Особенности русской пунктуации. элективный курс для 11 класса
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Тришкина Дина Николаевна

Программа элективного курса , 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся

11 класса

«Особенности русской пунктуации»

Учитель – Тришкина Дина Николаевна.

Пояснительная записка.

Учебный элективный курс «особенности русской пунктуации»  рассчитан на учащихся 11 класса. Программа составлена по одному из самых трудных, но интересных разделов русского языка «Синтаксис».

Актуальность данной программы обусловлена тем, что даёт возможность овладеть секретами пунктуационной грамотности и достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.

Цель:

Способствовать закреплению знаний основных пунктуационных норм русского литературного языка.

Задачи:

  1. Создать условия, способствующие углублённому изучению синтаксиса.
  2. Формировать умения систематизировать знания о синтаксисе как разделе языка и предложении как единице языка на более высоком уровне.
  3. Развивать интонационно выразительную речь.

Курс рассчитан на 32 часа, посвящён сложным вопросам синтаксиса и пунктуации. Элективный курс дополнит изучение раздела «Сложные предложения», расширит знания учащихся.

Элективный курс дополнен практикумом по пунктуации, теория дана в расширенном объёме в виде консультаций перед практическими работами. Система знаний способствует усилению практической направленности курса.

Элективный курс привлечёт внимание к синтаксическому разбору, что поможет осознанной постановке знаков препинания.

Творческие задания к упражнениям направлены на развитие языковых навыков, мышления и на закрепление знаний по пунктуации. Выполнение творческих заданий - необходимое условие для подготовки к экзаменам. Творческие задания составлены с учётом требований перехода на новую систему проведения итоговой аттестации в 9 классе, а также они подготавливают учащихся 10- 11 классов к ЕГЭ. Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят из художественных произведений современных авторов, что способствует расширению читательского кругозора, развитию интереса к современной литературе.

Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся миром, овладения навыками коллективной деятельности и активного участия в ней каждого. Элективный курс предполагает активную исследовательскую деятельность учащихся, занимательные элементы, проектные задания.

Ожидаемые результаты изучения курса:

  • Утвердиться в готовности и способности к изучению языка на повышенном уровне;
  • Проводить исследовательскую деятельность;
  • В процессе обучения проявить активную жизненную позицию в вопросах использования учащимися языка в разных областях и ситуациях общения.

Содержание программы.

1. Секреты и коварство русской пунктуации. Общие и ситуативные нормы пунктуации в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации.

  1. Назначение пунктуации - « держать текст». ( К. Г. Паустовский) Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.
  2. Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и худо жест венных текстах.
  3. Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.

5. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов.

6 Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных: качеств текста.

7. Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Пристрастие авторов к тем или иным знакам препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.

8. Сложность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом - показатель общей культуры пользователя языка.

Учебно-тематический план

Темы занятий

Форма занятия

Виды деятельности

Формы контроля

Количество часов

1-2

Пунктуационные нормы современного русского языка

Лекция

Вводная лекция с элементами беседы

Проверка конспектов

2

3-4

Основные правила применения знаков препинания в тексте

лекция

Лекция с элементами беседы

Проверка конспектов

2

5-6

Пиши грамотно, говори свободно

Практикум №1

Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

2

7

Стилистические аспекты пунктуации. Знаки препинания в текстах разговорного, официально-делового, научного, художественного стилей.

Лекция

Лекция с элементами беседы

Проверка конспектов. Составление кластеров.

1

8

Знаки препинания в текстах разговорного стиля

Практикум №2

Исследовательская работа в группах с текстами

Защита проектов

1

9

Индивидуальная коррекция грамотности в текстах. Знаки препинания в текстах официально-делового, научного стилей речи.

Практикум №3

Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

Проверка работ, обсуждение результатов.

1

10-11

Знаки препинания в текстах художественного стиля

Практикум №4

Подготовка буклета по выбранной теме

Защита буклета

2

12

Структурный и смысловой принципы пунктуации. Экспрессивный синтаксис.

