«Обособленные и уточняющие члены предложения. Обобщающее повторение».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка. 8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 8 классе

Учитель Караховская Н.Н., МОУ «СОШ № 12», г. Подольск

Тема: «Обособленные и уточняющие члены предложения. Обобщающее  повторение».

Дидактическая цель: создать условия для систематизации и обобщения ЗУН по изученной теме и подготовить учащихся к практическому использованию полученных знаний.

Образовательная цель: актуализация знаний по данной теме, выработка практических навыков пунктуационной грамотности при выделении обособленных и уточняющих членов предложения в устной и письменной речи.

Развивающая цель: формирование целостной системы знаний по данной теме, обеспечение усвоения способов действий на уровне применения в изменённой ситуации; создать условия для собственного развития учащихся через учебное исследование, сотрудничество “ученик–ученик”.

Воспитательная цель: на примере текстов художественных произведений А. С. Пушкина, а также других критических и публицистических материалов о великом писателе показать величие и богатство русского языка, его необычайные возможности; пробудить интерес к исследовательской деятельности в области языка и литературы.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проектный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Основное оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме;  распечатанные тексты; карточки- задания для индивидуальной работы; репродукция картины В. А. Дрезниной «А. С. Пушкин читает М. Н. Волконской «Послание в Сибирь»,  портрет А. С. Пушкина работы Кипренского (репродукция).

Используемые технологии

  1. Технология проблемного обучения: 

обозначение проблемы в начале урока в части «мотивация»: какую роль играют обособленные и уточняющие члены предложения в художественных и публицистических текстах.

2. Педагогика сотрудничества:

лежит в основе содержания всего урока и выражается в общей заинтересованности темой, свободе выбора учащимися творческих групп по созданию презентаций, совместной поисковой деятельности по подбору примеров из текстов художественных произведений.

3. Информационно-коммуникативные технологии:

накопление методического материала к уроку через компьютер;

создание и использование презентации;

прослушивание  музыкальных произведений.

4. Дифференцированное обучение:

разноуровневые индивидуальные и групповые задания (создание презентаций, синтаксический разбор предложений у доски, творческая работа с текстом на основе картины, индивидуальная работа по карточкам).

5. Игровые технологии:

устная викторина «Знаешь ли ты стихи А. С. Пушкина?»

Ход урока

1. Организационный момент и эмоциональный настрой.

Приветствие, проверка готовности рабочего места, чтение под музыку Свиридова стихотворения Пушкина «Зимнее утро».

2. Мотивация .

Сегодня у нас не просто урок русского языка, на котором мы повторим и обобщим знания по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Мы увидим, какую роль они играют в художественных произведениях, и проверим, как мы умеем пользоваться полученными знаниями. Обратимся к эпиграфу урока.

                                                                                 Читая Пушкина(,)

можно превосходным образом

                                                                           воспитать в себе человека.

                                                                                                 В. Г. Белинский

(Учащиеся записывают эпиграф, вставляя недостающую запятую, и объясняют её употребление).

3. Актуализация знаний.

1.Учащиеся работают с текстом, который лежит перед ними на партах, вставляя по мере чтения пропущенные буквы и знаки препинания.

 

 «Каждый год (,) шестого июня (,) наша страна отмечает день рождения А. С. Пушкина (,) великого ру…кого поэта. Самый большой праз…ник бывает на Псковщине (,) в Пушкинских горах и Михайловском. Сюда (,) на берега великой Сороти (,) пр…езжают тысячи людей из всех уголков нашей Родины и из(за) рубежа. Центр праз…ника (-) огрмная п…ляна рядом с домом-музеем поэта. Рабочие и служащие, студенты и школьники, писатели и художники (,) поч…тающие гений поэта (,) приходят на поклон к Пушкину.»

Фронтальная работа с классом по данному тексту:

  1. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его. («Памятный день»)
  2. Определите тип текста (повествование); стиль текста (публицистический).
  3. Обозначьте трудные орфограммы.
  4. Какова синтаксическая особенность предложений, входящих в текст? (Наличие обособленных приложений, определений, уточняющих обстоятельств). Обозначьте их графически.

2. Выступления творческих пар учащихся по  с использованием презентаций по следующим темам:

«Обособление определений и приложений»;

«Обособление обстоятельств»;

«Уточняющие обособленные члены предложения»

(Примеры подобраны из произведений А. С. Пушкина).

3. Параллельная индивидуальная работа с карточками у доски – синтаксический разбор предложений:

«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, очень подвижного, с большими чистыми глазами…Его портрет работы Кипренского похож безукоризненно». (М. В. Юзефович, поручик Кавказской армии).

«Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним». (Д. С. Лихачёв).

«Помимо увлечения фехтованием, Пушкин любил ходить пешком, купаться и ездить верхом». (П. В. Анненков»).

4. Практическая творческая работа.

Используя  репродукцию картины В. А. Дрезниной «А. С. Пушкин читает М. Н. Волконской «Послание в Сибирь», вставить в данный текст (где это возможно) обособленные и уточняющие члены предложения. Текст проецируется на экран через ММУ.

