Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Савицкая Татьяна Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина»

 

Использование логико-смысловых моделей

 на уроках русского языка

(СЛАЙД 1).

Безусловно, сегодня в методическом арсенале учителя есть многое. Это и традиционные (классические методы и приёмы), и различные инновационные педагогические технологии, это и  большие технические возможности.

Несмотря на это, каждый учитель задаёт себе вопросы: «Как повысить качество обучения? Как сделать доступным изучаемый материал? Как вызвать у учеников интерес к учёбе и желание учиться?»

Важно учитывать, что   сегодня  мы имеем дело с поколение учащихся, находящихся под влиянием различных компьютерных технологий, существующих в зоне медийного пространства и привыкших зачастую к знаково-символическим  средствам  общения, вытесняющим общение вербальное. Это подтверждают слова Светланы Геннадьевны Жегаловой, заслуженного учителя Башкортостана, автора книги «Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка и литературы», которая пишет: «На современном этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма преподавания».  

Возможно, поэтому роль моделирования как формы словесно-знаковых средств возрастает. Детей привлекает компактность, лаконичность информации. В одном из номеров литературной газеты я прочитала слова Инны Кабыш:   «Мы не можем, безусловно, во всём идти на поводу у детей, но и не прислушиваться к ним не можем». Не могу с этим не согласиться.

В этой связи мне  кажется интересной  интерактивная технология, которая называется  технология  дидактических многомерных (т.е. адекватных окружающему нас миру и пригодных для совершенствования основных видов деятельности педагога)  инструментов,  и её конкретная реализация ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ. Речь не идёт об исключительно знаковой фиксации знаний, речь пойдёт о том, как большой объём информации «упаковать», свернуть до образно-визуальной формы.

Автором этой технологии является Валерий Эмманулович Штейнберг – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Башкортостана, профессор Башкирского государственного университета.

(СЛАЙД 2).

Итак, логико-смысловые модели. Под понятием модель Штейнберг понимает «любой мысленный или знаковый образ представляемого объекта».

(СЛАЙД 3).

Логико-смысловая модель  проектируется следующим образом.  

(СЛАЙД 4).

 

 

В основе логико-смысловой модели лежит опорно-узловая система координат. Прототипом этой системы можно считать декартову систему координат.

Нанесение информации на опорно-узловые каркасы требуют следующих операций:

·                   определяется объект исследования, который помещается в центр (эллипсе) системы координат;

·                   определяется расстановка координат путём их ранжирования;

·                    на каждой координате выбираются ключевые понятия (узлы), формулируется  их название.

·                   Выявляются смысловые связи между узлами координат (пространство между двумя координатами образует межкоординатную  матрицу, куда может вноситься дополнительная информация в виде смысловой связи между опорными узлами.

5.  В логико-смысловой модели всё подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут начало именно от неё и пространственно бесконечны, узлы – элементы проблемы.

6. В основу данной технологии положен следующий принцип: любой сложный для учащихся материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой мышления, а именно:

·                   выделить наиболее существенные элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося;

·                   освободить от излишней информации;

·                   расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знаний  из другого;

·                   по возможности, используя межкоординатное смысловое пространство,  дополнительно показать логику с помощью различных знаков, стрелок и других графических средств.

По образцу такой системы координат можно представит любую тему по любому предмету; кроме того, по такому же образцу можно разложить содержание каждой координаты.

7. Организация работы с ЛСМ на уроках.

1) Работа с логико-смысловыми моделями может быть организована на любом этапе урока, хорошо подходит для работы с учебником, при самостоятельном поиске недостающих знаний, обобщении изученного материала, при выполнении операций анализа и синтеза.

2) Построение ЛСМ модели может быть фрагментом урока. Возможно проведение урока, полностью построенного на конструировании одной многомерной модели. Составление модели может занимать и несколько уроков.

3) Возможны и различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

8. Постараюсь проиллюстрировать эти положения их практическим применением.

 (Слайд 5).

 

 

 

 

А) К примеру, на этапе повторения орфографии в начале года. Учащимся 8-11 классов предлагается составить ЛСМ по теме «Правописание Н и НН в словах разных частей речи». Перед учащимися ставится задача: вспомнить части речи, в которых встречается эта орфограмма, вспомнить правила и отразить их на схеме. Определяется последовательность действий.