Лекция.

Лекция с элементами беседы.

Проверка конспектов.

1

13

Экспрессивный синтаксис

Практикум №5

Исследовательская работа в группах с текстами

Проверка работ, обсуждение результатов

1

14-15

Организация учебных диалогов

Практикум №6

Разыгрывание речевых ситуаций. Анализ интонаций и знаков препинания.

Оценка соответствия интонации и знаков препинания.

2

16

Знаки препинания в рекламе.

Лекция

Лекция с элементами беседы

Проверка конспектов

1

17-18

Один день в рекламном агенстве. Создание текстов-миниатюр

Практикум №7

Ролевая игра: заказчик - потребитель

Оценка результатов

2

19-20

Нерегламентированная пунктуация: историческая, авторская

лекция

Лекция с элементами беседы

Проверка конспектов, составление ОК.

2

21

Историческая пунктуация

Практикум №8

Аналитическая беседа с текстами классиков

Определение уровня знаний учащихся через проверку работ

1

22

Концептуально-обусловленная пунктуация

Практикум №9

Работа над проектом

Коллективная оценка результатов

1

23

Авторская пунктуация

Практикум №10

Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов

Определение уровня знаний через проверку работ учащихся

1

24-25

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП.

Практикум №11

Исследовательская работа в группах

Подготовка кластеров

2

26

Выбор знаков препинания в ССК

Лекция

Анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации

Проверка конспектов, составление ОК.

1

27-28

Комбинированные знаки препинания

Лекция

Анализ текста

Определение уровня знаний через проверку работ учащихся

2

29

Погружение в общение

Практикум №12

Анализ речевых ситуаций

Определение уровня знаний через проверку работ

2

30-31

Итоговая контрольная работа

Стилистический, синтаксический, пунктуационный анализ текста повышенной трудности

Проверка контрольных работ

2

32

Итоговое занятие. Круглый стол.

Анализ контрольной работы, подведение итогов курса, рекомендации учащимся.

1

32

Список литературы:

  1. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации.-М., Дрофа, 2000
  2. Валгина Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначения.-М., 1979.
  3. Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности: сборник задач и упражнений.- М., Дрофа, 2002.
  4. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка. -М. 2003
  5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. -М.2003
  6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Спрвочник по пунктуации: Управление в русском языке. - М.: Эксмо- Пресс, 1998
  7. Шварцкопф Б. С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование.-М., 1988.

Приложение к практическим занятиям.

Практикум№1

Карточка №1.

Задание:

Проанализировать в полученном тексте пунктуацию по следующим параметрам: принцип, тип знаков, знаки связаны с текстом или с предложением, встречаются ли комплексы знаков , знаки в тексте строго нормативные или отклоняются от норм.

Текс т № 1.

Продавец воздушных шаров.

Весело ребятам бегать на морозце. У входа в оснеженный сад- явление: продавец воздушных шаров. Над ним, втрое больше него, - огромная шуршащая гроздь. Смотрите, дети, как они переливаются и трутся, полные красного, синего, зелёного солнышка Божьего. Красота! Я хочу, дяденька, самый большой. Вот счас тливые ребят а купили шар за целковый, и добрый торговец вытянул его из теснящейся стаи. Погоди, пострел, не хватай, дай отрезать. После чего он снова надел рукавицы, проверил, ладно ли стянут букет шаров верёвкой с ножницами, помог мальчишке, и тот, от толкнувшись пятой, тихо начал подниматься стояком в голубое небо, всё выше и выше, вот уж разноцветная гроздь не более виноградной, а под ним-дымы, позолота, иней Санкт- Петербурга, реставрированного, увы, там и сям по лучшим картинам художников наших.

В. А. Набоков.