    «После восстания декабристов А. С. Пушкину (находившемуся в ссылке) разрешили вернуться в Москву. Но поэт (продолжая верить прежним идеалам свободы) наотрез отказался стать союзником царя.

    Он пишет поэтическое послание «В Сибирь» (посвящая его декабристам). На одном из московских вечеров он читает стихи М. Н. Волконской (уезжавшей вслед за мужем в Сибирь). Пушкин смело заявляет о своей преданности друзьям (выступившим против самодержавия). Он передаёт своё послание Александре Муравьёвой (жене одного из декабристов)».

 

(Во время выполнения этого задания слабые ученики работают с карточками).

   Как вы считаете, какую роль в тексте играют обособленные члены предложения? (Являются средством художественной выразительности, помогают полно и убедительно выразить мысль).

5. Закрепление и обобщение.

Устная  викторина  «Знаешь ли ты стихи А. С. Пушкина?»

Вставить недостающее в строчке или строфе, объяснить синтаксическую роль.

  1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

(Блестя на солнце), снег лежит…

                                («Зимнее утро»)

  1. Сижу за решёткой в темнице сырой

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

Мой грустный товарищ, (махая крылом),

Кровавую пищу клюёт под окном.

                                          («Узник»)

  1. В пустыне чахлой и скупой,

На почве, (зноем раскаленной),

Анчар, (как грозный часовой),

Стоит один во всей вселенной.

Яд каплет сквозь его кору,

(К полудню растопясь от зною),

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

                                     («Анчар»)

  1. В молчанье, (рукой опершись о седло),

С коня он слезает угрюмый.

                              («Песнь о вещем Олеге»)

  1. Товарищ, верь: взойдёт она,

(Звезда пленительного счастья…)

                             («К Чаадаеву»)

  1. Буря мглою небо кроет,

(Вихри снежные крутя…)

                             («Зимний вечер»)

  1. Домашнее задание.

Подобрать из повести  А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 10 предложений с обособленными и уточняющими членами предложения и определить их стилистическую и синтаксическую функцию.

8. Завершение урока и релаксация.

1. Комментированное выставление оценок.

2. Тетради собираются на проверку.

3. Прослушивание романса Ф. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Приложение – карточки для индивидуальных заданий.

Карточка № 1

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

      Физич…ская организация молодого Пушкина кре…кая мускул…стая и ги…кая была чрезвычайно развита физич…скими упр…жнениями. Он славился как (не)утомимый ходок п…шком страс…ный охотник до купания   езды в…рхом и отлично дрался на эспадронах сч…таясь чуть ли не первым учеником у извес…ного фехтовального учителя Вальвиля.

(П. В. Анненков)

Карточка № 2

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

      Он (Пушкин) был просто здоровым нормальным ч…ловеком в…сёлым смелым и сильным.

      И все эти пр…стые з…мные (обще)человеч…ские качества (не,ни)когда (не,ни)будут забыты всегда будут залогом его бе…мертия в наших сердцах.

      Много пишут о Пушкин… в…личайш…м гении и поэт… . Но народ любит гениев простых в св…ём в…личии и в…ликих в св…ей пр…стоте. И поэтому я подч…ркиваю здесь именно пр…стые (обще)человеческие черты в образе Пушкина.

(Д. С. Лихачёв)

Карточка № 3

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

     Вп…тав в себя др…гоце…ые тр…диции отечестве… ой литературы обог…тившись глубок…м знанием отечестве…ой истории… включив в круг св…его писательского вн…мания все дост…жжения мировой литературы Пушкин всю св..ю писательск…ю жизнь посв…тил открытию новых путей для рус…кой а тем самым и для мировой литературы.

(К. М. Симонов)

Карточка № 4

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

     Он ст…ял у двери оп…раясь на косяк и скр…стив руки на ш…рокой груди с (не)довольным видом посматр…вал кругом. Помню его смуглое (не)большое лицо его африканские губы оскал белых крупных зубов в…сячие бакенбарды тёмные глаза под высок…м лбом почти без бровей – и кудрявые вол..сы.

(И. С. Тургенев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Материал  урока  по теме  "Обособленные и утрочняющие члены предложения" в 8 классе  позволяет эффективно обобщить и закрепить ЗУН обучающихся...

Обособленные и уточняющие члены предложения

Тест можно использовать  в качестве проверочной работы на уроке русского языка в 8 классе после изучения раздела "Обособленные и уточняющие члены предложения".  Небольшой объем материала поз...

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Работа состоит из 5 вариантов одинаковой степени сложности и проводится после изучения всего материала по обособленным членам предложения в 8 классе. Материал распределён на группы по видам обособлени...

Обобщающий урок по теме " Обособленные и уточняющие члены предложения", 8 класс

Проверка  знаний  теоретического материала по теме....

УРОК-ЗАЧЁТ. ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС)

Помещаемый материал можно использовать на уроке обобщения и систематизации знаний по теме...

Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....