Уточняющие и присоединительные члены предложения (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок русского языка в 8 классе по учебнику Львовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utochnyayushchie_i_prisoedinitelnye.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Учебник, по которому работает учитель «Русский язык, 8 класс» С.И.Львова, В.В.Львов

Тема урока: Уточняющие и присоединительные члены предложения

Цель: Сформировать представление об обособлении уточняющих и присоединительных членов предложения.

Задачи:

Обучающие:

  1. Актуализировать знания об обособленных членах предложения, выраженных причастным и деепричастным оборотами;
  2. Сформировать умение расставлять знаки препинания при обособленных уточняющих и присоединительных членах предложения;
  3. Отработать умение находить в тексте обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку;
  2. Формировать потребность и желание говорить и писать правильно;
  3. Формировать интерес к чтению художественных текстов.

Развивающие:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся;
  2. Развивать внимание учащихся;
  3. Обогащать активный словарный запас учеников.

Литература: Русский язык, 8 класс С.И,Львова, В.В.Львов

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент.

2. Опорное повторение.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала.

5. Объяснение домашнего задания.

6. Итог урока

1 минута

7 минут

15 минут

18 минут

2 минуты

2 минуты

Методическое обоснование: данный урок по типу является уроком изучения нового материала. На этапе повторения знаний проводится цифровой распределительный диктант. Он позволяет закрепить полученные ранее знания об обособленных членах предложения. На этапе изучения нового материала ребята записывают предложения с уточняющими и присоединительными членами предложения и комментируют их вместе с учителем. Это позволяет наглядно показать, в каких случаях они обособляются, а в каких нет. Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют задания из учебника, параллельно с этим один из учеников работает у доски и комментирует выполнение задания, что позволяет оценить уровень усвоения нового материала. После чего дается домашнее задание и происходит обобщение по теме урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный этап

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово учителя.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать обособленные члены предложения. Мы подробнее остановимся на уточняющих и присоединительных членах предложения. Откройте свои тетради, запишите дату, вид работы и тему урока «Уточняющие и присоединительные члены предложения.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Образец записи в тетради:

Двадцать седьмое февраля.

Классная работа

Уточняющие и присоединяющие члены предложения.

Опорное повторение

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы проведем распределительный цифровой диктант. Я буду читать предложения, а ваша задача распределить их на 2 столбика, записывать все предложение не нужно, указывайте только его номер. В первый столбик вы запишете номера предложений с причастным оборотом, а во второй столбик с деепричастным. Кто не понял?

Цифровой распределительный диктант.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово учителя.

Сейчас проверим, как вы написали диктант. Обменяйтесь тетрадями. Проверяем, в первом столбике должны быть записаны номера 1, 2, 4, 7. А во втором, соответственно, 3, 5, 6, 8. Поставьте друг другу отметки. 1 ошибка, или ни одной – «5», 2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», больше трех ошибок – «2».

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо

Образец записи в тетради:

1                             3

2                             5

4                             6

7                             8

Языковой материал:

1. Я увидела кота, лакающего молоко из миски.

2. На дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.

3. Она ушла, не закрыв за собой дверь.

4. В небо поднимался самолет, улетающий в другую сторону.

5. Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

6. Мальчик, убирая в своей комнате, нашел огромное количество вещей.

7. На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.

8. Гусь, увидя детей, улетел.

Изучение нового материала

Метод, прием: слово учителя, ведущее.

Теперь мы можем перейти к изучению новой темы урока. Посмотрите на первое предложение, написанное на доске. Что в этом предложении интересного? Правильно, уточняющее определение. Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово.

Давайте теперь сформулируем определение уточняющих членов предложения. Уточняющие члены предложения – это такие члены предложения, которые конкретизируют и поясняют значение других членов предложения.  

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

 У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Такой член предложения называется уточняемым. Давайте найдем в нашем предложении уточняемое слово. Ребята, уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. Ребята, давайте теперь определим каким членом предложения является уточняющее и уточняемое слова?

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Сейчас разберем второе предложение, написанное на доске. Запишите его себе в тетради. Давайте найдем здесь уточняющий член предложения. Какой это член предложения? Верно, это уточняющее обстоятельство. Почему уточняются именно обстоятельства?

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово.

Чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени, потому что в предложении они могут быть обозначены очень неопределенно и именно поэтому они нуждаются в конкретизации и переходе от более широкого значения к узкому.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Теперь перейдем к присоединительным членам предложения. Запишите третье предложение. Давайте найдем здесь присоединительный член предложения. Чаще всего такие члены предложения присоединяются с помощью присоединительных союзов, как в нашем примере, или с помощью присоединительных частиц.

