Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Твердова Ирина Викторовна
Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных. 2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. 3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности. Задачи урока: 1) дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. 2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине. Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad_v_chislah.rar941.28 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  6 а

Тема  урока:  «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные»

Тип урока:  урок  открытия  новых  знаний

Цели  урока:  

  1. Предметные: способствовать формированию  и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных.
  2. Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать,  обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
  3. Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности.

Задачи урока:   1) дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. 2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине.  Способствовать развитию  умения применять полученные сведения на практике.

Ход  урока:

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1.Организационный  момент

Цель  этапа:  настроить  учащихся  к  учебной  деятельности  на  получение  новых  знаний;  создать  условия  для  мотивации  у  ученика  внутренней  потребности  включения    в  учебный  процесс

2.Актуализация  знаний

Цель  этапа:  предъявить  задания  близкие  жизненному  опыту  детей;  зафиксировать  ситуацию,  демонстрирующую  недостаточность  имеющихся  знаний;  актуализировать   мыслительные  операции,  необходимые  для  проблемного изложения  нового  материала

-Здравствуйте,  ребята!  С  каким  настроением   вы  пришли  сегодня  на  урок? Сегодня мы с вами поговорим о важной теме для каждого из нас, для каждого человека нашей большой многонациональной страны.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие. Но путешествие будет необычным. Это путешествие в прошлое под этот звук метронома.

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  эмоциональный  настрой  наурок

Формируемые  способы деятельности:  проявление  эмоционального  отношения  в  учебно-познавательной  деятельности

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  активное   слушание,  выдвижение  предположений

Формируемые  способы  деятельности:  формулирование  собственных  ожиданий

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые:  слушание  собеседника

Формируемые  способы  деятельности:  построение  понятных  для  собеседника  высказываний

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  активизация  имевшихся  ранее  знаний,  активное  погружение  в  тему

Формируемые  способы  деятельности:  умение  слушать  в  соответствии  с  целевой  установкой,  дополнять,  уточнять  высказанные  мнения

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребности  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности;  слушают  вопросы  учителя,  отвечают  на  вопросы;  осуществляют  актуализацию  личного  жизненного  опыта

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  извлекать  информацию  из  текстов,  выявлять  сущность,  особенности  объектов;  формирование  умения  на  основе  анализа  объектов  делать  выводы,  находить  ответы  на  вопросы

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  взаимодействие  с  учителем  во  время  опроса;  участие  в  коллективном  обсуждении   проблем  и  принятии  решений

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  компетенции  в  общении,  включая  сознательную  ориентацию  учащихся  на  позицию  других  людей  как  партнёров  в  общении  и  совместной  деятельности;  формирование  умения  слушать,  вести  диалог  в  соответствии  с  целями  и  задачами  общения

3.Постановка  учебной задачи

Цель  этапа:

Выявление  места  и  причины  затруднения  и  постановка  цели  деятельности

Слайд 2.  (1941-1945)

- С каким знаменательным событием связаны эти даты?  А какой частью речи они являются в русском языке? Что вы знаете о ней? Прочитайте эти числительные, правильно выговаривая их окончания.

Слайд 3-4.  (22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей

страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки.

Захвату города Ленинграда  отводилось особое место.

Противник хотел захватить побережье Балтийского моря

и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно

прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали

вывозить жителей и расположенные в городе заводы

и фабрики. Блокада Ленинграда — военная блокада

 города немецкими, Финскими, испанскими 

 войсками  во время Великой Отечественной войны.

 Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944.                              872 дня.

- Какие числительные встретились вам здесь? На какой вопрос отвечают эти числительные? (Сколько? Какой?)

Слайд 5-7 . Какая тема  нашего урока? (Количественные и порядковые числительные)  

- А теперь подумайте и ответьте: как  мы сформулируем тему нашего урока?

 Слайд 8

Сейчас вы самостоятельно изучите параграфы 70, 71 на стр.  49, 51.

- О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что мы должны сегодня сделать на уроке?

Цели урока:

  1. Уметь различать разряды порядковых и  количественных числительных,  об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложных прилагательных, в состав которых (первая основа) входит числительное.
  2. Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении

Слайд 9-10

Задание:  2 учащихся работают у доски. Выпишите из данного текста числительные

-Правильно ли ребята выполнили задание? Какие ошибки они могли допустить?

Слайд 11 филькультминутка

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  самостоятельное  определение  цели  урока

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  прогнозировать  предстоящую  работу

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребностей  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  осмысление  темы  нового  материала  и  основных  вопросов,  подлежащих  усвоению

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:

Формирование  уменияучитывать  позицию собеседника,  осуществлять  сотрудничество  с  учителем

Формируемые  способы  деятельности:  формировать  умения  ставить  цель  деятельности

4.Проблемное  изложение  нового  знания

Цель  этапа:

Зафиксировать  причину  затруднения  у  учащихся,   организовать  подводящий  диалог  по  проблемному  объяснению  нового  материала;  организовать  фиксацию  преодоления  затруднения

Слайд 12

Прочитать тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Поставьте к ним вопросы и определите падеж числительных. К какому разряду относятся эти числительные?

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в

 12 часов 30 минут утра 1941

года. Бабушка умерла

25 января в 3 часа дня

1942 года..»

 «Лека умер 12 марта в 8 часов утра

1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля

в 2 часа дня 1942 года».

Работа по учебнику. Стр. 50. Упр. 406.

