автор-профессор В.Э. Штейнберг)

Возрастание моделирования учебного материала связанно с развитием механизмов мышления человека. На современном этапе развития  механизмов мышления человека. На современном  этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений  и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма в преподавании. Становиться очевидным , что механизм отражения знаний не справляются с новыми задачами. Тем самым создаются предпосылки формирования новой функциональной системы человека- условной «третьей сигнальной системы», оперирующей моделями, формулами, схемами. Данная виртуальная система отображения и представления знаний компактна, логична и отличается структурированностью, что является необходимыми элементами для успешного восприятия, усвоения и применения знаний.

Логико-смысловые модели на уроках

Многомерная словесная наглядность в виде ЛСМ проектируется следующим образом:

  1. Выбирается тема модели, выделяется круг основных вопросов- координат. Их должно быть8. Произвольное изменение числа координат будет ошибкой.
  2. В центре координат в эллипсе(треугольник, квадраты не допускаются) указывается главный вопрос.
  3. Определяется расстановка координат путем их ранжирования(к1-к8)
  4. Первую координату располагают на месте цифры 9 на часах.
  5. Место между координатами , например , К1 и К2, называется полем и предназначено для заполнения.
  6. Название узлов не должно превышать 3-4 слов.
  7. Модели должны заполняться учащиемся вместе с учителем.
  8. Связи между узлами должны выявляться и объясняться учащимся, так как эти эти учебные действия являются одними из важнейших для успешного обучения.
  9. Отдельные узлы или координаты могут быть заполнены учащимися самостоятельно.

«Конструктор знаний» хорошо подходит для работы с учебником, при самостоятельном поиске недостающих знаний , при выполнении операции анализа и синтеза. Штейнберг отмечает, что «среднее время выхода на уверенное конструирование ЛСМ составляет примерно один учебный год»

Данная методика эффективна при выполнении различных видов работ на уроке.  Основные принципы построения остаются теми же, только учитель заранее готовит презентацию с элементами анимации. С помощью анимации визуально прослеживаются взаимосвязи , а гиперссылки помогают переходить от одного этапа работы к следующему до тех пор, пока не будет построена вся логика- смысловая модель.

Следует запомнить , что ЛСМ имеет восьмилучевую систему координат. Каждая координата заканчивается стрелкой , около которой указаны номер координаты и название. К1 всегда находиться на «9-часовой стрелке циферблата». Заполнение полей обязательно по часовой стрелке. Выделение ключевых моментов урока начинается от центра к стрелочке по координате. Заполнение координат происходит постепенно во время объяснения материала. Можно работать на обычной доске , а можно использовать интерактивную доску и мультимедиа.  

Построение ЛСМ может быть фрагментов урока. Возможно также проведение урока , полностью построенного на конструировании одной многомерной модели. Такой вариант эффективен во время урока-лекции при изучении монографической темы .

Результаты работы учащихся на уроках по логико-смысловому моделированию свидетельствует о том , что оно пробуждает творческие способности , придает выполняемым заданиям авторскую окраску . Положительным моментом является так же то, что учащиеся не пишут огромных конспектов, а на одной странице записывают всю информацию в виде логико-смысловой модели, что позволяет за короткий промежуток времени систематизировать , обобщить значительный материал , выявить логические связи , провести анализ и синтез .

Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждая ее элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику двух явлений , найти сходства  и различия между ними, установить причинно- следственные связи , выявить основную проблему и найти ее решение.

Использование ЛСМ помогает и в работе с учащимися с низким уровнем подготовки. Так , например, во время дополнительных занятий учащимся выдается ЛСМ по теме и они «разворачивают» содержащуюся в ней информацию. Проговаривание помогают усвоению учебного материал, развивает логическое мышление.

Логико-смысловое моделирование, применяемое на уроках, обеспечивает равноактивную  познавательную деятельность учащихся как во внешнем , так и во внутреннем мыслительном планах , обеспечивает обратную связь «учитель-ученик», которую легко можно использовать для управления учебной деятельностью.

