Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Михайлова Светлана Петровна

Планируемые образовательные результаты:

                         а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

                         б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;

                         в) умение создавать устный и письменный текст;

                         г) воспитание уважительного отношения к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в 6 классе по теме: «Что такое причастие».

 1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 6

3. Автор учебника: Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. 14-е изд. - М.: 2010.

4. Тема урока: « Что такое причастие ».

5. Тип урока: урок  изучения нового материала.

6. Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками.

7. Задачи: Обучающая: формировать умения отличать причастия от других частей речи, находить их в тексте, образовывать от существительных и глаголов; уметь употреблять в речи;

        Развивающая: развивать внимание, память, формировать исследовательские умения, развивать логическое мышление, речь; умение анализировать, делать выводы;

        Воспитательная: воспитывать собранность, дисциплинированность, вдумчивое отношение к русскому языку.

 8. Методы и приёмы: работа в парах,работа в группах, анализ текста, упражнения на развитие логического мышления.

9. Планируемые образовательные результаты:

                         а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

                         б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;

                         в) умение создавать устный и письменный текст;

                         г) воспитание уважительного отношения к русскому языку.

10. Карту урока составил учитель Михайлова С. П. , учитель русского языка и литературы

Ход урока

Деятельность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ууд

I. Организационный момент

- организация класса. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. Здравствуйте ,ребята, садитесь! Проверим готовность к уроку (ручка, карандаш). 
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. И начнем урок!

Оформление тетради. Записывают дату. Классная работа.

- формирование положительного отношения к учению

Ii. Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность

. Сегодня на урок я принесла мячик. Давайте проведем небольшое наблюдение. Ваша задача сказать ,какой он.(записать на доску слова).

А теперь я буду проводить с мячом действия. Сейчас мяч какой?(летящий, катящийся, упавший,подброшенный)

А сможем ли мы определить, к какой части речи относятся эти слова? Выделите в словах окончания. У какой части речи такие же окончания?

Слушают  учителя.

Фронтальная работа

Отвечают на вопросы

— умение  слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом

— участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

Iii создание проблемной ситуации.

Формирование новых понятий. Постановка проблемы. 
- на какой вопрос отвечают эти слова? 
(какой?) Правильно! Вопрос такой же, как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Летящий мяч. (род, число, падеж) 
- обратите внимание, от каких слов образованы слова (летящий, катящийся, упавший, подброшенный)
(от глаголов) 
-подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам? 
(что делающий? Что делавший?) -признаки каких частей речи мы наблюдаем у этих слов? (прилагательного и глагола) 
- как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Причастие
а о  чём пойдёт сегодня речь на уроке? Правильно! О  причастии!

Индивидуальная работа, работа в парах

Обсуждают(

Какой частью речи являются слова (летящий, катящийся, упавший,подброшенный) (отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета)

Какой?

 который  летит от глагола

 лететь

Суффикса «ящ»

Признак глагола

Что делающий?

 прилагательного и глагола

Какая же это часть речи?

Причастие

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи

— готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

— умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Iv. Постановка учебной задачи.

Итак, какова же тема нашего урока? Запись темы урока. 
- давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: что такое причастие. 

На уроке вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей. Речь пойдет о причастии. Какими могут быть  задачи нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. На уроке мы должны:

-узнать,что такое причастие

-узнать признаки причастия

-узнать , как образуются причастия

-научиться отличать причастие от слов  других частей речи

На столе перед вами лежат листы самоконтроля, в которых записаны задачи нашего урока, по мере решения этих задач ,вы будете на листах  оценивать свою работу. Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий. Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.

Формулируют тему и  задачи урока.

Запись темы урока в тетрадь.

- способность осознавать и оценивать свои мысли и выражать их в речи

— способность вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

V. Осмысление содержания.

Приступим к решению нашей первой задачи.

Что же такое причастие?

