Главные вкладки

    "Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                        Технологическая карта урока 
    Ф.И.О.   Дульнева Инна Александровна

    Предмет:  русский язык

    Класс: 5б
    Тип урока:  общеметодологической направленности

    Тема

    «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»

       Цель

     Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

    Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности.

    Задачи

    Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

    Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.

    Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета.

    Планируемые
    результаты

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию.

    Метапредметные:

    познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника;

    коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,формулировать собственное мнение;

    регулятивные:актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.

    Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён  прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом; ходе рассуждения, помогающем определить, какое окончание пишется у прилагательного; уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на (-ий,-ый,-ой в форме мужского рода); графически обозначать условия выбора правильных написаний.

    Основные понятия

      Орфограмма, имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного.

    Ресурсы:

       основные

    дополнительные

    Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2013г.

    Презентация к уроку, раздаточный материал.

    Формы работы
    учащихся

    Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, наблюдение над языком, эвристический метод.

    Ход урока

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формируемые УУД

    I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

    Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.  Приветствие.

    - Добрый день, ребята! Я считаю, что все дети талантливы. Когда-нибудь вы сами приятно удивитесь, какие вы умные, как много вы достигните, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. 

    - Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей работе.

    Приветствие учащихся, подготовка к уроку

    Слушают.

    Поворачиваются лицом к соседу, поочередно соприкасаясь пальцами и проговаривая: «Желаю большого успеха всегда и во всем!»

    Познавательные: осознают познавательную задачу

    Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником

    Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Цель этапа:подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

    Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

    - Ребята, какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

    -Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном. Что вы уже знаете об этой части речи?

    - Назовите морфологические признаки прилагательного.

    -Назовите синтаксическую роль прилагательного.

    Диктует предложение:

    На лесной полянке дети лакомились спелой земляникой.

    - Выполните синтаксический разбор предложения.

    -Выпишите словосочетания сущ.+прил. Укажите главное и зависимое слово. Определите род, число, падеж прилагательных.

    Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Развивают речь, память.

    - Имя прилагательное.

    - Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета.

    - Род, число, падеж.

    -Определение и сказуемое.

    1 ученик у доски, остальные в маршрутных листах записывают, выполняют синтаксический разбор предложения.

    На лесной полянке, спелой земляникой.

    Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

    Регулятивные:выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание.

    Коммуникативные:формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога

    III. Постановка учебной задачи.Создание проблемной ситуации.

    Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

    Организовывает погружение в проблему.

    Учитель выступает в роли организатора.

    После ответов детей уточняет цель и тему урока.

    -Какому окончанию имени прилагательного вы доверяете?

    -Почему?

    -А в слабой позиции?

    - Как вы думаете, какова будет тема урока?

    - Какие  задачи сегодня на уроке вы себе поставите? 

    - Запишите число, тему урока.

    Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её.

    Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

    -Ударному.

    -Сильная позиция.

    -Нужно проверять.

    -Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

    -Узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

    -Научиться правильно писать окончания прилагательных.

    Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели.

    Коммуникативные:

    организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель этапа: построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

    Предлагает мини – исследование

    Учитель выступает в роли организатора.

    Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске

    Работа в паре.

    На доске написаны словосочетания.

    -Ребята, решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий.

    В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, зимн.. вечером, из гибк.. ветви.

    -А теперь давайте сверим с выводом авторов учебника (стр.87)

    Работают с информацией, систематизируют её. Планируют свою работу.

     Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.

    1. В словосочетании определить главное слово(сущ.)
    2. Определить род, число, падеж  сущ.
    3. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

    V. Первичное закрепление

    Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция.

    1)Предлагает послушать текст и поработать с ним. Даётся учителем задание на листочках, и текст проецируется на доске.

    - Ребята, сейчас я вам прочту текст (или же читает обучающийся).

    Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц.

    1)-Определите тему текста, главную мысль.

    -Как можно озаглавить текст?

    -Определите стиль речи и тип речи.

