Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".
презентация к уроку по русскому языку

Архирейская Ирина Михайловна

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obosoblennye_chleny_predlozheniya.ppt652 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Предложения с обособленными и уточняющими членами. Подготовила: И.М. Архирейская, преподаватель русского языка и литературы

Слайд 2

План. 1. Обособление определений. 2. Обособление приложений. 3. Обособление дополнений. 4.Обособление обстоятельств. 5. Уточняющие члены предложения.

Слайд 3

Обособленные члены предложения ОБОСОБЛЕНИЕМ- называется интонационное и смысловое выделение членов предложения. Обособленные члены предложения обычно выделяются запятыми.

Слайд 4

Второстепенный член предложения Определение- это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета . Белеет парус (какой?) одинокий … (М.Лермонтов). День (какой?) торжества наступил.

Слайд 5

Виды определений Определения бывают двух видов: согласованные; несогласованные. Согласованные определения связываются с существительным согласованием, т.е стоят в том же роде, числе и падеже. (Какая?) Чердачная лестница была очень крутая.

Слайд 6

Виды определений Несогласованные определения связываются с существительными по способу управления или, реже, по способу примыкания, например: Были поданы яйца (какие?) всмятку. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху ( М.Горький). Лестница (какая?) на чердак была очень крутая.

Слайд 7

Определение обособляется в следующих случаях: Является обособленным любое определение (распространенное и нераспространенное), стоящее после определяемого слова или перед ним, если оно относится к личному местоимению , например: Утомленный долгой речью , я закрыл глаза и заснул. А он, мятежный , просит бури, как будто в бурях есть покой.

Слайд 8

Определение обособляется в следующих случаях: 2 . Обособленными являются распространенные определения, выраженные причастным оборотом или прилагательными с зависимыми словами, если определение стоит после определяемого слова, например: Месяц на закате похож на раскаленный уголек, подернутый голубоватым пеплом тучки (В.Катаев). Высокое небо с единственным облаком, похожим на кисть винограда , отражалось в воде (К. Паустовский).

Слайд 9

Определение обособляется в следующих случаях: Внимание! Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, является обособленным, если имеет добавочное обстоятельственное значение причины или уступки, например: Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя (К.Симонов). Сравните: Доносившийся снизу шум моря вызывал тревогу.

Слайд 10

Определение обособляется в следующих случаях: 3 . Являются обособленными два или более однородных согласованных нераспространенных определения, если они стоят после определяемого существительного (часто при этом существительном имеется определение, стоящее до него), например: Потом пришла весна, яркая, солнечная . Это был морской офицер, высокий и бледный . И эта мысль, простая и ясная , крепко легла в его возбужденную голову.

Слайд 11

Определение обособляется в следующих случаях: 4. Является обособленным любое определение, если оно оторвано от определяемого существительного или личного местоимения другими членами предложения, например: Залитые солнцем , стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (Шолохов).

Слайд 12

Внимание! Не обособляются определения, если они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, например: Он пришел особенно возбужденный и веселый. 2. Определение, выраженное существительным в косвенном падеже (чаще с предлогом)обособляется, если относится к имени собственному или к наименованию лица по степени родства, профессии, должности и имеет значение уточнения, добавочного сообщения. Иванова Елена Петровна, 1950 года рождения , является частным предпринимателем.

Слайд 13

Перепишите, расставляя, где нужно, знаки препинания при обособленных определениях. Настала ночь темная и безмолвная. Нависшая над горизонтом туча предвещала грозу. Упрямство это слабость имеющая вид силы. Всегда решительный и смелый на этот раз он колебался. Люди возвратились утомленные до последней степени.

Слайд 14

Перепишите, расставляя, где нужно, знаки препинания при обособленных определениях. 6. Но ты взыграл неодолимый и стая тонет кораблей. 7. Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. 8. Проводимые с молодежью часы были для Константина зарядкой бодрости. 9. Театр осаждало молодое море буйное напористое. 10. Мы отправились в путь бодрые и отдохнувшие.

Слайд 15

Перепишите, расставляя, где нужно,знаки препинания при обособленных определениях 11. Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонаря. 12. Я оглянулся и увидел тысячи людей бледных и плачущих от счастья. 13. Обессиленный навязчивой мыслью о парусе дедушка впадал в забытье (В.Катаев). 14. Взволнованный не спавший несколько ночей я на другой день пошел в театр. (Шаляп.)

Слайд 16

Особый вид определений - приложение Значение приложения Примеры 1. Различные качества предмета. Чижа захлопнула злодейка-западня (И.Крылов). 2.Национальность. Кирила Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя (А.Пушкин). 3. Возраст. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик. 4. Профессия. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы (К.Паустовский). 5. Названия газет, журналов, предприятий, худ.произведений и др. Я выписываю газету «Комсомольская правда».