 (материал для ознакомления)

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  осознание  целей  и  задач  обучения,  восприятие,  осмысление,  запоминание   учебного  материала  и  основных  вопросов

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  слушать  и  понимать  других;  формирование  умения  формулировать  свои  мысли  в  устной  форме;  формирование  умения  работать  в  парах,  группах

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитее  умения  получать  информацию  из  текста  и  строить  сообщение  в  устной  форме;  развитие  умения  проводить  сравнение  изученных  объектов  по  самостоятельно  выделенным основаниям;  

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  осуществлять  познавательную  и  личную  рефлексию

5.Первичное  закрепление    знаний  учащихся

Цель  этапа:

Зафиксировать  алгоритм  определения  падежа количественных и порядковых числительных;  организовать  усвоение  учащимися  нового  материала     ( фронтально  и  в  группах)

Слайд 13

Прочитайте тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Запишите числительные прописью и выделите окончания.

«Дядя Лёша умер 10 мая

в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов

30 минут утра 1942 года».

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  осмысление  темы  нового  материала  и  основных  вопросов,  подлежащих  усвоению;  применение  на  практике  и  последующее  повторение  нового  материала

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  осуществлять  сотрудничество  с  учителем  и  сверстниками

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умения  строить  речевое  высказывание  в  соответствии  с  поставленными  задачами

6.Практическая  работа  с  самопроверкой,  взаимопроверкой  по  эталону  и  проверкой  учителем

Цель  этапа: тренировать  способность  к  самоконтролю,  взаимоконтролю  и  самооценке,  проверить  умение  учащихся  работать  по  алгоритму,  организовать  выявление  и  исправление  допущенных  ошибок

За годы блокады с  8 сентября 1941 года по 27 января 1944

 годы погибло, по разным данным, от 600 тысяч  до 1,5

миллиона человек.

Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов;

остальные 97 % умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда

похоронено на Пискаревском кладбище.

Площадь кладбища составляет 26 га,

длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м.

В длинном ряду могил лежат жертвы блокады,

число которых только на этом кладбище составляет

примерно 500 тыс. человек.

Личностные  УУД

Осуществляемые  действия:  проявление  эмоционального  отношения  и  волевых  усилий  в  учебно-познавательной  деятельности,  запоминание  материала

Формируемые  способы  деятельности:  применение  на   практике  полученных  знаний  и  последующее  повторение

Регулятивные  УУД

Осуществляемые  действия:  самоконтроль  выполнения заданий,  взаимоконтроль  и  внесение  корректив  в  учебно-познавательную  деятельность

Формируемые  способы  деятельности:  планирование  своего   действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  развитие  и  углубление  потребности  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности

Формируемые  способы  деятельности:   умения  структурировать   знания,  построение  логической  цепи  рассуждений

7.Инструктаж  учителя  по  выполнению  домашнего  задания

Цель  этапа:  включить  новый  способ  действий  в  систему  знаний  учащихся,  тренировать  способность  применять  новый  алгоритм  действий

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Найти и записать сочинения-миниатюры, используя числительные на темы: 1) Героизм советских солдат в годы ВОВ; 2) Скольким  героям было присвоено звание Героя Советского Союза во время ВОВ? 3) Показать начало ВОВ в цифрах. 4) Сколько самарских добровольцев ушло  воевать в годы ВОВ

Познавательные  УУД

Осуществляемые  действия:  отработка  алгоритма  по  изученной  теме,  творческая  переработка  изученной  информации,  поиск  в  словарях,  в  сети  Интернет

Формируемые  способы  действия:

Развитие  и  углубление  потребностей  и  мотивов  учебно-познавательной  деятельности,  применение  методов  информационного  поиска

8.  Рефлексия  учебной

деятельности  на уроке

Цель  этапа:  организовать  фиксацию  нового  содержания,  изученного  на  уроке;  фиксацию  степени  соответствия  результатов  деятельности  на  уроке  и  поставленной  цели  в  начале  урока;  организовать  проведение  самооценки  учениками  работы  на  уроке;  по  результатам  анализа  работы  на  уроке  зафиксировать  направления  будущей  деятельности

- Ребята,  какова  была   цель  нашего  сегодняшнего урока? Достигли  мы  этой  цели?  Научились  мы  работать  по  этому  алгоритму?  В  тетради  на  полях  напротив  классной  работы   поставьте  себе  оценку  за  работу  на  уроке.  Если  остались  вопросы  или  есть  трудности  по  данной  теме,  то  на  полях  поставьте  знак  вопроса.

- А  сейчас  выставим  оценки  в  журнал  и  в дневники.

-  На  следующем  уроке  мы  продолжим  работу  по  данной  теме.  Урок  окончен,  до  свидания!  

Коммуникативные  УУД

Осуществляемые  действия:  оценка  и  самооценка  учебной  деятельности,  обобщение  и  систематизация  знаний,  учащиеся  выражают  свои  эмоции  по  поводу  урока

Формируемые  способы  деятельности:  формирование  умений  точно  и  полно  выражать  свои  мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....

Разработка урока по русскому языку по теме «Имя числительное»

Автор: Шевченко Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы в МБОУ "СОШ №3 г.Красноармейска Саратовской области"Описание материала: конспект урока по русскому языку по теме «Имя ч...

Открытый урок по русскому языку "Склонение имен числительных"

Работа представляет собой конспект открытого урока по теме "Склонение имен числительных". Урок разработан для обучающихся НПО по специальности Повар, кондитер....

27.05.2020 МЖКХ1 русский язык Склонение имен числительных

изучить материал, выполнить упражнение...

28.05.2020 МЖКХ1 русский язык правописание имен числительных

изучить материл, выполнить упражнение...

Конспект урока по русскому языку «Повторение имени числительного»

Конспект урока по русскому языку«Повторение имени числительного»...