Статья: "Применение элементов логико-смысловых моделей на уроках химии".
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Мосиенко Екатерина Петровна

Модели обладают универсальностью, так как могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин в работе с учащимися различных возрастных групп, в любых учебных учреждениях, а также во многих областях человеческой деятельности.

 Научно обоснованная педагогическая технология только тогда дает необходимые результаты, когда она одухотворена ее соавтором и исполнителем - Учителем. Данная технология развивает и   помогает формированию образного мышления,  повышает мотивацию к уровню своего мастерства. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов логико-смысловых моделей в развивающем обучении Актуальность вижу в том, что детей надо научить пользоваться своими знаниями. Проблемами на уроке являются активизация мыслительной деятельности, развитие творческих способностей. Усвоение материала, лучше происходит в сравнении, сопоставлении, при построении логических схем. Изучая литературу, по данному вопросу, заинтересовалась ЛСМ в связи с тем, что они развивают образное мышление, дают возможность облегчить усвоение и систематизацию материала.

Слайд 2

Для реализации цели повышения уровня познавательной активности учащихся на различных этапах обучения важно создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивали бы активное стимулирование развивающего обучения.

Слайд 3

«Логико-смысловые модели» Понятие «логико-смысловая модель» было введено В. Э. Штейнбергом (доктор педагогических наук, профессор Башкирского педагогического университета ), для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Использование ЛСМ может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной дея­тельности учащихся. Построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации.

Слайд 4

Логико – смысловые модели в развивающем обучении: Применение ЛСМ в развивающем обучении особенно эффектно для обучения школьников с правополушарным типом познавательной деятельности . . Сущность развивающего обучения как технологии и системы обучения, можно представить в виде ЛСМ (рис №1). ЛСМ могут быть использованы для иллюстрации философских категорий «сущность», «особенное», «единичное», лежащих в основе системы развивающего обучения.

Слайд 5

Развивающее обучение, как система обучения:

Слайд 6

Использование элементов логико-смысловых моделей (ЛСМ) в собственном педагогическом опыте: Рассмотрим использование моделей в иллюстрации категории «сущность». Используем элементы моделей при изучении узловых тем, на различных этапах урока для повышения эффективности обучения. Использую модели при изучении оксидов, кислот… применение данной технологии при изучении темы «оксиды». Проектируем способы познания по шести осям: совместно составляем элементы ЛСМ. Заполняем оси 1-3, оставляя оси 4-6 свободными.

Слайд 7

Портрет оксида: .

Слайд 8

Иллюстрация категории «сущность» Таким образом, к концу изучения химии в 8 классе, после накопления у школьников соответствующих знаний ЛСМ «Портрет оксида» будет выглядеть, заполненным на всех осях. Категорию «особенное» иллюстрируем на примере кислотных, основных оксидов. Категорию «единичное» - на конкретном примере вещества.

Слайд 9

Методические рекомендации: 1. Составляя ЛМС, выбираем каркас. 2. Определяем круг, изучаемых вопросов (тема, раздел). 3. Выделяем в теме смысловые группы. 4. Название и расставление смысловых групп (координаты). 5. Название и расставление опорных узлов на координатных лучах. 6. Выявляем смысловые связи между объектами знаний.

Слайд 10

Качество знаний по химии в 9 классе

Слайд 11

Заключение: Применение технологии ЛМС в обучении считаю актуальной в связи с тем, что модели являются многофункциональными. Они могут быть использованы на различных этапах обучения: при первом знакомстве с материалом, закреплении, обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Модели обладают универсальностью так как могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин в работе с учащимися различных возрастных групп.

Слайд 12

Портрет оксида:

Слайд 13

Портрет основания:

Слайд 14

Щелочи:

Слайд 15

Амфотерный оксид:

Слайд 16

Оксид кальция:

Слайд 17

Спасибо за Внимание!



Предварительный просмотр:

Мосиенко Екатерина Петровна.

Учитель химии.

МОУ Табатская СОШ.

с. Табат   ул. Щетинкина 23

 телефон: 89020149426

Использование элементов логико-смысловых моделей в развивающем  обучении на уроках химии.

Научить ребенка творить,

чтобы он почувствовал

себя талантливым.