    -Благодаря каким частям речи картина становится живописнее, образнее, красочнее? Зачитайте эти прилагательные.

    2)Решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

    -Обратите внимание на произношение в Р.п.: на месте -ого-, -его- буква г обозначает звук (в). Слайд

    -Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам?

    -Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И.п. и В.п.? (стр.88 учебника)

    2)-Ребята, вы уже убедились в том, что прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение. Но для того, чтобы наша речь была красива, очень важно правильно употреблять прилагательные.

     -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания.

    С чудесной ландышем-__________;

    у аккуратных девочки-_____________;

    о весёлые ручейке-____________;

    над нежным облаками -_________.

    Концентрируют своё внимание на задании. Делают соответствующие записи.  Размышляют, анализируют. Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы

    Стиль: художественный.

    Тип речи: повествование с элементами описания.«Весеннее утро в лесу».

    Благодаря прилагательным.

    Выходят по очереди, в тексте на доске решают орфографическую задачу.

    -Далекого, легкого, весеннего.

    -В косвенных падежах.

    -Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какой?, но имеют разные окончания: -ый, -ий, -ой.

    Комментируют свои действия.

    На слайде ответы:

    1)с чудесным ландышем (м.р.,ед.ч.,Т.п.)

    2)у аккуратной девочки(ж.р.,ед.ч.,Р.п.)

    3)о веселом ручейке(м.р.,ед.ч., П.п.)

    4)над нежными облаками(мн.ч., Т.п.)

    Личностные:проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания.

    Коммуникативные:умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем)

    Регулятивные: умение организовывать мыслительную деятельность иоценивать результаты деятельности,умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель этапа: контроль знаний

     -Предлагаю вам выполнить тест.

    1.Как изменяется имя прилагательное?

    а) по родам и падежам

    б) по падежам

    в) по родам, числам, падежам

    2.Как определить падеж прилагательных?

    а) по окончанию прилагательных

    б) по вопросу от существительного к прилагательному

    в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

    3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

    а) на низк… потолке

    б) близк… другом

    в) горяч… сердцем

    4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

    а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

    б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

    в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

    Самоотметка.

    Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде).

    Ключ к тесту:

    1-в

    2-в

    3-а

    4-б

    Оценивают свою работы по следующим критериям:

    нет ошибок – «5»

    1 ошибка – «4»

    2 ошибки – «3»

    4 ошибки – «2»

    Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

    Личностные:формирование адекватного понимания причин успеха.Коммуникативные:адекватно использовать речь для представления результата.

    VII. Рефлексия.

    Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

    - Подведём итоги.

    - Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

    -Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос обучающихся)

    «Незаконченное предложение».

    -Как ты собираешься преодолевать трудности?

    Отметки за урок.

    - Я ставил перед собой задачу узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

    - Я научился правильно писать окончания прилагательных.

    Сегодня на уроке я научился…

    Своей работой на уроке я …

    Урок заставил меня задуматься о …

    Я понял, что …

    Мне было интересно, потому что …

    Мне было трудно…

    Регулятивные:констатация  необходимости продолжения действий

    Познавательные:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания

    VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

    Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания.

    Упр. 582 (обязательно)- обозначить окончания прилагательных в стихотворении Е.Благининой «Радуга»;

    Упр. 581 (по желанию)-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни.

    Слушают и записывают задания.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

    Слайд 3

    В красив.. лесу, удивительн .. тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.

    Слайд 4

    В красив ом лесу, удивительн .. тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.

    Слайд 5

    В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син .. небу, из гибк .. ветви.

    Слайд 6

    В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк .. ветви.

    Слайд 7

    В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк ой ветви.

    Слайд 8

    В красив ом лесу, удивительн ой тишиной, по син ему небу, из гибк ой ветви.

    Слайд 12

    ПОМНИ! Прилагательные в форме мужского рода в именительном и сходном с ним винительном падежах имеют окончания – ый , – ий , –ой , но отвечают на вопрос какой? НАПРИМЕР: молод ой зелен ый клейк ий листок Эти окончания Н Е Л Ь З Я проверить вопросом.

