Урок в 8 классе "Обособленные и уточняющие члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Ахметова Елена Владимировна

 Материал  урока  по теме  "Обособленные и утрочняющие члены предложения" в 8 классе  позволяет эффективно обобщить и закрепить ЗУН обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosoblennye_chleny_predlozheniya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Обособленные и уточняющие   члены предложения» (8 класс)

Цель:   углубить представления учеников об обособлении;

             обобщить и закрепить ЗУН по теме;  развивать пунктуационные навыки ;

             совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями;

             стимулировать переживание  радости взаимодействия с учителем и

             одноклассниками;

             прививать культуру учебного труда, воспитывать у детей любовь к русскому языку;

             толерантное  отношение к себе и к окружающим.

Методические приёмы:   повторение, тренировочные упражнения,

                                              самостоятельная работа.

Межпредметные связи:   связь с информатикой, литературой.

Оборудование: презентация исследовательской работы  творческой

                            группы учащихся, презентация урока, проектор,

                            компьютеры,  тест, карточки, оценочный лист, критерии

                            оценивания, разноцветные сигнальные карточки.

Ход урока:   

Этапы  учебного

занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Организационный

момент

Перед нами громада- русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас ,

Наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его

и изловить чудные законы его.

( Н.В.Гоголь)

Здравствуйте!

Ученики приветствуют учителя. Записывают число   в тетрадях

2. Мотивация и

целеполагание

Учитель предлагает ученикам составить и записать слово, для определения темы и цели урока.( предложения на проекторной доске)

1.Из афоризма возьмите предлог, который указывает на предмет, на который направлено действие.: Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду.

2.Из предложения: « Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.» Возьмите предлог, который указывает на место  и имеет пространственное значение.

3.В предложении в слове с лексическим значением состязаться, сражаться, стремясь победить, добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия  возьмите первую букву: « Жить - это бороться, бороться - это жить.»

4.В предложении: « Лень- наибольшая помеха к развитию наших способностей.» у подлежащего возьмите корень

Ученики составляют, записывают слово,  определяют тему и цель урока.

- обо-

-со-

-б-

-лен-

5. В предложении: « Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателя.» у действительного причастия возьмите окончание.

-Какое слово образовали?

-ие-

Обособление

Задание  ученикам:

« Объясните  смысл понравившегося афоризма.»

Вопрос: «Найдите предложение с обособленным членом. Докажите.

3.Повторение

   и   обобщение

   по теме.

Защита исследовательской работы .

Учитель предлагает  оценить учащимся исследовательскую работу  творческой группы одноклассников по теме « Обособленные члены предложения»

Цель: изучить и сопоставить теоретический материал по теме, используя разные источники;

определить, какое учебное пособие раскрывает данную тему доступно, интересно.    

Учащиеся оценивают значимость  исследования, составляют вопросы к авторам исследования.

Ставят оценки в «Оценочный лист»

(Приложение №2)

 Социализация

Учитель предлагает ученикам обсудить результаты исследования.

Ученики обсуждают результаты исследования, корректируют, записывают.

 «Поединок

  с теорией»

Приложение №1

Учитель   следит за выполнением тестовых заданий, проверяет теоретические знания учащихся по теме.

Учащиеся выполняют тестовые задания в бланке ответа.

 Рефлексия.

«Работа в квадрате»

Приложение №3

Рефлексия.

Учитель предлагает вписать  в квадрат номера предложений, в которых нужна запятая, и обосновать свой ответ.

Ученики сравнивают результаты работы с эталоном, оценивают себя самостоятельно, ставя результат в «Оценочный лист»

Ученики вписывают номера предложений в квадрат и обосновывают свой выбор.

Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».

Лингвистическая разминка

«Я редактор»

Рефлексия.

Учитель предлагает исправить в предложениях речевые ошибки, связанные с употреблением обособленных членов предложения:

Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.

Билеты всегда продают по прибытию автобуса.

Вопреки прогноза, погода изменилась.

Снег хрустит под ногами, оставляя следы.

Пересидев в шалаше, ветер и дождь не утихали.

Снег блестел от лучей и людей, идущих по улице.

Ученики исправляют речевые ошибки и записывают предложения верно.

Сравнивают результат своей работы с эталоном, ставят оценку в  «Оценочный лист»

«Знаки препинания в  графике.»

Приложение №4

Рефлексия

Учитель сообщает, что при построении графика необходимо внимательно прочитать предложения, ответить на вопрос : «Есть или нет в предложениях обособленные члены предложения?», поставить точки напротив ответа и их соединить.

Ученики строят график на листе.

Вопрос ученикам: «На что похож график?

 Почему?»

Ученики  оценивают себя, ставят результат своей работы в «Оценочный лист»

Работа за компьютером

в программе «Семейный наставник».

Рефлексия.

4. Домашнее задание.

Учитель следит за   выполнением  хода работы по теме.

Учитель предлагает на выбор:

1.Написать сочинение-размышление о проблеме отцов и детей, используя афоризмы царя Соломона, применяя обособленные члены предложения.

2. Выписать из художественного текста предложения с обособленными членами, указывая их классификацию.

3. Написать  сочинение на лингвистическую тему : «Роль обособленных и уточняющих членов предложения»

Ученики  самостоятельно определяют  задание.

Результат своей работы отражают в «Оценочном листе»

Ученики выбирают вариант домашнего задания.

