"Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Технологическая карта урока 
Ф.И.О.   Дульнева Инна Александровна

Предмет:  русский язык

Класс: 5б
Тип урока:  общеметодологической направленности

Тема

«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»

   Цель

 Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи

Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.

Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета.

Планируемые
результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию.

Метапредметные:

познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника;

коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,формулировать собственное мнение;

регулятивные:актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.

Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён  прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом; ходе рассуждения, помогающем определить, какое окончание пишется у прилагательного; уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на (-ий,-ый,-ой в форме мужского рода); графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Основные понятия

  Орфограмма, имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного.

Ресурсы:

   основные

дополнительные

Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2013г.

Презентация к уроку, раздаточный материал.

Формы работы
учащихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, наблюдение над языком, эвристический метод.

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.  Приветствие.

- Добрый день, ребята! Я считаю, что все дети талантливы. Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много вы достигните, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. 

- Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку

Слушают.

Поворачиваются лицом к соседу, поочередно соприкасаясь пальцами и проговаривая: «Желаю большого успеха всегда и во всем!»

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

- Ребята, какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

-Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном. Что вы уже знаете об этой части речи?

- Назовите морфологические признаки прилагательного.

-Назовите синтаксическую роль прилагательного.

Диктует предложение:

На лесной полянке дети лакомились спелой земляникой.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

-Выпишите словосочетания сущ.+прил. Укажите главное и зависимое слово. Определите род, число, падеж прилагательных.

Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Развивают речь, память.

- Имя прилагательное.

- Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета.

- Род, число, падеж.

-Определение и сказуемое.

1 ученик у доски, остальные в маршрутных листах записывают, выполняют синтаксический разбор предложения.

На лесной полянке, спелой земляникой.

Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

Регулятивные:выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание.

Коммуникативные:формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога

III. Постановка учебной задачи.Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Организовывает погружение в проблему.

Учитель выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

-Какому окончанию имени прилагательного вы доверяете?

-Почему?

-А в слабой позиции?

- Как вы думаете, какова будет тема урока?

- Какие  задачи сегодня на уроке вы себе поставите? 

- Запишите число, тему урока.

Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

-Ударному.

-Сильная позиция.

-Нужно проверять.

-Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

-Узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

-Научиться правильно писать окончания прилагательных.

Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели.

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

Предлагает мини – исследование

Учитель выступает в роли организатора.

Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске

Работа в паре.

На доске написаны словосочетания.

-Ребята, решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий.

В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, зимн.. вечером, из гибк.. ветви.

-А теперь давайте сверим с выводом авторов учебника (стр.87)

Работают с информацией, систематизируют её. Планируют свою работу.

 Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.

  1. В словосочетании определить главное слово(сущ.)
  2. Определить род, число, падеж  сущ.
  3. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

V. Первичное закрепление

Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.

1)Предлагает послушать текст и поработать с ним. Даётся учителем задание на листочках, и текст проецируется на доске.

- Ребята, сейчас я вам прочту текст (или же читает обучающийся).

Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц.

1)-Определите тему текста, главную мысль.

-Как можно озаглавить текст?

-Определите стиль речи и тип речи.

-Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Зачитайте эти прилагательные.

2)Решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

-Обратите внимание на произношение в Р.п.: на месте -ого-, -его- буква г обозначает звук (в). Слайд

-Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам?

-Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И.п. и В.п.? (стр.88 учебника)

2)-Ребята, вы уже убедились в том, что прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение. Но для того, чтобы наша речь была красива, очень важно правильно употреблять прилагательные.

 -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания.

С чудесной ландышем-__________;

у аккуратных девочки-_____________;

о весёлые ручейке-____________;

над нежным облаками -_________.

Концентрируют своё внимание на задании. Делают соответствующие записи.  Размышляют, анализируют. Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы

Стиль: художественный.

Тип речи: повествование с элементами описания.«Весеннее утро в лесу».

Благодаря прилагательным.

Выходят по очереди, в тексте на доске решают орфографическую задачу.

-Далекого, легкого, весеннего.

-В косвенных падежах.

-Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какой?, но имеют разные окончания: -ый, -ий, -ой.

Комментируют свои действия.

На слайде ответы:

1)с чудесным ландышем (м.р.,ед.ч.,Т.п.)

2)у аккуратной девочки(ж.р.,ед.ч.,Р.п.)

3)о веселом ручейке(м.р.,ед.ч., П.п.)

4)над нежными облаками(мн.ч., Т.п.)

