Технологическая карта "Морфемный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока в 5 классе "Морфемный разбор слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfemnyy_razbor_slova.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Тема

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Цель урока

Познакомить  с порядком устного и письменного морфемного разбора слова, научить проводить морфемный разбор слова, формировать навык выделения значимых частей слова.

Планируемый результат

 Предметные: знать порядок морфемного разбора слова, уметь производить морфемный разбор слова.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Морфемный разбор слова.

Ресурсы:

Учебник, презентация, диск.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная,  в группах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

СЛОВАРЬ

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

 В его столбцах мерцают искры чувства.

 В подвалы слов не раз сойдет искусство,

 Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать.

 Они дались недаром человеку.

 Читаю: «Век. От века. Вековать.

 Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

 В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

 Нет, не словарь лежит передо мной,

 А древняя рассыпанная повесть.

- О чем говорится в стихотворении С.Я. Маршака?

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний

Помни при разборе слова:

 Окончанье и основу

 Первым делом находи.

 После корня будет суффикс,

 А приставка – впереди.

- С каким разбором мы сегодня познакомимся?

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

Игра «Составь слово»

Корень тот же, что и в слове сказка,

 Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

 Приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

 Корень мой находится в цене,

 В очерке найди приставку мне,

 Суффикс мой в тетрадке все встречали,

 Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

 Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,

 Приставку - в слове выписать,

 Корень – в слове преподносить. (Выносливый)

Корень тот же, что и в слове именной,

 Один суффикс, как в слове дружина,

 Другой – как в слове высотник. (Именинник)

- Для чего нужны значимые части слова?

- Есть книга К.И. Чуковского «От двух до пяти». В ней собраны слова маленьких детей. Объясните значение слов.

Я задверил руку.

Я намакаронился.

Замолоточь этот гвоздик.

То нельзя, это нельзя, а что льзя?

Из трубы дым трубится.

- Для чего нужно знать состав слова? Чтобы правильно образовывать слова.

Физкультминутка:

Раз -  подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Разгадывают шарады, отвечают на вопросы.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.

Построение проекта выхода из затруднения

Знакомство с порядком морфемного разбора на странице 27.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Запишите текст, сделайте морфемный разбор слов.

 Пословица- это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни. В них ценится мастерство народа, его выдумки.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

Выпишите из учебника существительное, прилагательное, глагол, наречие. Сделайте морфемный разбор.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Приведите примеры приставок, суффиксов, назовите их значение.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)

Урок русского языка проводился в 5 классе....

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока в 5 классе «Фонетический разбор слова»

Учебный предмет: русский языкКласс: 5УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.ЛадыженскойТема урока «Фонетический разбор слова»Предполагаемые результаты:предметные - расширение понятийной базы за с...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме" Морфемный разбор слова"

Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова...

Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс

Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Фонетический разбор слова"

Тема «Фонетический разбор слова».Открытый урок в 5 классеЦель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согл...