 владимир даль так говорил о ней: «часть речи ,причастная к глаголу в образе прилагательного». Ломоносов писал: "сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" 

-какие выводы можно сделать, прочитав эти слова? От каких частей речи образуются причастия? А теперь посмотрим на доску, слова какой части речи должны появиться здесь? (глагола).давайте их запишем:лететь,покатиться,упасть,бросать .обратите внимание на 1 и 2 колонки слов. В каких словах признак постоянный?(в 1 колонке)а в словах 2 колонки признак ,развивающийся во времени,зависит от действия ,поэтому причастие –особая форма глагола ,которая имеет свои особые признаки.- посмотрите на причастия .- чем же еще отличаются причастия от прилагательных?- итак, что мы узнали о причастии? Я хочу рассказать вам сказку ,прослушав её вы должны понять ,с помощью чего образуютс причастия.старый ученый –языковед служил в морфологическом саду. Он выращивал не фрукты и не ягоды, а части речи. Он вывел уже  несколько новых сортов . «может быть  к стволу глагола привить почку прилагательного?,-размышлял  ученый,- только будет ли толк?они ведь так далеки друг от друга.»но сказано- сделано.через несколько лет вырос диковинный плод:не глагол,не прилагательное.и назвали этот плод –причастие.  По этому случаю  в гостях у короля страны морфологии при дворе собрались глаголы и прилагательные. Но начало приема откладывается : королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал-ни одной части речи они на принадлежали.. Стали просить они у короля морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы- добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. И тут выручили прилагательные . Они отдали свои окончания- и всё это они вложили в свой плод. . В результате причастия получили суффиксы, по которым легко их отличить от других частей речи: -ущ- (-ющ-),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-ем-(-ом-),-им-,-енн-, -нн-,-т-. 

Индивидуальная и парная работа

(в одном столбике прилагательные, в другом причастия)    

                 мяч

Розовый                        летящий

Круглый                  падающий

 маленький                прыгающий

Красивый              катящийся

(суффиксами и временем)

(имеют форму наст. И прош. Времени) (образовано от глагола, отвечает на вопрос «что делающий?», изменяется во времени).

Слушают сказку, думают ,как образуются причастия,записывают суффиксы

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

— умение работать в команде

— умение принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Vi открытие нового знания, формулирование правила.

А вот как об этом говорится в учебнике (прочитать определение причастия в учебнике стр.152  4 часть )попробуем вместе сделать вывод и определить  что такое причастие? 
Причастие это: слово, которое обозначает признак предмета по действию, называется причастием.  

1. Это особая форма глагола
2. Которая отвечает на вопросы какой?какая? Какие?что сделавший?что делающий? 
3. Которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и признаки прилагательного  изменяется по(родам, числам, падежам).

4.образуется от глаголов с помощью суффиксов -ущ- 
(-ющ-),-ащ-(-ящ-),-вш-,-ш-,-ем-(-ом-),-им-,-енн-, откройте учебник.прочитайте информационный текст в рамке (про себя) и дополните характеристику.

- какое определение причастию дают авторы учебника?

- что значит «особая форма глагола»?

- какое общее грамматическое значение причастия?

- как изменяется этот признак?

- как выражаются формы времени у причастия? Кто готов нам рассказать правило? (2-3 человека)

Итак , что мы узнали?что такое причастие.


начнем работу с оценочной таблицей.заполняем первую строку. 

Читают текст, анализируют информацию

Проговаривание определения

Т.е образуется от глагола

Обозначает признак предмета по действию

 (во времени)

 (при помощи суффиксов) .работа в паре над формулировкой правила и объясняют друг другу, что такое причастие 

— способность контролировать процесс и результаты деятельности

— читать и слушать, извлекая нужную информацию

Vii. Закрепление материала

У каждой части речи есть признаки. Есть они и у причастия.переходим к следующей задаче - мы должны узнать признаки причастия

 давайте найдем в данных словосочетаниях признаки прилагательного и глагола:,окончание, падеж, род, число, вид, время, возвратность

 причастия глаголы

белеть -белеющий
прочитать -прочитавший
любить -любящая
покорять –покорившаяся

Для чего мы выполняли данное задание? (мы учились находить признаки прилагательного и глагола у причастия)

Оценочный лист
-итак, мы знаем ,что  суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий, давайте  попробуем образовывать  причастия

Играть + -ущ-(-ющ-) = играющий

Лететь + -ащ-(-ящ-) = летящий

Смотреть + -вш- = смотревший

Закрыть + -т- = закрытый

-какие суффиксы использовались?а давайте посмотрим в учебнике,какие еще есть суффиксы.записать их в тетрадь.