5. Подведение итогов.

Учитель  задаёт вопрос: «Какова роль обособленных и уточняющих членов предложения в речи?»

 Учитель просит поднять сигнальные карточки красного цвета тех, кто тему знает на «5», зелёную- на «4», жёлтую – на «3», белую- на «2».

Учитель благодарит учеников за сотрудничество на уроке и просит сдать оценочные листы.

Ученики отвечают на вопрос, поднимают сигнальные карточки и сдают оценочные листы.

Приложение №1

Тест «Поединок с теорией»

Дополните часть высказывания.

  1. ____________________________- один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания.
  2. Обособляются согласованные определения, стоящие …………………………………………

………………………………………………………………………………………………………….

  1. Определения, выраженное причастным оборотом, называется

а) согласованным;

б) несогласованным;

4. Приложение обособляется  при личных местоимениях?

а) да

б) нет

5. В предложении  Я ничего не слышал кроме шума дождя.

а) обособленное дополнение;

б) обособленное обстоятельство;

6. В состав обособленного обстоятельства входят

а) одиночное деепричастие;

б) деепричастный оборот;

в) наречие;

г) фразеологизмы, в составе которых есть слова, сохраняющие форму деепричастий;

д) обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами.

7. Уточняющими называют те члены предложения, которые …………………….другие.

а) поясняют;

б) заменяют;

в) объединяют.

8. В предложении На горизонте там где только что видно расплывшееся красное пятно вдруг вынырнуло солнце.

а) обособленное обстоятельство;

б) уточняющий член предложения;

В) обособленное приложение.

9. В предложении Поезд согласно расписанию прибыл в пять часов.

а) обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом;

б) обособленное дополнение, выраженное существительным с предлогом.

10. В предложении Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей.

а) обособленное обстоятельство;

б) обособленное дополнение.

11. Одиночные слова молча, сидя, стоя, лёжа, нехотя, не глядя

а) обособляются;

б) не обособляются.

12. Фразеологизмы, в составе которых есть слова, сохраняющие форму деепричастий

а) обособляются;

б) не обособляются.

Приложение №2

Оценочный лист

ученика 8 класса

         __________________________

По теме:

«Обособление.

Обособленные  и уточняющие члены предложения.»

    Этапы урока

Оценка

ученика

Оценка

учителя

I

Составить слово.

II

Презентация по теме

«Обособленные и уточняющие члены предложения»

III

Конструктор тестов

« Поединок с теорией»

IV

Работа в квадрате.

V

Мини-диктант с взаимопроверкой.

VI

Лингвистическая разминка « Я редактор»

VII

Знаки препинания в графике.

VIII

«Семейный наставник»

Тесты.

IX

Подведение итогов.

Приложение №3

Работа в квадрате. Эталон.

Выпишите в квадрат номера предложений, в которых нужна запятая (запятые).  Обоснуйте свой ответ .

  1. Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало…
  2.  Волны несутся , гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

  1. Лил дождь косой. крупный , бьющий в лицо.
  2. Луна как бледное пятно.
  3. Недалеко от дома, обнесённого оградой ,раскинулся старинный парк.
  4. Не рекомендуется  читать лёжа.
  5. Леса ,несмотря на тропический зной ,не отличались тропической пышностью.
  6. Лексика – это все слова языка, то есть словарный состав языка.
  7. В ней, вместо прежней доверчивости, появилось замешательство.

10.Речка.  вследствие таяния снега, вышла из берегов.

11. Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре

      версты.

12. Поднимавшийся от реки туман постепенно исчезал под

      лучами солнца.

1( обсоб.опред)

2 (обособ. обстоятельство

3 ( об. опред.)

5 ( обос. опред.)

7 ( обособ. обст)

8 ( уточн.)

9 ( обосб. дополнение)

  10 ( обособ.

обстоятельство)

Приложение №4

Знаки препинания в графике. Эталон.

На графике точками отметьте, в каких предложениях есть обособленные члены предложения, а в каких отсутствуют. Соедините эти точки. Что у вас получится?

  1. Он шутя справился с трудной задачей.
  2. Состав, согласно указанию диспетчера,  был подан на первый путь.
  3. Подплывавшую к мосткам лодку встречал кот-рыболов.
  4. Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.
  5. Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец.
  6. Рассказ очень понравился мне,  за исключением некоторых деталей.
  7. Он работал на поле спустя рукава.
  8. Рано-раненько,  до зорьки, в ледоход, собирала я хорошего в поход.
  9. Ленивый сидя спит.

10.  Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай.  

 

    Да

    Нет

   

                  1         2      3       4      5       6       7       8       9      10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Обособление уточняющих членов предложения"

урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения" (2ч)...

УРОК-ЗАЧЁТ. ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС)

Помещаемый материал можно использовать на уроке обобщения и систематизации знаний по теме...

Урок на тему "Обособление уточняющих членов предложения" в 8 классе

Урок изучения нового материала. Представлены разные виды работы: коллективная, самостоятельная, групповая. Используются разноуровневые задания....

Открытый урок по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"

Урок закрепления и получения новых знаний научит восьмиклассников конструировать и составлять предложения с уточняющими членами предложения....

Система уроков по теме "Обособление уточняющих членов предложения" .

Система уроков русского языка в 8 классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения" рассчитана для учащихся с ОВЗ (вариант 7.2). Разработки уроков содержат различные виды практ...

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....