1.                (К-1) – назвать части речи, в словах которых  встречается эта орфограмма;

2.                 (К3-7) – запись правил;

3.                 (К-8) – выбор учеников.

Учащиеся 8, 9 класса работают  при поддержке учителя: называются основные координаты, некоторые узловые элементы содержания, смысловые связи между узлами.  Выпускники 11 класса составляют ЛСМ самостоятельно.

Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».

Б) В зависимости от сложности темы составление одной  логико-смысловой модели может занимать не один, а несколько уроков.

Трудности у учеников 9 класса вызывает пунктуация в сложных союзных предложениях. В результате освоения темы  с учётом особенностей учеников класса была составлена такая справочная модель.

 (Слайд 6).

 

Эта модель заполнялась в течение нескольких уроков. Некоторые учителя ставили под сомнение целесообразность выбора некоторых координат. Например, К1. Но я ещё раз напоминаю, что любая модель составляется учителем с учётом особенностей класса, поэтому выбор остаётся за учителем. Остановлюсь на последних двух уроках работы с этой моделью.

Координата К7 заполнялась учащимися на уроке, тема которого была определена так: «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении».

Этому предшествовала такая работа. Учащимся предлагался исследовательский путь изучения новой темы. Для этого дети последовательно работали с таблицей.

(Слайд 7).

 

Последовательно анализируя предложения, делали выводы, точные формулировки постепенно появлялись в левых колонках.

(Слайд 8).

 

Эту тему я разбираю с учащимися уже несколько лет. Поскольку тема не рассматривается в учебниках, я всегда предлагала переписать эту таблицу в тетрадь. Таблица объёмная, переписывание занимало много времени. В этом году я поступила иначе: поработав с таблицей, учащиеся  выполняли различные  тренировочные задания, а в конце урока,  на этапе рефлексии изученного материала, по памяти (закрытых тетрадях и отсутствии информации на экране) заполняли координату К-7. Напомню, что тема в учебнике не рассматривается, поэтому заполненная координата стала единственным для учеников справочным материалом.

(Слайд 9).

 

  Координата К8 получила название «Мои вопросы» и заполнялась учащимися при подготовки развёрнутого ответа по теме «Пунктуация в сложном союзном предложении».

В) Есть темы, которые могут быть предложены детям для самостоятельного освоения. Например, тема «Обобщающие слова при однородных членах» в 8 классе. Многое по этой теме ученикам уже известно. И самостоятельное изучение вполне возможно. Я предложила ребятам, работая с параграфом учебника самостоятельно, «свернуть» материал, отразив узловые моменты на координате логико-смысловой модели. Демонстрация фрагмента урока занимало много времени, я покажу результаты. Фото работ учеников.

(Слайд 10).

 

 

Г) Работа может проводится с учащимися разных возрастных групп. Приведу пример создания ЛСМ в 5 классе на уроке-обобщении по теме «Имя прилагательное как часть речи».

(СЛАЙД 11).

 

9.  Возможности технологии:

•         Заполненная модель становится мини-справочником.

•         Получить целостное представление об изучаемой теме.

•         Осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса.

•         Компактно и системно обучать структурированию знаний и логике.

•         Избавить учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала.

•         Сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом.

•         Технологизировать деятельность учителя и учащегося для облегчения их совместной работы.

При этом каждый учитель, внедряя в свой методический арсенал данную технологию, имеет возможность проявлять творчество, выбирать наиболее удобные для себя подходы и приёмы.

 

10. Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».

В.Э. Штейнберг отмечает, что «среднее время выхода на уверенное конструирование ЛСМ составляет примерно один год». Я работаю лишь полгода, однако могу сказать,  что учащиеся всех моих возрастных групп справляются довольно успешно и очень многие постоянно обращаются к уже составленным  моделям как к справочным материалам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc523.5 КБ

Предварительный просмотр:

Савицкая Татьяна Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1 имени В.И. Ленина»

Использование логико-смысловых моделей

 на уроках русского языка

(СЛАЙД 1).

Безусловно, сегодня в методическом арсенале учителя есть многое. Это и традиционные (классические методы и приёмы), и различные инновационные педагогические технологии, это и  большие технические возможности.

Несмотря на это, каждый учитель задаёт себе вопросы: «Как повысить качество обучения? Как сделать доступным изучаемый материал? Как вызвать у учеников интерес к учёбе и желание учиться?»