    Слайд 14

    Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесной ландышем-_______________ ; у аккуратных девочки-_______________ ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.

    Слайд 15

    Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратных девочки-_______________ ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.

    Слайд 16

    Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёлые ручейке-__________________ ; над нежным облаками -_______________.

    Слайд 17

    Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёл ом ручейке- м.р.,ед.ч ., П.п ; над нежным облаками -_______________.

    Слайд 18

    Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания. С чудесн ым ландышем- м.р.,ед.ч.,Т.п . ; у аккуратн ой девочки- ж.р.,ед.ч.,Р.п . ; о весёл ом ручейке- м.р.,ед.ч ., П.п ; над нежн ыми облаками - мн.ч., Т.п. .

    Слайд 19

    ТЕСТ 1.Как изменяется имя прилагательное? а) по родам и падежам б) по падежам в) по родам, числам, падежам 2.Как определить падеж прилагательных? а) по окончанию прилагательных б) по вопросу от существительного к прилагательному в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное 3. Отметь имя прилагательное с окончанием – ом . а) на низк … потолке б) близк … другом в) горяч… сердцем 4 . Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных. а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца. б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем. в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

    Слайд 20

    КЛЮЧ К ТЕСТУ 1-В 2-В 3-А 4-Б

    Слайд 22

    Домашнее задание Упр.578 (обязательно ). Упр.581(по желанию)-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни.

    Слайд 23

    Спасибо за сотрудничество!!!



    Предварительный просмотр:

    МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

    Фамилия, имя__________________________________________________________________________

    Тема урока «____________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________»

                                                                                                            

    Задания

    Задание № 1

    _________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________

    Задание №2                                                          Работа в паре.

    Решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий.

    В  красив..  лесу,  удивительн..  тишиной,  по син..  небу,  из   гибк..  ветви.

    Опишите свои действия

    _1.______________________________________________________________________________________

    _2.______________________________________________________________________________________

    _3.______________________________________________________________________________________

    Задание № 3

    __________________________________

    Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах   пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц.

    Задание № 4

    -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания.

     С чудесной ландышем-_________________________;

     у аккуратных девочки-_________________________;

    о весёлые ручейке-____________________________;

    над нежным облаками -_________________________.

    Задание № 5    Самостоятельная работа.    Тест.

    1.Как изменяется имя прилагательное?

    а) по родам и падежам

    б) по падежам

    в) по родам, числам, падежам

    2.Как определить падеж прилагательных?

    а) по окончанию прилагательных

    б) по вопросу от существительного к прилагательному

    в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

    3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

    а) на низк… потолке

    б) близк… другом

    в) горяч… сердцем

    4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

    а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

    б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

    в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

    Самоотметка

    Оцените свою работу по следующим критериям:

    нет ошибок – «5»

    1 ошибка – «4»

    2 ошибки – «3»

    4 ошибки – «2»

    Образец рассуждения:

    - Надо было выполнить 4 задания.

    - Я справился со всеми заданиями, не допустив ни одной ошибки.

    - Я допустил ошибку в задании №…

    - Я ставлю себе отметку…

    ОТМЕТКА______________

    Сегодня на уроке я научился ________________________________________________________________

    Своей работой на уроке я ___________________________________________________________________

    Урок заставил меня задуматься о ____________________________________________________________

    Я понял, что ______________________________________________________________________________

    Мне было интересно, потому что _____________________________________________________________

    Мне было трудно ___________________________________________________________________________

    Как собираюсь преодолевать трудности________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

    Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе....

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных 5 класс

    Представлена разработка урока с применением технологии развития критического мышления.Рассмотрен материал об особенностях склонения существительных на -ий, -ия, -ие....

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

    Разработка презентации к уроу русского языка в 5 классе....

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

    Конспект урока по русскому языку с применением АМО в 5 классе по ФГОС...

    Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

    Конспект урока изучения нового материала.Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит учащихся к самостоятельному выводу по изученной теме....