Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Причастие как член предложения».2017
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Тема: Причастие как член предложения

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования,  извлекать, анализировать,  сравнивать,  обобщать , делать выводы;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, ключевые слова).

М/к: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, адекватно  использовать  языковые  средства  для  решения

коммуникативных задач, осуществлять взаимодействие в парах (договариваться о совместной деятельности, производить само- и

взаимоконтроль).

Предметные:

6ЛР: определять синтаксическую роль причастий в предложении и тексте,  устанавливать  сходство  синтаксической  роли

причастий  и прилагательных

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 

Технологическая карта урока русского языка  в 6 классе «Причастие как член предложения».

Тема: Причастие как член предложения

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования,  извлекать, анализировать,  сравнивать,  обобщать , делать выводы;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, ключевые слова).

М/к: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, адекватно  использовать  языковые  средства  для  решения

коммуникативных задач, осуществлять взаимодействие в парах (договариваться о совместной деятельности, производить само- и

взаимоконтроль).

Предметные:

6ЛР: определять синтаксическую роль причастий в предложении и тексте,  устанавливать  сходство  синтаксической  роли

причастий  и прилагательных.

 

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Анализ проверочной работы.

III. Языковая разминка.

–  Прослушайте  текст  (взят  из  «Сборника  диктантов  по  русскому

языку для 5–7-го классов» Е.С. Баровой).

 – Выпишите  из него причастия и прилагательные (в два столбика).

 – Как бы вы озаглавили текст? (Орлы.)

Над  бескрайней  степью,  расстилающейся  до  самого  горизонта, парят орлы. Освещённые ярким солнцем, они кажутся чёрными точками на фоне бездонного неба.

Выжженная солнцем степь представляет собой удивительное зрелище.  От  неё  веет  чем-то  древним,  первобытным.  Орлы,  висящие неподвижно высоко в небе и  только чуть колеблемые потоками воздуха, тоже являются частью этой жизни.

Иногда можно видеть охотящегося орла. С огромной высоты наметившая  жертву  птица  стремительно  падает  на  свою  беззащитную добычу.

Негодующий  читатель  скажет:  «Хищники!  Что  в  них  хорошего?» Но поверьте, орлы великолепны даже в этот момент.

– Как вы различали прилагательные и причастия? (По суффиксам.)

– Определите разряд и время причастий, разряд прилагательных.

– Назовите и объясните орфограммы в словах.

– Что общего у прилагательных и причастий? (Вопрос, окончание.)

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

IV. Введение в тему урока с формулировкой цели урока.

Учитель диктует предложение из упр. 647.

Дом был обит тёсом, но не выкрашен.

– Произведите синтаксический разбор предложения. Составьте его

схему.

Найдите изученные орфограммы в словах. Объясните написания.

Разберите по составу слова обит и выкрашен.

– Какими членами предложения являются краткие причастия?

–  А   какими  ещё  членами  предложения  могут  быть  причастия?

Какие это должны быть причастия? (В полной форме.)

– Сформулируйте и запишите тему урока, определите его цели.

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Работа в парах.

–  Проверьте  ваши  предположения.  Ответьте  на  вопросы  рубрики

«Вспоминаем то,  что  знаем» и  проведите  наблюдение  по заданиям  в

упр. 649. Сделайте вывод о синтаксической роли причастия, подтвердив его примерами.

2. Чтение текста определения.

– Назовите ключевые слова урока.

– Ответьте на вопрос после текста в рамке.

–  Вспомните  определение  причастия,  данное  В.И.  Далем  («часть

речи, причастная глаголу, во образе прилагательного»), и ответьте на

вопрос: почему у причастий и прилагательных одинаковая синтаксическая роль? (У них одинаковые формы.)

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Осуществлять взаимодействие в паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 651 – развивается умение находить в тексте причастия, определять их синтаксическую роль.

Выполняется  самостоятельно.  Синтаксический  разбор  предложения на доске.

Дополнительный материал.

Самостоятельная работа в группах (раздаётся в распечатанном виде).

Задание: подчеркнуть причастия  как  члены  предложения.  Указать  разряд и форму причастия.

Имение  Болдино,  расположенное  в  Нижегородской  губернии,  русские потомственные дворяне Пушкины получили в наследственное владение.

Дед А.С. Пушкина в  Болдине почти не жил. При нём усадьба была

бедной и неустроенной. В 1830 году часть имения от отца досталась Александру Сергеевичу.

Поэт входит в дом. Уже в прихожей он ощущает нежилой запах давно  не  проветривавшихся  комнат.  Скрипят  рассохшиеся  некрашеные половицы. Две белёные печи не растоплены. Небогатая мебель отличается строгостью форм.

Такой  застаёт  Пушкин  болдинскую  усадьбу,  заброшенную  хозяевами.

В этой усадьбе он проведёт неповторимую Болдинскую осень.

Познавательные УУД:

1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

VII.   Итог урока.

–  Представьте  вывод  о  синтаксической  роли  причастия  в  виде

схемы.

          ПОЛНОЕ ПРИЧАСТИЕ                     КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

Жизненная задача (после упр. 652).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

технологическая карта урока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Действительные причастия настоящего времени"...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)

Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания  благодаря ЦОР...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...