Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Савельева Татьяна Алексеевна

Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"

Цели урока:

  1. Повторение и обобщение знаний об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.
  2. Формирование навыков грамотного пунктуационного их оформления в письменной речи.
  3. Подготовка к ЕГЭ.

Круг рассматриваемых вопросов: понятие уточняющих членов предложения; условия обособления уточняющих членов предложения; понятие пояснительных членов предложения, условия обособления пояснительных членов предложения; понятие присоединительных членов предложения, условия обособления присоединительных членов предложения.

Ход урока

I. Опрос по ранее изученным темам.

1. На доске кластер.

От слова «Обособленные» идут стрелки к словам «определение», «приложение», «обстоятельство», «дополнение». Под каждым словом – возможные варианты схем. Затем следует стрелка с вопросами где? где именно? когда? когда именно?

Учащиеся должны составить связный рассказ по кластеру с приведением соответствующих примеров.

2. Тренировочное задание ЕГЭ (А21). (Слайды 2-5 Презентация)

II. Объяснение нового материала.

1. Обращаемся к последней стрелке кластера:

– Что это за вид обособления? (Уточняющие члены предложения)

2. Записываем тему урока. (Слайд 7)

3. Работа с учебником (П.89, стр.303) (Слайд 8)

– Какие члены предложения называются уточняющими?

Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения.

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.

В устной речи выделяются интонационно, на письме – запятыми.

4. Выясняем, какие члены предложения выступают в роли уточняющих? (Слайд 9)

  • Гроза началась вечером, часу в десятом. (обстоятельство времени)
  • Здесь, в столице Монголии, нам пришлось провести месяц. (обстоятельство места)
  • Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх. (обстоятельство образа действия)
  • Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису. (определение)

5. Закрепление.

Упр.434 (7, 8, 10) – с последующей проверкой. (Слайд 10)

6. Какие члены предложения называются пояснительными? (Слайд 11)

Чем различаются уточняющие и пояснительные члены предложения?

Пояснительные члены предложения – слова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название.

Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе.

Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.

Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.

7. Закрепление. (Слайд 12)

  • Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских.
  • Ботаника, то есть наука о растениях, у многих вызывает интерес.
  • Осьминоги, или спруты, – это морские моллюски.
  • В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.

8. Физминутка.

9. Какие члены предложения называются присоединительными? (Слайд 13)

Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения.

Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.

10. Закрепление. Работа по карточкам. (Слайд 14)

Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления.

  1. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.
  2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.
  3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.
  4. Босая она быстро сошла вниз.
  5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.
  6. Остановившись он долго рассматривал след.

                     1, 4       2, 6       3, 5

11. Подготовка к ЕГЭ. Задание В5 (по КИМ) (Слайд 15)

Вариант 11 – стр.108

Вариант 25 – стр.234

73, 3

III. Рефлексия.

(Слайд 16)

Домашнее задание: (Слайд 17)

П.89, выучить теорию (рассказать о случаях постановки тире – на «5»), упр. 434 (1-3), упр.435 (1,3), упр.436 (3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Причастие как член предложения».2017

Тема: Причастие как член предложенияТип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования,  извлекать, анализир...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте

Разработка урока  представлена материалами с художественными  текстами  И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением  Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...