Важно учитывать, что   сегодня  мы имеем дело с поколение учащихся, находящихся под влиянием различных компьютерных технологий, существующих в зоне медийного пространства и привыкших зачастую к знаково-символическим  средствам  общения, вытесняющим общение вербальное. Это подтверждают слова Светланы Геннадьевны Жегаловой, заслуженного учителя Башкортостана, автора книги «Использование логико-смысловых моделей на уроках русского языка и литературы», которая пишет: «На современном этапе развития человеческого общества возрастает давление на механизмы мышления человека. Это проявляется в форме познавательных затруднений и психологических перегрузок учащихся, связанных с преобладанием вербализма преподавания».  

Возможно, поэтому роль моделирования как формы словесно-знаковых средств возрастает. Детей привлекает компактность, лаконичность информации. В одном из номеров литературной газеты я прочитала слова Инны Кабыш:   «Мы не можем, безусловно, во всём идти на поводу у детей, но и не прислушиваться к ним не можем». Не могу с этим не согласиться.

В этой связи мне  кажется интересной  интерактивная технология, которая называется  технология  дидактических многомерных (т.е. адекватных окружающему нас миру и пригодных для совершенствования основных видов деятельности педагога)  инструментов,  и её конкретная реализация ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ. Речь не идёт об исключительно знаковой фиксации знаний, речь пойдёт о том, как большой объём информации «упаковать», свернуть до образно-визуальной формы.

Автором этой технологии является Валерий Эмманулович Штейнберг – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Башкортостана, профессор Башкирского государственного университета.

(СЛАЙД 2).

Итак, логико-смысловые модели. Под понятием модель Штейнберг понимает «любой мысленный или знаковый образ представляемого объекта».

(СЛАЙД 3).

Логико-смысловая модель  проектируется следующим образом.  

(СЛАЙД 4).

 

В основе логико-смысловой модели лежит опорно-узловая система координат. Прототипом этой системы можно считать декартову систему координат.

Нанесение информации на опорно-узловые каркасы требуют следующих операций:

  • определяется объект исследования, который помещается в центр (эллипсе) системы координат;
  • определяется расстановка координат путём их ранжирования;
  •  на каждой координате выбираются ключевые понятия (узлы), формулируется  их название.
  • Выявляются смысловые связи между узлами координат (пространство между двумя координатами образует межкоординатную  матрицу, куда может вноситься дополнительная информация в виде смысловой связи между опорными узлами.

5.  В логико-смысловой модели всё подчиняется единому алгоритму: центр – тема, лучи – проблемы этой темы, которые берут начало именно от неё и пространственно бесконечны, узлы – элементы проблемы.

6. В основу данной технологии положен следующий принцип: любой сложный для учащихся материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой мышления, а именно:

  • выделить наиболее существенные элементы, разбив материал на части, каждая из которых в отдельности доступна для понимания учащегося;
  • освободить от излишней информации;
  • расположить в логике, соответствующей порядку выводимости одного элемента знаний  из другого;
  • по возможности, используя межкоординатное смысловое пространство,  дополнительно показать логику с помощью различных знаков, стрелок и других графических средств. 

По образцу такой системы координат можно представит любую тему по любому предмету; кроме того, по такому же образцу можно разложить содержание каждой координаты.

7. Организация работы с ЛСМ на уроках.

1) Работа с логико-смысловыми моделями может быть организована на любом этапе урока, хорошо подходит для работы с учебником, при самостоятельном поиске недостающих знаний, обобщении изученного материала, при выполнении операций анализа и синтеза.

2) Построение ЛСМ модели может быть фрагментом урока. Возможно проведение урока, полностью построенного на конструировании одной многомерной модели. Составление модели может занимать и несколько уроков.

3) Возможны и различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

8. Постараюсь проиллюстрировать эти положения их практическим применением.

 (Слайд 5).

А) К примеру, на этапе повторения орфографии в начале года. Учащимся 8-11 классов предлагается составить ЛСМ по теме «Правописание Н и НН в словах разных частей речи». Перед учащимися ставится задача: вспомнить части речи, в которых встречается эта орфограмма, вспомнить правила и отразить их на схеме. Определяется последовательность действий.