Слайд 17

Приложения и их обособление I .1. Одиночное приложение, выраженное именем существительным нарицательным, присоединяется к имени существительному нарицательному посредством дефиса. Птица-песня опять встрепенулась в груди и взмахнула орлиным крылом. 2. Дефис ставится и в том случае, когда нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу.За пустой околицей, за Донец- рекой вздрогнет и расколется полевой покой. Ср: Река Дон впадает в Азовское море.

Слайд 18

Дефис не ставится: Если первое существительное является общепринятым обращением (товарищ, гражданин и др), например: Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана- главаря. Если приложение, стоящее перед определяемым словом, близко по значению к согласованному определению, например: Жил в хижине бедняк сапожник.(ср.бедный сапожник).

Слайд 19

II .Несогласованные приложения (названия газет, журналов, художественных произведений, предприятий и т.п) заключаются в кавычки Примеры: читать газету «Правда», слушать оперу «Борис Годунов», работать на заводе «Красная заря».

Слайд 20

III .Обособляются и отделяются на письме запятыми: Одиночные и распространенные приложения, относящиеся к личному местоимению, например: Мы, артиллеристы , хлопотали возле орудий. 2. Распространенные приложения, относящиеся к определяемому слову- существительному нарицательному, например: Смышленые звери , бобры зимуют разумно. 3. Одиночные и распространенные приложения стоящие после определяемого существительного- имени собственного, например: Рядом с Кудряшом в пьесе выступает местный мещанин и «механик-самоучка » Кулигин.

Слайд 21

IV .Обособленное приложение вместо запятой может отделяться на письме ТИРЕ: А) если оно не только определяет слово, но и уточняет его содержание: На конец августа месяца было назначено интереснейшее спортивное соревнование ( а именно?) – бег по пересеченной местности. Б) если приложение необходимо отграничить от однородных членов: На квартире Калерии Александровны…собрались Елизавета Алексеевна- мать Володи , его сестра Людмила и тетя Маруся с двумя девочками.

Слайд 22

V .Обособляются, отделяются запятыми приложения, присоединяемые союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ) , словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ: Сажен за двести Ик разделялся на два рукава, или протока. Отправился я со старостиным сыном и другим крестьянином , по имени Егор, на охоту.

Слайд 23

Приложения, присоединяемые союзом КАК Приложения, присоединяемые союзом КАК, выделяются запятыми, если имеют значение причинности: Как истинный художник , Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. Если же союз КАК по значению выражению в качестве , то запятая не ставится: Крылов писал комедии весьма замечательные, но слава его как баснописца не могла не затмить его славы как комика.

Слайд 24

Перепишите, расставляя, где нужно, знаки препинания при обособленных приложениях Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой (Г.Федосеев). Ветер нарушитель тишины шумит скользя во мраке вдоль стены (М.Ю.Лермонтов). Охотник по имени Григорий был нашим проводником. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений… (В.Белинский).

Слайд 25

Перепишите, расставляя, где нужно, знаки препинания при обособленных приложениях 5. Федосья свекровь Аленки чистенькая и благообразная на вид старушка сидела за столом…(Б.). 6. Ольге Ивановне как хорошей хозяйке так и хочется сделать замечание молодой невестке. 7. От полка спасибо за сына храбреца (Твард.). 8. Жил в хижине бедняк сапожник.

Слайд 26

Обособление дополнений Дополнение-это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (Кому?) Мне дали задание. Я прошу Вас (о чем?) говорить по существу. Десять делится (на что?) на пять .

Слайд 27

Дополнения бывают прямые и косвенные Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие, например: Я сегодня поймал было (кого?) рыбку. Прямые дополнения выражаются вин.п без предлога или, реже, род.п. Все остальные дополнения называются косвенными. Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров.

Слайд 28

Обособленными дополнениями условно называют конструкции со значением включения, исключения, замещения. Долохов …понравился всем в доме, исключая Наташи. Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам?

Слайд 29

Ограничительное либо расширительное значение помогают передать предлоги ВКЛЮЧАЯ, ВМЕСТО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, НАРЯДУ С, ПОМИМО, СВЕРХ И ДР . Такие обороты обособляются, на письме выделяются запятыми. В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов, прозрачного воздуха (К.Паустовский).

Слайд 30

Условия обособления Всегда обособляется оборот с предлогом кроме, передающий значение «исключение при отрицании» и связанный со словами нигде, никогда, никто и др, например: В столовой, кроме играющих , нет никого. 2. Не обособляется оборот с предлогом вместо, употребленный в значении «за», «взамен»: Вместо легкого плаща лучше надеть теплую куртку. Николай должен был работать вместо неожиданно заболевшего товарища.