Конечно, урок, построенный на конструировании модели , требует предварительной  подготовки. Учитель должен представить всю тему целиком , затем разбить ее на смысловые фрагменты, которые соответствует  основным учебным вопросам, продумать название координат и ключевых моментов, важных для запоминания , определить задания для учеников – ассистентов, подготовить раздаточный материал.

Предлагаем сценарий уроков , построенных на конструировании одной многомерной модели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Баловать – балованный; звонить – звонишь – звонят – звоните; облегчить; туфли – туфель; начаться – начался – началось – начались; красивый – красивее.

Слайд 2

Балова□ть – бало□ванный ; звони□ть – звони□шь – звоня□т – звони□те ; облегчи□ть ; ту□фли – ту□фель ; нача□ться – начался□ – начало□сь – начали□сь ; краси□вый – краси□вее .

Слайд 3

Ветер, ветер, ветер, В почерневший сад, Тучи, тучи, тучи, Грустные сидят. Льется дождь колючий, Мокрый листопад, Взрослые и дети По небу летят.

Слайд 4

Тучи , тучи, тучи По небу летят. Льётся дождь колючий В почерневший сад. Ветер, ветер, ветер, Мокрый листопад. Взрослые и дети Грустные сидят.

Слайд 5

ТЕКСТ К 1 К 2 К 3 К 4 К 5 К 6 К 7 К 8 ИЗ ЛАТ ЯЗ. ТКАНЬ, СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЛИ АБЗАЦЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКИ КОММЕНТАРИЙ ВИДЫ СВЯЗИ ТИПЫ РЕЧИ ЦЕЛИ ВОПРОСЫ- ПОМОЩНИКИ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ

Слайд 6

ТЕКСТ К 1 К 2 К 3 ИЗ ЛАТ ЯЗ. ТКАНЬ, СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЛИ АБЗАЦЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКИ КОММЕНТАРИЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАГОЛОВКА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ДЕЛИМОСТЬ СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО СЛОЖНЫЙ ПЛАН МИКРОТЕМА = АБЗАЦ ПРОСТОЙ ПЛАН 19.02.2016 ПОДТЕМА ИДЕЯ – К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ АВТОР? ТЕМА – О ЧЕМ ГОВОРИТЬСЯ?

Слайд 7

ТЕКСТ К 3 КОММЕНТАРИЙ СЛОЖНЫЙ ПЛАН ПРОСТОЙ ПЛАН ПОДТЕМА ИДЕЯ – К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ АВТОР? ТЕМА – О ЧЕМ ГОВОРИТЬСЯ? К 4 ВИДЫ СВЯЗИ ЦЕПНАЯ ПОВТОР КЛЮЧЕВОГО СЛОВА ЗАМЕНА СИНОНИМОМ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ОДИНАКОВЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ МИКРОТЕМА = АБЗАЦ ВВОДНЫЕ СЛОВА НАРЕЧИЯ МЕСТА, ВРЕМЕНИ

Слайд 8

ЦЕПНАЯ (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ) СВЯЗЬ 1. 2. 3. 4. предложения «сцепляются» друг с другом средства цепной связи повтор слов местоимения синонимы однокоренные слова последующее связано с предыдущим

Слайд 9

Описание – это изображение какого-либо явления путем перечисления и раскрытия его основных признаков пейзаж портрет предмет, явление рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека назначение, принцип действия, внешний вид, производимые операции внешний вид деревьев, трав, неба, реки ЦЕЛЬ: читатель (слушатель) должен представить предмет описания в своем воображении

Слайд 10

Композиция описания 1. Общее представление о предмете 2. Отдельные признаки предмета 3. Авторская оценка, вывод, заключение