   Современный урок – это конструирование активного взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижения поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность педагогического процесса на уроке.   В настоящее время важно научить ребенка - учиться, а это значит научить его добывать и применять свои знания в новых условиях. Одной из важных проблем в обучении является развитие образного мышления, (т.е.   создание целостного представления об изучаемом объекте), развитие творческих способностей. Поэтому важно научить учащихся умению сравнивать, анализировать, систематизировать материал, а также выделять главное, строить логические схемы, модели. Изучая проблему: как сделать продуктивным и творческим процесс познания, ознакомилась, с различными педагогическими технологиями, заинтересовалась логико-смысловыми моделями (ЛСМ). Модели развивают образное мышление, способствуют формированию восприятия любой информации в сжатой лаконичной форме (в виде узелков памяти). Впервые понятие «логико-смысловая модель» было введено В.Э. Штейнбергом 1(доктор педагогических наук, профессор Башкирского педагогического университета), для представления знаний в виде многомерной модели, состоящей из двух компонентов: содержательного (смысловые элементы) и логического (порядок расположения смысловых элементов). Авторы статьи «Логико-смысловые модели в развивающем обучении» Н.П. Воскобойникова, И.Г.Галыгина, Л.В.Галыгина отмечают: использование ЛСМ может значительно повысить эффективность обучения, позволит учесть тип познавательной деятельности учащихся (право - и левополушарные). Особенно эффективно использование моделей для учащихся с правополушарным типом познавательной деятельности, которые склонны рассматривать частности слагающие целое, осуществлять поиск общей картины и смысла явления.

 1 Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. — 2000. - № 7.

  Построение ЛСМ способствует формированию целостного восприятия любой информации.  Для обучения школьников с правополушарным типом познавательной деятельности была создана система  развивающего обучения В.В. Давыдова. Ее применение в курсе химии разработано О.С. Габриеляном, С.Т. Сатбалдиной.

  В статье Н.П. Воскобойниковой, И.Г. Галыгиной, Л.В. Галыгиной,  для иллюстрации философских категорий «сущность», «особенное», «единичное», лежащих в основе системы развивающего обучения,  рассмотрено применение  одного из аспектов  ЛСМ.  На этапе обобщенной модели способа познания оксидов учитель совместно со школьниками составляет ЛСМ «Портрет оксида», проектируя способы познания  информации  по 6  осям, при этом учитель опирается на имеющиеся знания учащихся. Оси,  оставшиеся   свободными,  заполняются в процессе изучения соответствующих тем  в старших классах.  Таким образом, к концу изучения химии в 8 классе, после накопления у школьников соответствующих знаний ЛСМ «Портрет оксида» будет выглядеть, как показано на рис.1.  Категория «особенное» на данном этапе познания рассмотрена на моделях  основных и кислотных оксидов.    

Авторы данной статьи отмечают: модели позволяют организовать учебный процесс более эффективно так как,  получая целостное представление об изучаемом объекте в большей степени, развивается образное мышление, осуществляется связь между темами курса.  Изучая передовой педагогический опыт по данной технологии, разработала в своей педагогической деятельности  использование элементов ЛСМ в развивающем обучении.  

Цели статьи: Формирование образного мышления учащихся в процессе собственной деятельности через развитие умений сравнения,  систематизации информации.   Мною разработано применение моделей при изучении узловых тем в 8-м,9-м, классах в иллюстрации категории «сущность»: «Портрет основания»; категории «особенное»: «Растворимые основания»,  «Амфотерный оксид»; категории «единичное»: «Оксид кальция».  На этапе обобщенной модели рассматриваем с учащимися категорию сущности «Портрет основания». При обработке понятия «основание», выясняем качественный и количественный состав, степени окисления металлов оснований. Совместно с учащимися  составляем модель, проектируем способы познания информации по шести осям: состав, строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение.  При этом опираемся на имеющиеся знания, учащиеся заполняют оси 1-3 и оставляют оси 4-6 свободными для дальнейшей работы.

2 Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе. — 2005. — № 5

 

 Таким образом, к концу изучения химии в 8 классе, после накопления  соответствующих знаний,  у учащихся ЛСМ «Портрет основания» рис.№2  будет выглядеть, заполненным на всех осях. Категорию «особенное»  на данном этапе познания иллюстрируем  на рис.3, где приведена модель  растворимого основания, амфотерного оксида на  рис.№4.На данных моделях оси 4 и 5 уже заполнены. Категорию «единичное»  иллюстрируем  ЛСМ конкретного оксида: оксида кальция (негашеной извести). На этой схеме  указываем свойства данных веществ, качественная реакция на углекислый газ - помутнение известковой воды и т.д. При изучении данных тем в старших   классах  возвращаемся к  ЛСМ,   заполняем свободные точки на осях новой информацией что, способствует лучшему усвоению материала. Элементы ЛСМ использую на различных этапах урока; при проведении различных типов уроков: на уроках первичного ознакомления с новым материалом, обобщении, систематизации и контроле знаний. Для организации контроля знаний  использую модели в качестве минисправочника, что позволяет быстро получить информацию о знаниях учащихся, значительно сокращает время на подготовку заданий и проверку их  выполнения. На один текст задания подбираю разные варианты, при этом не исключается возможность уровневой дифференциации  и индивидуального подхода к обучению отдельных учащихся или групп. Задания могут иметь репродуктивный, творческий и развивающий характер. Рассмотрим применение категории «особенное» на примере модели «Растворимые основания».