Тексты для практикума № 5

Вариант I.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. В предложении 6 И. Селъвинский дал своё определение понятию счастья. Согласны ли вы с ним? Напишите своё рассуждение на тему « Мое представление о счастье »

1. Ведь я сочинитель. Человек, называющий всё по имени, отнимающий аромат у живого цветка. 2. Критика это целеустремлённый, напряжённый мозг искусства. Критика составляет часть искусе тва.З. Луна словно репа, и звёзды фасоль. « Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль! Ещё тебе, мамка, скажу поновей: хорошее дело растить сыновей» 4. Расстояние не помеха ни для смеха ни для вздоха. Удивительно мощное эхо. Очевидно, такая эпоха! 5. Дневные звёзды это чудо, конечно, оно существует на самом деле, оно правда я- то знаю! 6. Быть счастливым это ведь значит не бывать несчас тным.

Вариант II

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

Один из героев А. Куприна полностью доверяет свою жизнь роковому для него числу (см. 1 предложение) А вы согласны с такой позицией? Напишите своё рассуждение на эту тему.

1. « Двадцать семь моё феральное чисо,- думал я несколько минут спустя,- досчитаю до двадцати семи и тогда...» 2. Старший сын не знает равных. Ноги брёвна. Грудь гора. Он один стоит, как лавра, средь мощёного двора. Со двора на раздорожье он выходит как война. У него усы как вожжи, борода что борона. 3. « Искать друзей в будущем удел одиночества»,- сказал Кульков. 4. Мы звёздное племя крылатых людей. 5. Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. Мои нервы натянуты, как провода, между городом Нет и городом Да. 6. Стрелкой несётся остренькая вёрткая рыбёшка, за нею вторая.

Примечание: феральное- роковое число.

Тексты для практикума № 7

Вариант I.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания при однородных и неоднородных определениях

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. В предложении 4 поэт Д. Кедрин перечисляет приметы поздней осени. Вспомните другие известные вам стихи об осени и. напишите сочинение- миниатюру «Осень в стихах русских поэтов ».

1. Белым розовым цветут сады. 2. Эта была длинная плоскодонная тупоносая нанайская лодка.З. Катя и Валька шли рядом на лыжах по тихой озарённой звёздами т айге. 4. Улетают птицы за море, миновало время жатв, на холодном сером мраморе листья желтые лежат. 5. Я люблю твои золотые переменчивые глаза. 6. Потянулась вялая глухая лишенная всякого умственного интереса жизнь. 7. А когда над рекой раздольной наступает заката час, приплывает к нему просмолённый рассекающий синь баркас. 8. По небу неслись быстрые чёрные облака. 9. Лиденькауж видела этого парня, худенького забавного суетливого с большими пламенными глазами под лохматыми бровями.

Вариант II

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания при однородных и неоднородных определениях. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Напишите небольшое сочинение   на тему « Моё любимое стихотворение (книга, фильм, спектакль)

  1. Взмахнув руками, он повернулся на месте и боком повалился в нетронутый ласковый снег.
  2. 2. Был ветреный летний день.З. Глубокая мёртвая затягивающая, как омут, стояла тишина. 4. Какие-то другие противоречивые чувства томили этого странного человека. 5. Он потянулся, сладко позёвывая и щуря свои большие тюленьи глаза, и, повернув голову, стал смотреть, как Федосеич работает.
  1. За кормой развевался просвеченный солнцем бело- сине- красный торговый флаг. 7. По пути нам было целое поле цветущей синей медоносной травы фицелии. 8. Потом сидевший ударил по клавишам, и стало ясно, что у этого музыканта своя особая техника игры. 9. В этих местах растёт густой смешанный лес с преобладанием кедра. 10. Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский тёплый женский глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

Элективный курс, 10 класс, русский язык

Элективный курс, 10 класс, русский язык...

"Нормы русского литературного языка" элективный курс 11 класс

Элективный курс "Культура речи. Нормы русского литературного языка"11 класс рассчитан на 2 учебных часа в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс, РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотнос­ти учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спос...

Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...