Обособленные определения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Иванова Лена Вячеславовна

Обособленные определения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosob.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

«Обобщение изученного по теме

«Обособленные определения и приложения»

Данный урок обобщения и закрепления знаний является последним уроком в теме «Обособленные определения и приложения». Виды работ, используемые на уроке, позволяют выяснить, в какой мере овладели учащиеся этой темой. Урок был проведен в общеобразовательном классе.

Цель урока: 1) обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении

                      определений и приложений;

                      2) совершенствовать умение находить грамматические

                      условия обособления определений и приложений,      

                      интонационно правильно произносить предложения с

                      обособленными членами;

                      3) на примере лучших образцов русской литературы

                      воспитывать у учащихся любовь к родному слову

                      и к родной природе.

План урока.

  1. Орфографическая работа.
  2. Повторение теории (тест).
  3. Объяснительный диктант.
  4. Творческая работа (работа в группах).
  5. Работа с текстом: а) устная работа;

                                    б) самостоятельная письменная работа.

  1. ДЗ: написать миниатюру по теме урока.
  2. Итоговый тест.
  3. Итоги урока.

Ход урока.

  1. Объявление цели урока, знакомство с планом.

  1. Орфографическая работа.

Среди никем не нарушаемой тишины, ослепительно сверкающий снег, шумит по-весеннему, свинцовые тучи, засыпанный мокрыми листьями, трепещущий золотистый свет.

3.  Времена года. Так мы назовем наш урок.

- Почему в слове «времена» я подчеркнула букву е? (Это разносклоняемое существительное. В безударном суффиксе –ен- существительных на –мя пишем е)

- В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строчки С. Щипачева: «Весь мир, с листвой, с  весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся им».

Расставьте в этом предложении знаки препинания, объясните их.

 - Неповторимый и огромный мир русской словесности открывается нам на каждом уроке. Чтобы свободно в нем ориентироваться, важно знать правила. Повторим теорию.

4. Повторение теории.

Тест.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.

(взаимопроверка)                 Ключ: 1.2); 2.2); 3.2); 4.2); 5.2).

5. Объяснительный диктант.

1) Немыслима Россия без снегов, голубовато меж берез сквозящих.

2) Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

3) Ветер шевелил молодые листочки, яркие, душистые и клейкие.

4) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.

5) Тигры, как осторожные звери, редко обнаруживают себя.

6. Творческая работа (работа в группах).

Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз  (не)терпеливо ждет.      (А. Толстой)

Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.

На ручей, рябой и пестрый, за листком л…тит листок.   (Н. Некрасов)

Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.

На лес, озябший и нагой, вдруг уп…дут сырые снегопады.  (Л. Татьяничева)

  Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Бл…стает речка, льдом одета.   (А. С. Пушкин)

Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, имеющее дополнительное обстоятельственное значение.

Спокойствием объятый, вновь дремл…т юный лес.  (А. Толстой)

Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.

Яблонька,цветущая красавица, глядела в распахнутое настеж(?)  окно. (Л. Леонов)  

  1. Работа с текстом.

(1) Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины.

        (2) Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3) Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. (4) Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. (5) Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. (6) По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. (7) Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (8) И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная.

        (9)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам.  

(по Н. Заболоцкому)

       

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.
  3. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль (Картины зимы).
  4. Выясним, каковы условия обособления определений и приложений в этом тексте.

1 вариант.

  1. Среди предложений 2 – 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (5)
  2. Среди предложений 7 – 9 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями.(8)
  3. Среди предложений 5 – 9 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению. (9)
  4. Объясните орфограммы в выделенных словах.

2 вариант.

  1. Среди предложений 4 – 6  найдите предложение с обособленными определениями,                 выраженными несколькими одиночными согласованными определениями. (6)
  2. Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным приложением. (7)
  3. Среди предложений 2 – 4 найдите предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, не нужно обособлять. (4)
  4. Объясните орфограммы в выделенных словах.

  1. Какова роль обособленных членов в этом тексте? (Они делают речь более красивой. Наличие обособленных членов требует особой интонации – с паузами, которые делают речь более плавной, замедленной. Такое замедление вполне уместно в этом тексте. Наличие обособленных членов как бы замедляет и сам ход саней, заставляя «зрителей» не торопясь не только увидеть, но и рассмотреть эту диковинную красоту).

       

8. ДЗ. Мы не раз восхищались тем, как красиво описывали родную    природу в разные времена года наши писатели и поэты. Давайте и мы с вами попробуем создать нечто подобное. Дома напишите миниатюру, используя выражения из словарной диктовки, а также предложения с обособленными членами, но по возможности, без ущерба для содержания.

Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон

Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

0 ошибок – «5»,   1- 2 ошибки – «4»,   3- 4 ошибки – «3»,  5 и более ошибок – «2».  

Тест.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.

Тест.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.

(самопроверка)     Ключ: 1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1); 8.1).

  1. Подведение итогов.

Тест №1.

1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

ТЕСТ №2

1. Найдите соответствия:

        1) приложение, стоящее после определяемого слова;

        2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение;

        3) распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после определяемого слова;

        4) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;

        5) приложение, относящееся к личному местоимению.

               - а) Настало утро, серенькое, тёплое.

        - б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

        - в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

        - г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

        - д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления (знаки препинания не расставлены):

        1) стоит после определяемого слова;

        2) имеет добавочное обстоятельственное значение;

        3) относится к личному местоимению.

             - а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

            - б) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.

        - в) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

3. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:

        1) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.

        2) Это был наш сосед студент.

        3) Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.

        4) Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.

        5) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.

        6) Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.

        7) Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.

        

4. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

        1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.

        2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.

        3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.

        4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по алее сада.

        5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.

        6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.

Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

Задание №2.

Выделить графически обособленные определения и приложения.

1.Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне. 2.Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной. 3. Мы, врачи, обязаны помогать людям. 4. Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду. 5.Перепачканный краской, малыш выглядел смешно. 6. Иванов, мой коллега, был смелым человеком. 7.Котёнок, по прозвищу Рыжик, грелся на солнышке. 8.Сын Королёва, Михаил, жил в Москве. 9.Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд

Итоговый тест.

1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

Задание №2.

Выделить графически обособленные определения и приложения.

1.Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне. 2.Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной. 3. Мы, врачи, обязаны помогать людям. 4. Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду. 5.Перепачканный краской, малыш выглядел смешно. 6. Иванов, мой коллега, был смелым человеком. 7.Котёнок, по прозвищу Рыжик, грелся на солнышке. 8.Сын Королёва, Михаил, жил в Москве. 9.Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд

Ключи.

Задание 1.              Ключ: 1.2); 2.2); 3.2); 4.2); 5.2).

Задание №2. Ключ (для учителя): 1) 4а, 1б, 3в, 2г, 5д.      

2) 1а, 2б, 3в.    

            4) 1, 2, 4, 5.

Задание 3. )     Ключ: 1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1); 8.1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об обособлении. Обособленное определение.

Презентация к уроку русского языка. Содержит материал для наблюдения....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой...

Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...

Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.

Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....