Слайд 31

Расставьте знаки препинания У всех за исключением комиссара дела шли хорошо и только разговоров было о выписке. Долохов…понравился всем в доме исключая Наташи. Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книг. Человеку кроме огня нужно еще освоиться.

Слайд 32

Расставьте знаки препинания 5. Сквозь пыль залеплявшую глаза не было видно ничего кроме блеска молний (Ч.). 6. Я вырос в среде где трудятся каждый день все без исключения и мужчины и женщины. 7. Ростов ничего не видел кроме бежавших вокруг него гусар цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями (Л.Н.Т.). 8. Кто кроме охотника испытал как отрадно бродить на заре по кустам?

Слайд 33

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО- ЭТО ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ДРУГОГО ПРИЗНАКА И ОТВЕЧАЮЩИЙ НА ВОПРОСЫ ГДЕ?КОГДА? КАК?. Снег падал (как?) медленно.

Слайд 34

ЗАПОМНИТЕ, ОБОСОБЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫОБСТОЯТЕЛЬСТВ : А) обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, например: Держа кувшин над головой , грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей (Л.).

Слайд 35

ЗАПОМНИТЕ, ОБОСОБЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫОБСТОЯТЕЛЬСТВ: Б) Обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, например: Пошумев, река успокоилась, вновь легла в берега (Пол.). Грохот, не умолкая , катится дальше. Степь побурела и задымилась, подсыхая.

Слайд 36

ЗАПОМНИТЕ, ОБОСОБЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫОБСТОЯТЕЛЬСТВ: В) Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ ОТСУТСТВИИ, ЗА НЕИМЕНИЕМ И ДР : Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. Посевы, благодаря дождям, взошли. Ср: Благодаря дождям посевы взошли.

Слайд 37

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ: А) деепричастия, перешедшие в наречия (нехотя, лежа, молча, не спеша, не глядя, шутя, крадучись) и фразеологические обороты наречного характера (спустя рукава, сломя голову), например: Перевозчик греб стоя (Пауст.). Будем работать засучив рукава.

Слайд 38

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ: Б) деепричастие или деепричастный оборот, связанный с однородным с ним другим обстоятельством- не деепричастием, например: К дверям кабинета все подходили обыкновенно перешептываясь и на цыпочках (Л.Т.).

Слайд 39

ЗАПОМНИТЕ! Деепричастия и деепричастные обороты, соединенные союзом И, запятой не разделяются. Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой , мгновенно наполнил парус. Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются от предшествующего или следующего за ним союза И, например: Через полминуты соловей пустил высокую мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь.

Слайд 40

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели не спеша (Ч). И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Гр.). Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки. Начиная с сентября все время шли дожди.

Слайд 41

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания 5. Сашенька улыбаясь посмотрела на них и стала заваривать чай (М.Горький). 6. Остановив Власову он одним дыханием и не ожидая ответов закидал ее текучими и сухими фразами (М.Г.). 7. Батареи медным строем скачут и гремят и дымясь и дымясь как перед боем фитили горят (Л.). 8. Катер кренясь то вправо то влево прыгал по волнам (Кон.).

Слайд 42

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Уточняющие члены предложения выделяются при произнесении интонацией, а на письме- запятыми. Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии , на морском берегу (М.Г.).

Слайд 43

Условия обособления Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельства места и времени, например: Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы. В море, у самой отмели , поблескивают серебряные сельди (М.Г). На нем (Павле Петровиче) был изящный утренний, в английском вкусе , костюм (Т.). (определение). Перевозчики мерно, враз , взмахивали веслами(Ч.).

Слайд 44

Условия обособления 2. Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть) , а так же слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, В ЧАСТНОСТИ, НАПРИМЕР и др. Дикая коза, или косуля , водится по всему Уссурийскому краю (Прж.). Многие газы, например водород , легче воздуха. Все вокруг, даже пепельница из розовой раковины, говорило о долгой и мирной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Материал  урока  по теме  "Обособленные и утрочняющие члены предложения" в 8 классе  позволяет эффективно обобщить и закрепить ЗУН обучающихся...

Урок русского языка в 8 классе. Уточняющие члены предложения

Урок русского языка в 8 классе. Знакомство с новой темой....

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Работа состоит из 5 вариантов одинаковой степени сложности и проводится после изучения всего материала по обособленным членам предложения в 8 классе. Материал распределён на группы по видам обособлени...

Обобщающий урок по теме " Обособленные и уточняющие члены предложения", 8 класс

Проверка  знаний  теоретического материала по теме....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Данная презентация используется на уроке объяснения нового материала по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Учебник в 2-х частях....

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"

Презентация к уроку русского языка в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...