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово.

Присоединительные члены предложения содержат дополнительные к основному высказыванию сообщения и возникают как попутное замечание.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Нужно отметить, что уточняющие и присоединительные члены предложения на письме могут выделяться не только запятыми, но и тире, и скобками.

Как и во всех правилах, здесь тоже есть исключения. Запятыми не обособляются уточняющие члены предложения со словами вернее, точнее, скорее. Давайте запишем предложение со словом вернее. Разберем его. В этом предложении мы не будем обособлять уточняющий член предложения. Но здесь есть небольшой нюанс, так как слово вернее здесь используется в качестве вводного, мы будем обособлять запятыми только это слово.

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя.

Ребята, давайте теперь обобщим сказанное. На письме мы выделяем запятыми уточняющие и присоединительные члены предложения, кроме уточняющих членов предложения, со словами вернее, точнее, скорее. Кроме запятых уточняющие и присоединительные члены предложения на письме можно выделять при помощи тире или скобок.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Уточняющие - конкретизирующие, детализирующие.

Уточняемое слово – молодая.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо.

Устные ответы учеников: обстоятельства уточняются, потому что часто они обозначаются неопределенно.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Языковой материал: вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Языковой материал: за рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда.

Языковой материал: пусть эти люди, да и многие другие, запомнят случившееся.

Языковой материал: я исправлю, вернее, уточню материал статьи.

Закрепление изученного материала

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово.

Сейчас, чтобы закрепить изученный материал, мы перейдем к выполнению упражнений.

Откройте учебники на 241 странице, выполним упражнение 419. По очереди будем разбирать предложения у доски. За их выполнение я буду ставить вам отметки.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо

Образец записи:

Там, в глубине одного из небольших дворов, мы облюбовали крошечный флигелек в три комнаты. Казалось, что там, на краю моря, облаков бесконечно много. Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел. Байкал славен и свят другим – своей чудесной, животворной силой. Задача, поставленная перед нами, была трудной – до рассвета дойти до леса. То был приятный, благородный, короткий вызов, или картель. По всей ширине реки торчали в разных направлениях льдины, или торосья. В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь.

Объяснение домашнего задания.

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово.

Прежде чем начать выполнение следующего упражнения, давайте запишем домашнее задание. Вашим заданием будет 421 упражнение. Откройте дневники и запишите задание. Теперь прочитайте упражнение. Есть ли у вас вопросы по выполнению этого задания?

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо.

Закрепление изученного материала

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово.

Следующее упражнение, которое мы выполним, 423. Выполняем его самостоятельно. Кто закончит выполнение этого упражнения может переходить к 424 упражнению.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное). Письмо.

Образец записи 423 упражнения:

Утром, часов в шесть, мы отправились на рыбалку. Зимой, в конце декабря, все готовились к Новому Году. Недалеко, напротив парка, дети играли в жмурки. Чибисы, или пигалицы, сидели на ветке березы. Пинг-понг, то есть настольный теннис, был моим любимым видом спорта. Бегемот, или гиппопотам, большую часть времени проводит в воде. Всевозможные птицы, особенно воробьи, чирикают с утра до вечера. Тепло, даже жарко, сегодня на улице.

Образец записи 424 упражнения:

Миша сидел в спальне, возле зеркала, и пристально вглядывался в свое отражение. Осенью, в сентябре, Маша уснула на уроке. Красивый, дымчатого цвета, кот сидел с мышкой в зубах. Маленького ребенка нашли в огороде, в капусте.

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с уточняющими и присоединительными членами предложения. Пришли к выводу, что чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени. Кроме того, мы выяснили в каких случаях они выделяются на письме, а в каких нет. Спасибо за урок.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа для 11 класса "Пунктуация при обособленных , уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложениях"

Контрольная работа рассчитана на закрепление материала "Пунктуация при обособленных, пррисоединительных, пояснительных и уточняющих членах предложения" в рамках подготовки к ЕГЭ. Последние три задания...

Обобщающий урок по теме " Обособленные и уточняющие члены предложения", 8 класс

Проверка  знаний  теоретического материала по теме....

УРОК-ЗАЧЁТ. ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС)

Помещаемый материал можно использовать на уроке обобщения и систематизации знаний по теме...

Карточка для проверочной работы по теме «Уточняющие члены предложения» (8 класс)

Индивидуальная карточка для проверочной работы по теме «Уточняющие члены предложения» по предмету русский язык для 8 класса....

Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"

Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"...