-а  скажите вы знаете, как образуются причастия?

Тогда давайте оценим свою работу. Переходим к нашей последней задаче :

Мы знаем что такое причастие, его признаки, суффиксы,значит сможем и находить причастия в тексте и различать их от других частей речи.


1.работа над текстом. 
Давайте прочитаем текст . 
Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид.
«красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег. 

Засыпанные (-засыпать, суф.нн, прош.вр., сов.в) 
сидевший (-сидеть, суф.вш, прош.вр., несов.вид) 
лежащие (-лежать, суф.ащ, наст.вр., несов.вид) сверкающий (- сверкать, суф.ющ, наст.вр., несов.вид) 

Вспомним задачи нашего урока. Что мы сейчас научились делать?

(распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самостоятельно). 

Если вы можете находить причастия в тексте

оцените свою работу в баллах

Тест.
1.подчеркните строку, в которой одни причастия  

А.бежать, писал, писавший,  читает;

Б. Увидевший, замеченный, завязанный, убежавший;

В.желтеющий, беловатый, желтеть,  находил.

2. Найти  причастие

А)  серая мышь

Б.) Летящая птица                                

 в.) Зеленый дуб

2) найти словосочетание «прич. + сущ.»

А)  растаявший снег

Б)   низкие облака

В)  желтая рожь

Кто из вас справился без ошибок.? Молодцы.

Поставьте оценку в оценочный лист

Фронтальная работа

 работа в группе :заполняют таблицу :

Признаки причастия

Признаки прилагательного

Признаки глагола

 имеют окончания

Вид

Изменяются по родам, падежам,числам

Время

Отвечают на вопрос какой,какая,какие?

Возвратность

 согласуются с существительным

 имеют при себе сущ. Или наречие

 

 что делавший,что делающий

 

Работют над текстом. 
Читают текст . 
Выписывают из текста причастия в тетрадь. Определяют, от каких глаголов они образованы. Выделяют суффикс и  обозначают время причастий и вид.

Учащиеся отвечают устно. 

Вспоминают задачи  урока. Отвечают что  научились делать.оценивают свою работу. Работают с тестом.

- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи

 — готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

-способность принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

-умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

— способность вносить необходимые коррективы в действия после его завершения

— умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

— участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

Viii. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Я рада, что у вас все получается!  
 Ребята, сегодня на уроке вы проделали большую работу. Молодцы!


продолжите фразу: 
задача нашего сегодняшнего урока была.... 
Узнать: что такое причастие

-узнать признаки причастия

-узнать как образуются причастия
-научиться находить причастия в тексте .

Как, по- вашему ,мы с ней справились? Что узнали? Чему научились?
-довольны ли вы своей работой? Было трудно? А интересно ли было вам на уроке?

 работа каждого из вас будет оценена по достоинству,когда вы сдадите оценочные листы  

итоги по оценочной таблице: кто из вас справился со всеми задачами? А у тебя сколько плюсов?

Ну а кому это не удалось ,ничего страшного. Мы еще будем учиться и вы обязательно справитесь.
-а теперь самое главное.  Оценки .

Дают ответы, делятся впечатлениями.

- способность оценивать свою деятельность

 — осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Ix. Домашнее задание.

 выучить параграф 34,упр 392 или мини сочинение «зимний лес» с использованием причастий.

Записывают дз в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Повторение изученного по теме «Причастие».

Данный урок поможет учащимся применять на практике орфографические и пунктуационные правила, определять роль причастий в художественном тексте....

Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР. Тема: В труде - красота человека.

Конспект интегрированного урока русского языка и ОДНКР в 5 классе по теме "В труде - красота человека....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Что такое причастие».

1.Предмет:  русский язык2.Класс: 63. Автор учебника: Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. 14-е изд. - М.: 2015.4. Тема урока: "Причастие".5. Тип урока: урок  откр...

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...