 Задания:

1.С гидроксидом калия (натрия) реагируют:

а) Н2SO4   б) СО2     в) FеО        г) Аl2О3      д) Zn(OH)2       е) СиS      е) СиSО4     ж) Cl2

2.К какому классу принадлежит вещество: СаО, (Са (ОН)2…)

Напишите уравнения реакций, подтверждающие химические свойства данного вещества.

3. Определите раствор вещества Са (ОН)2 ,  (NаОН), среди других бесцветных растворов.

4. Составьте уравнения реакций, получения вещества: СаО, (Са (ОН)2,  NаСl…) различными способами. Укажите типы химических реакций.

Приведенные задания можно выполнять, опираясь на модели на уроках в 8-м и 9-м классах. Таким образом,   ЛСМ учит устанавливать естественные связи между различными учебными дисциплинами, делает обратную связь оперативной, способствует более прочному воспроизведению изученного, усиливает наглядность материала.

Используя модели, в обучении убедилась в том,  что они развивают мыслительную деятельность учащихся, потому что из пассивных слушателей учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, наблюдается стабильный рост   качества   знаний. Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышенный интерес к учебе является важным показателем значимости применения ЛСМ в обучении.

 Для более успешного применения технологии, необходимо более глубоко изучить вопрос; уметь ранжировать (расставлять и упорядочивать) материал,

заглянуть в приграничные области, в область смежных наук, показать практическое применение изучаемого материала, раскрыть воспитательный потенциал учебного предмета.

Применение данной технологии помогает организовать учебный процесс более эффективно, способствует формированию у учащихся логического представления о теме, разделе, курса в целом. Данная  технология актуальна и  перспективна  в связи с тем, что  модели многофункциональны, так как могут быть использованы на различных этапах и в различных системах обучения: развивающей (РСО), коллективной (КСО), адаптивной (АСО), педагогических мастерских (ПМ), модульном обучении (МО).

Модели обладают универсальностью, так как могут быть востребованы в преподавании любых учебных дисциплин в работе с учащимися различных возрастных групп, в любых учебных учреждениях, а также во многих областях человеческой деятельности.

 Научно обоснованная педагогическая технология только тогда дает необходимые результаты, когда она одухотворена ее соавтором и исполнителем - Учителем. Данная технология развивает и   помогает формированию образного мышления,  повышает мотивацию к уровню своего мастерства.

Возможности ЛМС:

  • 1. Получить целостное представление об изученном объекте.
  • 2. Осуществить связь между темами курса.
  • 3. Делить общие понятия на частные.
  • 4.  Организовать самостоятельную работу для    творческого исследования.
  • 5. Сформировать новый взгляд на жизнь в целом.
  • 6. Технологизировать деятельность учителя и учащегося для облегчения их совместной работы.

Литература:

1. Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты // Образование в современной школе. — 2000. - № 7.

2. Воскобойникова Н. П., Галыгина Л. В., Галыгина И. В. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе. — 2005. — № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логико - смысловых моделей на уроке физики

В образовании наступают непростые времена: учащиеся все меньше проявляют настойчивости и усердия в обучении, а учителям все труднее организовать продуктивный учебный процесс в классе. Современна...

Элементы интегрированного обучения на уроках химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методические приемы проведения уроков химии при дистанционном образовании детей с ограниченными возможнотми здоровья....

Элементы проектной деятельности на уроках химии.

Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии"....

Тема «Использование логико-смысловых моделей на уроках математики»

Образование развивается путем совершенствования образовательных средств. Передача опыта на заре человеческой культуры обходилась натуральными,  биологическими средствами запоминания и воспроизвед...

Логико-смысловые модели на уроках

«Как вызвать у учеников желание учиться?»- этот вопрос задает себе учитель, готовясь к каждому уроку. Современное  поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизион...

Использование логико - смысловых моделей на уроках

«Как вызвать у учеников желание учиться?»- этот вопрос задает себе учитель, готовясь к каждому уроку. Современное  поколение учащихся сформировалось под воздействием компьютерных игр и телевизион...

Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка

Савицкая Татьяна Борисовна,учитель русского языка и литературыМБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина» Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка (СЛАЙД 1).Безусловно, сегод...