Слайд 11

Цель повествования : сообщить о каком-то событии в его временной последовательности → особая роль глаголов прошедшего времени. Главное – порядок действия, развитие сюжета. Схема текста-повествования начало события (завязка) развитие события ( кульминация ) конец события (развязка) События могут передаваться в любой последовательности: в прямой ( хронологической ) и обратной , когда мы сначала узнаём о развязке, а потом – о самом действии

Слайд 12

Композиция текста-рассуждения Главный вопрос – ПОЧЕМУ? Цель – ДОКАЗАТЬ ЧТО-ЛИБО ИЛИ ОПРОВЕРГНУТЬ Тезис ( высказывается какая-то мысль) Доказательство ( или опровержение ) аргументы а).., б).., в)… и т.д., сопровождаемые примерами Вывод (заключение) Вводные слова: ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, НАКОНЕЦ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ТАКИМ ОБРАЗОМ Союзы: ОДНАКО, ХОТЯ, ТАК КАК, ПОТОМУ,ЧТО, НЕСМОТРЯ НА

Слайд 13

ТЕКСТ К 5 К 6 К 7 ТИПЫ РЕЧИ ЦЕЛИ ВОПРОСЫ- ПОМОЩНИКИ КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ? ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА РАССКАЗ О СОБЫТИЯХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ

Слайд 14

ТЕКСТ К 7 КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ? К 8 ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПЛАН ТЕЗИСЫ КОНСПЕКТ РЕФЕРАТ РЕЦЕНЗИЯ

Слайд 15

ТЕКСТ К 1 К 2 К 3 К 4 К 5 К 6 К 7 К 8 ИЗ ЛАТ ЯЗ. ТКАНЬ, СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЛИ АБЗАЦЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКИ КОММЕНТАРИЙ ВИДЫ СВЯЗИ ТИПЫ РЕЧИ ЦЕЛИ ВОПРОСЫ- ПОМОЩНИКИ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ КАКОВ ПРЕДМЕТ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? ЧТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ? ПЛАН ТЕЗИСЫ КОНСПЕКТ РЕФЕРАТ РЕЦЕНЗИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА РАССКАЗ О СОБЫТИЯХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ К 3 КОММЕНТАРИЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАГОЛОВКА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ДЕЛИМОСТЬ СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО СЛОЖНЫЙ ПЛАН ПРОСТОЙ ПЛАН ПОДТЕМА ИДЕЯ – К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ АВТОР? ТЕМА – О ЧЕМ ГОВОРИТЬСЯ? МИКРОТЕМА = АБЗАЦ ЦЕПНАЯ ПОВТОР КЛЮЧЕВОГО СЛОВА ЗАМЕНА СИНОНИМОМ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ОДИНАКОВЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ ВВОДНЫЕ СЛОВА НАРЕЧИЯ МЕСТА, ВРЕМЕНИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логико - смысловых моделей на уроке физики

В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе. Современна...

Урок в 6 классе с использованием логико-смысловой модели В. Э. Штейнберга. Tема: “Do you know Past Simple?”

Переход на ФГОС нового поколения сопровождается системными преобразованиями, связанными не только с изменениями содержания образовательных программ, но и с поиском наиболее эффективных технологий обуч...

Тема «Использование логико-смысловых моделей на уроках математики»

Образование развивается путем совершенствования образовательных средств. Передача опыта на заре человеческой культуры обходилась натуральными,  биологическими средствами запоминания и воспроизвед...

Статья: "Применение элементов логико-смысловых моделей на уроках химии".

Модели обладают универсальностью, так как могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин в работе с учащимися различных возрастных групп, в любых учебных учреждениях, а также во многих...

Использование логико - смысловых моделей на уроках

«Как вызвать у учеников желание учиться?»- этот вопрос задает себе учитель, готовясь к каждому уроку. Современное  поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизион...

Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка

Савицкая Татьяна Борисовна,учитель русского языка и литературыМБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина» Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка (СЛАЙД 1).Безусловно, сегод...

Статья "Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии"

Отчёт по теме самообразования "Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии"...