Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Никонова Александра Степановна

Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_uroku.rar55.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе в рамках проверки по подготовке ЕГЭ с применением ИКТ.

Время проведения урока: 28 октября 2013 года

Учитель: Никонова А.С.

Тема урока:

Осложнённое предложение. Пунктуация при обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, при вводных словах, уточняющих членах предложения, обособленных дополнениях. Обобщающее повторение.

Цель урока: 1. Закрепление навыков постановки запятой в простом осложнённом предложении.

2. Умение различать обособленные члены предложения, вводные слова, уточняющие члены предложения.

3. Разбор заданий ЕГЭ, связанных с изученной темой.

Ход урока:

1.  Вступительное слово учителя: объявление темы урока, целей, задач урока.

2.      Этапы урока:

- Повторение теоретических сведений по пунктуации в осложнённом предложении,

- тренировочные задания по теме, разбор заданий части А,

- работа с текстом, разбор заданий части В.

3. Повторение.

Вопросы для повторения:

- Какое предложение мы называем простым? ( Предложение с одной грамматической основой).

- Чем может быть осложнено простое предложение?

Слайд №3

(Предложение может быть осложнено однородными членами, обособленными членами, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, уточняющими членами, обособленными обстоятельствами с предлогами кроме, вместо, наряду, за исключением; присоединительными конструкциями со словами даже особенно, в том числе, притом, да и вообще; обращениями, сравнительным оборотом).

- вспомним, какие члены предложения мы называем обособленными?

(Обособление – это один из способов смыслового выделения или уточнения высказывания. Обособленные члены предложения делятся на две группы:

  1. обособленные второстепенные члены,
  2. уточняющие члены предложения.

4. Выполнение заданий части А (А20, А24). 

Запишите предложения, расставив правильно знаки препинания, объясните графически постановку запятых.

Слайд №4

А 20. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

А 24. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.

А 20. Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3)не выказывая (4) ни малейшего усилия.

 И ещё один слайд №5. А 20, А 24.

А 20. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

А 20. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2)стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

А 24. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой (4) люди совершают прекрасные дела.

  1. Выполнение задания части А 26.

Обособленные определения синонимичны СПП с придаточным определительным, т.е. мы можем заменить придаточную часть СПП обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 Такого типа задания предлагает часть А -  А 26.

А 26. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Что нужно помнить при выполнении этого задания. (Причастный оборот относится к главному слову-существительному и отвечает на вопрос какой?)

Переделайте предложения, в которых можно заменить придаточную часть причастным оборотом.

При замене мы обращаем внимание на то, что там, где союзное слово который стоит в и. п. мы легко заменяем придаточную часть на причастный оборот.

Слайд №6.

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
  2. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.
  3. Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
  4. Именно в 112 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

 

6.Самопроверка. Слайд №7.

  1. В этом документе речь идёт о создании экономического союза, предусматривающего ликвидацию таможенных барьеров.
  2. Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад.  Нельзя заменить!
  3. Утром я обычно занимаюсь делом, требующим наибольшего внимания и напряжения.
  4. Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, предопределившее  всю его последующую жизнь и карьеру.

7. Повторение. Пунктуация при вводных словах.

- Какие слова называются вводными? На какие группы по значению они делятся?   (У вас должно это быть записано в тетрадях по ЕГЭ).

- Вводные слова обозначают:

Слайд №8

1. Различную степень уверенности. Конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, пожалуй, видимо, возможно, разумеется, действительно.

2. Различные чувства. К счастью, к несчастью, на радость, к сожалению, как на грех, к удивлению, к досаде, к огорчению.

3. Источник сообщения. По словам, по-твоему, по мнению, говорят, на мой взгляд, мол, дескать.

4. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, наконец, кстати, следовательно, значит.

5. Замечание о способах оформления мыслей. Одним словом, короче говоря, прямо скажем, вообразите, поймите, знаете ли, видите ли, так сказать.

- Какие слова не являются вводными, т. е. не выделяются запятыми? Запишите их на доске.

8.  Разбор заданий тестов А 21.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Укажите на доске с помощью карандаша. Ответ запишите цифрами. На интерактивной доске отметьте графически.

Слайд №9.

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

9. Самостоятельная работа.  Слайд №10.

Самостоятельно выполните задание А 21 в своих сборниках по ЕГЭ.  Вариант №3. Предложение запишите в тетрадь, расставьте знаки препинания, графически выделите вводные слова.

10. Тренировочные задания по пунктуации.

 - Запишите предложения

- Расставьте знаки препинания.

- Укажите, чем осложнено предложение.

Слайд №11

1. Весь май, за исключением нескольких ясных солнечных дней, шли беспрерывные дожди. (Обособленное обстоятельство).

2. Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик. (Уточняющее обстоятельство места).

3. Впрочем, блок сам говорил: «Вначале была музыка». (Вводное слово).

4. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (Вводное слово).

5.Браво, Вера! Откуда у тебя эта мудрость? (Обращение).

6. Однажды – не помню почему – спектакля не было. (Вставная конструкция).

12. Проверим по слайду.

13. Работа с текстом.

Переходим к выполнению заданий части В. Работа с текстом.

Слайд №12

Текст.

(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (3)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

(4) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. (5) Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (6) Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ.

Задания по тексту.

- Прочитайте текст.

- Выполните задания по пунктуации, которые встречаются в заданиях части В.

- Среди данных предложений найдите предложение с вводной конструкцией, укажите его номер. (4)

- Укажите предложения, осложнённые однородными членами, укажите их номер.(6), (4).

- Укажите номер предложения, в котором встречается обособленное дополнение. (5)

- Объясните постановку тире в 5-м предложении.

- Какое средство выразительности используется в предложении 1-2? (Риторический вопрос)

- Из предложения №2 выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (Было всегда)

- Из предложения №4 выпишите все местоимения ( кто-то, кто, у нас, другого).

- определите способ образования слова преподавание.

Преподавание – преподавать – суффиксальный.

14. Подведение итогов урока.  Выставление оценок.

15. Задание на дом.

 1. Подготовиться к контрольной работе по пунктуации.

 2.  Вариант №3. Выполнить задания В1-В7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме " Обособленные и уточняющие члены предложения", 8 класс

Проверка  знаний  теоретического материала по теме....

Задания по темам "Обособленные определения и обстоятельства" и "Вводные слова"

Подборка предложений с заданиями для подготовки к ГИА по темам "Обособленные члены предложения" и ",Вводные слова"...

Омонимия вводных слов и членов предложения.

Урок посвящен обобщению материала по теме: "Омонимия вводных слов и членов предложения". Проводится в 11 классе для актуализации знаний в предверии ЕГЭ. Данная тема всегда была и остается "западающей"...

Отличие вводных слов от членов предложения. Готовимся к ЕГЭ

В ходе урока рассматривается отличие вводных слов от омонимичных частей речи...

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....