Личностные:проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания.

Коммуникативные:умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем)

Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность иоценивать результаты деятельности,умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: контроль знаний

 -Предлагаю вам выполнить тест.

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

б) по падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

б) близк… другом

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

Самоотметка.

Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде).

Ключ к тесту:

1-в

2-в

3-а

4-б

Оценивают свою работы по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

4 ошибки – «2»

Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Личностные:формирование адекватного понимания причин успеха.Коммуникативные:адекватно использовать речь для представления результата.

VII. Рефлексия.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

- Подведём итоги.

- Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос обучающихся)

«Незаконченное предложение».

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Отметки за урок.

- Я ставил перед собой задачу узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

- Я научился правильно писать окончания прилагательных.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Мне было трудно…

Регулятивные:констатация  необходимости продолжения действий

Познавательные:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.

Упр. 582 (обязательно)- обозначить окончания прилагательных в стихотворении Е.Благининой «Радуга»;

Упр. 581 (по желанию)-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни.

Слушают и записывают задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Слайд 3

В красив.. лесу, удивительн .. тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.

Слайд 4

В красив ом лесу, удивительн .. тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.

Слайд 5

В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.

Слайд 6

В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк .. ветви.

Слайд 7

В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк ой ветви.

Слайд 8

В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк ой ветви.

Слайд 12

ПОМНИ! Прилагательные в форме мужского рода в именительном и сходном с ним винительном падежах имеют окончания – ый , – ий , –ой , но отвечают на вопрос какой? НАПРИМЕР: молод ой зелен ый клейк ий листок Эти окончания Н Е Л Ь З Я проверить вопросом.

Слайд 14

Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесной ландышем-_______________ ; у аккуратных девочки-_______________ ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.

Слайд 15

Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратных девочки-_______________ ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.

Слайд 16

Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.

Слайд 17

Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёл ом ручейке- м.р.,ед.ч ., П.п ; над нежным облаками -_______________.

Слайд 18

Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёл ом ручейке- м.р.,ед.ч ., П.п ; над нежн ыми облаками - мн.ч., Т.п. .

Слайд 19

ТЕСТ 1.Как изменяется имя прилагательное? а) по родам и падежам б) по падежам в) по родам, числам, падежам 2.Как определить падеж прилагательных? а) по окончанию прилагательных б) по вопросу от существительного к прилагательному в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное 3. Отметь имя прилагательное с окончанием – ом . а) на низк … потолке б) близк … другом в) горяч… сердцем 4 . Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных. а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца. б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем. в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

Слайд 20

КЛЮЧ К ТЕСТУ 1-В 2-В 3-А 4-Б

Слайд 22

Домашнее задание Упр.578 (обязательно ). Упр.581(по желанию)-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни.

Слайд 23

Спасибо за сотрудничество!!!



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя__________________________________________________________________________

Тема урока «____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________»

                                                                                                        

Задания

Задание № 1

_________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Задание №2                                                          Работа в паре.

Решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий.

В  красив..  лесу,  удивительн..  тишиной,  по син..  небу,  из   гибк..  ветви.

Опишите свои действия

_1.______________________________________________________________________________________

_2.______________________________________________________________________________________

_3.______________________________________________________________________________________

Задание № 3

__________________________________

Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах   пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц.

Задание № 4

-Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания.

 С чудесной ландышем-_________________________;

 у аккуратных девочки-_________________________;

о весёлые ручейке-____________________________;

над нежным облаками -_________________________.

Задание № 5    Самостоятельная работа.    Тест.

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

б) по падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

б) близк… другом

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

Самоотметка

Оцените свою работу по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

4 ошибки – «2»

Образец рассуждения:

- Надо было выполнить 4 задания.

- Я справился со всеми заданиями, не допустив ни одной ошибки.

- Я допустил ошибку в задании №…

- Я ставлю себе отметку…

ОТМЕТКА______________

Сегодня на уроке я научился ________________________________________________________________

Своей работой на уроке я ___________________________________________________________________

Урок заставил меня задуматься о ____________________________________________________________

Я понял, что ______________________________________________________________________________

Мне было интересно, потому что _____________________________________________________________

Мне было трудно ___________________________________________________________________________

Как собираюсь преодолевать трудности________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс

Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

Разработка презентации к уроу русского языка в 5 классе....

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....

Конспект урока в 5 классе. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Лично разработанный конспект урока по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановой, Л. А. Тростенцовой...

Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных

Правописание гласных в падежных окончаний имен прилагательных...