Подготовка к ГИА
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Комарова Татьяна Михайловна

Чтобы каждый учащийся смог качественно подготовиться к ГИА, должен знать критерии оценивания изложения:

Содержание изложения,  качество сжатия исходного текста, смысловая цельность, логичность и последовательность изложения исходного текста, критерии оценки грамотности экзаменуемого. Поэтому предлагается учителям рекомендации по изучению тем по русскому языку, вызывающих всегда затруднения при изучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podgotovka_k_gia.zip145.13 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.

2. Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).

3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.

4.Правильно употреблять личные местоимения.

5.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б)снять логическое противоречие; в)исправить неточное употребление слова.

Как показывает опыт работы словесников, памятка полезна и при обучении сжатому изложению.

Учителя русской словесности республики создают свои системы подготовки учащихся к успешному выполнению заданий ГИА, позволяющие учитывать как уровень владения русским языком школьниками конкретного общеобразовательного учреждения, муниципального района в целом, так и индивидуальный уровень каждого.

Покажем систему работы по подготовке девятиклассников к ГИА по русскому языку, разработанную методистом управления образования исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ Л.С. Сайфуллиной и руководителем творческой группы учителей русского языка и литературы О.З. Кабановой.

Написание сжатого изложения

Задание С1 подразумевает написание выпускниками 9-го класса сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если:

1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;

2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;

3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Основные способы сжатия текста:


Исключение: 

• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);

• предложений с описаниями и рассуждениями;

• повторов;

• одного или нескольких синонимов.

Обобщение:

• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)

• образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Упрощение:

• разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

• замена сложноподчинённого предложения простым.

• перевод диалога или прямой речи в косвенную;

• замена фрагмента текста синонимичным выражением.

• формулирование мысли своими словами.

Рассмотрим использование различных приемов сжатия на конкретных примерах.

Текст 1.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.
Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

«Запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается с прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму долго призывали, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово.

(По В. Пескову)

Сначала выделим в тексте микротемы. Их четыре:

1) Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины..

2) Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

3) Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.

4) «Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.

Исходный текст

Сжатый текст

Использованный прием сжатия

1.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают горестные картины.

• Замена фрагмента текста (доставшееся нам наследство) местоимением (его);

• Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой);

• Исключение синонима (грустные);

• Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений)

2.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.

• Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением);

• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..);

• Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);

• Исключение фрагментов предложения и переформулирование мысли своими словами.

3.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте.
Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, конкретными мастерами.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!
Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.

• Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;

• Исключение предложения, содержащего второстепенные факты

Написание сочинения – рассуждения

Задание С2 предполагает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) или тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2).

Сочинения - рассуждения на лингвистическую тему

При оценке варианта С2.1 в критериях С1К1 и С1К2 акцент сделан на понимание экзаменуемым языковой теории, сущности языковых единиц и их функций, на умение подкреплять свои рассуждения на лингвистическую тему примерами из исходного текста. Важно отметить, что при оценке данного варианта учитывается разносторонность знаний учащихся (оценка снижается, если ученик назвал лишь одну функцию языковой единицы) и обоснованность суждений (пример должен подтверждать суждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...