  1. (К-1) – назвать части речи, в словах которых  встречается эта орфограмма;
  2.  (К3-7) – запись правил;
  3.  (К-8) – выбор учеников.

Учащиеся 8, 9 класса работают  при поддержке учителя: называются основные координаты, некоторые узловые элементы содержания, смысловые связи между узлами.  Выпускники 11 класса составляют ЛСМ самостоятельно.

Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».

Б) В зависимости от сложности темы составление одной  логико-смысловой модели может занимать не один, а несколько уроков.

Трудности у учеников 9 класса вызывает пунктуация в сложных союзных предложениях. В результате освоения темы  с учётом особенностей учеников класса была составлена такая справочная модель.

 (Слайд 6).

Эта модель заполнялась в течение нескольких уроков. Некоторые учителя ставили под сомнение целесообразность выбора некоторых координат. Например, К1. Но я ещё раз напоминаю, что любая модель составляется учителем с учётом особенностей класса, поэтому выбор остаётся за учителем. Остановлюсь на последних двух уроках работы с этой моделью.

Координата К7 заполнялась учащимися на уроке, тема которого была определена так: «Особые случаи пунктуации в сложноподчинённом предложении».

Этому предшествовала такая работа. Учащимся предлагался исследовательский путь изучения новой темы. Для этого дети последовательно работали с таблицей.

(Слайд 7).

Последовательно анализируя предложения, делали выводы, точные формулировки постепенно появлялись в левых колонках.

(Слайд 8).

Эту тему я разбираю с учащимися уже несколько лет. Поскольку тема не рассматривается в учебниках, я всегда предлагала переписать эту таблицу в тетрадь. Таблица объёмная, переписывание занимало много времени. В этом году я поступила иначе: поработав с таблицей, учащиеся  выполняли различные  тренировочные задания, а в конце урока,  на этапе рефлексии изученного материала, по памяти (закрытых тетрадях и отсутствии информации на экране) заполняли координату К-7. Напомню, что тема в учебнике не рассматривается, поэтому заполненная координата стала единственным для учеников справочным материалом.

(Слайд 9).

  Координата К8 получила название «Мои вопросы» и заполнялась учащимися при подготовки развёрнутого ответа по теме «Пунктуация в сложном союзном предложении».

В) Есть темы, которые могут быть предложены детям для самостоятельного освоения. Например, тема «Обобщающие слова при однородных членах» в 8 классе. Многое по этой теме ученикам уже известно. И самостоятельное изучение вполне возможно. Я предложила ребятам, работая с параграфом учебника самостоятельно, «свернуть» материал, отразив узловые моменты на координате логико-смысловой модели. Демонстрация фрагмента урока занимало много времени, я покажу результаты. Фото работ учеников.

(Слайд 10).

Г) Работа может проводится с учащимися разных возрастных групп. Приведу пример создания ЛСМ в 5 классе на уроке-обобщении по теме «Имя прилагательное как часть речи».

(СЛАЙД 11).

9.  Возможности технологии:

•        Заполненная модель становится мини-справочником.

•        Получить целостное представление об изучаемой теме.

•        Осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса.

•        Компактно и системно обучать структурированию знаний и логике.

•        Избавить учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала.

•        Сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом.

•        Технологизировать деятельность учителя и учащегося для облегчения их совместной работы.

При этом каждый учитель, внедряя в свой методический арсенал данную технологию, имеет возможность проявлять творчество, выбирать наиболее удобные для себя подходы и приёмы.

10. Таким образом, результаты работы учащихся по логико-смысловому моделированию свидетельствуют о том, что учащиеся не только повторяют, систематизируют или осваивают материал, но проявляют творческий, а может быть, даже авторский подход. В данном случае уместно вспомнить слова Алексея Николаевича Леонтьева, психолога, педагога, философа, которого цитирует Штейберг: «Смыслу не учатся – смысл воспитывается».

В.Э. Штейнберг отмечает, что «среднее время выхода на уверенное конструирование ЛСМ составляет примерно один год». Я работаю лишь полгода, однако могу сказать,  что учащиеся всех моих возрастных групп справляются довольно успешно и очень многие постоянно обращаются к уже составленным  моделям как к справочным материалам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель современного урока русского языка и литературы

     Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Модернизация  школьно...

Презентация "Модель современного урока русского языка и литературы""

    В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  школа должна сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяю...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....